Научная статья на тему 'Заметки о птицах Северо-Восточного берега Псковского озера'

Заметки о птицах Северо-Восточного берега Псковского озера Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки о птицах Северо-Восточного берега Псковского озера»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1998, Экспресс-выпуск 43: 16-19

Заметки о птицах

северо-восточного берега Псковского озера

А.В.Бардин

Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Поступила в редакцию 10 июля 1998

После прочтения обстоятельной статьи И.В.Ильинского и СЛ.Фетисова (1998) о птицах восточного побережья Псковского оз., написанной по материалам экспедиции 1995 года, мне показалось небезынтересным сопоставить эти современные данные со своими давнишними наблюдениями, сделанными 10-16 июля 1971 на северном берегу этого озера.

10 июля 1971 я совершил переход по маршруту Серёдка — Усадище — Баг-лицы — устье Липенки (заночевал) — Липно — Дуб-Бор (рядом с устьем Чёрной). В последней деревне я базировался 5 дней, совершая экскурсии до дер. Балсово, Теребище и Липно, основное внимание уделив двум безлюдным мысам к югу от дер. Дуб-Бор. (Описание местности — см.: Ильинский, Фетисов 1998.)

Первые впечатления — изобилие уток в обширных зарослях камыша вдоль берега (здесь преобладал не тростник Phragmites australis, а камыш озёрный Scirpus lacustris) и несметное количество скворцов Sturnus vulgaris. Днём скворцы кормились на лугах, вырубках и даже в лесу (как сосновом, так и чёрноольховом), перелетая стаями от нескольких десятков до 100-200 особей. Вечером шумно слетались на ночлег в непролазные заросли ив на берегу. В каждом таком месте проводили ночь тысячи птиц.

Соотношение разных видов уток было таким же, как его описывают И.В.Ильинский и С.А.Фетисов (1998). Преобладали кряква Anas platyrhynchos и хохлатая чернеть Aythya fuligula. Им заметно уступал чирок-трескунок Anas querquedula. Встречалось много выводков всех трёх видов. Нередок был и чирок-свистунок А. сгесса, особенно на небольших речках. Другие виды уток не отмечены.

Примечательно, что в 1971 я ни разу не видел лысуху Fúlica atra, которую коллеги упоминают как "сравнительно многочисленный вид" в 1995 (Там же, с. 45). Чомга Podiceps cristatus и тогда была обычна, местами образуя небольшие колонии. 12 июля в зарослях камыша наткнулся на выводок пуховичков.

Чёрную крачку Chlidonias nigra И.В.Ильинский и С.А.Фетисов характеризуют как самую многочисленную неворобьиную птицу на восточном берегу Псковского оз. В 1971 о ней можно было сказать

1 С Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 43

то же самое. Около дер. Дуб-Бор чёрные крачки гнездились вместе с малыми чайками Larus minutus. Две колонии этих чаек располагались здесь примерно в тех же местах, где их обнаружили коллеги в 1995. У большинства пар были подросшие птенцы. Озёрные чайки Larus ridibundus в этом месте тогда, по-видимому, не гнездились. Из чаек самыми многочисленными были, несомненно, малые. Чайки озёрная и сизая L. canus встречались примерно с равной частотой, но в заметно меньшем числе. Среди озёрных чаек уже были поднявшиеся на крыло молодые. В отличие от коллег, серебристую чайку L. argentatus я вообще не встретил. Кормящихся речных крачек Sterna hirundo приходилось видеть постоянно, но ничто не указывало на их гнездование в этих местах.

Серые цапли Ardea cinerea были обычны, но немногочисленны. Встречались поодиночке, парами и группами по 3-4 особи. Их гнездовой колонии между дер. Дуб-Бор и Липно в 1971 не было.

На моховых и низинных болотах на обследованном участке держалось по крайней мере две пары журавлей Grus grus, которые, по словам местных жителей, здесь ежегодно выводили птенцов.

Коростель Сгех сгех в 1971 был обычен, и его крик слышался во всех подходящих местообитаниях.

Как и в 1995, в 1971 наиболее многочисленной хищной птицей на побережье был болотный лунь Circus aeruginosus. Над колонией малых чаек 12 июля удалось видеть также самца лугового луня С. pygargus (хорошо рассмотрел с очень близкого расстояния).

Каждый раз, выходя на безлюдное побережье, можно было видеть орланов-белохвостов Haliaeetus albicilla. На участке между дер. Дуб-Бор и Липно держалось не менее 4 особей. Они были не пугливы. 13 июля в 1815 взрослый орлан взлетел с берега с крупной рыбой в клюве. Набрав высоту, он переложил ношу из клюва в лапы и улетел вглубь мыса, расположеного к югу от дер. Дуб-Бор. Скопа Pandion haliaetus в 1971 не зарегистрирована.

Вторым после болотного луня по частоте встреч был чеглок Falco subbuteo. Между дер. Дуб-Бор и Липно постоянно встречались не менее 3 пар. Найденное мной гнездо располагалось на одной из редких мощных сосен, растущих среди более молодых на дюне в 300 м от берега. Птицы заняли старое гнездо вороны Corvus cornix, построенное в середине боковой ветви на высоте около 15 м. 13 июля в гнезде находились три маленьких птенца. Отмечены также канюк Buteo buteo и ястреб-перепелятник Accipiter nisus.

Из куликов на берегу и сырых лугах были многочисленны бекас Gallinago gallinago и фифи Tringa glareola, отмечены также черныш Т. ochropus и большой улит Т. nebularia (травника Т. totanus я, в отличие от коллег, не видел).

Из куриных были обычны тетерев Lyrurus tetrix, рябчик Tetrastes bonasia. На моховом болоте 14 июля я поднял выводок белых куропаток Lagopus lagopus (11 подросших молодых).

Как и в 1995, вдоль берега фоновыми видами воробьиных были камышовая овсянка Emberiza schoeniclus и камышевки — барсучок Acrocephalus schoenobaenus и дроздовидная A. arundinaceus (другие виды камышевок не встречались).

Интересно отметить изменение в численном соотношении видов рода Sylvia. В 1995 самой многочисленной славкой была садовая S. borin, ей заметно уступала черноголовая S. atricapilla, изредка встречалась серая S. communis', славка-завирушка S. curruca не отмечена. В 1971 чаще всего встречались славка-черноголовка (особенно по границе чёрноолыианика и бора) и славка-завирушка (в разреженном бору, по опушкам, в кустарниках на сухих лугах). Численность садовой славки была гораздо ниже, чем черноголовой. Серую же славку я вообще не видел. 13 июля в сухом сосновом лесу нашёл гнездо славки-завирушки с 5 птенцами в возрасте примерно 9 сут. Приведу описание этого гнезда как типичного для славок-завирушек в сосновых лесах запада Псковской обл. Гнездо устроено в кусте можжевельника Juniperus communis на высоте около 2 м. Размеры, см: диаметр гнезда 9.5x8.0, высота гнезда 8.5, диаметр лотка 6.2x5.5, глубина лотка 4.5. Гнездо сделано из сухих стебельков злаков (Agrostis ten-ius, Festuca ovina, F. rubra) и сухих веточек вереска Calluna vulgaris. Обод гнезда обильно скреплён растительным пухом и паутиной. Этим материалом гнездо прикреплено к веточкам куста. Лоток выстлан тонкими стеблями злаков и большим количеством ножек спорогониев Polytrichum juniperinum с оторванными коробочками (этот материал очень характерен для гнёзд славок-завирушек). В выстилке найден также длинный конский волос.

По опушкам и кустарникам среди сухих лугов часто встречались жуланы Lanius collurio (не отмечены в 1995). 14 июля встретил два выводка, которых ещё кормили родители.

Из синиц преобладали хохлатая Parus cristatus (в сосновых лесах) и пухляк P. montanus. Наблюдения велись в период послегнездовой дисперсии пухляков, поэтому их можно было видеть повсюду, в том числе и в кустах ив вдоль озера. 14 июля в сосновом лесу с примесью берёзы встретил выводок этих синиц из 7 слётков, ещё получавших корм от родителей. Большая синица P. major и лазоревка Р. caeruleus встречались редко. Несмотря на специальные поиски, не удалось обнаружить здесь болотную гаичку Р. palustris.

Пожалуй, наиболее интересной находкой в 1971 было обнаружение вокруг дер. Дуб-Бор и Теребище поселения канареечного вьюрка Serinus canaria (не менее 6-8 пар). Самцы активно пели. Птицы

придерживались опушек бора или отдельных сосен на сухих лугах и в самих деревнях. Поющего вьюрка я видел также в пос. Серёдка.

Как известно, в 1960-х и 1970-х происходила массовая экспансия канареечного вьюрка в северо-восточном направлении с заселением западных частей Псковской и Ленинградской областей (Маль-чевский, Пукинский 1983). В Ленинградской обл. этот вид впервые обнаружен В.Н.Толстяковым в 1960 около Старого Петергофа. В последующие годы он регулярно отмечался на весеннем пролёте на южном берегу Финского залива (Носков 1965). В 1964 С.В.Шамов (1974) встретил канареечного вьюрка в пос. Усть-Нарва (Нарва-Иыэсуу), расположенном в месте впадения р. Нарова (Нарва) в Финский залив. В 1972 и 1973 он изучал здесь гнездование этого вида, обнаружив ещё одно гнездовое поселение в дер. Венеюола (Венкуле), расположенной в 3 км к востоку на р. Россонь, соединяющей реки Луга и Нарова. В 1976 С.В.Шамов обнаружил поселение канареечного вьюрка в г. Сосновый Бор на берегу Копорской губы Финского залива. В 1971 впервые для Псковской обл. я встретил канареечных вьюрков не только на северном берегу Псковского оз., но и в г. Печоры, недалеко от юго-западного берега этого озера, а в 1973 нашёл там гнездо.

И.В.Ильинский и С.В.Фетисов, посетившие Дуб-Бор в 1995, канареечных вьюрков уже не встретили. В 1990-х я не видел этих птиц и в г. Печоры и его окрестностях, где в конце 1970-х они не представляли редкости. Возможно, в настоящее время вид исчез из этих районов, заселённых им во время последней волны расселения на северо-восток.

Литература

Ильинский И.В., Фетисов С.А. 1998. О видовом составе, характере пребывания и размещении птиц на восточном побережье Псковского озера и в дельте реки Великой летом 1995 года // Проблемы сохранения биоразнообразия Псковской области / ред. С.А.Фетисов, Г.Ю.Конечная. СПб: 34-74. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Носков Г.А. 1965. Опыт использования манных птиц при полевых орнитологических исследованиях // Вестн. Ленингр. ун-та 3: 147-150. Шамов C.B. 1974. О расселении канареечного вьюрка (Serinus canaria) и его экологии на северо-восточной границе ареала: Дипломная работа. Л.: 1-42 (рукопись, архив каф. зоологии позвоночных Санкт-Петербургского ун-та).

Ю OS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.