Научная статья на тему 'Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири'

Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян А.Г.

Автор статьи показывает, какие российские отрасли способны в перспективе стать мировыми лидерами. Большинство из них будет развиваться в Сибири, для чего потребуется на новом уровне использовать опыт комплексного освоения ресурсов и переселения на Восток миллионов людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remarks on Long-Range Strategy of a Socio-Economic Development of Siberia

The author of this article indicates which sectors of the Russian economy may become the world leaders in future. Most of them will be located in Siberia, and in this respect it may be useful to utilize on a recent level an experience of complex utilization of resources and population resettlement to the East.

Текст научной работы на тему «Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири»

Автор статьи показывает, какие российские отрасли способны в перспективе стать мировыми лидерами. Большинство из них будет развиваться в Сибири, для чего потребуется на новом уровне использовать опыт комплексного освоения ресурсов и переселения на Восток миллионов людей.

Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири

А. Г. АГАНБЕГЯН, академик РАН,

Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Москва

Развитие инновационного сектора

Сейчас в России доля в ВВП промышленных инновационных отраслей, т. е. высокотехнологичных, с высокой долей наукоемкой продукции, очень мала - менее 1%. Даже если добавить услуги - науку (менее 1% ВВП, в то время как в развитых странах - 3%), образование (менее 4% против 8-10%), здравоохранение, которое тоже на современном этапе может считаться инновационной отраслью (меньше 5% и 10%, а в США - 16%), информационно-технологические услуги (их доля в ВВП - не более 4-5%), то всё, что можно отнести к инновациям, укладывается в рамки 10-12%, максимум 15% к ВВП.

И какими бы высокими темпами ни развивался этот сектор, за счет этого добиться нормального развития экономики в целом нельзя. Чтобы существенно улучшить жизнь людей, социальные показатели, нужен ежегодный рост валового продукта, как минимум, 6-7%.

В. В. Путин, будучи президентом, провозгласил: «Россия должна войти в число самых развитых стран мира». К таким странам относятся страны «Большой семерки», у которых ВВП на душу населения от 30 до 40 тыс. дол. по паритету покупательной способности. В России в 2008 г. в лучшем случае будет 14 тыс. дол., т. е. в 2,5 раза ниже. Более 70% ВВП в развитых странах - материальные блага и услуги для населения. И поэтому, если в этих странах ВВП в 2,5 раза больше, то и уровень жизни примерно в такой же пропорции выше, если под уровнем жизни понимать материальный достаток.

Но уровень жизни - это еще и состояние образования и здоровья нации, продолжительность жизни, смертность населения, заболеваемость, жилищная обеспеченность, экологические условия, безопасность и др.

В России сейчас отставание от развитых стран по всем этим показателям намного больше, чем по текущему потреблению (кроме образования, где Россия по рейтингу занимает 30-е место в мире): сказываются и стагнация 1970-х годов, и кризис 1990-х. Так, в рейтинге стран мира по ВВП и по реальным доходам на душу населения из 210 стран Россия занимает места между 50 и 60-м, а по жилищной обеспеченности,

по моим подсчетам, - 80-90-е место, по продолжительности жизни и уровню смертности - 100-110-е место. Чтобы преодолеть отставание, необходимы высокие темпы прироста ВВП, причем используемого в социальных целях. Поэтому сейчас нельзя делать упор только на инновационные отрасли в ожидании, когда их доля достигнет 30-40% ВВП, как в развитых странах, и они будут определять темпы и уровень экономического и социального развития. Тем более, невозможно ждать, когда экономика знаний станет главным двигателем вперед нашего развития.

Поэтому, безусловно, надо развивать инновационные технологии, но прежде чем они начнут играть решающую роль в экономическом развитии, России придется пройти этап диверсификации экономики с креном в производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Естественно, возникает вопрос - в чем Россия могла бы быть лидером в мире?

Будущие мировые лидеры

На первом месте среди отраслей, способных в ближайшей перспективе стать мировыми лидерами, - нефтехимия - для ее развития у нас лучшие условия в мире: все виды сырья, дешевая энергия, чтобы из этого сырья производить готовую продукцию. В России обширные пространства, где можно строить колоссальные нефтехимические комплексы. В Европе, США и Японии их строить давно запрещено. А спрос на нефтехимическую продукцию огромный, это сотни тысяч наименований продуктов самых разных назначений - синтетические материалы, волокна, клеи и многое другое. Сейчас уже значительную часть новейших самолетов делают из синтетики. Самые скоростные автомобили типа «Феррари» также имеют синтетический корпус. Синтетика вытесняет металлы, особенно цветные, из всех сфер.

За развитием нефтехимии последует целых набор предприятий, которые будут доводить ее продукцию до готовых изделий. Например, пластмассовые трубы взамен стальных - это целая революция в коммунальном хозяйстве! Рядом колоссальные рынки сбыта - Китай, Япония, вся Европа. И нефтехимия в мире развивается существенно быстрее других отраслей, так как

спрос на ее продукцию стремительно увеличивается из-за огромных экономических и других преимуществ. Так, если самолеты, автомобили становятся легче - меньше расход топлива...

Но пока по масштабам и темпам роста нефтехимии Россия не входит в первую десятку стран, хотя занимает первые места по добыче нефти, по извлечению попутного нефтяного газа, самого ценного нефтехимического сырья. Причем и природный газ у нас есть всякий: не только сеноманский, который состоит сплошь из метана, но в Западной Сибири огромные запасы валанжинского газа, в котором велика доля этана, самого ценного элемента, бутана, пропана. Мы до сих пор около 30 млн м3 попутного газа, который стоит минимум вдвое дороже обычного природного газа, сжигаем в факелах.

Вторая отрасль, где мы могли бы отличиться, - глубокая переработка древесины. Надо ли говорить, что наша страна - первая в мире по лесным ресурсам, причем разнообразным. Где еще есть знаменитая сибирская лиственница? От нее при рубке отлетает топор, она по 200-300 лет в воде лежит и не гниет, она тяжелее воды, поэтому, чтобы ее сплавлять, нужно к ней привязать два бревна из дерева другой породы. Из нее получается уникальная фанера.

Но, к сожалению, на 1000 м3 заготовленной древесины мы изготавливаем втрое меньше конечной продукции, чем США и Канада, ив 5 раз меньше, чем Финляндия и Швеция. Я имею в виду даже не лесохимию, а традиционную продукцию - бумагу, картон, древесно-волокнистые плиты, детали для мебели и строительства, а в целом даже трудно представить бесконечно большую номенклатуру продукции из дерева.

При этом в России лучшие условия для развития глубокой лесопереработки. И не только благодаря сырью и дешевым энергоресурсам. Для глубокой переработки древесины требуется пресная вода, и не так много стран обладают такими водными ресурсами. У нас же великие сибирские реки - Обь, Енисей, Лена - текут среди лесов. Можно производить эту продукцию на десятках блочных заводов, привезенных на платформе по воде, рассчитанных на определенную экономически выгодную лесосеку. Рядом безлесные Китай и Япония - не из Финляндии же туда лесоматериалы возить!

В этих двух отраслях мы можем выйти на первые места в мире. Войти в тройку лидеров, на мой взгляд, мы можем по энерго- и электротехническому машиностроению. Россия -великая энергетическая держава, где исторически всегда были развиты производство электроэнергии, дальняя электропередача. В России самое высокое напряжение дальних передач. У нас есть все виды электростанций: и атомные, и крупнейшие в мире гидростанции, и колоссальные теплостанции. Поэтому всегда требовалось для этого много оборудования, огромные институты разрабатывали новые котлы, генераторы, турбины.

Во многих отраслях, например, в области гидротурбин, нам нет равных. И это не экспериментальные разработки: турбины с лучшими в мире показателями стоят в Братской ГЭС, Саяно-Шушенской ГЭС с высотой плотины 250 м, и т. д.

Конечно, многое растеряно, но даже при всей отсталости нашего энергомашиностроения, потере рынков сбыта, еще не поздно собрать в кулак науку, работающие предприятия.

Так, «Электросила» на 12 лет вперед загружена зарубежными заказами. И фирма «Сименс» много лет боролась, чтобы приобрести часть «Электросилы», естественно, не ради устаревших станков 20-30-летней давности, не ради зданий. Самое важное - это потенциал людей, идеи, конструкторские разработки. Умение производить воспитывается годами. Растерять это легко, а воссоздать - нужны десятилетия, традиции и т. д. У нас они, слава богу, сохранились. Правда, костяк кадров уже в возрасте 50-60 лет, но отрасль начала возрождаться, и эти кадры успеют подготовить себе смену.

И если бы государство существенно поддержало эту отрасль, можно тиражировать такие заводы, как «Электросила», стать одними из лидеров в мире. Сейчас эта продукция поставляется в основном в третьи страны, но часто даже и там проигрываем тендеры. Хотя наша электротехника не хуже по качеству и значительно дешевле. Но тендеры выигрывают американцы или немцы, поскольку наши предприятия, не поддерживаемые государством, требуют предоплату, а конкуренты дают выгодные государственные кредиты, предлагают расплачиваться за оборудование, когда электростанция начнет приносить прибыль. В России вообще нет государственного банка

или страховой компании, которые, как в развитых странах, давали бы от имени государства дешевые кредиты для продвижения на экспорт нашей продукции.

Крупнейшей отраслью в перспективе в России может стать строительство - прежде всего, строительство жилья и социально-культурных объектов, а также объектов инфраструктуры - скоростных железных дорог, аэропортов, морских и речных портов, автомобильных автотрасс и дорог, объектов складского и холодильного хозяйства и др. Здесь мы можем выйти на 3-4-е место в мире, уступив только Китаю, Индии, и соревнуясь с США. Ведь Россия - огромная страна и по численности населения и, особенно, по территории. В 2007 г. было построено 60 млн м2 жилья, или 0,4 м2 на душу. Чтобы решить жилищную проблему и достичь жилищной обеспеченности (с учётом качества жилья) развитых стран в обозримой перспективе, нам надо строить жилья в 2,5-3 раза больше. Более грандиозны перспективные представления о строительстве дорог и других инфраструктурных объектов.

Следующее по важности направление - производство региональных самолетов, а это примерно 15-20% всего мирового парка, десятки миллиардов долларов в год. Россия в содружестве с Украиной способна также стать лидером по производству транспортных самолетов большой грузоподъемности. До сих пор никто не может повторить АН-124 грузоподъемностью 120 т, самолет «Мрия», который берет 240 т. У нас построен завод в Ульяновске, где самолеты с таким гигантским размахом крыльев помещаются в цехах для сборки. Там можно производить эти самолеты, чтобы стать грузоперевозчиками мирового класса. Например, очень выгодна доставка самолетами крупных химических агрегатов, а не тем сложнейшим путем, как сейчас их перевозят, предварительно разрезав.

По региональным самолетам наши конкуренты - бразильцы и канадцы. Неужели потенциала нашей мощнейшей авиапромышленности недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию? Да, мы не можем сейчас конкурировать с «Боингом» или «Эйрбасом» в Европе. Там сконцентрированы ресурсы, которых в стране нет, потому что по экономической мощи мы в 6 раз уступаем США, еще больше наш отрыв от Европы,

которая объединилась для производства таких самолетов. Кроме того, многие заделы потеряны. Но в области региональных самолетов «Суперджет» началось продвижение, и если государство продолжит эту политику с такой же настойчивостью, выделит существенно больше средств, чем сейчас, Россия может занять лидирующее место.

Я рискну назвать еще одну отрасль, где наша страна может стать лидером. Это автомобильная промышленность. Недавно Россия по продажам легковых автомобилей перегнала Германию и вышла на первое место в Европе. Предстоит это сделать и по производству. Только под Ленинградом сейчас ведущие производители («Тойота», «Ниссан», «Сузуки», «Форд», «Дженерал Моторс», «Хёндэ») строят шесть крупнейших автомобильных заводов, затрачивая на первую стадию по 300-500 млн дол. по каждому заводу. И это далеко не все. Строится завод «Фольксваген», «Киа Моторс» запустила две линии в Ижевске. В Калининграде продолжается развитие автопромышленности. В Москве будут выпускать автомобили «Рено», «Пежо», «Ситроен». Россия через 2 года будет производить 1,5 млн легковых автомашин в год. И это только первый этап. Автомобильная промышленность - мощнейший локомотив нашего развития.

Поскольку Россия - страна с колоссальной территорией, нужна гигантская промышленность грузовых автомобилей. Кроме США, никто не может сравниться с нами по масштабам этого производства. Сейчас «ГАЗ» в альянсе с «БелАЗом» создали совместное российско-белорусское объединение. «ГАЗ» развивается довольно динамично. Со временем это будет один их крупнейших в мире концернов по производству грузовых автомобилей разного назначения и профиля.

Правительство России здесь, хоть и с запозданием, проводит правильную политику, заинтересовывая иностранного производителя локализовать большую часть автомобильного производства в стране, не только потому, что здесь дешевле, но и потому, что в противном случае придется платить большие таможенные пошлины за ввоз деталей.

Это резко стимулировало зарубежных производителей. Я думаю, что скоро мы будем делить с Германией 4-5-е место

в мире по производству автомобилей в целом, а по производству грузовых автомобилей выйдем на второе место после США.

Следующий локомотив нашего развития - программное обеспечение (ПО) для компьютеров.

Россия в последние несколько лет сделала большой рывок по офшорному программированию, то есть экспорту ПО в другие страны. В 2007 г. его объем составил 2,6 млрд дол. Это третье место после Индии и Китая. Правда, Индия в 2008 г. или 2009 г. выйдет на уровень 40 млрд дол., но и Россия через 3-5 лет вполне способна выйти на уровень 10 млрд дол. в области ПО. Пока, к сожалению, госльготы по налогам и пошлинам в этой сфере у нас минимальные, несопоставимые с их уровнем в Индии, Ирландии, Израиле.

Среди других отраслей, определяющих наше развитие на будущее, я бы назвал также отрасль космических услуг. Наши ракеты самые дешевые в мире и очень надежные. Есть много перспективных разработок, колоссальный потенциал и в науке, и в конструировании, имеется опыт изготовления.

Пора стать хозяевами недр

Развитие всех этих отраслей будет означать осуществление политики диверсификации нашей экономики, которая позволит слезть с «нефтегазовой иглы». Ведь у нас нет перспектив развиваться дальше за счет роста добычи нефти. В связи с этим возникает вопрос: а надо ли так интенсивно истощать свои ресурсы?

Вот простой расчет. Около 40% объема нашего экспорта занимают нефть и нефтепродукты, более 20% - газ, 15% -черные и цветные металлы. Пусть добыча нефти вырастет на 10% (есть прогнозы, что она уменьшится), газа - на 30% (что, на мой взгляд, сомнительно), производство металла - на 3-5% в год в лучшем случае. Но и внутреннее потребление растет, как и перспективы расширения экспорта. Спрос на черные металлы в длительной тенденции не увеличивается. Перспектив здесь больших нет. Если не будут расти экспортные цены, то в целом сейчас рост экспорта - меньше 2% по физическому объему. И внешняя торговля превратится в тормоз

экономического развития, если мы оставим ту же структуру экспорта. А экспорт - это более 30% валовой продукции России. Если 30% возрастет на 2%, то на сколько же надо увеличить другие отрасли?!

К тому же цены на нефть постоянно не будут расти. Правительства разных стран принимают меры по экономии. Сейчас в мире потребители в массовом порядке пересаживаются на более экономичные по расходу топлива автомобили, «Тойота» и «Ниссан» выпустили сотни тысяч автомобилей с гибридными двигателями. Успешно идут испытания электромобилей, разрабатываются новые батареи. Поэтому в будущем потребление нефти, при экстремально высокой цене на неё, не увеличится.

Кроме того, рост цен приводит к вовлечению в оборот новых месторождений, которые при цене нефти меньше 100 дол. за баррель разрабатывать невыгодно. Так, сейчас начинается разработка самого крупного в мире месторождения нефти в песках Канады.

Заблуждение думать, что Россия очень богата нефтью. Мы в лучшем случае занимаем 6-7-е место по объему разведанных запасов. Но хотя по запасам уступаем Ирану, Ираку, Кувейту, Венесуэле, Канаде, добываем нефти в 4-5 раз больше, чем эти страны. Те же Иран и Ирак могут добывать 500-600 млн т, а добывают только 100. Саудовская Аравия имеет запасы нефти на порядок больше России, а добывает примерно столько же, в отдельные годы - даже меньше. Если сейчас даже 100 млн т дополнительной нефти поступят на мировой рынок, цена её значительно упадет. Поэтому возможны разные сценарии, но ясно одно - не бывает вечного экспоненциального роста. Вспомним известную притчу про шаха и мудреца, который за свои услуги запросил совсем «небольшую» цену: столько зерна, сколько вместится на шахматной доске, если на одну клеточку положить одно зерно, на вторую - две, на третью - четыре и т.д. И оказалось, что во всей стране нет такого количества зерна.

Нам надо стать хозяевами наших недр, нельзя на кого-то надеяться и обольщаться экономическими успехами. Благодаря феноменальному росту цен на нефть в 2000-2007 гг., в страну пришло более 1,5 трлн дол., и они почти наполовину, по

моим подсчетам, определяли наш экономический рост. Если бы цены на нефть не росли, темпы развития не превышали бы 3%, в лучшем случае - 4% в год, и то при экономии на инфраструктуре и социальной сфере.

Новый подход к развитию Сибири

Большинство отраслей, способных вывести Россию в лидеры, - в первую очередь, развитие нефтехимии, глубокая переработка древесины - могут развиваться исключительно в богатой ресурсами Сибири.

В энерго- и электротехнической промышленности бьльшую роль будут играть машиностроительные заводы европейской части страны. Но и в Сибири, и на Урале есть крупные машиностроительные комплексы этого направления, их надо развивать. Потому что наиболее масштабные энергосистемы России в перспективе будут строиться в Сибири - новые ГЭС, крупнейшие конденсационные энергостанции на дешевых канско-ачинских углях и др.

Очень символично, что региональный самолет «Суперджет» создается в Комсомольске-на-Амуре, а не в Казани или Воронеже. Сибирь имеет несколько крупнейших авиационных заводов - знаменитый Иркутский - лидер авиастроения еще с военных времен, в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Три гиганта с огромными возможностями, развитыми школами. Главный космодром России через 10 лет будет на Дальнем Востоке в районе Свободного. Поэтому восточные районы Сибири в связи с новой концепцией экономического развития приобретут второе дыхание за счет перерабатывающих отраслей.

Но наряду с этим не нужно забывать о необходимости поддерживать и развивать энергетический потенциал нашей страны, потенциал великой энергодержавы. Для этого важно не допустить чрезмерного снижения добычи нефти, существенно нарастить экспорт газа. Экспорт нефти, на мой взгляд, будет сокращаться, потому что внутренняя потребность вырастет быстрее, чем ее добыча: последние 3 года так и происходит. И здесь надежды связаны с Восточной Сибирью - это гигантская нефтегазовая провинция, но, увы, не такая большая, как

Западная Сибирь. Там более сложные условия добычи, на больших глубинах и т. д. Но эта провинция будет давать в перспективе 20 лет до 50 млн т нефти. А по некоторым оценкам, со временем и до 100 млн т. И, конечно, несколько сотен миллиардов кубаметров газа в год. Одно Ковыктинское газоконден-сатное месторождение - 70 млрд м3 возможный объем добычи, а там целая серия крупных месторождений.

Другая колоссальная нефтегазовая провинция - это шельф Охотского моря. И перспективные запасы там - не только шельф Сахалина. «Сахалин-1» и «Сахалин-2» - это только начало открытия цепочки месторождений, самые крупные запасы лежат дальше («Сахалин-3», 4, 5 и т.д.). Условия разработки там более сложные, на большей глубине, дальше от берега. Но там тоже может быть создана новая нефтегазовая провинция. Когда я говорю о провинции, я имею в виду добычу в десятки миллионов тонн нефти в год и десятки миллиардов кубометров газа.

При этом очень важно представлять себе масштабы освоения. Чтобы в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе выйти на добычу с 1 млн т в 1964 г. до максимума - 1 млн т нефти в день в конце 1970-х, потребовалось привлечь 1,5 млн чел. В Тюменской области возникли новые города, 300-тысячники, такие как Нижневартовск, построенный на болоте, Сургут, бывший до этого маленьким поселком, в центре которого было картофельное поле, когда я первый раз туда приехал. Даже за Полярным кругом Новый Уренгой - колоссально развился, хоть там и меньше 100 тыс. населения. Салехард, Ханты-Мансийск ныне - города-красавцы.

Для того, чтобы создать новую топливно-энергетическую базу в Восточной Сибири с развитой нефтехимией и газохимией, туда нужно переселить не десятки тысяч, а до 1 млн чел., минимум 0,5 млн чел., создать крупные города по 200 тыс. жителей, провести железные и автомобильные дороги, линии электропередач. Пока там нет путей сообщения, кроме реки Лена, мелководной в верхнем течении. Отсюда - сложные проблемы сезонной доставки грузов и т. д. В безлюдных местах, без инфраструктуры еще можно осваивать добычу алмазов, но бурить тысячи скважин так невозможно в принципе, поскольку необходимо доставить огромные объемы грузов. Освоение ТЭК Западной

Сибири по-настоящему началось, когда железную дорогу проложили до Сургута и Нижневартовска, а затем - до Нового Уренгоя, оттуда - технологическую газпромовскую ветку на Ямбург. Пока все эти тупиковые и недозагруженные ветки не связаны между собой. Но ОАО «РЖД» планирует начать разработку строительства Северо-Сибирской железной дороги, идея которой зародилась еще в советские времена. Новая железная дорога свяжет Нижневартовск через богатые природными ресурсами северные районы Томской области и Красноярского края с Иркутской областью, с прямым выходом на Дальний Восток.

Так же комплексно нужно осваивать Сахалин, но пока мы совершенно не готовы к крупномасштабному освоению его шельфа. Требуется создать всю инфраструктуру, флот, который будет обслуживать эту отрасль, подводные сооружения -трубы, установки и т. д. На берегу нужно создавать инфраструктуру, строить заводы по переработке сжиженного газа и нефти, поскольку главная цель - все же не экспорт сырья.

Новые месторождения газа - также в Сибири и на Дальнем Востоке, кроме крупнейшего Штокмановского месторождения в акватории Баренцева моря (его потенциал - до 70 млрд м3 газа в год). Прежде всего - Ямал и Восточная Сибирь - самые крупные потенциальные районы, каждый из которых может дать по 100-150 млрд м3 газа в год. Для освоения Ямала потребуется железная дорога, на юге нужно создать базу современного промышленного освоения, крупноблочного строительства.

И этот комплекс перерабатывающих и инновационных отраслей, преимущественно развивающихся в Сибири, в сочетании с новыми топливно-энергетическими базами, определит будущее развитие Сибири и Дальнего Востока.

Новое «великое переселение»

Кризис 1990-х годов наиболее сильно ударил по восточным районам - Дальний Восток потерял 1 млн чел. из-за оттока населения. Из Сибири отток меньше, но все равно этот район отстает от европейской части страны по социальному развитию, уровню жизни, инфраструктуре. И в перспективных разработках пока не просматривается стратегии, которая способствовала бы переселению сотен тысяч людей в Сибирь.

Между тем опыт имеется. Возьмите Братско-Усть-Илим-ский территориально-производственный комплекс. До проведения туда железной дороги и до строительства Братской ГЭС в этом огромном районе жили 50 тыс. чел., а сейчас - больше 600 тыс. Захолустьем была и Хакасия до сооружения Саянской ГЭС и огромного современнейшего алюминиевого завода и других предприятий. К сожалению, построили не в таком объеме, как планировалось, но все еще впереди, об этих планах еще вспомнят. Это - район будущего, исключительный по своим природным условиям.

Если привязать эти комплексы к территориям и посмотреть, сколько нужно строителей, чтоб освоить каждый из них, сколько людей, чтобы эксплуатировать, то станет очевидно: в перспективе нужно крупное переселение из европейской части страны, особенно южной ее части. Нужны стройки, какой в свое время, например, была Братская ГЭС, куда считалось честью поехать, студенты-выпускники с соответствующими специальностями подавали заявления, чтобы их взяли. С каким энтузиазмом строился БАМ, где было привлечено более 100 тыс. строителей! В стране был колоссальный опыт осуществления крупнейших стратегических хозяйственных программ. Из программ последнего 50-летия - это создание крупнейшего топливно-энергетического комплекса в Западной Сибири, целой цепочки Ангаро-Енисейских территориальных производственных комплексов. Сейчас формируется Приан-гарский территориально-производственный комплекс в районе, где лучшая древесина, полиметаллические месторождения, природный газ, крупная гидроэнергетика.

В общем, нужна новая государственная политика, нужны общегосударственные программы, учитывающие лучший наш опыт. Эволюционным путем, как сейчас действуем, ничего не произойдет. Люди едут, если создается какое-то очень крупное дело. И таким первоочередным делом может стать освоение Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, создание цепочки нефтехимических и лесоперерабатывающих центров. Надо разработать общегосударственную программу, сделать вдохновляющий план, создать с самого начала приличные условия для жизни молодых людей - с высокой зарплатой, быстрым

карьерным продвижением, организовать специальное обучение - и любой будущий нефтяник, газовик за честь сочтет поехать туда, а не в сложившийся район. Все крупные состоявшиеся люди прошли через такие взлеты своей карьеры - ехали в Сибирь, на Север, другие великие стройки -КАМАЗ, ВАЗ, не хотели оставаться в Москве. Так, кстати, зарождалось и Сибирское отделение Академии наук во главе с М. А. Лаврентьевым. Если же начинать карьеру в Москве, то перспектив особых нет.

Но это вполне понятное стремление молодежи к большим делам сейчас совершенно не эксплуатируется, потому что нет великих крупных строек, нет крупных общегосударственных программ для Сибири.

На мой взгляд, это должны быть программы, в которых присутствует частно-государственное партнерство. Такая программа будущего реализуется в Сочи, где наряду с государственными средствами на взаимовыгодных условиях привлекаются десятки миллиардов долларов частного капитала. В Санкт-Петербурге губернатор В. И. Матвиенко успешно привлекает миллиарды долларов частного капитала под определенные программы.

В Сибири ничего подобного пока нет. Но всем понятно, что невозможно такую колоссальную территорию за Уралом освоить той численностью, которая есть, придется переселить миллионы людей. Надо взять на вооружение опыт создания Комсомольска-на-Амуре, освоения Дальнего Востока, заселения Южного Сахалина после освобождения от японцев, куда было привлечено полмиллиона человек.

С учетом современных реалий, опыта передовых зарубежных стран роль государства в освоении районов колоссальна. Например, в США самым отсталым и бедным регионом, комариным краем, были девять штатов в долине реки Теннеси. Была создана специальная государственная программа освоения долины Теннеси. С привлечением государственных средств, созданием льгот для частного бизнеса стали регулироваться реки, строиться электростанции, орошаться болота, развиваться интенсивно сельское хозяйство. В результате - это процветающий, один из самых богатых районов США.

Бавария также была самым бедным и отсталым районом Германии. Но власти Баварии во главе со Штраусом, при поддержке канцлера Аденауэра и Людвига Эрхарда, который был финансовым министром, вице-канцлером, а потом и канцлером, разработали программу промышленного освоения этого региона. Сейчас Бавария - центр Европы по электронике, автомобильной промышленности, это высокоиндустриальный, самый зажиточный район Германии.

Примеры того, как государство преобразовывало территории, можно приводить без конца. Но такого опыта, как у России, ни у кого нет, потому что нет таких территорий, таких крупных проблем. Россию всегда отличал стратегический подход. Еще до революции Транссибирская магистраль была проведена с дальним прицелом. Еще в те давние годы стал прорабатываться вопрос о строительстве БАМа. Впоследствии советская власть создала первую промышленную зону Сибири - Кузбасс, знаменитую угольно-металлургическую базу первых пятилеток.

Дальнейшие шаги по созданию Ангаро-Енисейского комплекса, Западно-Сибирского нефтегазового района и по многим другим направлениям - это тот путь, который в сочетании с большими современными возможностями позволил стране быстро двигаться вперед.

Когда говорю о современных больших возможностях, я имею в виду и учет глобализации, привлечение иностранного капитала, конечно, не бесконтрольно, под определенным надзором, с обоюдной экономической выгодой. К сожалению, во времена кризиса 1990-х мы хватались за каждую ниточку, задарма отдавали наши богатства, зачастую подписывая навязанные нам отнюдь не выгодные экономические соглашения, как, например, соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Но сейчас совершенно другой этап, Россия выступает в мире совсем с иных позиций, перед ней стоят новые задачи -перейти к развитию на современной научной основе, на базе последних достижений науки и техники. Поэтому здесь роль Сибирского отделения Академии наук, ученых разных специальностей, мне кажется, должна быть очень востребована.

Большое переселение в Сибирь для развития отраслей глубокой переработки, создания новых топливных баз, повлечет за собой существенное развитие образовательных центров. Потому что самое эффективное вложение средств - вложение в человека, в его знания, навыки т. д. И это потребует укрепления, повышения роли сибирской и дальневосточной науки в общем научном потенциале России.

А для того чтобы состоялась целостная программа сдвига на Восток, на мой взгляд, нужно придумать лозунг, который бы вдохновлял, звал вперед.

Наши долгожданные победы - хоккейные и футбольные -вызвали небывалый взрыв спортивных эмоций, родился лозунг - «Россия, вперед!». Почему бы подобные слоганы не использовать и в таком серьезном деле, каким является сдвиг производительных сил и социально-экономической жизни на Восток?!

«ЭКО»-информ

По предварительным данным, в первом полугодии 2008 г. доля бедного населения Новосибирской области (имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума) оставалась достаточно высокой - 17,6%, однако по сравнению с первым полугодием 2007 г. уровень бедности снизился на 3,1%, численность бедного населения уменьшилась на 83 тыс.человек.

По-прежнему наиболее острой социальной проблемой является высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Так, на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,2% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного - 2,1%. Объем денежных доходов, которыми располагали 10% наиболее обеспеченных, в 13,9 раза выше, чем у 10% наименее обеспеченных. Среднедушевой доход в группе с наименьшими доходами составил 2575 руб., а в группе с наибольшими доходами - 35676 руб.

Источник: Новосибирскстат E-mail: oblstat@novosibstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.