Научная статья на тему 'Заметка о пенсионной реформе'

Заметка о пенсионной реформе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметка о пенсионной реформе»

Для пенсионной реформы законом предусмотрен переходный период вплоть до 2006 г. Однако в полную силу она заработает только тогда, когда пенсионерами станут граждане 50-60-х годов рождения. Понимать же суть происходящего можно начинать уже сейчас. Как ни банально звучит, но пенсионная реформа - «дело всенародное»...

Заметка о пенсионной реформе

Е. Ю. ЕЛИЗАРОВА, кор. «ЭКО»

Размер - дело личное

Пенсионные реформы прошли во многих странах мира. По данным Всемирного банка, в течение последующих 35 лет количество жителей Земли старше 60 лет утроится и достигнет 1,4 млрд человек. Основная часть этого прироста придется на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой - там увеличение доли пожилого населения происходит более быстрыми темпами, чем в индустриально развитых державах. Во многом это объясняется снижением уровня рождаемости и улучшением медицинского обслуживания. Продолжительность жизни растет, работающему населению придется содержать все большее число пожилых людей. Значит, общественные расходы на выплаты пенсий будут резко возрастать при каждом следующем поколении пенсионеров, оказывая огромное давление на уже и без того сильно деформированные пенсионные системы.

Приведенные аргументы доказывают определенную несостоятельность существующих систем пенсионного обеспечения, базирующихся на основе немедленного распределения среди пенсионеров средств, поступающих от работающего населения. Лежащий в их основе принцип солидарности поколений успешно работает только при отношении числа пенсионеров к числу работающих не более 1:3.

© ЭКО 2005 г.

114 ЭКО

КЬ ЛЙ

Демографическая ситуация в России такова, что это соотношение сегодня составляет 1:1,4, а лет через 40, при сохранении текущих тенденций, оно будет 1:1.

Значит, личная пенсия должна быть результатом личных усилий по накоплению средств в течение «рабочей» жизни, и только базовые выплаты должны предоставляться государством за счет общих налоговых поступлений.

Суть российских реформ

До недавнего времени все пенсионные отчисления шли в Пенсионный фонд России и использовались для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Изучив опыт становления пенсионных систем в развитых странах, теперь и Российская Федерация строит свою систему по распределительно-накопительному принципу, в отличие от полностью распределительной системы в прошлом. Согласно новому законодательству, уже с начала 2002 г. часть пенсионных отчислений, уплачиваемых работодателем за работника в составе единого социального налога, накапливается на персональном счете работника в Пенсионном фонде Российской Федерации. В ближайшее время произойдет один из самых важных этапов пенсионной реформы - население впервые получит возможность распорядиться собственными пенсионными средствами в рамках накопительной части и тем самым увеличить свою будущую пенсию.

Средства, которые законопослушный работодатель отчисляет в составе единого социального налога Пенсионному фонду (для большинства работников - 28% от размера заработной платы), разделяются Пенсионным фондом на три составляющие: базовую, страховую и накопительную.

Базовая часть направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Страховая часть зависит от возраста и размера заработной платы работника. Она учитывается на условном накопительном индивидуальном счете работника в Пенсионном фонде до наступления пенсионного возраста, а отчисления на нее также идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть фиксируется на специальном индивидуальном счете работника в Пенсионном фонде и используется для инвестирования на рынке ценных бумаг с целью приумножения. Она также зависит от возраста работника и размера заработной платы, как и страховая. Средства накопительной части не могут использоваться на выплату текущих пенсий, они понадобятся в будущем. Когда число работников и пенсионеров сравняется, выплачивать пенсии только за счет взносов будет невозможно. Такой механизм позволит уже сегодня защитить интересы нынешних работников - будущих получателей пенсий.

Самыми важными чертами пенсионной реформы можно назвать открытие индивидуальных счетов каждому работнику, появление накопительной части будущей пенсии и права работника самостоятельно распоряжаться тем, куда инвестировали его накопительную часть. До реформы пенсионными накоплениями работающих распоряжалось исключительно государство в лице Пенсионного фонда. Возможность инвестировать накопительную часть не предполагает физического получения прироста средств до наступления пенсионного возраста. Направления их инвестирования регулируются государством с целью снизить риски уменьшения объема накопленных средств. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученный прирост средств будут возвращены застрахованному лицу в виде пенсии.

Одна из важнейших задач пенсионной реформы состоит в изменении отношения населения к своим пенсиям: от потребительского к более ответственному. Каждый человек должен понимать, что раз он работает и перечисляет налоги государству, то потом вправе рассчитывать на достойную пенсию по старости, соразмерную проценту его отчислений и доходу от инвестирования этих средств управляющими компаниями.

Структура будущей пенсии

Теперь новая трудовая пенсия будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии одинакова для всех пенсионеров. Она не зависит ни от заработка, ни от суммы пенсионных взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности работника. Это - гарантированный государством определенный уровень доходов пенсионера, вне зависимости от того, как сложилась его трудовая деятельность. Размер базовой части будет регулярно индексироваться государством по мере роста цен, и, как обещают министры, будет доведен до уровня прожиточного минимума.

Две другие части пенсии - страховая и накопительная -выплачиваются дополнительно к базовой. Они формируются, когда работодатель перечисляет за работника взносы в Пенсионный фонд. Размер этих частей пенсии уже напрямую зависит от сумм, накопленных к моменту назначения пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии определяется величиной расчетного пенсионного капитала, формируемого из поступающих от работодателя взносов. Для расчета месячного размера прибавки к базовой пенсии нужно сформированный капитал разделить на 228 месяцев (19 лет). Такой срок определен законодательством для расчета пенсий по старости. Эти средства в период формирования пенсионного капитала работника только начисляются (то есть они лишь условно накопительны). Во избежание их обесценивания они будут индексироваться государством в соответствии с ростом уровня заработной платы и инфляции.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется величиной пенсионных накоплений по аналогии с правилами расчета страховой части пенсии. Но эти накопления формируются не только за счет части сумм взносов, уплаченных работодателем и зафиксированных на индивидуальном счете работника в Пенсионном фонде. Их итоговый размер в немалой степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств на рынке ценных бумаг с целью защиты средств от инфляции и получения инвестиционного дохода. Заниматься таким видом деятельности государство поручило профессиональным управляющим компаниям, отобранным на основании результатов кон-

курса со строгими требованиями по надежности, квалификации и опыту работы компаний. Одну из таких компаний и должен выбрать работник, причем это может быть как частная, так и государственная управляющая компания.

Таким образом, каждый гражданин может проявить личный интерес к своей будущей пенсии, а также заинтересованность в полной и своевременной оплате страховых пенсионных взносов работодателем. Полная легализация заработных плат будет увеличивать реальное поступление средств в пенсионную систему по сравнению с дореформенным уровнем и увеличивать не только накопления на личном счете работника, но и выплачиваемый размер базовой пенсии.

Не ранее 2013-го...

Пенсионная реформа предполагает формирование накопительной части для мужчин не старше 1953 г. рождения и для женщин не старше 1957 г. рождения. Эта категория граждан вправе передать свою накопительную часть пенсионного капитала выбранной управляющей компании для инвестирования с целью защиты от инфляции и получения доходов.

Для тех работающих, кто выходит на пенсию ранее 2013 г. и, соответственно, не имеет накопительной части, предусмотрен льготный порядок исчисления размера страховой части пенсии путем деления на меньший ожидаемый период выплат: вместо 228 месяцев в 2002 г. он составил 144, в 2003 г. - 150, а в 2004 г. - 156. Кроме того, у этой категории граждан размер отчислений на финансирование страховой части пенсии самый большой. Следовательно, при отсутствии накопительной части размер прибавки к ежемесячной пенсии по страховой части у данной категории людей будет больше, чем у выходящих на пенсию позднее.

Страховая и накопительная части пенсии учитываются на индивидуальном счете с 1 января 2002 г., однако пенсионные права, приобретенные до начала пенсионной реформы, не утрачиваются. Эти права будут оценены и преобра-

зованы в определенную сумму, которую зачислят на индивидуальный счет. Расчет будет производиться по правилам исчисления трудовых пенсий накануне реформы - исходя из трудового стажа до 1 января 2002 г. и имевшегося уровня заработной платы (см. таблицу). Необходимые сведения из трудовой книжки в Пенсионный фонд предоставляет работодатель или сам гражданин, лично обратившийся за пенсией.

Итак, каждому работнику, на которого распространяется действие обязательного пенсионного страхования, в Пенсионном фонде Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете отражаются сведения о его пенсионных правах: стаже, заработке и уплаченных взносах в страховую и накопительную часть пенсии.

Гражданин, подпадающий под действие пенсионной реформы, вправе раз в год обратиться в Пенсионный фонд для получения выписки со своего лицевого счета. Кроме этого, для облегчения получения информации Пенсионный фонд РФ будет ежегодно, до 1 июля каждого года, рассылать заказным письмом извещения о состоянии каждого счета. Лица, выходящие на пенсию ранее 2013 г. и, соответственно, не имеющие накопительной части, также имеют право на получение выписок.

Данная система вполне открытая: позволяет работнику не только ежегодно следить за состоянием своего пенсионного счета, но и самостоятельно рассчитать прибавку к будущей пенсии. Для этого нужно сумму начисленных взносов и результата индексирования страховой части и сумму накопленных взносов и доход от инвестирования накопительной части разделить на 228 месяцев. Кроме этого, по данным выписки можно проконтролировать, насколько полно и своевременно работодателем уплачиваются взносы в Пенсионный фонд.

Приумножение накопленного

Доверить инвестирование накопительной части граждане могут любой управляющей компании из числа отобранных государством по итогам конкурса, заполнив стандартный бланк заявления. Для того, кто не заполнит такое

к.

о

Размер пенсионных накоплений

Годовой размер зарплаты Мужчины — до 1953 г. Женщины — до 1957 г. Мужчины — с 1953 г. по 1966 г. р. Женщины — с 1957 г. по 1966 г. р. Мужчины, женщины с 1967 г. р.*

Страховая часть Накопительная часть Страховая часть Накопительная часть Страховая часть Накопительная часть

До 100000 руб. 14% 0% 12% 2% 8% 6%

От 100001 руб. до 300000 руб. 14000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 100000 руб. 0% 12000 руб. + 6,8% с суммы, превышающей 100000 руб. 2000 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 100000 руб. 8000 руб. + 4,5% с суммы, превышающей 100000 руб. 6000 руб. + 3,4% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 руб. до 600000 руб. 29800 руб. + 3,95% с суммы, превышающей 300000 руб. 0% 25600 руб. + 3,39% с суммы, превышающей 300000 руб. 4200 руб. + 0,56% с суммы, превышающей 300000 руб. 17000 руб. + 2,26% с суммы, превышающей 300000 руб. 12800 руб. + 1,69% с суммы, превышающей 300000 руб.

Свыше 600000 руб. 41650 руб. 0% 35770 руб. 5880 руб. 23780 руб. 17870 руб.

* Для лиц 1967 г. рождения и моложе ставка 8% и 6% будет применяться с 2006 г. На период 2002-2003 гг. действовали ставки 11% и 3%, 2004 г. - 10% и 4%, 2005 г. - 9% и 5%. Подробную информацию можно получить в федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.

заявление или не успеет в установленные сроки подать его в Пенсионный фонд или уполномоченным лицам, его пенсионные накопления автоматически попадут в государственную управляющую компанию. Инвестиционная декларация государственной компании в лице Внешэкономбанка предполагает размещение накоплений почти исключительно в государственные ценные бумаги. Однако при высокой надежности государственных займов уровень доходности (платы государства в виде процентов за заимствование) часто даже меньше, чем уровень инфляции в стране. С одной стороны, государственная управляющая компания, как и любая другая, должна заботиться о сохранности средств от обесценивания и получения доходности выше уровня инфляции. Но при этом Внешэкономбанк, значительная доля в котором принадлежит государству, представляет еще и его интересы. Банк содействует привлечению выгодных государству (недорогих) заимствований на рынке ценных бумаг для решения проблем с нехваткой средств при исполнении бюджета. Получается определенный конфликт интересов.

Негосударственные управляющие компании по закону не имеют права совмещать собственные и клиентские операции и работают на рынке ценных бумаг исключительно в интересах своих клиентов. Такие компании имеют многолетний опыт доверительного управления средствами клиентов на рыночных условиях и профессиональные команды управляющих. Использование в полном объеме разрешенных государством направлений инвестирования позволяет им вполне продотворно заботиться о приумножении средств пенсионных накоплений в интересах граждан.

Успеть до 31.12. ежегодно

До 31 декабря каждого года граждане могут сделать выбор будущего для своих пенсионных средств. Молчание будет означать согласие с выбором, сделанным в прошлом году.

Чтобы выбрать одну из управляющих компаний, победивших в конкурсе Министерства финансов, необходимо указать в бланке заявления ее название, свою фамилию,

имя, отчество и номер страхового свидетельства. Подать заявление в Пенсионный фонд можно несколькими путями.

^ Лично отнести его в свое территориальное отделение Пенсионного фонда.

^ Заверив заявление у нотариуса, отправить его по почте в свое территориальное отделение Пенсионного фонда.

^ Лично передать заявление уполномоченному Пенсионным фондом лицу (трансфер-агенту).

В любом случае заявление обязательно попадет в централизованную базу данных ПФР.

Трансфер-агентом может быть только банковская организация, имеющая заключенное с Пенсионным фондом России соглашение о взаимном удостоверении подписей. Этим соглашением Пенсионный фонд делегирует трансфер-агенту полномочия по приему заявлений граждан на выбор управляющей компании. Трансфер-агент обязан принимать заявления в любую управляющую компанию, которой доверено управление пенсионными накоплениями, проверять правильность заполнения и в течение 7 дней отправлять эти сведения в ПФР.

В случае подачи одним и тем же гражданином заявления несколько раз Пенсионный фонд примет к рассмотрению то, что пришло первым.

О гарантиях

Контролируют деятельность управляющих компаний Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Пенсионный фонд РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство труда РФ, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, специализированный депозитарий, независимые аудиторы.

Участие в процессе размещения пенсионных средств независимого специализированного депозитария - отдельный мощный уровень защиты. Депозитарий назначается госу-

дарством и выполняет функции хранения, учета и контроля за операциями. Все операции управляющей компании по размещению пенсионных денег в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием. Без согласования никакие сделки невозможны. Таким образом, деньги и приобретенные ценные бумаги всегда остаются у специализированного депозитария, управляющая компания лишь реализует свои профессиональные навыки по выбору инструментов для инвестирования средств граждан, передавших свои пенсионные накопления ей в управление. При такой системе, даже если что-то случится с управляющей компанией, пенсионные накопления по-прежнему останутся в спецдепозитарии и будут переданы другой управляющей компании.

Регулятором и контролером пенсионной системы в России выступает Министерство финансов. В сфере управления и инвестирования на фондовом рынке накопительной части пенсии регулятором является Федеральная служба по финансовым рынкам (преемница прежней Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России). Дополнительный независимый орган контроля - Общественный совет, в который входят представители работников, работодателей и правительства. Общественный совет может создавать экспертные группы для рассмотрения конкретных вопросов пенсионной реформы.

Управляющие компании обязаны регулярно предоставлять финансовую отчетность в ПФР и ФСФР и проходить аудиторские проверки.

Помимо установления перечисленных элементов защиты, государство обязало управляющие компании и спецдепозитарий застраховать свою ответственность за нарушения договоров об оказании услуг, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) своих работников.

Получается, что новая пенсионная система снабжена большим количеством мер по обеспечению сохранности пенсионных накоплений (см. рисунок). Но граждане должны понимать, что все эти меры, направленные на защиту от

Гарантии сохранности накопительной части

мошенничества, не решают проблему сохранения средств от инфляции. Защитой от инфляции может быть лишь передача средств профессиональным управляющим, которые ежедневно следят за переданными им средствами и обеспечивают доходность, превышающую уровень инфляции.

Основные нормативные документы, регламентирующие пенсионную реформу в России

□ Федеральный закон РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г.

□ Федеральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г.

Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г.

Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.

Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. Федеральный закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» № 111-ФЗ от 24 июля 2002 г.

□ Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 56н от 30 июня 2003 г. (регламентирует форму бланка заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и инструкцию по его заполнению и форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета).

При подготовке заметки использованы материалы, предоставленные УК «КИТ Финанс» (Новосибирск), дочерней компанией инвестиционного банка Вэб-инвест Банк.

□ □ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.