Научная статья на тему 'Замещение вакантных профессорских должностей в высших учебных заведениях Украины в ХІХ – начале ХХ вв. : профессиональный и межличностный аспекты'

Замещение вакантных профессорских должностей в высших учебных заведениях Украины в ХІХ – начале ХХ вв. : профессиональный и межличностный аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР / ВАКАНСИЯ / СОВЕТ ФАКУЛЬТЕТА / ПРОБНАЯ ЛЕКЦИЯ / КАФЕДРА / PROFESSOR / SUB DEPARTMENT / VACANCY / DEPARTMENT COUNCIL / TRIAL LECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойленко Александр Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с замещением профессорских вакансий на исторических кафедрах университетов, институтов и лицеев Украины в ХІХ начале ХХ вв. Проводится анализ процедуры избрания, а также влияние профессиональных качеств и межличностных отношений на процесс выборов ординарных профессоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vacant Professorship Filling in Ukrainian Higher Education Institutions in the 19-th-early 20-th centuries: Professional and Interpersonal Aspects

The article discusses the problem associated with the vacant professorship filling at historical sub departments of universities, institutes and schools of Ukraine in the 19-th early 20-th centuries. It delivers the analysis of election procedure, the impact of professional skills and interpersonal relations on the ordinary professor election.

Текст научной работы на тему «Замещение вакантных профессорских должностей в высших учебных заведениях Украины в ХІХ – начале ХХ вв. : профессиональный и межличностный аспекты»

Section 4. History

Из-за многочисленных перебросок заводских табунов и перераспределений конезаводов между республиками, к 1922 г. на Петропавловском государственном конном заводе (переданном с частью территории Омской губернии Киргизской (Казахской) республике), скопилось весьма значительное количество лошадей, кормить которых было нечем. Чтобы разрядить ситуацию, Киргизский Наркомзем распорядился часть лошадей (104 головы) перегнать из Петропавловска в Оренбург, организовал Орский конезавод (к началу февраля 1923 г. сюда прибыл та-

бун из Кустаная), а в 1924 г., когда был восстановлен Михайловский конезавод, перевел сюда из Орска верховой состав» [3].

Таким образом, во время Гражданской войны и первых лет советской власти пропали практически все усилия, предпринимаемые целое столетие по улучшению местных пород лошадей, коневодство Оренбургского края пришло в упадок. Начатая в конце XIX в. селекционная работа завершилась лишь в 1951 г. утверждением кустанайской породы.

Список литературы:

1. Адрес-календарь личного состава служащих в Оренбургской губернии по всем ведомствам на 1884 год/Изд. Оренб. губ. стат. ком. - Оренбург: тип. Б. Бреслина, 1884. - VI, 169 с.

2. Вогак С. Киргизская лошадь//Воен. сб. - 1873. - № 9. - С. 87-100.

3. Годовой отчета Народного Комиссариата земледелия за операционный 1923/24 г. - Оренбург, 1925. - С. 60-62.

4. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 1155. Оп. 1. Д. 2371. Л. 2-3.

5. ГА РФ. Ф. 1155. Оп. 1. Д. 2471.

6. ГА РФ. Ф. 1155. Оп. 1. Д. 3073.

7. Иванин М. И. Описание зимнего похода в Хиву в 1839-1840 г. - СПб. 1874.

8. Кожевников Е. В., Гуревич Д. Я. Отечественное коневодство: история, современность, проблемы. - М., 1990. - С. 50-51.

9. Манснер Ив. Киргизская лошадь, как материал для ремонтирования кавалерии. Степное коневод-ство//Воен. сб. - 1887. - № 6. - С. 229-282.

10. Мердер Ив. О коневодстве в России//Воен. сб. - 1873. - № 12. - С. 290-330.

11. Мурсалимов В. С., Сатыев Б. Х. Башкирская лошадь. - Уфа, 1988. - С. 62.

12. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 199. Оп. 1. Д. 12.

13. Справочная книжка Оренбургской губернии на 1869 год/изд. Оренб. губ. стат. ком. - Оренбург, Б. г. - С. 71.

14. Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 год/изд. Оренб. губ. стат. ком. - Оренбург: [б. и.], [1869]. - [5], 3-70, XV, 31, 29-235, 28, 13, 13-26, 25, 12 с, [2] л, табл.

15. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. - Уфа: Тип. Оренб. губерн. правления, 1859. - 472 с.

16. Экономическая жизнь Южного Урала. - 1920. - № 8/9. - С. 35.

Samoilenko Oleksandr Hrygorovych, Nizhyn Gogol State University, Vice-Principal, Candidate of Historical Sciences, assistant professor

E-mail: sam_alex17@mail.ru

Vacant Professorship Filling in Ukrainian Higher Education Institutions in the 19-th-early 20-th centuries: Professional and Interpersonal Aspects

Abstract: The article discusses the problem associated with the vacant professorship filling at historical sub departments of universities, institutes and schools of Ukraine in the 19-th — early 20-th centuries. It delivers the analysis of election procedure, the impact of professional skills and interpersonal relations on the ordinary professor election.

Keywords: professor, sub department, vacancy, department council, trial lecture

48

Секция 4. История

Самойленко Александр Григорьевич, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя, проректор, кандидат исторических наук, доцент

E-mail: sam_alex17@mail.ru

Замещение вакантных профессорских должностей в высших учебных заведениях Украины в Х1Х — начале ХХ вв.: профессиональный и межличностный аспекты

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с замещением профессорских вакансий на исторических кафедрах университетов, институтов и лицеев Украины в Х1Х — начале ХХ вв. Проводится анализ процедуры избрания, а также влияние профессиональных качеств и межличностных отношений на процесс выборов ординарных профессоров.

Ключевые слова: профессор, кафедра, вакансия, совет факультета, пробная лекция

Крылатая фраза известного автора — «Кадры решают все!», по нашему мнению, наиболее емко и точно выражает потребности общества в квалифицированных работниках во всех сферах его жизнедеятельности. Не составляет исключение и научно-образовательная отрасль, где учитель, преподаватель, профессор играет ключевую роль не только в передаче информации, но и в формировании у слушателей умений и навыков, необходимых для дальнейшей деятельности. Поэтому подбору кадров государство и общество во все времена отводило достаточно пристальное внимания.

В Х1Х в. в Российской империи была разработана целая система подготовки и отбора научных кадров, регламентирован процесс избрания на соответствующие должности и т. п.

Открытие университетов в начале XIX в. заставило правительственные круги решать довольно сложный для того времени вопрос о профессорских кадрах. Согласно «Предварительным правилам народного просвещения» и Уставу университетов преподавателей набирали путем избрания на соответствующую кафедру. Но проблема состояла в том, что не было из кого выбирать. Министр народного просвещения П. Завадовский с разрешения императора Александра I предложил ректорам университетов приглашать на работу профессоров-выходцев из славянских земель, входивших в состав Австрийской империи.

Ректору Харьковского университета И. Рижскому необходимо было согласно Уставу университета 1804 г. набрать 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лекторов, 3 учителей. Кроме этого, в штат входило 12 магистров и 12 кандидатов Педагогического института, который функционировал при университете. Профессора делились на ординарных (защитивших докторские диссертации) и экстраординарных (могли занимать и магистры; согласно Уставу 1885 г. в номен-

клатуре университета они значились как доценты).

7 февраля 1803 г., еще до официального открытия первого в Украине университета были зачислены первые 4 профессора — юрист И. Тимковский, филолог И. Рижский, математик Т. Осиповский, ботаник Ф. А. де ля Винь. Со временем было набрано еще 12 преподавателей. Но штаты и после этого не были заполнены. Ректор университета обратился к зарубежным профессорам. Согласились приехать сербы — физик А. Стойкович и юрист Ф. Филипович. Но и «славянский» путь подбора профессоров не оправдал надежду, и ректор обратился к профессорам французских и немецких вузов. Именно из Германии и были набраны основные научные кадры.

В 1803 г. было привлечено 7 профессоров, 7 адъютантов и 2 учителя, из которых — 8 немцев, 3 француза, 3 русских, 1 украинец и 1 серб. В следующем 1804 г. в коллектив преподавателей влилось еще 9 человек: 2 профессора, 4 адъютанта, 1 лектор и 2 учителя, среди них — 5 немцев, 1 француз, 1 русский, 1 серб и 1 поляк. Всего в университете работало 25 преподавателей, из них 9 профессоров, 11 адъютантов, 1 лектор, 4 учителя [1,151].

Для обеспечения учебного процесса не хватало почти половины преподавателей, из них 17 профессоров.

Близким к Харьковскому университету было формирование кадров в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине, которая начала функционировать в 1820 г. Первым ее директором был доктор права, философии и свободных искусств, профессор В. Кукольник (1820-1821), получивший образование в европейских университетах.

В связи с тем, что Гимназия высших наук — это достаточно уникальное учебное заведение, где обучение проходило 9 лет и распределялось на начальное, гимназическое и высшее образование, в начале

49

Section 4. History

существования были приглашены т. н. «младшие профессора». Это были, как свидетельствует докладная директора попечителю Харьковского учебного округа З. Корнееву, к преподавательской работе были привлечены учителя различных гимназий [2, 224]. В 1821 г. В. Г. Кукольник умер и на его место был назначен известный ученый, магистр словесных наук и философии, доктор медицины и хирургии, ординарный профессор кафедры медицины И. Орлай.

В течение первой половины 1820-х гг. формировался штат преподавателей для чтения предметов для всех категориях классов. Архивные материалы, в частности, ведомость 1825 г. о штате свидетельствует, что в Гимназии были: директор — 1, законоучитель — 1, старших (политических, исторических, физико-математических наук и русской словесности) и младших профессоров — по 4, учителей — 3.

Большинство из них — опытные педагоги, которые хорошо знали свой предмет. Это были выпускники Петербургского и Харьковского университетов и Петербургского Педагогического института. Профессором истории и статистики стал К. Моисеев (1820-1837).

Для того, чтобы директор И. Орлай допустил к работе на кафедре политических наук М. Билевича (в Нежин направлен Министерством профессором немецкой словесности), необходимо было по требованию Министерства сдать соответствующий экзамен. Соискатель обратился к руководству Харьковского университета с просьбой разрешить сдать экзамен по политическим наукам, и успешно справившись с задачей, занял кафедру политических наук.

Профессорами Гимназии был и ряд иностранцев. Некоторые из них имели основательное образование и были хорошо подготовлены. Среди них выделялся воспитанник Львовского и Венского университетов Ф.-И. Зингер, который в Нежине преподавал немецкий словесность. Как вспоминал студент того времени Нестор Кукольник, который со временем стал известным писателем, преподавания предмета Ф. Зингером было настолько захватывающим, что «не прошло и года, как у нового профессора были ученики, которые переводили «Дон Карлоса» и другие драмы Шиллера, а за ним и Гете, Кернера, Виланда, Клоп-штока и всех, которых называли классиками немецкой литературы...» [3, 262].

Таким образом, формирование преподавательского состава в Гимназии проходило тем же путем, что и в университетах, хотя и имело свою специфику. Старшие и младшие профессора не имели степени ма-

гистра или доктора, а профессора-иностранцы преимущественно занимали должности преподавателей иностранных языков.

В каждом из университетов формирование научных и преподавательских кадров проходило по-своему, что зависело от времени их возникновения и условий, в которых происходило становление и функционирование учебного заведения. Так, в Харьковском университете в первое десятилетие штаты формировались за счет профессоров зарубежных университетов, а также подготовки собственным кадрам.

В Университете св. Владимира на начальном этапе его функционирования (1833-1835 гг.) кадровое обеспечение осуществлялось за счет профессоров Волынского лицея, на базе которого был основан университет. Кроме того, штат университета пополнялся и профессорами, переведенными из других университетов. 30-е годы XIX в. — это было уже другое время, когда зарубежных профессоров почти не приглашали на работу в университеты Украины.

Архивные документы и статистические данные свидетельствуют, что в первой половине XIX в. про-фессоров-иностранцев, которые читали исторические дисциплины было не много. Так, в Харьковском университете согласно Уставу 1804 г. на 2 исторических кафедрах (всемирной истории и русской истории) работали доктор философии Кенигсбергского университета Б. Рейт (1804-1813), который читал на латыни курс истории европейских государств и статистику, и преподаватель философии Йенского университета А. Рейниш (1805-1811), который читал на немецком языке другие курсы всемирной истории.

Кроме преподавателей-немцев по кафедре всемирной истории в 1806 г. был избран на должность ординарного профессора всемирной истории, географии и статистики преподаватель истории Парижских центральных школ А. Дегуров, который читал свои учебные дисциплины на французском и латинском языках.

В 1-й пол. XIX в. штат кафедр состоял в основном из одного, редко двух преподавателей, которые обеспечивали чтение того или иного предмета. Согласно Уставу учебных заведений на кафедрах работали профессора ординарные и экстраординарные, адъюнкты, а позже, доценты, лекторы. Например, по Уставу университетов (1804) на словесное отделение выделялось 7 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора. При необходимости или появлении талантливых выпускников количество адъюнктов могло увеличиться

50

Секция 4. История

(§ 26). Этим уставом предусматривались и два профессора: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российской.

Университетский Устав (1835) на первом отделении философского факультета определял 9 профессоров, среди них всемирной и русской истории (п. 11). Кроме того, в Уставе было сказано, что в университете предусматривались лекторы 4-х иностранных языков, а также 4 учителя искусств. О адъюнктах речь не шла. Лишь в п. 76 сказано, что для получения звания адъюнкта требовалось иметь степень магистра, хотя были и отступления от правил. Таким образом, Устав 1835 г. предусматривал в штате кафедр и адъюнктов.

Среди преподавателей кафедры всемирной истории Харьковского университета работали адъюнктами не магистры, Д. Адамович (1812-1819), читавший историю средних веков и новую историю, и И. Сли-вицкий (1838-1842), на кафедре русской истории первым в университете читал курс истории российского государства бывший учитель статистики и географии Воронежского главного народного училища, Г. Успенский, который был избран на должность адъюнкта советом университета в 1807 г. после того, как отказался приехать в Харьков М. Карамзин.

Гавриил Петрович Успенский окончил семинарию в Севске и учительский институт в Петербурге. Работал в Воронежском главном народном училище, где раскрылся его талант. Во время инспекции учебных заведений Воронежской губернии с ним познакомился профессор Харьковского университета И. Тимковский, который способствовал его переводу старшим учителем в Слободско-Украинскую гимназию в Харькове, а в 1807 г. его пригласили читать лекции в университете и присвоили звание адъюнкта (1808 г.). После выхода книги «Опыт повествования о русских Древностях» в 1812 гг. Успенский был назначен на должность экстраординарного профессора и читал лекции по русской истории и русскому праву, а уже в 1813 г. утвержден в должности ординарного профессора. Такое быстрое продвижение по научной и служебной лестнице было возможно только на начальной стадии развития университетского образования.

Нетипичным был путь и профессора Харьковского университета Петра Петровича Гулака-Артемов-ского, который после семинарии продолжил обучение в Киевской духовной академии. По семейным обстоятельствам он оставил учебу и начал работать учителем в польских семьях г. Бердичева. В 1817 г. П. Гулак-Ар-темовский переехал в Харьков и поступил в универ-

ситет, однако он был настолько подготовленным, что его пригласили лектором для преподавания польского языка, а после смерти Г. Успенского поручили читать русскую историю, географию и статистику, хотя он и не имел еще аттестата об окончании университета. В 1821 г. П. Гулак-Артемовский сдал кандидатский, а затем магистерский экзамен и защитил магистерскую диссертацию «О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания последней», получив степень магистра. Через 2 года он был назначен на должность адъюнкта русской истории и статистики. Правда, на начальном этапе его поддерживали попечители Харьковского учебного округа С. Потоцкий и А. Перовский. Именно последний способствовал П. Гулак-Артемовскому получить должность экстраординарного профессора в 1825 г., а через три года и ординарного. Он был также деканом и ректором университета [4, 323].

Во второй половине XIX в. общая картина штатных единиц преподавателей в университетах изменилась в сторону увеличения. В середине XIX в. на факультетах пяти университетов работало 300 профессоров и преподавателей [5, 54], в 1875 г. — 387 [6, 190] и в 1899 г. — 1130 [7, 207]. Подобная динамика наблюдалась и в Харьковском университете: в 1864 г. было 35 преподавателей (28 профессоров, 4 доцента, 2 приват-доцента, 1 внештатный преподаватель), в 1873 г. — 52 преподавателя (37 профессоров, 12 доцентов, 3 приват-доцента), в 1895 г. — 128 преподавателей [8, 160].

Уставом 1884 г. была упразднена должность доцента, поэтому большинство перевели на должность экстраординарного профессора. Практика защиты докторских диссертаций была настолько сложной, что подавляющее большинство профессоров университетов на рубеже Х1Х-ХХ вв. были экстраординарными, имея только магистерскую степень. Как показывает сама система защит диссертации в течение всего XIX в., в университетах Российской империи не было плановой подготовкой квалифицированных кадров, поэтому их постоянно не хватало. Профессорские должности замещались не докторами наук. Были случаи, когда профессору поручалось читать учебные курсы по различным предметам, или привлекались учителя гимназий для чтения лекций.

Статистика штатных единиц показывает, что с 1863 г., согласно университетскому уставу появляется новая штатная единица — приват-доцент, которую могли замещать кандидаты без защиты диссертаций. За счет введения института приват-доцентов произо-

51

Section 4. History

шло увеличение преподавателей, которые вели занятия при недостаточном количестве профессоров и доцентов. Кроме этого, университеты рассчитывали, что приват-доценты, работая в вузе, смогут быстрее сдать экзамены, защитить диссертации на степень магистра. После того, как Уставом 1884 г. было отменено должность доцента и лучших из них перевели в экстраординарные профессора, должность приват-доцента сохранилась и их количество стало увеличиваться. Если в 1884 г. в Харьковском университете было 4 приват-доцента, то в 1894 г. — 50.

Уже первые Уставы университетов предусматривали принцип выборности профессоров на соответствующие штатные должности кафедры путем публичного конкурса. Например, п. 22 Устава Киевского университета определял такой порядок избрания:

1. Сообщается об освобожденном профессорском месте, на которое должен быть избран профессор.

2. Каждый, кто претендует занять место, должен представить в университет свои произведения рукописные или печатные, а также общее мнение о той науке, кафедру которой хочет занять претендент, о ее состоянии, настоящем положении, методах его преподавания.

3. Университет после рассмотрения документов и научных трудов соискателя, а также сведений о нем из других источников приступает к его выборах на должность профессора путем баллотировки.

4. Об избрании профессора университет доносит попечителю, который подает документы для утверждения министру народного просвещения. Об этом сообщается в «Журнале Министерства народного просвещения» в соответствующем разделе.

В связи с открытием вакантной должности на кафедре совет учебного заведения рассылал руководству университетов, а также в газеты «Русские ведомости», «Новое время» сообщения об этом, а также программы на ее замещение с просьбой к преподавателям принять участие в конкурсе [8, 48]. Так, 6 июня 1878 г. из Харьковского университета поступила программа из Харьковского университета о замещении кафедры русской истории. В ней говорилось: «Желающий занять указанную кафедру обязан представить до 1 октября 1878 г. в Совет Харьковского университета: 1) диплом о степени доктора или на крайний случай магистра русской истории; 2) рассуждения, на основе которых предоставлено ученая степень, а если есть другие печатные или рукописные произведения, служащие доказательством о его способностях и свидетельство о предмете кафедры, на соискание; 3) подробную про-

грамму для университетского курса русской истории; 4) соискатель в соответствии с Уставом императорских университетов должен прочитать публично в присутствии историко-филологического факультета одного из российских университетов две пробные лекции и одну на собственно выбранную тему, а вторую — определенную факультетскими собранием» [9, 1].

Помимо указанных выше условий, связанных с избранием, пунктом 70 Устава определялся порядок приема штатного преподавателя. Когда открывалась вакантная должность, то каждый член факультета мог предложить свою кандидатуру. Все претенденты вносились в списки и допускались к баллотированию. Декан факультета собирал собрание, на котором присутствовали ординарные и экстраординарные профессора. Могли участвовать, и другие преподаватели университета с ограниченным голосом. Тогда претендент, за которого тайно проголосовало более половины собрания факультета, считался избранным. Профессора избирались на 5 лет. Если никто из кандидатов на должность не получил соответствующего большинства, то для повторного голосования предлагались две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов избирателей. Однако встречались в практике избрания профессоров бывали и иные случаи.

Так, 17 декабря 1883 г. в Историко-филологическом институте кн. Безбородко в Нежине после перевода ординарного профессора кафедры философии М. Грота в Новороссийский университет, на вакантную должность подали заявление экстраординарные профессора института А. Добиаш и М. Бережков. Хотя они оба имели только степень магистра, но могли участвовать на замещение должности ординарного профессора. После голосования оба попали в необычную ситуацию, так как за А. Добиаша было обнаружено 4 шара «за» и 4 — «против», а за М. Бережова 3 шара «за» и 5 — «против», то есть оба не получили необходимое количество шаров.

Директор института Ф. Гельбке обратился к попечителю Киевского учебного округа решить с помощью министра народного просвещения вопрос, кому отдать предпочтение.

Попечитель предложил провести переголосование. Но результаты оказались прежними. Документы были переданы в Министерство народного просвещения [10, 1-6] и 4 октября 1886 г. на должность ординарного профессора министром был утвержден М. Бережков [11,41].

Устав предусматривал также дальнейшие действия факультета при условии, когда результаты баллотиро-

52

Секция 4. История

вания не дали результатов и должность оставалась вакантной. Если же дополнительно никого не оказалось из кандидатов на примете, тогда объявлялся конкурс по программе, которая складывалась на вакантный предмет факультетом. Устав определял также порядок избрания претендента и дальнейшее его утверждения. Лица, которые претендовали на соответствующую должность и были неизвестны коллективу факультета, должны были продемонстрировать свои преподавательские способности и прочитать две пробные лекции: одну на тему по собственному выбору, а другую — по предложению факультетских собраний. Так, Н. Костомаров, приехав из Харькова в Киев в конце мая 1846 г. подал заявление на кафедру русской истории, которая была свободна после смерти профессора В. Домбровского. Через некоторое время он получил согласие с условием прочитать на Совете историко-филологического факультета пробную лекцию. 4 июня 1846 г. состоялась лекция, после чего совет проголосовал за Костомарова единогласно, и он был принят в университет. Через несколько месяцев Костомаров был арестован по делу Кирилло-Мефо-диевского общества и выслан из Киева.

Подобный процесс избрания на должность проходил и в других университетах. Так, на кафедре русской истории Харьковского университета появился Г. Карпов, окончивший Московский университет и работавший в Московском военном Александровском училище. Сдав магистерский экзамен и защитив диссертацию «История борьбы Московского государства с польско-литовским», отмеченную Уваровской премией, 11 марта 1867 г. Карпов был утвержден в степени магистра русской истории. После этого он подал документы на конкурс в Харьковский университет и был избран доцентом по кафедре русской истории.

Совет факультета нарушил правила и назначил чтение вступительной лекции не перед избранием на должность, а после. Лекция была прочитана 6 сентября 1867 г., а затем напечатана. Именно она показала «консервативность» этого преподавателя [4, 332-333].

Достаточно громким стало избрание М. Грушевского на кафедру русской истории Университета Св. Владимира, на которую был объявлен конкурс после смерти известного историка П. Голубовского. Грушевский в марте 1907 г. подал все необходимые

на конкурс документы, желая переехать из Львова в Киев. У ученого были свои планы, связанные не только с научными проектами, но и политическими соображениями, которым последние годы много уделял внимания ученый [12, 175]. Одновременно с ним заявление на участие в конкурсе подал профессор Историко-филологического института кн. Безбородко В. Савва. Львовский ученый рассчитал на поддержку университетских профессоров М. Довнар-Заполь-ского и В. Перетца. Однако дело приняло значительно более широкую огласку, чем предполагалось. Против Грушевского выступила в лице ее редактора Б. Юзефовича киевская газета «Закон и Правда», ее поддержала газета «Киевский голос». В этих изданиях были опубликованы фельетоны, статьи, в которых подвергался несправедливой и язвительной критике М. Грушевский как ученый и общественный деятель [13, 92]. Было немало и других обвинений. Авторы статей, опубликованных в киевских газетах, призывали ученых университета не допустить самостийника Грушевского к преподаванию в вузе. Грушевский подал на Б. Юзефовича в суд и выиграл дело. Но редактор подал на апелляцию в Киевский судебную палату и тоже выиграл. В ходе этой судебной волокиты состоялось заседание совета Историко-филологического факультета, и кандидатура Грушевского не прошла.

Избранные профессора утверждались министром народного просвещения, а доценты, адъюнкты, лекторы попечителем учебного округа. При условии не замещения вакантной должности, министр мог назначить на эту кафедру профессора или адъюнкта самостоятельно при условии, что его научные степени соответствовали специальности. Должность профессора кафедры мог занимать только ординарный или экстраординарный профессор, имевший степень доктора наук, которая соответствует профилю кафедры. Адъюнктом, а с 1863 г. доцентом кафедры мог работать ученый, имевший степень магистра. К 1884 г. приват-доцентами могли работать и кандидаты, которые своими диссертациями соответствовали профилю кафедры.

Таким образом, на протяжении Х1Х в. в Российской империи сложилась достаточно четкая и регламентированная система избрания профессоров и замещения вакантных должностей в университетах.

Список литературы:

1. Петров Ф. А. Российские университеты в первой половине Х1Х века. Кн. 2. - М., 1998.

2. Государственный исторический архив Украины, г. Киев, фонд 2162, оп. 1.

3. Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. - СПб., 1881.

53

Section 4. History

4. Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905): Биографический словарь профессоров и преподавателей/Под ред. М. Халанского и Д. Ба-галея. - Х., 2007.

5. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. - М., 1985.

6. Щетинина Г. И. Университеты России и Устав 1884 г. - М., 1876.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце Х1Х-нач. ХХ века. - М., 1991.

8. Харшвський нацюнальний ушверситет iM. В. Н. Казарша за 200 рошв. - Харшв: «Фглю», 2004. - С. 160.

9. Государственный архив Черниговской области в Нежине, ф. 1105, оп. 1, ед. хр. 107.

10. Верба I. В. «З 1906 р. дiяльнiсть Грушевського стала все бгльше переноситися на велику Украшу до Киева» (Микола Грушевський у 1906-1913 роках»//Вiче. 2011.

11. Alma mater. Ушверситет Св. Володимира напередодш та в добу украшсько! революцн 1917-1920. Матерiали, документа, спогади/Упор. В. Ульяновський. В. Короткий: У 3-х кн. - Кн. 1. - К., 2000.

Soltanova Nazila Bagir, Institute of Physics, National Academy of Sciences of Azerbaijan Leading Researcher, Ph. D./Ph. D. E-mail: Muzeyfizika@yahoo.com

Renaissance in Azerbaijan

Abstract: The article considers the medieval period, the development of science in Azerbaijan. Some ideas, discoveries made then recognized ahead of the world of science for centuries.

Keywords: motion, structure of matter, sound, Earth, Sun

Солтанова Назиля Багировна, Институт физики НАН Азербайджана Ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук/доктор философии

E-mail: Muzeyfizika@yahoo.com

Ренессанс Азербайджана

Аннотация: в статье рассматривается средневековый период развития науки в Азербайджане. Некоторые идеи, открытия, сделанные тогда, опередили признанную мировую науку на столетия.

Ключевые слова: движение, строение вещества, звук, Земля, Солнце

Человечество имеет свои определенные революционные периоды развития, которые названы Ренессансом. В этот период происходит Возрождение, перерождение былого.

Рождается мир, зреет до цивилизованного состояния и разрушается.

Исследуя историю развития научной мысли, мы сталкиваемся с проблемами, где за каждым вопросом стоит куча вопросов. Был Ренессанс Античности, Ренессанс Востока, затем Запада. Ренессанс Азербайджана относится к Ренессансу Востока. Мало изученность последнего и не изученность Ренессанса Азербайджана не является поводом считать существование Возрождения лишь на Западе.

Многие памятники материальной и духовной культуры древней эпохи исчезли бесследно, а дошед-

шие до нас еще не изучены с необходимой научной строгостью, объективностью и обстоятельностью. Чтобы добраться до первозданной формы наследия древности требуется снятие с него позднейших наслоений. Современный ученый не располагает тем достаточным литературным материалом, который позволил бы ему ставить вопросы, связанные с особенностями азербайджанской древности и античности. Материал есть, но, опять-таки, он не в наших руках.

Современная азербайджанская нация является наследником тех культурных ценностей, которые создавались ее предками на протяжении тысячелетий.

Территория Азербайджана была заселена человеком более миллион лет тому назад. Это подтверждено результатами комплексного изучения, открытой

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.