Научная статья на тему 'Замена ресурсных авиационных компонентов с помощью сппр'

Замена ресурсных авиационных компонентов с помощью сппр Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / CIVIL AVIATION / DECISION SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Герасимова Д. С., Палухин А. А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в гражданской авиации большой поток информации обрабатывается персоналом вручную, на основе опыта и знаний. Однако ошибки, связанные с человеческим фактором, встречаются не так уж редко. Для их минимизации разрабатывается система поддержки принятия решений (СППР) в области замен ресурсных компонентов на воздушном судне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Герасимова Д. С., Палухин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPLACEMENT OF THE RESOURCE OF AIRCRAFT COMPONENTS USING DSS

The relevance of this article is due to the fact that a large flow of information is processed by staff manually, based on experience and knowledge. However, errors associated with the human factor are not so rare. To minimize them, a decision support system (DSS) is developed to replace the resource components.

Текст научной работы на тему «Замена ресурсных авиационных компонентов с помощью сппр»

Решетневскуе чтения. 2018

УДК 656.7

ЗАМЕНА РЕСУРСНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ СППР

Д. С. Герасимова*, А. А. Палухин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: [email protected]

Актуальность статьи обусловлена тем, что в гражданской авиации большой поток информации обрабатывается персоналом вручную, на основе опыта и знаний. Однако ошибки, связанные с человеческим фактором, встречаются не так уж редко. Для их минимизации разрабатывается система поддержки принятия решений (СППР) в области замен ресурсных компонентов на воздушном судне.

Ключевые слова: гражданская авиация, система поддержки принятия решений.

REPLACEMENT OF THE RESOURCE OF AIRCRAFT COMPONENTS USING DSS

D. S. Gerasimova*, A. A. Palukhin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

The relevance of this article is due to the fact that a large flow of information is processed by staff manually, based on experience and knowledge. However, errors associated with the human factor are not so rare. To minimize them, a decision support system (DSS) is developed to replace the resource components.

Keywords: civil aviation, decision support system.

В гражданской авиации обеспечение безопасности полетов (БП) является приоритетным. Для достижения максимально возможного уровня БП необходимо, что бы вся система в целом работала безупречно. Основная задача управления БП на воздушном транспорте Российской Федерации сводится к разработке мер по предотвращению существующей тенденции по аварийности в гражданской авиации путем создания постоянно действующей системы управления БП.

Методология этих мер предполагает, что решение проблем, связанных с контролем летной деятельности экипажей и БП ВС, зависит от правильной организации системы контроля и анализа ошибок в летной деятельности экипажа. Однако деятельность технического персонала и работников планирования также оказывает влияние на состояние воздушного судна.

Остановимся более подробно на деятельности работников планирования, так как эта работа не поддается большой огласке, но не менее важна. В обязанности отдела планирования входит множество задач, связанных с самостоятельным принятием решением, непосредственно влияющих на состояние воздушного судна: формирование предварительного плана работ на будущие сутки/ неделю/ месяц, отслеживание работ выдаваемых оператором, формирование и выдача карт-нарядов, ведение журналов выдачи и приемки карт, проверка рейсов, оперативная выдача в работу дефектов и их согласование с линейками, планирование замен ресурсных компонентов, выдача заданий на замену ресурсных компонентов, оформление заявок

на закупку этих компонентов, предоставление отчетов о состоянии компонентов на воздушном судне и другие операции.

Все вышеперечисленные работы осуществляются людьми вручную или с использованием технических средств, но, как правило, основное решение человек принимает самостоятельно, основываясь на прошлом опыте. Конечно, данный подход не может исключать наличия ошибок. Однако использование программ, которые могут включить в себя «имеющийся опыт» и выдавать готовые решения в тех или иных ситуациях -значительно минимизировало бы ошибки персонала, связанные с невнимательностью, отсутствием опыта, большой загрузкой и другими факторами [1-3].

Системы поддержки принятия решений (СППР)) -компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных. Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Ими могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ. Данные системы поддержки принятия решений хорошо зарекомендовали себя в отрасли авиаперевозок и управления воздушным движением УВД [4-5].

Эксплуатация и надежность авиационной техники

Установление ресурса вызвано тем, что в процессе эксплуатации ЛА их детали и агрегаты подвергаются естественному износу и старению, претерпевают физические и химические изменения. Эти изменения могут достигать такой величины, при которой летные характеристики АТ заметно ухудшаются и безопасность полета не может быть гарантированной.

К ресурсным авиационным компонентам относят наиболее важные и сложные, а также подвергающиеся частной нагрузке, компоненты ВС: двигатели, элементы конструкции шасси, генераторы, пожарные и кислородные баллоны, аккумуляторы, трапы и прочее. На каждом из них есть свой определенный ресурсный интервал, через который необходимо производить работы по ПЛГ. Не соблюдение в сроках выполнения работ, хотя бы одного компонента, приводит к нарушению летной годности ВС и приостанавливает его эксплуатацию.

В рамках настоящей работы над системой поддержки принятия решений (СППР) при замене ресурсных компонентов выделены следующие этапы:

- организация сбора базы данных;

- обработка информации;

- оценка текущих показателей эффективности работы персонала;

- установление причин, оказывающих наибольшее влияние на невыполнение замен, просрочек ресурсных компонентов;

- отладка программы.

В дальнейшей статье авторами рассмотрена возможность использования СППР в рамках замен ресурсных компонентов. СППР выполнена с возможностью самообучения. Предполагается внедрение данного продукта в производство, в качестве вспомогательного средства для работы персонала при замене ресурсных компонентов.

Библиографические ссылки

1. Униченко Е. Г. Разработка методов повышения уровня безопасности полётов воздушных судов путем улучшения качества функционирования систем информационного обеспечения УВД : дис. ... канд. техн. наук : 05.02.14 ; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. Москва, 2008. 130 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/1195.

2. Щетинин А. В. Разработка элементов системы управления безопасностью при производстве полетов гражданских воздушных судов : дис. ... канд. техн. наук : 05.02.22 [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. Москва, 2008. 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/430.

3. Малышева Т. А. Организационно-методическое обеспечение системы поддержки принятия решений в области регулярности полетов воздушных

судов гражданской авиации : дис. ... канд. техн. наук: 05.02.22 [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. Москва, 2007. 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-5/5361.

4. Ларичев О. И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. М. : ВИНИТИ, 1987. Т. 21. С. 131-164.

5. Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии // Тр. Крымской акад. наук. Симферополь : СОНАТ, 2006. С. 47-59.

References

1. Unichenko E. G. Razrabotka metodov povysheniya urovnya bezopasnosti poletov vozdushnykh sudov putem uluchsheniya kachestva funktsionirovaniya sistem infor-matsionnogo obespecheniya UVD [Development of methods to improve the level of aircraft safety by improving the quality of air traffic management information support systems] : dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.02.14 ; Mesto zashchity: Mosk. gos. tekhn. un-t grazhd. Aviatsii. Moskva, 2008. 130 s.: il. RGB OD, 61 09-5/1195.

2. Shchetinin A. V. Razrabotka elementov sistemy upravleniya bezopasnostyu pri proizvodstve poletov grazhdanskikh vozdushnykh sudov. [Development of elements of safety management system in civil aircraft operations] : dis. ... kand. tekhn. nauk : 05.02.22 ; [Mesto zashchity: Mosk. gos. tekhn. un-t grazhd. aviatsii]. Moskva, 2008. 165 s.: il. RGB OD. 61 09-5/430.

3. Malysheva T. A. Organizatsionno-metodicheskoye obespecheniye sistemy podderzhki prinyatiya resheniy v oblasti regulyarnosti poletov vozdushnykh sudov grazhdanskoy aviatsii : dis. ... kand. tekhn. nauk [Organizational and methodological support of decision-making support system in the field of regularity of civil aviation aircraft flights: PhD thesis] 05.02.22 ; [Mesto zashchity: Mosk. gos. tekhn. un-t grazhd. aviatsii]. Moskva, 2007. 200 s.: il. RGB OD. 61 07-5/5361.

4. Larichev O. I., Petrovskiy A. B. Sistemy podderzhki prinyatiya resheniy. Sovremennoye sostoyaniye i per-spektivy ikh razvitiya [Decision support systems. Current state and prospects of their development.]. Itogi nauki i tekhniki. Ser. Tekhnicheskaya kibernetika. T. 21. M. : VINIT,. 1987. Р. 131-164.

5. Sarayev A. D., Shcherbina O. A. Sistemnyy analiz i sovremennyye informatsionnyye tekhnologii [System analysis and modern information technologies]. Trudy Krymskoy Akademii nauk. Simferopol : SON AT, 2006. Р. 47-59.

© Герасимова Д. С., Палухин А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.