Научная статья на тему 'Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив'

Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Замедление окислительных процессов при хранении дизельных топлив»

УДК 665.753.4:665.7.038.5

ЗАМЕДЛЕНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ХРАНЕНИИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

© В.И.Вигдорович, С.А.Нагорнов, С.В.Романцова

Тамбов. ВИЧТиН. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Возрастающий спрос на нефтепродукты приводит к производству топлив из тяжелой, высоковязкой нефти с повышенным содержанием серы и других примесей, вовлечение в состав товарных топлив продуктов вторичной переработки нефти. Топлива с такими компонентами характеризуются низкой стабильностью, показатели качества их при хранении заметно снижаются. Это обуславливаег поис* эффективных стабилизирующих присадок, т. к. традиционно применяемые антиокислители в таких топливах малоэффективны. Скорость окисления увеличивается из-за каталитического действия металлических поверхностей резервуаров и трубопроводов, продуктов коррозш!, покрывающих эти поверхности.

Увеличить химическую стабильность светлых нефтепродуктов можно введением присадок - деактиваторов металлов, связывающих ионы металлов в прочные комплексы, не способные катализировать реакцию окисления.

Нами синтезирован ряд о.о'-дигидроксиазо-соединений и впервые изччена возможность примене-ния их в качестве деактиваторов металлов.

Стабилизирующую эффективность присадок определяли специальным квалификационным методом, имитирующим длительное хранение топлива, по изменению в ходе эксперимента таких его показателей качества, как содержание фактических смол, кислотность, оптическая плотность, количество образующегося осадка.

В результате проведенных испытаний показано, что соединения этого класса в концентрации 10 мг/л повышают химическую и физическую стабильность дизельных топлив. Абсолютные значения измеряемых показателей (кроме оптической плотности) в образцах топлива с присадками значительно шгже. чем в контрольном образце. Увеличение концентрации присадки в два раза способствует уменьшению кислотности топлива, но не оказывает значительного влияния на изменение количества осадка и фактических смол.

Наибольший эффект проявляют присадки, в которых молекула диазосоставляющей содержит атом хлора. а в качестве азосоставляющей выступает 1,3-ди-гидроксибензол.

Различие в стабилизирующем действии между иро-тонированной и непротонированной формами присадок невелико, оно заметно сказывается только на изменении кислотности топлива.

Соединения, молекулы которых содержат атом хлора, проявляют диспергирующие свойства, в 5 ... 7 раз снижая количество осадка, образующегося при окислении.

По механизму действия изучаемые соединения можно отнести к классу деактиваторов металлов Они образуют прочные вттрикомплекслше соли хелатного строения, в которых атомы кислорода присадки связываются с металлом ионной связью, а атомы азота - координационной. Атом металла надежно »кранирован и не способен катализировать окислительные процессы в топливе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.