Научная статья на тему 'Закят в Сингапуре'

Закят в Сингапуре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКЯТ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ZAKAT / ISLAMIC FINANCES / RELIGIOUS TAXATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оруджалиев Рамин Агилович

Статья посвящена изучению института закята в Сингапуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zakat in Singapore

The article focuses on zakat institution in Singapore.

Текст научной работы на тему «Закят в Сингапуре»

Закят в Сингапуре Zakat in Singapore

Оруджалиев Рамин Агилович

Студент 2 курса

магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право»

Факультет права

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики " (НИУ ВШЭ)

Россия, г. Москва e-mail: raminorudzhaliev@gmail. com

Orudzhaliev Ramin Agilovich

Student 2 term

of Master's Programme "Financial, Tax and Customs Law"

Faculty of Law

The National Research University Higher School of Economics (HSE)

Russia, Moscow e-mail: raminorudzhaliev@gmail. com

Аннотация.

Статья посвящена изучению института закята в Сингапуре.

Annotation.

The article focuses on zakat institution in Singapore.

Ключевые слова: закят, исламские финансы, религиозное налогообложение.

Keyword: zakat, Islamic finances, religious taxation.

Закят - обязательный годовой платеж, который уплачивается в соответствии с нормами исламского права - по праву может считаться одним из древнейших из ныне существующих платежей (взимание закята в мусульманской общине началось примерно с 624 года н.э.). Закят считается основой мусульманской социальной системы, его значимость поддерживает то, что он считается одной из важнейших религиозных обязанностей, «третьим столпом ислама». Особенностью закята является то, что собранные средства должны расходоваться на определенные цели и задачи (8 категорий назначения закята, согласно классическому исламскому праву). В большинстве мусульманских стран закят не взимается принудительно, однако некоторые государства устанавливают закят в качестве факультативного, необязательного по правовой природе налога, устанавливают особое регулирование закята и вводят государственные системы по сбору и распределению закята (примеры - ОАЭ, Иордания, Бахрейн, Кувейт, Катар, Мальдивы, Индонезия, Бангладеш и прочие страны). Относительно небольшое количество стран устанавливает закят как обязательный государственный налог, существуют ведомства для сбора и распределения закята, к неплательщикам закята применяются санкции, как правило, обозначенные в законе (Саудовская Аравия, Малайзия, Пакистан, Судан, Бруней, в недалеком прошлом - Ливия и Йемен)

В современной практике есть уникальный пример одной нешариатской, и строго говоря, немусульманской страны, в которой закят взимается как обязательный налог - это Сингапур.

В XIX в. и первой половине XX века Сингапур был частью британской колонии Стрейтс-Сетлментс, а с 1946 по 1963 гг. - отдельной колонией британцев. В 1963 г. Сингапур вошел в состав Малайзии, но уже в 1965 г. он исключается из ее состава. Была провозглашена независимость Сингапура.

История Сингапура, его географическое и экономическое положение обусловили этническое многообразие населения. Коренные жители Сингапура - малайцы - составляют всего около 13,4 % населения (данные на 2017 год) [9]. Это, в свою очередь, обусловило положения Конституции Сингапура, принятой в 1965 году, которая закрепляет особый

статус коренного малайского населения и шире - мусульманского населения [3]. Согласно ст. 152 Конституции, правительство обязано защищать политические, образовательные, религиозные, экономические, социальные и культурные интересы малайского меньшинства, а также защищать малайский язык. Ст. 153 Конституции обязывает законодательную власть издать закон, регулирующий религиозные вопросы мусульман, и образовать специальный Совет, который будет консультировать Президента республики по вопросам мусульманского меньшинства.

Во исполнение выше перечисленных статей Конституции, в 1966 году в Сингапуре был принят Акт № 27 об администрировании мусульманского права (далее - Акт) [2]. Данным законом регулируются вопросы применения исламского права в Сингапуре. Закон предписывал учреждение Совета исламских ученых Сингапура (Majlis Ugama Islam Singapura - MUIS) или иначе - Исламский религиозный совет Сингапура (Islamic Religious Council of Singapore). Члены Совета являются одновременно и представителями мусульманской общины, и государственными чиновниками, назначаемыми Президентом Сингапура [1, C. 248]. Состав частично избирается, частично назначается - сроком на 3 года и формируется из богословов (в частности, члена Совета является муфтий Сингапура), людей, рекомендованных Министром по делам ислама, а также представителей мусульманских организаций [1, С. 248]. В функции Совета входит, в том числе «собирание закята и фитры (имеется в виду закят аль-фитр или садака аль-фитр - ежегодный платеж после окончания поста в месяц рамадан - прим.) и других благотворительных пожертвований для поддержки и распространения мусульманской религии или для пользы мусульман в соответствии с этим Актом» (пп. «d» п. 2 ст. 3 Акта). Сам же закят определяется как «необходимое пожертвование, вносимое мусульманином в соответствии с мусульманским правом» (ст. 2 Акта). Акт устанавливает, что Совет имеет право собирать закят и фитру, и распоряжаться этими средствами (ст. 68 Акта). Также Совет, с согласия министра, может определять правила уплаты закята, и урегулировать вопросы, связанные со сбором, администрированием и распределением закята (ст. 69 Акта). В частности, в законе (п. 2 ст. 69 Акта) указывается, что Совет имеет право определять размер выплат, устанавливать метод подсчета закята, назначать ответственных лиц и применять меры ответственности к нарушителям. Совету переданы функции рассмотрения споров, связанных с закятом.

Акт устанавливает и обязательность выплаты закята: «обязательно для каждого мусульманина в Сингапуре платить закят и фитру в соответствии с этим актом» (п. 3 ст. 68 Акта). В соответствии с законом, «каждый мусульманин в Сингапуре» обязан уплачивать закят (п. 3 ст. 68 Акта), в то же время, получить средства закята по некоторым категориям (например, малообеспеченности) могут лишь граждане Сингапура или иностранцы, постоянно проживающие в Сингапуре [6].

Обязательность закята, тем не менее, не влечет увеличение налоговой нагрузки: Акт о налоге на доходы дозволяет вычитать из суммы дохода «закят, фитру, и иные религиозные платежи, осуществляемые в соответствии с писаным правом» (пп. «g» п. 1 ст. 14) [4]. Тем самым налогоплательщики, вне зависимости от религиозной принадлежности, остаются в равном положении. В то же время возникает проблема: средства от закята тратятся преимущественно на мусульман, тогда как налоги являются финансовой основой государства, и предполагается, что они тратятся на благо всех граждан. С одной стороны, можно говорить о нарушении общеправовых принципов справедливости и равенства, однако такая ситуация смоделирована Конституцией, которая закрепляет особый статус малайского и мусульманского населения Сингапура.

Теперь следует рассмотреть направления расходования средств закята. Классическое исламское право устанавливает 8 категорий назначения или точнее - получателей закята: средства тратятся на нищих, на бедняков, на заработную плату и возмещение расходов сборщиков закята, на новообращенных мусульман и тех, кто склоняется к принятию ислама, на выкуп рабов и пленников, на погашение долгов должников, на «дела во имя Бога» (дословно на «пути Бога», под которым подразумевалось распространение религии, религиозное просвещение, и выделение средств проповедниками и борцам за веру - гази), и на путников, не имеющих средств для возврата домой. Современная практика закята показывает, что некоторые категории получателей стали толковаться очень широко, некоторые - например, выкуп

из рабства - практически исчезли. Не исключение и Сингапур. Например, средства закята, предназначенные на выкуп рабов, стали тратиться на образовательные гранты для бедных семей [6]. Так как рабство формально не существует в современном мире, эту категорию назначения закята стали трактовать как «освобождение мусульман от оков невежества» [5] и направлять средства на ликвидацию неграмотности и распространение образования среди беднейших слоев населения. Схожий подход действует и в некоторых штатах Малайзии [5]. Категория направления средств «на пути Бога», которая, согласно классическому исламскому праву, включала в себя в том числе обеспечение воинов исламских государств, в Сингапуре расходуется на религиозное образование и просвещение, развитие общины, развитие духовных лидеров, улучшение мечетей и образования, миссионерскую деятельность и пр [6]. Средства, которые предназначаются сборщикам закята, тратятся также на проведение тренингов и обучение сотрудников [6]. Остальные категории назначения закята в целом соответствуют классическому исламскому праву. В число неимущих включаются в том числе родители-одиночки, семьи, кормилец которой находится в заключении или является хронически больным или инвалидом, многодетные семьи [7]. Также закят тратится в случаях смерти получателя закята - на оплату похорон, выделяется единовременная помощь в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (болезни, уничтожения имущества при пожаре и т.д.) [7] и пр. По общему правилу, неимущие получают ежемесячное денежное обеспечение для удовлетворения базовых потребностей [7]. Средства на новообращенных мусульман передаются в качестве гранта организации Даруль-Акрам, которая занимается вопросами новообращенных мусульман [6]. Путники, не имеющие средств для возврата домой, получают денежную и продовольственную помощь, вместе с авиабилетом для возврата в свою страну [6].

Средства закята также расходуются через реализацию отдельных программ, включая, например, программу поддержки для организаций [7]. Предполагается, что так средства закята будут приводить к увеличению выплачиваемого закята и сокращению бедности в долгосрочной перспективе.

Статистика за 2016 год показывает, что больше всего средств тратится на неимущих (порядка 45 %) и на «дела во имя (на пути) Бога» (около 38 %) [8]. На заработную плату сотрудников, занимающихся сбором, распределением учетом, а также административные и образовательные издержки - примерно 8 % [8]. Меньше всего средств тратится на обеспечение путников (меньше 1 %).

Таблица 1.

Таблица распределения закята по категориям назначения за 2016 год.

Категория назначения Сумма средств (за 2016 год, в $)

Нищие и бедняки 17 096 290

Сборщики закята 3 062 519

Новообращенные 306 351

Выкуп пленников 2 712 617

Должники 114 140

На «пути Бога» 14 429 571

Путники 1 728

Всего 37 723 216

Уплата закята обеспечивается принуждением государства. Невыплата закята грозит нарушителю применением мер ответственности: штраф, не превышающий 500 долларов и (или) тюремное заключение на срок до 6 месяцев (п. 1 ст. 137 Акта). Эти санкции могут быть применены одновременно к неплательщику. Само по себе применение мер ответственности не освобождает нарушителя от уплаты закята (п. 3 ст. 137 Акта).

Можно сказать, что Сингапур демонстрирует уникальный пример взимания закята - обязательного платежа для мусульман - в немусульманской стране, и также демонстрирует относительно успешный пример обеспечения конституционных прав мусульманского меньшинства.

Список используемой литературы:

1. Астафьева Е.М. Религиозные меньшинства в Сингапуре // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2013. - №20. - C. 241 - 256.

2. Administration of Muslim Law Act 27 of 1966. URL:

https://statutes.agc.gov.sg/Act/AMLA1966?ViewType=Advance&Phrase=zakat&WiAl=1 (date of access: 27.02.2018)

3. Constitution of the Republic of Singapore. URL: https://statutes.agc.gov.sg/Act/CONS 1963 (date of access: 28.02.2018)

4. Income Tax Act of 1947. URL: https://statutes.agc.gov.sg/Act/ITA1947?ViewType=Advance&Phrase=zakat&WiAl=1 (date of access: 27.02.2018)

5. Hasan S. Muslim Philanthropy and Social Security: Prospects, Practices, and Pitfalls. A paper presented at the 6th ISTR Biennial Conference held in Bangkok - 9-12 July 2006. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract id=3016356 (date of access: 28.02.2018)

6. Majlis Ugama Islam Singapura (Islamic Religious Council of Singapore) Website. Beneficiaries of Zakat (Asnaf). URL: https://www.muis.gov.sg/Zakat/About/Beneficiaries-of-Zakat-Asnaf (date of access: 27.02.2018)

7. Majlis Ugama Islam Singapura (Islamic Religious Council of Singapore) Website. Who Qualifies for Assistance. URL: https://www.muis.gov.sg/Zakat/Financial-Assistance/Who-Qualifies-for-Assistance (date of access: 27.02.2018)

8. Majlis Ugama Islam Singapura (Islamic Religious Council of Singapore) Website. Disbursement by Asnaf. URL: https://www.muis.gov.sg/Zakat/How-We-Disburse/Disbursement-by-Asnaf (date of access: 27.02.2018)

9. "Population trend". Singstat. Department of Statistics Singapore. URL: http://www. singstat. gov. sg/docs/default-source/default-document-library/publications/publications and papers/population and population structure/population2017.pdf (date of access: 28.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.