Научная статья на тему 'Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман'

Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джунусбаева Ч.И.

В статье проанализированы результаты опроса об обязательном пожертвовании в исламе — закяте среди мусульман по Кыргызстану и по городу Бишкек. Дается краткий анализ функционированию закята и закят аль-фитра в стране. В качестве оптимизации закята, как инструмента снижения социально-экономических проблем Кыргызстана, в исследовании предлагается создание специального фонда закят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zakat in Kyrgyz economy: Muslim opinions on its possibility (Kyrgyzstan, Bishkek)

The article analyzes results of the poll on the issue of zakat, the mandatory donation in Islam, conducted among the Muslims of Kyrgyzstan and the city of Bishkek. The author provides a discussion of zakat and zakat al-fitr in the country, and suggests creating a special zakat foundation as a tool to alleviate Kyrgyz socio-economic problems

Текст научной работы на тему «Закят в экономике Кыргызстана: мнение мусульман»

14 Если в случае с военнослужащими-мусульманами вопрос мог быть решен таким образом, чтобы они не участвовали в непосредственных сражениях с турками, то купленные на средства военного займа снаряды могли быть направлены на любой театр военных действий.

15 Обращение муфтия Мухаммад-Сафы Баязитова к ахунам, хатыбам и имамам округа Оренбургского магометанского духовного собрания. № 7428 от 4 нояб. 1916 г. Л. 1об. (Из архива автора).

16 Там же.

17 Там же.

18 Подробнее об этом см.: Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2010. — C. 34-36.

19 Там же.

20 Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг Российской империи. — М., 2014. — С. 446.

21 Подробнее об этом см.: Skovgaard-Petersen У. Defining Islam for the Egyptian State. — Leiden-New Уогк-Кц1п, 1997.

22 Текст документа публикуется в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации при сохранении стиля автора.

ЗАКЯТ В ЭКОНОМИКЕ КЫРГЫЗСТАНА: МНЕНИЕ МУСУЛЬМАН И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

Ч.И. Джунусбаева,

старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Восточного университета им. Махмуда Кашгари-Барскани (г. Бишкек), аспирант Института экономики им. академика Джумагула Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики djunusbaevacholpon@gmail.com

В статье проанализированы результаты опроса об обязательном пожертвовании в исламе — закяте среди мусульман по Кыргызстану и по городу Бишкек. Дается краткий анализ функционированию закята и закят аль-фитра в стране. В качестве оптимизации закята, как инструмента снижения социально-экономических проблем Кыргызстана, в исследовании предлагается создание специального фонда закят.

Ключевые слова: Кыргызстан, закят, закят аль-фитр, садака, добровольное пожертвование, обязательное пожертвование, нисаб.

УДК 338.23:297.18 (575.2) ББК 65.278.9(2Ки)

В настоящее время закят1 частично функционирует в экономике Кыргызстана. Количество мусульман в стране с каждым годам растет, и составляет более трех четвертых всего населения [1]. Но, тем не менее, в Кыргызстане нет централизованного фонда закят, как в некоторых странах с аналогичным государственным устройством, таких как Казахстан2 и Россия3 (не говоря уже о странах Персидского залива). Поэтому неизвестно — сколько мусульман страны выполняет данное религиозное обязательство и какие социально-экономические эффекты от него получает общество. При этом осуществляется централизованный сбор закят аль-фитра4 Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) в месяц рамадан, устанавливаются ежегодные размеры закята и закят аль-фитра (см. табл.1) [2].

Таблица 1

Размеры закята и закят аль-фитра за 2016 год

Показатели Закят Закят аль-ф итр

Золото Серебро Пшеница Изюм Мука Ячмень Хурма

Средняя цена (сом) 1250 32 20 200 30 15 120

Объем 85 гр. 595 гр. 1,6 кг 1,6 кг 1,6 кг 3,2 кг 3,2 кг

Итого (сом) 106250 (нисаб) 19040 (нисаб) 32 320 48 48 384

Размер (сом) 2656 495

Источник: [3, 4]

В 2017 году собранный закят аль-фитр составил 33 668 886 сомов (см. табл. 2). Конечно, если сравнить данную сумму с основными статьями расходов государственного бюджета, то собранное средство окажется очень скромным. Тем не менее, если данную сумму разделить на количество людей, проживающих в условиях крайней бедности (67,5 тыс. человек [5].), то на каждого приходится сумма равная 499 сомам, которая превышает ежемесячное пособие по безработице (250 сом) в два раза. Данные таблицы 2 свидетельствует о положительной динамике поступлений закят аль-фитра. За последние четыре

года поступления увеличились на 12 295 894 сом, что составляет 57,58% роста в 2017 году по сравнению с 2014 годом. А за последние три года объем ежегодных поступлений стабильно увеличивается в среднем на 4%.

Таблица 2

Объем собранного ДУМК закят аль-фитр за 2014-2017 гг.

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Закят аль-фитр (сом) 21 372 992 31 112 350 32 156 605 33 668 886

Источник: [6]

Поступления от закят аль-фитра распределяется между нуждающимися на основе обращений в казияты, районные ха-тибияты и в мечети областей. Некоторые мусульмане предпочитают давать закят аль-фитр лично в руки нуждающимся, поэтому, они могут и не платить в централизованный фонд при ДУМК и их пожертвования не фиксируется нигде официально.

Поступления от закята, если создать централизованный фонд при участи всех заинтересованных сторон, могут быть гораздо больше, чем поступления закят аль-фитр, так как зя-катом облагается имущество (сельскохозяйственная продукция, финансовые активы и т.п.), превышающее значения определенного уровня. В 2016 году минимально установленный размер закята составлял 495 сомов в серебре и 2656 сомов в золоте (см. табл.1). Есть очень состоятельные мусульмане и 2,5% от их имущества после вычета всех расходов, окажется гораздо большей суммой, чем 2656 сомов. Также встречаются мусульмане, желающие выполнить один из пяти столпов ислама и выплатить закят, стоимость имущества которых не доходит до нисаба.

Из 54 организаций (фондов, центров) исламского направления, зарегистрированных в Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики, многие ведут благотворительную деятельность, наряду с основной, что иногда отражается в медиа и интернет пространствах [7]. Можно лишь предположить, что некоторые организации финансируются из-за рубежа, а у других источник, может быть внутренний, в виде пожертвований, в том числе закят. Мусульмане, вносящие по-

жертвования могут просто перечислить деньги, не говоря, что это закят или садака, так как, в исламе самое главное — это намерение, которое можно и не озвучивать вслух [8]. Из-за отсутствия специального фонда закят, который занимался бы централизованным сбором и распределением закят, нет публичной отчетности относительно поступлений и расходований средств закята. Обществу неизвестно — сколько мусульман и какую сумму они отчислили в качестве обязательной милостыни, хотя было бы интересно, что представляет закят для мусульманина страны и задействован ли он в системе закят?

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, был проведен социологический опрос среди мусульман по Кыргызстану и отдельно по городу Бишкек. Так как до сегодняшнего дня не было подобных исследований в стране, в том числе социологического опроса, данный опрос по глубине анализа считается разведывательным, является простейшим анализом и может послужить базой для более глубокого и масштабного изучения закята в стране.

Анкета была составлена на двух языках — кыргызском и русском (см. табл. 3). Было опрошено по 100 человек (мусульман) с каждого региона.

Данные опроса свидетельствует, о том, что лишь 41% опрошенных мусульман знают об обязательности уплаты закята, как одного из столпов Ислама. Некоторые респонденты были удивлены тому, что пожертвования могут быть добровольные и обязательные, и не знали разницы между закятом и садакой. 76% респондентов ответили правильно о садака, как о добровольном пожертвовании.

22% опрошенных ответили, что их годовой доход, которым они владеют в течение года выше нисаба. Так как было сплошное исследование, не рассматривался пол, возраст, социальный статус, источники и размер дохода респондента, а также какой уровень нисаба (в золоте или серебре) респондент имел ввиду, отвечая «выше нисаба». У 27% респондентов чистые доходы оказались ниже нисаба. Здесь тоже возникают вопросы, так как некоторые ученые выступают за то, чтобы в качестве нисаба при-

нимали эквивалент (имущества, денег) в золоте, из-за большой разницы между соотношением — 85 грамм золота и 595 грамм серебра — в настоящее время, по сравнению со временем Пророка. Поэтому некоторые респонденты могут рассматривать только золото в качестве определения уровня нисаба.

51% ответили, что им необходимо посмотреть, то есть посчитать, доходят ли их чистые доходы, имущество которым они владеют в течение года уровню нисаба.

Половина опрошенных ответили, что эффективнее платить закят в мечеть, 22% — в специальный фонд, и 29% в благотворительные фонды. В стране имеются мечети и благотворительные фонды, но нет специального фонда закят, как в других странах, куда предпочли бы платить 22% опрошенных. Если бы был специальный фонд, то результаты опроса, может быть, были бы другие. Желающих платить в данный фонд оказалось бы больше или меньше, в зависимости от деятельности фонда.

59% опрошенных отметили, что они платят закят аль-фитр и лишь 38% респондентов ответили, что платят закят. Причины неуплаты закята и закят аль-фитра могут быть разными, например, низкий уровень достатка, религиозная неосведомленность и прочее. Результаты опроса показывают, что плательщиков закят аль-фитра больше в два раза, чем плательщиков закя-та. Нерегулярность платежей 20% респондентов может быть вызвана различными причинами, указанными выше.

Если посмотреть минимальный размер закят аль-фитр и минимальный размер закята, то размер закят аль-фитра в 2016 г. составлял 32 сома (см. табл.1) и минимальный размер закята — 495 сом (в серебре). Обычно закят аль-фитр платят еще за членов семьи (иждивенцев), поэтому размер закят аль-фитра может быть намного больше, чем минимальный размер в 32 сома. Некоторые могут платить в натуральном эквиваленте (изюмом или хурмой), что превышает 300 сом за 1 человека. Конечно, все зависит от достатка плательщика и его желания.

О закят аль-фитре и о его размере часто сообщают религиозные деятели и журналисты в средствах массовой информации, в информационных порталах в начале месяца рамадан.

Таблица 3

Результаты анкетирования по регионам Кыргызстана в процентах

№ Вопросы анкеты Ответы Чуй Ош Джалал-Абад Бат-кен Талас Иссык-Куль На-рын Среднее по стране

1. Как вы понимаете закят? а) добровольное пожертвование 48 63 47 68 34 56 77 56

б) обязательное пожертвование 49 34 47 32 65 36 21 41

в) не знаю 3 3 6 1 1 8 2 3

2. Что такое садака? а) добровольное пожертвование 65 73 76 86 75 75 83 76

б) обязательное пожертвование 26 20 15 14 19 20 16 19

в) не знаю 9 5 9 - 6 5 1 5

3. Нисаб — это минимальное (свободное) имущество. Уровень ниса-ба равняется 85 гр. золота, — 106 250 сомам, или 595 гр. серебра — 19 040 сомам. Если чистый доход (имущество) равняется или превышает данный уровень в течение года, то необходимо отчислить из него одну сороковую часть (2,5%) в качестве закята. Ваш доход. а) больше нисаба 34 27 26 36 13 5 16 22

б) меньше нисаба 27 32 21 8 24 33 43 27

в) надо посмотреть 39 41 53 56 63 62 41 51

4. Куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят? а) в мечеть 31 42 49 32 71 42 79 50

б) в специальный фонд 40 28 15 10 18 30 14 22

в) в благотворительные фонды 29 30 36 58 11 28 7 28

5. Вы платите закят аль-фитр? а) да 79 68 56 55 41 72 45 59

б) нет 17 12 25 23 39 9 12 20

в) иногда 4 20 19 22 20 19 43 21

6. Вы платите закят? а) да 36 39 34 36 30 35 56 38

б) нет 59 40 38 42 58 44 20 43

в) иногда 5 21 28 22 12 21 24 19

Таблица 4

Результаты анкетирования по городу Бишкек

№ Вопросы анкеты Ответы Количество респондентов В процентах

1. Как вы понимаете закят? а) добровольное пожертвование 558 46,5

б) обязательное пожертвование 425 35,4

в) не знаю 217 18,1

2. Что такое садака? а) добровольное пожертвование 558 46,5

б) обязательное пожертвование 336 28

в) не знаю 306 25,5

3. Нисаб — это минимальное (свободное) имущество. Уровень нисаба равняется 85 гр. золота — 106 250 сомам, или 595 гр. серебра — 19 040 сомам. Если чистый доход (имущество) равняется или превышает данный уровень в течение года, то необходимо отчислить из него одну сороковую часть (2,5%) в качестве закята. Ваш доход. а) больше нисаба 266 22,16

б) меньше нисаба 466 38,83

в) надо посмотреть 468 38,99

4. Куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят? а) в мечеть 784 65,33

б) в специальный фонд 361 30,08

в) другое5 55 4,58

5. Из перечисленного, что Вы обычно платите? а) закят 187 15,58

б) садака 276 23

в) закят аль-фитр 531 44,25

г) ни одно из них не плачу 107 8,9

а) закят б) садака 13 1,1

а) закят б) садака в) закят аль-фитр 31 2,6

а) закят в) закят аль-фитр 6 0,5

б) садака в) закят аль-фитр 49 4,1

Также имеется централизованный орган (Духовное управление мусульман Кыргызстана), мобилизующий средства закят аль-фитр, поэтому может быть больше плательщиков закят аль-фитра, чем плательщиков закята.

Некоторые мусульмане не знают разницы между закят и садака, также как между закят и закят аль-фитр, думая, что это одно и то же. Между ними есть одно общее — и то и другое платится один раз в год.

Отдельно было проведено анкетирование в столице. Так как Бишкек является крупнейшим городом и бизнес центром страны, для репрезентативности было опрошено 1200 мусульман (см. табл. 4).

Как и по Кыргызстану в целом, в Бишкеке меньше половины 1200 респондентов, т.е. 35,4% знают, что закят — это обязательное пожертвование, 558 опрошенных или 46,5% считают закят добровольным актом. И 18,1% ответили, что не знают какое это пожертвование, обязательное или добровольное.

Как уже отмечалось ранее, многие мусульмане не знают разницы между закят и садака. 46,5% респондентов ответили, что садака — это добровольное пожертвование, и 53,5% не знали какое это пожертвование.

22,16% опрошенных ответили, что их достаток больше ни-саба. Так как было сплошное исследование, какой уровень нисаба (в золоте или серебре) респондент имел ввиду, отвечая «выше нисаба» — неизвестно. Интересно, что данные (22,16%) совпадают со средними данными по стране, где также 22% опрошенных ответили, что владеют имуществом выше ниса-ба. 38,83% указали, что их имущество ниже нисаба, опять-таки неизвестно в качестве уровня нисаба — что они имели ввиду (золото или серебро). 39% опрошенных ответили, что надо посчитать доходит ли до уровня нисаба их имущество.

На вопрос — куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят, 784 респондента, то есть 65,33% ответили — в ме-

четь, 361 респондент (31%) — в специальный фонд. В данном вопросе предполагалось узнать, куда предпочитают платить закят, в мечеть или в специальный фонд, поэтому были только два варианта ответа. Тем не менее, некоторые респонденты (5%) специально записали в анкетах свои варианты ответа, такие как инвалидам, тяжелобольным, лично дать в руки бедным. Все эти варианты объединили в третий вариант — «другое».

Из 1200 опрошенных 15,6% отметили, что платят закят, 23% ответили — садаку и 44,6% отметили — закят аль-фитр. 8,9% ответили, что никаких выше указанных отчислений не делают. Так как в вопросе предполагалось выбрать варианты, 13 опрошенных (1,1%) ответили, что платят закят и садаку, 31 респондент (2,6%) отметили закят, садака и закят аль-фитр, 6 человек (0,5%) — закят и закят аль-фитр. И 49 опрошенных (4,1%) сказали, что платят садаку и закят аль-фитр.

Хотя в стране нет централизованного фонда закят, мусульмане страны платят или предоставляют часть имущества в качестве закята в мечети, исламские учреждения и т.п. В современных условиях Кыргызстана механизмом оптимизации закята видится учреждение централизованного фонда закят с участием всех заинтересованных сторон.

Многие страны мира, в том числе Кыргызстан, нуждаются в дополнительных средствах для решения социально-экономических проблем. Так как, большую долю населения страны составляют мусульмане, закят мог бы выступать в качестве одного из инструментов решения этих проблем. За счет поступлений от закята можно назначить материальную помощь малоимущим и нуждающимся гражданам, а также проводить мероприятия, направленные на устранение радикальных настроений среди мусульманской части населения, не прибегая к внешним займам, которые даром не предоставляются, и, не налагая дополнительной нагрузки на государственный бюджет, учитывая светский путь развития страны [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Dzhunusbaeva Ch.I. Problems of optimization of the functioning "zakat" as a tool of reducing social and economic problems in Kyrgyzstan [Text] / Ch.I. Dzhunusbaeva // Znanstvena misel journal, №17/2018, vol. 2, pp. 14

242

2. Джунусбаева Ч.И., Саякова С.Ш. Возможности обязательного пожертвования (закят) в решении социально-экономических проблем Кыргызстана // Экономические отношения. — 2018. — Том 8. — № 3. — С. 333-342. — Сок 10.18334/ео.8.3.39299

3. О размере и порядке выплаты одного из пяти столпов ислама закята [Текст]: Решение (фатва) Духовного управления мусульман Кыргызстана от 31 мая 2016 г. №4

4. О размере фитр-закята (фитр-садака), выплачиваемый в месяц рамазан в 2016г. [Текст]: Решение (фатва) Духовного управления мусульман Кыргызстана от 31 мая 2016 г. №3

5. Уровень бедности населения Кыргызской Республике в 2016г. [Электронный ресурс]. Опубликовано 29.06.2017. (ИНр://\№«\«. з1а1.кд/ги/риЬ11са11опз/игоуеп-ЬеСпоз11-у-кугду2зко]-гезриЫ1ке/).

6. Быйылкы жылкы елке аймагынан 33 668 886 сом битир-садака чогулуп, муктаждарга таратылууда. [Электронный ресурс]. Ш1_: http://muftiyat.kg/ky/пews/Ьyyylky-zhylky-olko-aymagyпaп-33-668-886-som-Ьitir-saCaka-chogulup-muktazhCarga (дата обращения: 10.08.2017).

7. Официальный сайт Государственной комиссии по делам религий при президенте Кыргызской Республики — (http://www.

8. Джунусбаева Ч.И. Закят и благотворительная деятельность учреждений исламского направления в стране // Известия вузов Кыргызстана. — 2017. — №9.

1 Закят — один из пяти столпов ислама, представляющий собой обязательное отчисление мусульманином, из его имущества (сюда не включается имущества, используемые в повседневной жизнедеятельности), достигающего или превышающего определенного уровня (нисаба), то есть, стоимости 85 гр. золота (или 595 гр. серебра). Закят выплачивается один раз в год и составляет 2,5% от имущества.

2 Фонд «Закят» Духовного управления мусульман Казахстана (http://zeket.org.kz/ru)

3 Благотворительный Фонд «Закят» учрежденный Духовным управлением мусульман Российской Федерации (https://zakatfuпC.ru); Благотворительный Фонд «Закят» учрежденный Духовным управлением мусульман Республики Татарстан (http://zakyatrt.ru)

4 Закят аль-фитр — милостыня, даваемая в месяц поста рамадан за каждого члена семьи.

5 В данном вопросе было только два варианта ответа а) и б), третий вариант (в)) добавили сами респонденты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.