ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕПИ ПОСТАВОК
НА ПРЕДПРИЯТИИ Р.Э. Дзюба, аспирант
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск
В статье рассмотрено развитие функций закупок и их ставщиков на эффективность управления в цепи поставок
Деятельность, которая заключается в осуществлении закупок, является комплексной, поскольку связана как с функциональными видами деятельности на предприятии, которые образуют цепь стоимости, так и с внешним окружением, например с поставщиками, влияющими на получение устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Это действие поставщиков не ограничивается уменьшением затрат или качеством приобретенных товаров, сырья, а может заключаться в возможности формирования добавленной ценности для клиентов в цепи поставок.
Заметный вклад в разработку сделали выдающиеся ученые X. Фирон и Д. Ван Веле, которые занимаются тематикой управления закупками и продолжают обсуждения в каком направлении следует развитие функций закупок, а также из чего возникают различия в подходе к управлению закупками во многих предприятиях. В их обсуждениях возник тезис, что функция закупок в корпорациях развивалась от трансакционной модели к интегрированной модели. Такой подход основывается на утверждении, что можно определить идеальный целевой этап развития, в котором естественным образом развиваются функции закупок.
Целью статьи является рассмотрение и раскрытие смысла системы, ступень развития функции закупок в цепи поставок на предприятии.
Развитие функции закупки: от трансакции к закупкам в цепи поставок.
Изучение научных источников позволило рассмотреть развитие функций закупок в рамках четырех главных частях таких как:
• место закупок в иерархии,
• организационная структура закупочной организации,
• модель связи с поставщиками,
• модель закупочных процессов, а также их слияния с другими процессами в организации.
Развивая модели, описанные профессором Ван Веле [1], в контексте вышеупомянутых четырех частях, можно выделить 5 ступеней развития функции закупок.
Первая ступень - имеет трансакционный характер. Целью закупок является получение у поставщиков сырья, услуги по приемлемой цене и в срок, в соответствующем количестве, соответствующего качества, в соответствующее место и для соответствующего внутреннего клиента. Закупки трактуются как поддержка для производства и логистики. Главной
значение в управлении цепи поставок. Проанализировано влияние по-
целью закупок является обеспечение сырьем и услугами с целью обеспечения операционной непрерывности предприятия.
Вторая ступень - несет коммерческий характер. На этом этапе закупки начинают активизироваться, но они воспринимаются как источник сбережений для предприятий. Сейчас настает объединение функций закупок с целью достижения расходных синергий, которые происходят от эффекта масштаба и специализации в рамках отдельных ассортиментных групп.
Третья ступень - это координация закупок. На этом этапе увеличивается централизация закупок, сконцентрированная в одном организационном учреждении, отвечающем за управление совокупностью закупок, где ведется контроль во всех локализациях. В закупках, прежде всего, рассматривается механизм уменьшения затрат. Процесс закупки становится все сложнее и предполагает использование информационных инструментов, которые кроме цены закупки трактуются как функция, имеющая существенное влияние на качество приобретенного сырья и оборудования.
Четвертая ступень - внутренняя интеграция, это когда наступает интенсивная интеграция процесса закупок с другими процессами на предприятии. Целью ее является не достижение уменьшения цен, а систематическое и длительное снижение полных затрат на производстве. На данном этапе значение закупки и контроля над этой сферой осуществляют предприятия (члены правления), а так же развивается проектный подход к реализации закупок.
Пятая ступень - внешняя интеграция, которая концентрируется на управлении отношений с критическими поставщиками, что бы обеспечить эффективное функционирование цепи поставок. Поставщики характеризуются как стратегические активы предприятия и интегрированы через инициативы, которые заключаются в улучшении процессов, уменьшении затрат, приобщении к развитию продукции еще на этапе проектирования. Интеграция поставщика проявляется также все в большем использовании информационных систем для улучшения коммуникаций между поставщиком и предприятием.
Рассматривая влияние поставщиков на эффективность регулирования в цепи поставок следует отметить, что действие поставщиков может привести к устойчивости конкурентного преимущества предприятия, не уменьшая снижения затрат на закупки сырья. Обобщение мирового и отечественного опыта функ-
Логистические основы организации производства
ционирования ведущих предприятий на рынке позво- действия поставщиков в таких определенных направ-лили логисту И.В. Неурову [2] структуризировать лениях (таблица).
Влияние поставщиков на эффективность управления в цепи поставок
Обеспечение стратегических решений, связанных с поставкой, принятые на основании достоверной информации • потенциальные излишки или недостачи связанные с колебанием цен; • колебание валютных курсов; • технологическое развитие на рынке поставок;
Информирование возможных последствий для ситуации поставки предприятия стратегических решений, которые касаются таких вопросов как • вертикальная или горизонтальная интеграция; • закупка в тех сегментах рынка поставок, которые располагают соответствующим производственным потенциалом; • закупка в полном масштабе; • содействие новым поставщикам.
Поддержка рентабельных закупок с помощью исследований потенциальных источников поставок • оценка результатов существующих поставщиков; • поиск новых поставщиков;
Создание длительного сотрудничества с поставщиками • поставка от одного поставщика; • совершенствование поставщика; • поддержка и мотивирование поставщика.
Увеличение оборотного капитала предприятия • уменьшить время хранения запасов закупленных благ через внедрение системы поставок.
Усовершенствование административных процедур закупки • контроль закупочных отделов по затратам; • внедрение технологических инноваций с целью уменьшения затрат, ускорение двухсторонних коммуникаций с поставщиком, сокращение циклов реализации заказов; • укрепление позиции предприятия благодаря постоянному стремлению к лучшей репутации (порядочность и этика).
Все выше сказанные составляющие возможного влияния поставщиков, следовательно, и закупочная деятельность влияют на эффективность предприятия, доказывают важность и значимость логистических решений.
Исходя из вышесказанного следует, что закупочная деятельность является одним из важных видов деятельности предприятия и имеет стратегическое значение как для отдельного предприятия, так и в общем для участников цепи поставок. Поскольку во время выполнения видов деятельности, связанные с закупкой товарно-материальных благ, осуществляется интеграция многих функций для решения задач оперативного и стратегического уровня.
Развитие закупочной функции происходила в направлении от трансакционных операций к полному объединению функций в логистической системе, создавая при этом постоянные коммуникационные каналы между функцией закупок и другими функциональными сферами на предприятии, а так же с другими участниками цепи поставок.
Рассматривая все эти организационные структуры поставок, следует отметить, что для отечественных предприятий присуще развитие внутренних поставок, поскольку приоритетным во многих видах деятельности остается в оценке поставщиков ценовой фактор выбора.
Но исследование современных организационных форм реализации закупочных функций на отечественных предприятиях требует дальнейших основательных маркетинговых исследований.
Литература
1. Van Weele A. Purchasing & Supply Chain Management: Analysis, Planning and Practice. - Thomson Business Pr.t 2001.
2. Фирон X. Управление снабжением и запасами. Логистика. / X. Фирон, М. Линдере. Пер. с англ. -СПб.: Полигон, і999. - 768 с.
3. Неуров И.В. Вестник национального университета «Львівська політехніка» зборник научных трудов № 623. Логистика / И.В. Неуров // Львівська політехніка. - Львів: Вид-во Нац. ун-ту 2008.-339с.
4. Бажин И.И. Логистика: учебник для высших эконом. уч. заведений / И.И. Бажин. - Харьков: Кон-сум, 2004. - 240с.
2? 0665695580
Ключевые слова: закупка, цепь поставок, поставщик, логистика, функции поставок, закупочная деятельность.