Научная статья на тему 'Закупочная деятельность в цепи поставок на предприятии'

Закупочная деятельность в цепи поставок на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1690
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКА / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ПОСТАВЩИК / ЛОГИСТИКА / ФУНКЦИИ ПОСТАВОК / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PURCHASE / SUPPLY CHAIN / LOGISTICS / SUPPLIER / FUNCTION OF SUPPLY / PROCUREMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзюба Р. Э.

В статье рассмотрено развитие функций закупок и их значение в управлении цепи поставок. Проанализировано влияние поставщиков на эффективность управления в цепи поставок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURCHASING ACTIVITY IN THE SUPPLIES CHAIN IN THE ENTERPRISE

The development of procurement functions and significance of these functions in the management of the supply chain. Analyzed the impact of suppliers on the effective management of the supply chain

Текст научной работы на тему «Закупочная деятельность в цепи поставок на предприятии»

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕПИ ПОСТАВОК

НА ПРЕДПРИЯТИИ Р.Э. Дзюба, аспирант

Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск

В статье рассмотрено развитие функций закупок и их ставщиков на эффективность управления в цепи поставок

Деятельность, которая заключается в осуществлении закупок, является комплексной, поскольку связана как с функциональными видами деятельности на предприятии, которые образуют цепь стоимости, так и с внешним окружением, например с поставщиками, влияющими на получение устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Это действие поставщиков не ограничивается уменьшением затрат или качеством приобретенных товаров, сырья, а может заключаться в возможности формирования добавленной ценности для клиентов в цепи поставок.

Заметный вклад в разработку сделали выдающиеся ученые X. Фирон и Д. Ван Веле, которые занимаются тематикой управления закупками и продолжают обсуждения в каком направлении следует развитие функций закупок, а также из чего возникают различия в подходе к управлению закупками во многих предприятиях. В их обсуждениях возник тезис, что функция закупок в корпорациях развивалась от трансакционной модели к интегрированной модели. Такой подход основывается на утверждении, что можно определить идеальный целевой этап развития, в котором естественным образом развиваются функции закупок.

Целью статьи является рассмотрение и раскрытие смысла системы, ступень развития функции закупок в цепи поставок на предприятии.

Развитие функции закупки: от трансакции к закупкам в цепи поставок.

Изучение научных источников позволило рассмотреть развитие функций закупок в рамках четырех главных частях таких как:

• место закупок в иерархии,

• организационная структура закупочной организации,

• модель связи с поставщиками,

• модель закупочных процессов, а также их слияния с другими процессами в организации.

Развивая модели, описанные профессором Ван Веле [1], в контексте вышеупомянутых четырех частях, можно выделить 5 ступеней развития функции закупок.

Первая ступень - имеет трансакционный характер. Целью закупок является получение у поставщиков сырья, услуги по приемлемой цене и в срок, в соответствующем количестве, соответствующего качества, в соответствующее место и для соответствующего внутреннего клиента. Закупки трактуются как поддержка для производства и логистики. Главной

значение в управлении цепи поставок. Проанализировано влияние по-

целью закупок является обеспечение сырьем и услугами с целью обеспечения операционной непрерывности предприятия.

Вторая ступень - несет коммерческий характер. На этом этапе закупки начинают активизироваться, но они воспринимаются как источник сбережений для предприятий. Сейчас настает объединение функций закупок с целью достижения расходных синергий, которые происходят от эффекта масштаба и специализации в рамках отдельных ассортиментных групп.

Третья ступень - это координация закупок. На этом этапе увеличивается централизация закупок, сконцентрированная в одном организационном учреждении, отвечающем за управление совокупностью закупок, где ведется контроль во всех локализациях. В закупках, прежде всего, рассматривается механизм уменьшения затрат. Процесс закупки становится все сложнее и предполагает использование информационных инструментов, которые кроме цены закупки трактуются как функция, имеющая существенное влияние на качество приобретенного сырья и оборудования.

Четвертая ступень - внутренняя интеграция, это когда наступает интенсивная интеграция процесса закупок с другими процессами на предприятии. Целью ее является не достижение уменьшения цен, а систематическое и длительное снижение полных затрат на производстве. На данном этапе значение закупки и контроля над этой сферой осуществляют предприятия (члены правления), а так же развивается проектный подход к реализации закупок.

Пятая ступень - внешняя интеграция, которая концентрируется на управлении отношений с критическими поставщиками, что бы обеспечить эффективное функционирование цепи поставок. Поставщики характеризуются как стратегические активы предприятия и интегрированы через инициативы, которые заключаются в улучшении процессов, уменьшении затрат, приобщении к развитию продукции еще на этапе проектирования. Интеграция поставщика проявляется также все в большем использовании информационных систем для улучшения коммуникаций между поставщиком и предприятием.

Рассматривая влияние поставщиков на эффективность регулирования в цепи поставок следует отметить, что действие поставщиков может привести к устойчивости конкурентного преимущества предприятия, не уменьшая снижения затрат на закупки сырья. Обобщение мирового и отечественного опыта функ-

Логистические основы организации производства

ционирования ведущих предприятий на рынке позво- действия поставщиков в таких определенных направ-лили логисту И.В. Неурову [2] структуризировать лениях (таблица).

Влияние поставщиков на эффективность управления в цепи поставок

Обеспечение стратегических решений, связанных с поставкой, принятые на основании достоверной информации • потенциальные излишки или недостачи связанные с колебанием цен; • колебание валютных курсов; • технологическое развитие на рынке поставок;

Информирование возможных последствий для ситуации поставки предприятия стратегических решений, которые касаются таких вопросов как • вертикальная или горизонтальная интеграция; • закупка в тех сегментах рынка поставок, которые располагают соответствующим производственным потенциалом; • закупка в полном масштабе; • содействие новым поставщикам.

Поддержка рентабельных закупок с помощью исследований потенциальных источников поставок • оценка результатов существующих поставщиков; • поиск новых поставщиков;

Создание длительного сотрудничества с поставщиками • поставка от одного поставщика; • совершенствование поставщика; • поддержка и мотивирование поставщика.

Увеличение оборотного капитала предприятия • уменьшить время хранения запасов закупленных благ через внедрение системы поставок.

Усовершенствование административных процедур закупки • контроль закупочных отделов по затратам; • внедрение технологических инноваций с целью уменьшения затрат, ускорение двухсторонних коммуникаций с поставщиком, сокращение циклов реализации заказов; • укрепление позиции предприятия благодаря постоянному стремлению к лучшей репутации (порядочность и этика).

Все выше сказанные составляющие возможного влияния поставщиков, следовательно, и закупочная деятельность влияют на эффективность предприятия, доказывают важность и значимость логистических решений.

Исходя из вышесказанного следует, что закупочная деятельность является одним из важных видов деятельности предприятия и имеет стратегическое значение как для отдельного предприятия, так и в общем для участников цепи поставок. Поскольку во время выполнения видов деятельности, связанные с закупкой товарно-материальных благ, осуществляется интеграция многих функций для решения задач оперативного и стратегического уровня.

Развитие закупочной функции происходила в направлении от трансакционных операций к полному объединению функций в логистической системе, создавая при этом постоянные коммуникационные каналы между функцией закупок и другими функциональными сферами на предприятии, а так же с другими участниками цепи поставок.

Рассматривая все эти организационные структуры поставок, следует отметить, что для отечественных предприятий присуще развитие внутренних поставок, поскольку приоритетным во многих видах деятельности остается в оценке поставщиков ценовой фактор выбора.

Но исследование современных организационных форм реализации закупочных функций на отечественных предприятиях требует дальнейших основательных маркетинговых исследований.

Литература

1. Van Weele A. Purchasing & Supply Chain Management: Analysis, Planning and Practice. - Thomson Business Pr.t 2001.

2. Фирон X. Управление снабжением и запасами. Логистика. / X. Фирон, М. Линдере. Пер. с англ. -СПб.: Полигон, і999. - 768 с.

3. Неуров И.В. Вестник национального университета «Львівська політехніка» зборник научных трудов № 623. Логистика / И.В. Неуров // Львівська політехніка. - Львів: Вид-во Нац. ун-ту 2008.-339с.

4. Бажин И.И. Логистика: учебник для высших эконом. уч. заведений / И.И. Бажин. - Харьков: Кон-сум, 2004. - 240с.

2? 0665695580

Ключевые слова: закупка, цепь поставок, поставщик, логистика, функции поставок, закупочная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.