Научная статья на тему 'ЗАКРЕПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДНЫЙ ТРУД'

ЗАКРЕПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДНЫЙ ТРУД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / LABOUR / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / EMPLOYMENT CONTRACT / ПРЕМИЯ / PRIZE / ЛИСТ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ / SHEET OF TEMPORARY INCAPACITY FOR WORK / ЭЛЕКТРОННЫЕ БОЛЬНИЧНЫЕ ЛИСТЫ / ELECTRONIC HOSPITAL SHEETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермаков Дмитрий Николаевич, Лескова Ирина Валерьевна, Борисова Елизавета Станиславовна, Казенков Олег Юрьевич

Конституция РФ закрепляет социально-экономические права и свободы российских граждан, создаёт систему правовых гарантий обеспечения права на творческий, оплачиваемый труд. Реализация прав граждан на свободный труд выступает одной из ключевых задач современного трудового законодательства. В представленной статье проанализировано содержание изменений Трудового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов в 2016 г. в области стимулирования труда, выплаты премий, оформления электронных листов временной нетрудоспособности, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод граждан России. Рассмотрены новеллы в сфере правового обеспечения кадрового дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Docking in modern labour legislation of the constitutional right of citizens to freely work

The Constitution of the Russian Federation establishes the socio-economic rights and freedoms of Russian citizens, creates a system of legal guarantees to safeguard the right to creative, paid work. The realization of the rights of citizens to free labor is one of the key tasks of a modern labour legislation. In the present article it's analyzed the content changes of the labour code and other legal acts in 2016 г. in the field of motivation, premiums, processing electronic sheets of temporary disability, aimed at ensuring the constitutional rights and freedoms of citizens of Russia. It's considered novels in the sphere of legal support personnel.

Текст научной работы на тему «ЗАКРЕПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДНЫЙ ТРУД»

Трудовое право и право социального обеспечения

ЗАКРЕПЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДНЫЙ ТРУД

ЕРМАКОВ Дмитрий Николаевич,

доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор,

профессор Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Почётный работник ВПО РФ, Эксперт Рособрнадзора, Член Гильдии маркетологов России. E-mail: dermakow@mail.ru;

ЛЕСКОВА Ирина Валерьевна,

доктор социологических наук, кандидат политических наук, профессор, профессор Российского государственного социального университета, Почётный работник ВПО РФ, Эксперт Рособрнадзора. E-mail: leskova.i@yandex.ru;

БОРИСОВА Елизавета Станиславовна,

аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета, помощник Депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. E-mail: borisova_elizaveta@bk.ru;

КАЗЕНКОВ Олег Юрьевич,

доцент Московского института современного академического образования,

Лауреат Почётных грамот Государственной Думы ФС РФ и Министерства образования и науки РФ, Директор Русского академического фонда,

помощник Депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. E-mail: o.kazenkov@gmail.com

Краткая аннотация: Конституция РФ закрепляет социально- экономические права и свободы российских граждан, создаёт систему правовых гарантий обеспечения права на творческий, оплачиваемый труд. Реализация прав граждан на свободный труд выступает одной из ключевых задач современного трудового законодательства. В представленной статье проанализировано содержание изменений Трудового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов в 2016 г. в области стимулирования труда, выплаты премий, оформления электронных листов временной нетрудоспособности, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод граждан России. Рассмотрены новеллы в сфере правового обеспечения кадрового дела.

Abstract: The Constitution of the Russian Federation establishes the socio-economic rights and freedoms of Russian citizens, creates a system of legal guarantees to safeguard the right to creative, paid work. The realization of the rights of citizens to free labor is one of the key tasks of a modern labour legislation. In the present article it's analyzed the content changes of the labour code and other legal acts in 2016 г. in the field of motivation, premiums, processing electronic sheets of temporary disability, aimed at ensuring the constitutional rights and freedoms of citizens of Russia. It's considered novels in the sphere of legal support personnel.

Ключевые слова: Труд; заработная плата; трудовой договор; премия; лист временной нетрудоспособности; электронные больничные листы.

Keywords: Labour; wages; employment contract; Prize; sheet of temporary incapacity for work; electronic hospital sheets.

1. Новое в системе стимулирования труда а) Новое о зарплате

Основу материального стимулирования труда составляет заработная плата. Рассмотрим, что нового произошло в этой сфере.

Изменения в трудовом законодательстве происходят постоянно. В связи с этим выделим следующие Федеральные законы, которые скорректировали правила в сфере оплаты труда:

- № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда»;

- № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Порядок выплаты заработной платы

В частности, совершенствование оплаты

труда нашло отражение в изменении ст. 136 ТК РФ, внесенное Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ, а именно: «заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».

Законодатели при изменении данной статьи, по сути, скорректировали два момента.

Во-первых, они перечислили документы, где могут быть зафиксированы даты выплаты зарплаты, и, добавив союз «или», указали, что это равнозначные документы. Следовательно, даты выплаты могут быть зафиксированы лишь в одном из них. А в настоящее время многие контролеры из Государственной инспекции труда считают, что законодатель, используя запятые вместо союза «и», обязывает работодателя закреплять даты выплаты зарплаты и в правилах внутреннего трудового распорядка, и в коллективном договоре, и в трудовом договоре.

Причем отметим, что Роструд неоднократно указывал, что работодатель вправе выбрать любой документ из перечисленных в ст. 136 ТК РФ для закрепления дат выплаты заработка[1].

Полагаем, что удобнее всего даты выплат зафиксировать в правилах внутреннего трудового распорядка, ведь коллективный договор может отсутствовать в организации, а трудовой договор регулирует отношения с конкретным работником.

Во-вторых, четко установлено, когда нужно выплачивать зарплату. Так, ранее некоторые работодатели в локальные нормативные акты, устанавливающие порядок выплаты зарплаты, или трудовой договор включали очень размытые формулировки, например, «заработная плата выплачивается с такого-то по такое-то число» или «не позднее такого-то числа». Формально требования ТК РФ соблюдены -не реже двух раз в месяц работник получает зарплату. Вместе с тем такие формулировки недопустимы, поскольку при установлении периода выплаты, а не конкретного дня интервал между выплатами может быть больше, чем полмесяца, а значит, норма ст. 136 ТК РФ будет нарушена.

Закон № 272-ФЗ обязывает работодателей устанавливать дату выплаты заработной платы не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. То есть законода-

тель определил максимальный срок, в течение которого нужно оплатить работникам их труд, - 15 календарных дней. Значит, самая поздняя дата выплаты зарплаты - это 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который она начислена. Но это не значит, что зарплата может быть выплачена один раз. В любом случае интервал между выплатами не должен превышать полмесяца.

Оплата труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров

Кроме того, произошли изменения условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров. Как известно, эти особенности установлены ст. 145 ТК РФ, и они применяются для государственных внебюджетных фондов РФ; государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий; государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Подчеркнем, что заключающим трудовой договор членам коллегиальных исполнительных органов госкорпораций, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, также нужно руководствоваться данной статьей ТК РФ. Раньше зарплата указанных должностных лиц устанавливалась по соглашению сторон трудового договора в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Изменения в условиях оплаты их труда были установлены и Законом № 347-ФЗ, а именно:

1) расширился перечень лиц, на которых распространяется действие данной статьи;

2) установлено, что зарплата названных работников определяется в первую очередь в соответствии с ТК РФ, а уж затем уже положениями иных нормативно-правовых актов. Это важно, особенно в связи с тем, что в новой редакции ст. 145 ТК РФ сказано, что «предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников определяется государственным

органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

- государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства РФ;

- территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Несоблюдение данного правила является дополнительным основанием для расторжения трудовых договоров.

Вместе с тем в части третьей анализируемой статьи говорится, что в некоторых случаях зарплата руководящих работников устанавливается без учета предельного уровня соотношения зарплат. Но это может быть сделано только в отношении руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Данное правило действует лишь в отношении руководящих работников:

- государственных внебюджетных фондов РФ;

- территориальных фондов ОМС;

- федеральных государственных унитарных предприятий;

- государственных учреждений субъектов РФ;

- государственных унитарных предприятий субъектов РФ;

- муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий.

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

В настоящее время предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников в кратности от 1 до 8 установлен для федеральных государственных учреждений^] и для федеральных государственных унитарных предприятий[3].

Еще одно нововведение касается информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете. В соответствии с Законом № 347-Ф3 в ТК РФ введена ст. 349.5, согласно которой информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Однако здесь есть и ограничения: В составе размещаемой на официальных сайтах информации запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера (схема 1):

Схема 1

Запрещается!->|Данные, позволяющие определить место жительства, почтовый|

указывать на | |адрес |

официальных|

сайтах

>|Телефон и иные индивидуальные средства коммуникации

->|Сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер I

J

Отметим, что сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате должны размещать сами руководители, их заместители и главные бухгалтеры. Порядок размещения информации и представления указанными лицами данной информации должен быть в скором времени установлен соответствующими нормативными правовыми актами.

Материальная ответственность за задержку зарплаты

Действующим законодательством установлена ответственность лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, в том числе задержке выдачи заработной платы, оплаты отпуска, компенсаций и других выплат, причитающихся работнику.

С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда увеличен размер денежной компенсации за задержку выплат. В частности, согласно новой редакции ст. 236 ТК РФ (вступающей в силу с 3 октября 2016 г.) при нарушении работодателем установленного срока выплат, полагающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной 1/150 (ранее - 1/300) действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Кроме того, Законом № 272-ФЗ ст. 236 ТК РФ дополнена положением о порядке исчисления денежной компенсации в случае неполной выплаты работнику причитающихся ему средств. Так, опреде-

лено, что при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Теперь проценты считаются исходя из ключевой ставки вместо ставки рефинансирования. Ключевая ставка с 19 сентября 2016 г. составляет 10,0%.

Также скорректирован абз. 4 ст. 360 ТК РФ, определяющей порядок организации и проведения проверок работодателей. В частности, скорректированы, какие сообщения о каких нарушениях трудового законодательства граждан, СМИ и пр. могут стать основанием для проверочных мероприятий. В частности, сообщение о нарушениях, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработка, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством, является основанием для внеплановой проверки.

Административная ответственность

Ужесточена не только материальная ответственность работодателя за нарушение правил оплаты труда. КоАП РФ также скорректирован Законом № 272-ФЗ, а именно ст. 5.27. Раньше не было специальной нормы, вводившей штраф за нарушение в сфере оплаты труда. С 3 октября 2016 г. в этой статье она появится - ч. 6, согласно которой невыплата или неполная выплата в установленный срок заработка, других выплат в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (схема 2).

Схема 2

Лицо, подвергаемое ответственности

Размер руб.

штрафа,

Должностные лица 10 000 - 20 000

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 1000 - 5000

Юридические лица 30 000 - 50 000

Такими же штрафами будет караться установление заработной платы в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством.

Как видим, штрафы увеличились лишь для

должностных лиц организаций (до 3 октября 2016 г. штраф для них составлял от 1000 до 5000 руб.).

Если нарушение в сфере оплаты труда будет совершено повторно, то новая ч. 7 ст. 5.27КоАП РФ вводит более жесткие санкции (схема 3).

Схема 3

Лицо, подвергаемое ответственности Размер штрафа, руб.

Должностные лица 20 000 - 30 000

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 10 000 - 30 000

Юридические лица 50 000 - 100 000

Причем должностные лица организации, допустившие нарушения в оплате труда, вместо штрафа могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет.

Если зарплата в компании установлена в размере меньше, чем МРОТ, это будет караться аналогичными штрафами. Напомним, что в настоящее время МРОТ составляет 7500 руб.

Срок исковой давности по делам о невыплаченных суммах

Ст. 392 ТК РФ установлен общий срок обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам, в том числе о невыплате заработной платы, который составляет три месяца, за исключением споров об увольнении (один месяц).

Работники обращаются вначале в государственную инспекцию труда, в другие государственные органы, только после этого - в суд, а к тому моменту трехмесячный срок, как правило, истекает. Теперь с 3 октября 2016 г. за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

б) Новое в премировании

Премии - это выплаты стимулирующего характера, которые выплачиваются работникам за добросовестное выполнение трудовых обязанностей или достижение определенных трудовых показателей. Премии выплачиваются в сроки, установленные коллективным договором или локальным нормативным актом вашего учреждения (ст. 129, 191 ТК РФ, Письма Минтруда от 23 сентября 2016 г. № 14-1/ООГ-8532, Роструда от 26 сентября 2016 г. №ТЗ/5802-6-1).

Суммы премий работникам:

1) в бухучете независимо от даты фактической выплаты начисляются в месяце, в котором издан приказ о выплате премии (форма № Т-11 или № Т-11а);

2) облагаются НДФЛ. В доход работника премия включается в том месяце, в котором она выплачена (Письма ФНС от 1 августа 2016 г. № БС-4-11/13984@, от 8 июня 2016 г. № БС-4-11/10169@, Минфина от 27 марта 2015 г. № 03-04-07/17028). В справке 2-НДФЛ премии указываются с кодом дохода 2000 (Письмо ФНС от 19 сентября 2016 г. № БС-4-11/17537);

3) облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ);

4) если расходы осуществлены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для осуществления деятельности, направ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленной на получение дохода, учитываются в расходах на оплату труда в сумме, включающей в себя НДФЛ:

- при ОСН - на дату начисления, если учреждение применяет метод начисления (п. 2 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина от 19 октября 2015 г. № 03-03-06/59642). Или на дату выплаты, если учреждение применяет кассовый метод (п/п. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ);

- при УСН (автономным учреждением) - на дату выплаты работникам (п/п. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п/п. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Такой порядок учета и налогообложения применяется ко всем премиям независимо от периода, за который они начислены.

В частности, премия по итогам предыдущего года, приказ о выплате которой издан в текущем году:

- в бухгалтерском и налоговом учете включается в расходы текущего года;

- при исчислении НДФЛ и взносов включается в доход работника за текущий год.

Чтобы подтвердить, что выплата действительно является премией, учитываемой в расходах на оплату труда, а не подарком, нужны три документа (Письма Минфина от 14 октября 2016 г. № 03-0306/3/60013, от 18 февраля 2016 г. № 03-05-0501/9022, ФНС от 1 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5165):

1) документ, устанавливающий порядок назначения и выплаты премий (в том числе показатели, учитываемые при назначении премии, порядок определения суммы премий, условия выплаты премий и т.п.). Если таким документом является коллективный договор или локальный нормативный акт (например, положение об оплате труда), в трудовом договоре работника должна быть ссылка на этот документ;

2) документ, подтверждающий выполнение работником условий премирования. Это может быть служебная записка непосредственного руководителя о достижении работником конкретных трудовых показателей или расчет суммы премии;

3) приказ о выплате премии (форма № Т-11 или № Т-11 а).

Премии к государственным и профессиональным праздникам, юбилейным датам работников (Письма Минфина от 22 июля 2016 г. № 03-0306/1/42954, от 9 июля 2014 г. № 03-03-06/1/33167):

- учитываются как подарки;

- если их размер для каждого работника определяется по усмотрению руководителя - не учиты-

ваются в налоговых расходах ни при ОСН, ни при УСН, но облагаются страховыми взносами (Постановление Президиума ВАС от 25 июня 2013 г. № 215/13).

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 266 текст Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 дополнен п. 37.1, устанавливающим запрет на использование в текущем финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10% утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Указанная мера предлагается в целях устранения имеющейся диспропорции в уровне оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, поскольку в настоящее время уровень оплаты труда таких работников в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, положение об установлении запрета в части направления средств вакантного фонда на материальное стимулирование государственных гражданских служащих установлено в целях стимулирования замещения вакантных должностей для снижения нагрузки на одного гражданского служащего и в конечном итоге должно оказать положительное влияние на качество выполнения функций федерального органа исполнительной власти.

Также предусматривается запрет на увеличение в 2016 г. утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на другие цели, если иное не определено федеральными законами.

1. Новое в кадровом деле

а) Отчетность для Росстата по-новому

Один из видов отчетности, подготовкой которой занимаются кадровики, - статистическая отчетность. Статистическая отчетность - это централизованная форма контроля государством за деятельностью организаций, предприятий, учреждений через периодически поставляемые в соответствующие органы, установленные в законном порядке статистиче-

ские отчеты, содержащие данные о деятельности организации за определенный период. Представляется она в территориальные органы Росстата в установленные сроки или выборочно по запросу этих органов.

Форм статистической отчетности, которые должны представляться работодателями, довольно много. Некоторые из них применяются организация-

ми всех видов собственности, а некоторые только в отдельных отраслях. Периодически формы меняются. Так, Приказом № 379, о котором мы сегодня будем говорить, было утверждено девять новых форм статистической отчетности, три из них предназначены для представления сведений о численности и зарплате работников - 1-Т, 1-Т (ГМС) и П-4 (схема 4).

Схема 4

Форма 1-Т (ГСМ) | |Заполняется юридическими лицами - государственными | |—>| органами Российской Федерации (федеральными, субъектов| | | РФ) и органами местного самоуправления |

Форма 1-Т | |Заполняется юридическими лицами всех видов

->| экономической деятельности (кроме субъектов малого

предпринимательства), не представляющими сведения по форме П-4 |

Форма П-4 | |Заполняется юридическими лицами - коммерческими и

->|некоммерческими организациями (кроме субъектов малого |

предпринимательства) всех видов экономической | деятельности и форм собственности |

Здесь следует отметить, что отчет по форме 1-Т сдается за год в срок до 20 января не всеми организациями, а выборочно, по перечню, определенному территориальным органом Росстата, если сведения по форме П-4 ими не представляются.

Объектом же внимания является наиболее распространенная форма, по которой подаются сведения о численности и заработной плате - П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденных Приказом Росстата от 2 августа 2016 г. №379[4]. Ее представляют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех видов экономической деятельности и форм собст-

венности за исключением субъектов малого предпринимательства. Кроме этого, ее представляют организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство. Освобождается организация от обязанности представлять сведения после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации данного юрлица. Должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица, назначает руководитель организации.

Форма П-4 предоставляется ежемесячно или ежеквартально. Периодичность ее представления зависит от средней численности работников организации (схема 5).

Схема 5

-1

Сроки представления формы П-4

Г

1

1

Организации, в которых средняя | |Организации, в которых средняя | численность более 15 человек численность не более 15 человек | (включая совместителей и лиц, (включая совместителей и лиц, | работающих по гражданско-правовым | |работающих по гражданско-правовым

договорам) | |договорам)

1 ~

J

т

г

1

Ежемесячно не позднее 15-го числа,| следующего за отчетным периодом

1

Ежеквартально не позднее 15-го числа,| |следующего за отчетным периодом __I

б) Проверки работодателей и сроки исковой давности

Согласно новой редакции ст. 360 ТК РФ, вступающей в силу 3 октября 2016 г., основанием для внеплановой проверки работодателя может стать поступление в федеральную инспекцию труда сообщений о нарушениях трудового законодательства, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработка, других сумм, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством. Такие сведения могут сообщить:

- граждане;

- индивидуальные предприниматели и юридические лица;

- органы государственной власти (должностные лица федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор));

- органы местного самоуправления;

- профессиональные союзы;

- средства массовой информации.

Помимо этого, изменился срок исковой давности по делам о невыплаченной зарплате. В настоящее время согласно ст. 392 ТК РФ общий срок

обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам, в том числе по невыплате заработка, составляет три месяца, за исключением спора об увольнении (один месяц).

Как следует из многочисленных обращений граждан в Минтруд и Роструд, после длительного ожидания выдачи зарплаты работники обращаются вначале в государственную инспекцию труда или прокуратуру, а только затем - в суд. К этому времени трехмесячный срок, как правило, истекает.

Вместе с тем по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, срок исковой давности - три года.

Сроки обращения в суд, установленные ст. 392 ТК РФ, по сути, являются сроками исковой давности. В данной норме не рассматривается вопрос о приостановлении этих сроков, в том числе, если работник воспользовался альтернативной процедурой урегулирования споров (обращение в государственную инспекцию труда, к медиаторам и др.). Поэтому законодатели решили увеличить срок. Теперь с 3 октября 2016 г. за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты

указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. в) введение электронных больничных Правительство внесло в Думу законопроект о введении электронных больничных с 2017 г.

Согласно проекту медорганизация сможет оформлять электронный больничный, если и она, и работодатель пациента подключены к единой инфо-системе. Потребуется согласие сотрудника на применение такого формата.

Планируется, что медработник будет заверять электронный больничный усиленной квалифицированной электронной подписью. Пока неясно, потребуется ли такая подпись и от работодателя, а также будет ли он заполнять какие-либо поля электронного больничного.

Законопроект предусматривает, что появятся подзаконные акты, которые помогут ответить на эти вопросы. Так, уже обсуждается проект постановления правительства о порядке взаимодействия ФСС, работодателей, медорганизаций и учреждений медико-социальной экспертизы (http://regulation.gov.ru/ рп^е^#пра=53100). По этому проекту постановления работодатель должен будет для заполнения электронного больничного передавать сведения в инфо-систему «Соцстрах», заверяя их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Библиография:

Разработчики законопроекта отмечают: электронные больничные уже выдаются в рамках пилотного проекта. Полагаем, полный переход на электронный формат поможет работодателям избежать оплаты поддельных больничных и уменьшит бумажную волокиту[5].

Таким образом, изменения ТК РФ достаточно существенны:

1. Зарплата руководящих работников организаций государственного сектора с 1 января 2017 г. будет формироваться исходя из предельного соотношения среднемесячной зарплаты, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты персонала.

2. С 3 октября 2016 г. установлен максимальный срок для расчетов с работниками за отработанный период - 15 календарных дней со дня окончания этого периода.

3. Увеличены размеры денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику (теперь 1/150 ключевой ставки Банка России в день), и административных штрафов за нарушение сроков выплат причитающихся работникам сумм.

4. Увеличен срок исковой давности для исков по невыплате зарплаты.

5. Если сотруднику предложены не все вакансии, уволить его по сокращению штата нельзя.

1. Письма от 24 января 2012 г. № ПГ/484-6-1, от 6 марта 2012 г. № ПГ/1004-6-1.

2. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. № 975 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583».

3. Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

4. Приказ Росстата от 2 августа 2016 г. № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

5. Документ: Проект Федерального закона № 27110-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=27110-7). Внесен в Госдуму 15 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.