Научная статья на тему 'ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: НАЧАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ'

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: НАЧАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крестьянство / самостоятельный хозяин / уход из земледелия / закрепление / начальные сельскохозяйственные и народные сельскохозяйственные школы. / Peasantry / independent owner / retirement from agriculture / consolidation / primary agricultural and folk agricultural schools.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьяков А. В., Логинов С. П.

В работе рассматривается недостаточно разработанный в отечественной историографии вопрос обеспечения крестьянских хозяйств квалифицированными кадрами. В социально-экономической повседневности начала XX в. проблема оттока выпускников низших сельскохозяйственных школ из родительских хозяйств и земледелия в целом значительно обострилась. К тому же свои самостоятельные хозяйства выпускники не могли организовать по причинам малоземелья и безденежья. В этих условиях прогрессивная общественность, властные структуры, землевладельцы и руководство сельскохозяйственных учебных заведений предложили создание особого типа учебных заведений для взрослых крестьян. В них обучались хозяева, самостоятельно ведущие хозяйство без отрыва от производства и не покидая родных мест. Этими учебными заведениями стали начальные и народные сельскохозяйственные школы, получившие развитие в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSOLIDATION OF PEASANTS IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: PRIMARY AND NATIONAL AGRICULTURAL SCHOOLS

The paper considers the insufficiently developed issue of providing peasant farms with qualified personnel in Russian historiography. In the socio-economic everyday life of the early 20th century, the problem of the outflow of graduates of lower agricultural schools from parent farms and agriculture in general has significantly worsened. In addition, graduates could not organize their own independent farms for reasons of lack of land and lack of money. Under these conditions, the progressive public, government structures, landowners and the leadership of agricultural educational institutions proposed the creation of a special type of educational institutions for adult peasants. They trained the owners, who independently farm on the job and without leaving their homes. These educational institutions were elementary and folk agricultural schools, which were developed at the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: НАЧАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ»

УДК 930.1

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: НАЧАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ

© 2024 А. В. Третьяков1, С. П. Логинов2

1 доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru 2 кандидат исторических наук, проректор по научной работе, цифровизации и международным связям

Курский государственный университет

В работе рассматривается недостаточно разработанный в отечественной историографии вопрос обеспечения крестьянских хозяйств квалифицированными кадрами. В социально-экономической повседневности начала XX в. проблема оттока выпускников низших сельскохозяйственных школ из родительских хозяйств и земледелия в целом значительно обострилась. К тому же свои самостоятельные хозяйства выпускники не могли организовать по причинам малоземелья и безденежья. В этих условиях прогрессивная общественность, властные структуры, землевладельцы и руководство сельскохозяйственных учебных заведений предложили создание особого типа учебных заведений для взрослых крестьян. В них обучались хозяева, самостоятельно ведущие хозяйство без отрыва от производства и не покидая родных мест. Этими учебными заведениями стали начальные и народные сельскохозяйственные школы, получившие развитие в начале XX в.

Ключевые слова: крестьянство, самостоятельный хозяин, уход из земледелия, закрепление, начальные сельскохозяйственные и народные сельскохозяйственные школы.

THE CONSOLIDATION OF PEASANTS IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: PRIMARY AND NATIONAL AGRICULTURAL SCHOOLS.

© 2024 A. V. Tretyakov1 , S. P. Loginov2

1Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian History

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru 2Candidate of Historical Sciences, Vice-Rector for Research, Digitalization and International Relations

Kursk State University

The paper considers the insufficiently developed issue of providing peasant farms with qualified personnel in Russian historiography. In the socio-economic everyday life of the early 20th century, the problem of the outflow of graduates of lower agricultural schools from parent farms and agriculture in general has significantly worsened. In addition, graduates could not organize their own independent farms for reasons of lack of land and lack of money. Under these conditions, the progressive public, government structures, landowners and the leadership of agricultural educational institutions proposed the creation of a special type of educational institutions for adult peasants. They trained the owners, who independently farm on the job and without leaving their homes. These educational institutions were elementary and folk agricultural schools, which were developed at the beginning of the XX century.

Keywords: peasantry, independent owner, retirement from agriculture, consolidation, primary agricultural and folk agricultural schools.

Проблема подготовки кадров для аграрного хозяйства пореформенной России является весьма важной и до конца не решённой в отечественной историографии. В условиях развития рыночных форм хозяйствования профессиональное обучение земледельцев, а также всех желавших связать свою деятельность с аграрным производством стало постепенно рассматриваться общественностью, правившей бюрократией и частными лицами не только как важное условие обеспечения устойчивости модернизационных процессов в сельской местности, но как способ закрепления молодёжи в аграрной сфере.

Данное суждение подтверждает постсоветская отечественная историография. Исследовательские работы, вышедшие после распада Советского Союза, показывают, что учёные различных отраслей гуманитарного знания внесли существенный вклад в разработку данной проблемы. Особенностью историографии этого времени является то, что авторы исследовали проблему комплексно, рассматривая вопросы не только развития системы сельскохозяйственного образования, педагогических аспектов его совершенствования, подготовки кадров для сельскохозяйственных школ, но и становления органов управления развитием сельскохозяйственного образования в Российской империи.

Среди трудов данного рода можно назвать работы А.В. Третьякова [15], В.Н. Плаксина [8], М.Д. Книга [5], Л.А. Бессмертной [1], Н.Б. Постикэ [10]. По нашему мнению, авторам удалось показать социально-культурные факторы зарождения и развития сельскохозяйственного образования, типологию профессиональных школ. Они также рассмотрели социально-классовый состав учащихся и преподавателей, историю органов управления развитием сельскохозяйственного образования и многие другие вопросы.

Вместе с тем работы показывают, что определённые аспекты процесса развития сельскохозяйственного образования, особенно низшего, естественным образом выпадали из поля зрения исследователей. К числу таких вопросов, требующих внимательного рассмотрения, относится проблема развития начальных и народных сельскохозяйственных школ в пореформенной России. Учебные заведения данного типа появились в России как результат углубления рыночных преобразований, социально-классовой дифференциации и развития профессионального сельскохозяйственного образования, которые в повседневных условиях начала XX в. стимулировали отток крестьянской молодёжи из земледельческой сферы.

Их зарождение и развитие также в определённой мере становилось результатом эволюции общественной идеологии относительно профессионального обучения и подготовки сельских хозяев, развития системы низшего сельскохозяйственного образования, новых форм хозяйствования. Важную роль в этом деле играло и мнение властно-общественных структур о том, что низшие сельскохозяйственные школы для крестьянских детей в социально-экономической повседневности рубежа Х1Х-ХХ вв. не выполняли в полном объёме возложенных на них задач, что активизировало развитие целенаправленного поиска эффективных форм обучения и просвещения взрослых крестьян - самостоятельных сельских хозяев.

Историография и источниковый материал показывают, что в вопросах организации сельскохозяйственного образования в пореформенной России активно использовался зарубежный опыт. Параллельно с этим обобщалась накопленная отечественная практика. Примечательно, что в России практически все - от правившей бюрократии, прогрессивной общественности, сельских хозяев и определённой части крестьянства - выступали сторонниками развития сельскохозяйственного просвещения,

обучения и образования. Однако единство взглядов на формы и способы его организации отсутствовало.

К примеру, сторонники распространения агрономических знаний в земледельческой среде в 1870-е гг. не считали необходимым организацию специальных сельскохозяйственных школ для обучения крестьянских детей. Выступая в комиссии по составлению проекта Положения о низших сельскохозяйственных школах, профессор И.А. Стебут говорил, что «для получения хороших работников нет надобности в особых специальных школах: для них каждое хозяйство есть специальная школа; нужны лишь начальные школы, которые, содействуя образованию главным образом земледельческого класса, принесут... громадную пользу сельскому хозяйству» [16, с. 37].

Аналогичную мысль на совещании высказывал практик, организатор земельных улучшений, сельский хозяин профессор А.Н. Энгельгардт. «Что касается низших сельскохозяйственных учебных заведений, - отметил он, - то мне кажется, что особенных сельскохозяйственных школ вовсе не нужно. В этом отношении нужно стремиться к умножению народных школ, посредством которых можно распространять в массах сельскохозяйственные знания. В народных школах следует, при обучении грамоте, давать для чтения такие книги, в которых сообщались бы полезные сведения по сельскому хозяйству» [Там же].

Интересна также позиция сторонника развития сельскохозяйственного образования в России князя А.И. Васильчикова. В сельскохозяйственном образовании он видел существенный фактор развития аграрного производства в России. Вместе с тем он подчёркивал, что цель «образование из крестьянских мальчиков земледельцев-хозяев нельзя не признать туманною, и нельзя не усомниться, чтобы она и в настоящее время могла быть достигнута. Сельскохозяйственное образование крестьянских мальчиков едва ли может быть устроено у нас с успехом, если не прибегнуть к мерам, к которым и прежде прибегалось - к наряду мальчиков из волостей и приказов» [16, с. 36-37]. В данной ситуации князь говорил о неготовности как родителей, так и детей к профессиональному сельскохозяйственному образованию. При принудительных мерах никакое образование не может дать ожидаемых результатов. Князь А.И. Васильчиков отмечал, что «в настоящее время потребность в с.-хоз. образовании в крестьянском сословии так слабо развита, что не может служить основанием для учреждения особых школ с этою исключительною целью» [Там же, с. 37].

Данные суждения ученых, практиков, общественных деятелей о предполагаемых результатах деятельности сельскохозяйственных школ для крестьянских детей подтверждались повседневной жизнью российского крестьянства и итогами работы уже открытых сельскохозяйственных школ. Весьма интересными в этом плане представляются выводы земского и казённого агронома Ф. И. Гейдука, сделанные им на основе изучения работы 50 низших сельскохозяйственных школ, имевшихся в России в конце 1898 г.

«Что касается воспитанников школ, учреждённых в крупных хозяйствах на основании Нормального положения, - отмечал Ф.И. Гейдук, - то самые лучшие из кончавших курс большею частью оставляются в качестве приказчиков и т. д. в имениях того же владельца. Остальных договаривают окрестные землевладельцы на разные второстепенные должности (при заводах или по хозяйству) ещё до выпускного экзамена и обыкновенно по рекомендации управляющего школою. И здесь спрос на таких молодых людей не дороже, как по 80-120 руб. в год. Но тем не менее никто из них не идёт жить и хозяйствовать в деревню, чтобы распространять в народе основные познания по сельскому хозяйству путём практических занятий» [2, с. 103].

Аналогичные суждения высказывал землевладелец, учредивший в своём собственном имении Теребужскую практическую школу садоводства, К.Ф. Оржельский, являвшийся также её управляющим. «Требования в садовые хозяйства учеников, окончивших курс, - писал он в 1907 г., - превышают в несколько раз наши выпуски; все ученики на местах и получают не менее 10-15 руб. в месяц на хозяйственном столе. Несмотря на это, увеличить наличный состав учащихся, к сожалению, не удаётся, так как крестьяне, по-видимому, удерживаются от помещения своих детей в школу из своих расчётов - не выпускать от себя работника; особенно это ясно выразилось в прошлом году, когда от всех уездов Курской губернии в школу поступил только один ученик. В настоящем году замечается почти то же самое, так как поступившие в школу - дети безземельных и бедных родителей и только один из зажиточной семьи, но имеющий несколько взрослых братьев. Имея в виду новый закон 9 ноября 1906 г. о праве каждого домохозяина выйти из общины с причитающеюся ему частью земли, а также переселения на новые привольные места, надо полагать, что взгляды крестьян изменятся на профессиональные сельскохозяйственные школы в пользу народного сельскохозяйственного просвещения» [13, с. 17].

Вышесказанное свидетельствует о типичности ситуации, сложившейся в аграрной сфере пореформенной России. Углубление рыночных отношений, развитие предпринимательской активности определённой части крупных сельских хозяев, отсутствие развитой системы профессионального образования и недостаток общеобразовательных школ, особенно в сельской местности, стимулировали развитие потребности в грамотных работниках во всех сферах жизнеобеспечения. Следовательно, окончившие курс в низших сельскохозяйственных школах были востребованы во всех сферах народного хозяйства и, как правило, не возвращались в родные места, в родительские хозяйства.

К тому же, как показывают источники, в это время организация самостоятельных хозяйств была затруднена, а для молодых людей практически невозможна. Прежде всего это определялось крестьянским малоземельем и финансовой несостоятельностью большей части крестьянского населения. К примеру, Н.П. Москальский в 1878 г. неоднократно писал в «Земледельческой газете» об этих трудностях. Говоря о безусловной пользе сельскохозяйственного образования, он подчёркивал: «Не нужно думать, что эта польза будет заключаться в настоящее время в скором введении улучшений в крестьянском хозяйстве» [16, с. 43].

Важно отметить, что Н. П. Москальский раскрыл главный фактор, который сдерживал процесс хозяйственных улучшений, - неоднозначное отношение крестьянства к профессиональному сельскохозяйственному образованию своих детей. «Для ведения улучшений, - писал он, - крестьянину кроме знания необходимо ещё иметь: 1) особый, не подлежащий переделу, участок земли, и при том такого размера, чтобы можно было завести на нём самостоятельное хозяйство и чтобы доходы с него могли окупить затраченный на усовершенствованный инвентарь капитал; 2) по дороговизне у нас улучшенных сельскохозяйственных орудий, нужно иметь значительный для крестьянина капитал для приобретения их, не говоря уже о машинах, о покупке коих не только крестьяне, но и такие землевладельцы, которые имеют около ста и более десятин, не могут ещё подумать. Но так как соединение этих условий встречается редко, то потому ныне, какие бы сельскохозяйственные школы ни были учреждены, они могут дать крестьянам только возможность получить большие заработки в хозяйствах более крупных, у землевладельцев, где труд крестьян может лучше вознаграждаться; и улучшение хозяйства будет происходить только у владельцев, обладающих более значительными участками» [16, с. 43-44].

Проведя анализ деятельности низших сельскохозяйственных школ и трудоустройства выпускников, на эту же проблему обращал внимание Ф.И. Гейдук. «Один из воспитанников Марьинской школы, - писал агроном, - снял как-то лет 5-6 назад (кажется, в Сумском уезде) маленькое имение в аренду, но, похозяйничав года три, бросил и нанялся в приказчики. Из Марьино-Горской школы сделался один из воспитанников (выпуска 1888 г.) тоже арендатором, но успех неизвестен, а другой, взяв за женою 2000 руб., собирался купить землю. Быть может, подобных лиц, стремящихся по окончании курса сделаться самостоятельными хозяевами, найдётся ещё несколько, но тщетно я разыскивал по всей России человека, который бы после своего выхода из подобной школы стал хозяйничать на своём крестьянском наделе» [2, с. 103].

Мы видим, что проблема совершенствования деятельности уже созданных низших сельскохозяйственных школ и поиска оптимальных форм профессионального обучения и просвещения самостоятельных крестьян - сельских хозяев оставалась в центре внимания прогрессивной общественности, властных структур, советов учебных заведений и частных лиц в конце XIX и особенно в начале XX в.

В этом плане интересным представляется свод мнений советов низших сельскохозяйственных школ и отдельных лиц, высказанных при ответе на вопросы Департамента земледелия накануне совещания 1895 г. по проблемам развития низшего сельскохозяйственного образования. После дискуссии все единодушно высказались за необходимость «учредить, под руководством и наблюдением Министерства земледелия, особые народные сельскохозяйственные школы или классы для приходящих учеников.» [6, с. 7]. Из этого следует, что, наряду с организацией учебных заведений для обучения крестьянских детей с отрывом их от хозяйства родителей, активно вёлся поиск типа сельскохозяйственного учебного заведения для взрослых крестьян-хозяев, которые не могли надолго отрываться от непрерывной хозяйственно-производственной деятельности.

Источниковый материал показывает, что наилучшие результаты в этой работе были достигнуты в начале XX в. Прогрессивная бюрократия и общественность совместно с сельскими хозяевами и руководством сельскохозяйственных школ на основе уже накопленного опыта активно предлагали различные способы сельскохозяйственного просвещения и образования крестьян-хозяев. Анализ Положения о сельскохозяйственном образовании, Высочайше утверждённого 26 мая 1904 г., показывает, что законодателем устанавливалась система сельскохозяйственного образования, в большей степени рассчитанная на удовлетворение потребностей хозяев, которые пользуются наёмным трудом. Однако в Положении имелся специальный VI раздел «Об учебных установлениях для распространения сельскохозяйственных знаний».

«Сельскохозяйственные классы, курсы, чтения и беседы, - устанавливал законодатель, - учреждаются для лиц обоего пола, желающих приобрести сведения по сельскому хозяйству». [9, с. 553] Программы обучения в них в соответствии с законом определял Департамент земледелия «сообразно с местными условиями сельского хозяйства, с подготовкою учащихся, продолжительностью обучения, временем года и т. д.» [Там же]. Из этого видно, что законодатель стимулировал общественность на поиск оптимальных для конкретной местности форм распространения сельскохозяйственных знаний в крестьянской среде без отрыва от основной производственной деятельности.

В соответствии с названным законом и в условиях его реализации, а также «преимущественно для крестьян или даже исключительно для крестьян и для подъёма крестьянского хозяйства возникли особые, так называемые "начальные сельскохозяйственные школы"» [7, с. 93]. Вопрос о создании школ такого типа был

поднят в 1908 г. на совещании по вопросам развития низших сельскохозяйственных школ. По итогам этого совещания были определены общие основы организации начальных сельскохозяйственных школ, а Учёный комитет разработал для них подробные правила, которые Министерство земледелия одобрило 15 октября 1908 г.

В соответствии с утверждёнными примерными правилами «начальная сельскохозяйственная школа имеет целью сообщение учащимся в ней необходимых в крестьянском быту сельскохозяйственных знаний для подготовления к ведению своего хозяйства». В начальные школы на учёбу принимались молодые люди в возрасте 15-18 лет, имевшие образование в объёме не менее «одноклассных» сельских училищ. Обучение было бесплатным, продолжалось два года и делилось на два класса [7, с. 93].

Такой государственный подход и опыт работы начальных сельскохозяйственных школ дал возможность выработать Устав для организации специальных школ для крестьян-хозяев. Такими школами в соответствии с Уставом, утверждённым 29 ноября 1912 г. товарищем Главноуправляющего землеустройством и земледелием графом П.Н. Игнатьевым, стали народные сельскохозяйственные школы.

«Народные сельскохозяйственные школы, - говорилось в Уставе, - принадлежат к низшим сельскохозяйственным школам 2-го разряда... и имеют ближайшею целью распространять среди местных земледельцев сведения, необходимые им для ведения собственного хозяйства». В соответствии с Уставом они могли быть мужскими и женскими, а «в уважительных случаях в них могут обучаться лица обоего пола. Школы эти могут быть постоянными и передвижными», - устанавливал законодатель. Эти школы находятся в ведении Главного управления землеустройства и земледелия по Департаменту земледелия и «учреждаются земствами, обществами и частными лицами, с разрешения Главуправляющего, на средства этих учреждений и лиц, на основании особых договоров Департамента земледелия с учредителями» [17, с. 4512]. Из этого видно, что законодатель таким стимулирующим дозволением подчёркивал заинтересованность всего российского общества в профессиональном обучении сельских хозяев.

Опыт организации низших сельскохозяйственных школ в пореформенной России показывал, что в повседневных условиях начала XX в. финансовых средств учредителей было недостаточно для обеспечения полноценной работы народных школ. Именно поэтому, а также в целях стимулирования и привлечения общественности и частных лиц к работе по развитию нового типа учебных заведений для обучения сельских хозяев законодатель предусматривал выделение учредителям школ, на сроки действия заключённых договоров каждой казённое пособие в размере «от 2 240 до 3 750 рублей в год». В соответствии с Уставом также предполагалась возможность выделения дополнительных казённых ассигнований на крестьянские образовательные нужды [Там же, с. 4513].

О том, что школы эти создаются только для сельских хозяев, свидетельствовал возрастной ценз принимаемых на обучение. «В школы, - говорилось в Уставе, -принимаются местные крестьяне и другие земледельцы в возрасте не моложе 18 лет, обладающие познанием в чтении, письме и счёте в объёме курса начальных школ» [Там же].

Обучение в школе длилось один или два года. Численность учащихся в каждой такой школе определялась «при её учреждении, сообразно местным условиям и размеру ежегодного пособия от казны, полагая, примерно, на сто рублей последнего не менее одного учащегося». Все учащиеся в таких школах были приходящими [Там же].

Программа обучения предполагала теоретические и практические занятия. Теоретическое обучение в соответствии с Уставом включало: Закон Божий (религиозно-нравственные беседы) - 1 час в неделю; упражнения в чтении, письме

и счёте в применении к сельскому хозяйству - 4 часа в неделю только на 1-м курсе; краткие сведения о явлениях природы - 4 часа в неделю на 1-м курсе и 5 - на 2-м курсе; чтения и беседы по вопросам местного сельского хозяйства - 8 часов в неделю на 1-м курсе и 9 - на 2-м курсе; простейшие способы измерения земли - 2 часа в неделю только на 2-м курсе, сведения о главнейших законах, относящихся до сельского хозяйства, - по 1 часу на 1-м и 2-м курсах. Таким образом, теоретическое обучение составляло на 1-м и 2-м курсах 18 часов в неделю [17, с. 4513-4514].

Практические занятия в соответствии с Уставом состояли «в учебных экскурсиях, в дежурствах и в производстве некоторых поучительных работ в школьном хозяйстве. а также на показательных полях и в других учреждениях. На эти занятия, а также на сельскохозяйственные беседы назначается в каждом классе не менее 6 час. в неделю в зимний период и не менее 12 час. в неделю - в летний период. Всё остальное время учащиеся, работая в своих хозяйствах, пользуются советами учителей школы, которые обязаны с этою целью посещать своих учеников в свободное от других занятий время не менее одного раза в месяц в зимний период и не менее двух раз в летний период работ. Кроме того, в школах вводятся, по мере возможности, занятия ремёслами» [17, с. 4514].

Проводимая совместная работа давала определённые положительные результаты. Естественно, что не следует преувеличивать успехи в этом деле. Однако источники отмечают, что уже в 1910 г. активно действовали Анненская и Васильевская начальные сельскохозяйственные школы. При этом Анненская школа работала фактически на казённые ассигнования, а Васильевская - на частные пожертвования. В 1909 г. казённые ассигнования на работу Анненской школы составляли 3 600, а частные пожертвования - 176 руб. Бюджет Васильевской школы в этом году состоял из 2 210 руб. казённых ассигнований, 250 руб., поступивших от земских сборов и сословных учреждений, а также 8 793 руб. составили частные поступления. Расходы на содержание одного ученика в Анненской школе составляли 49, а в Васильевской школе 58 руб. [11, с. 222, 239].

Источниковый материал показывает, что государственно-общественные усилия в сфере развития крестьянского образования в начале XX в. давали положительные результаты, что выражалось в увеличении численности земледельцев, желавших обучаться в начальных школах. К примеру, в 1911 г. во все начальные сельскохозяйственные школы было подано 258 прошений о принятии на учёбу, а зачислили только 211 человек (82%), в 1912 г. подано 424, принято 309 человек (73%) [3, с. XI]. Такое положение дел можно объяснить отсутствием должных учебных площадей в школах, которые только начинали создаваться.

Во втором десятилетии XX в. сеть учебных заведений для обучения самостоятельных сельских хозяев достаточно устойчиво развивалась. На 1 января 1913 г. в России действовало 15 учебных заведений различных типов. Из них была 1 народная сельскохозяйственная школа, 13 начальных школ и одни Весёло-Пабликовские сельскохозяйственные классы. В них обучалось 295 человек. При этом желающих обучаться согласно прошениям о приёме в 1912 г. было 311 человек, а принято на учёбу было только 224 человека [3, с. 101-102].

Об интересе крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, к профессиональному образованию, свидетельствует также последующий рост сети начальных и народных сельскохозяйственных школ в империи. На начало 1916 г. в России уже действовало 20 начальных сельскохозяйственных школ, в том числе две (Васильевская и Вильгорская) для обучения лиц обоего пола и одна женская школа имени Маминой [12, с. XI]. Значительно расширилась сеть народных сельскохозяйственных школ. Теперь уже к 1 января 1916 г. в России действовали

15 школ данного типа, в том числе пять из них были предназначены для обучения лиц обоего пола (Грейншканская, Крейцбургская, Лайксарская, Некрасовская и Руенская) [4, с. 114-115].

Анализ источникового материала показывает, что такой относительно быстрый рост сети начальных и народных школ, на наш взгляд, связан с тем, что земледельцы-родители стали усматривать в начальных и народных сельскохозяйственных школах возможность закрепить детей в собственных хозяйствах. Кроме того, в условиях углубления рыночного хозяйствования в аграрной сфере крестьянство на практике стало понимать производственно-хозяйственную значимость профессионального сельскохозяйственного знания. На активизацию процесса развития сети сельскохозяйственных школ значительное влияние оказывала недостаточно развитая система общего образования в сельской местности, а также заинтересованность государственно-общественных структур в развитии профессионального образования.

Учебные заведения названных типов в основном учреждались земствами, обществами и частными лицами при казённой финансовой поддержке. К числу частных относилась Апрелевская мужская начальная сельскохозяйственная школа, учреждённая в 1911 г. генерал-лейтенантом в отставке С.П. Беликовым в своём имении «Апрелевка» [12, с. 359]. Средства на содержание школы состояли из пособий учредителя, земств и казённых ассигнований. Так, из 4 891 руб., поступивших на потребности работы школы в 1914 г., 2 159 руб. выделила казна, 650 руб. составили средства от земских и общественных сборов, 2 091 руб. ассигновали частные лица. В 1914 г. на содержание одного ученика в школе расходовалось 176 руб. [15, с. 41].

В 1914 г. полный курс обучения в Апрелевской школе закончили 4 ученика. Прошения на зачисление подали 6 человек, которых приняли на учёбу. К 1 января 1915 г. в школе обучалось 19 мальчиков, 17 из которых являлись детьми местных крестьян. В целом же за 4 года работы школы поступили в неё 39 человек, а только 13 окончили полный курс. Важно то, что 12 из окончивших остались работать в хозяйствах своих родителей [4, с. 114-115]. Из этого видно, что школа выполняла поставленные перед ней задачи по распространению сельскохозяйственных знаний среди местного крестьянства.

В решении проблем крестьянского образования активную роль играли земства. Например, Торопецкое уездное земство Псковской губернии учредило в 1913 г. в селе Даниловском на земле, пожертвованной Г.Г. Челищевым, Даниловскую народную сельскохозяйственную школу имени статс-секретаря П.А. Столыпина. На обучение в школу принимали преимущественно, как и требовал Устав, детей местных крестьян в возрасте от 15 лет и старше. Обучение было двухгодичным и бесплатным. Однако «за содержание полупансионеров взимается по 4 руб. в месяц, за каковую плату они получают, кроме готового стола и помещения, койку, мешок для постельника и наволочку для подушки, учебные и письменные принадлежности» [12, с. 385].

Школа располагала хорошей для своего времени учебно-материальной базой. Для практического обучения при школе было организовано и действовало полное хуторское хозяйство. В 1914 г. на нужды сельскохозяйственной школы из различных источников поступило 24 899 руб. В том числе 7 551 руб. составили казённые ассигнования и 17 348 руб. поступило от земства, сословных и общественных учреждений [4, с. 54]. При этом на содержание одного ученика в год приходился 281 руб., расходы на ведение фермерского хозяйства составляли 1 760 руб. в год [Там же, с. 55].

На 1 января 1915 г. в школе обучалось 20 крестьянских мальчиков. Из них по сословной принадлежности 15 являлись детьми крестьян, а 5 относились к прочим сословиям [Там же, с. 116-117].

Статистические источники свидетельствуют о том, что в социально-военной повседневности начала XX века начальные и народные сельскохозяйственные школы устойчиво завоевывали расположение крестьянского населения России. Их сеть расширялась как территориально, так и по гендерному принципу. Если на 1 января 1915 г. в империи насчитывалось только 28 мужских начальных и народных школ [4, с. 114-118], то уже к 1 января 1916 г. в России действовало 36 начальных и народных сельскохозяйственных школ, в том числе из 20 начальных школ 17 являлись мужскими, две школы были для обучения лиц обоего пола и одна -женская. Из 16 народных школ в десяти обучались мужчины, а в шести - лица обоего пола [12, с. XI-XII]

Источники отмечают значительный рост интереса крестьян к агрономическому знанию во втором десятилетии XX в. Естественно, что в основе этого лежало понимание широкими крестьянскими массами социально-хозяйственных перспектив, открываемых образованием для хозяйствования и в целом для социально-экономической устойчивости. Все учебные заведения названного типа с двухлетним сроком обучения были открыты в период с 1910 по 1914 г. За период работы школ к 1 января 1915 г. из 372 поступивших на учёбу полный курс окончили 85 человек. Из них 50% стали работать в собственных хозяйствах, 25% поступили на службу по сельскохозяйственной части, 16% продолжили обучение в учебных заведениях более высокого типа.

О росте популярности сельскохозяйственных школ в крестьянской среде свидетельствует и тот факт, что из всех 85 выпускников только в 1914 г. школы закончили 57 человек. В этом же году было подано 445 прошений о приёме на учёбу, а принято было только 275 человек (62%). О популярности в крестьянской среде сельскохозяйственных школ также свидетельствует образовательный ценз обучавшихся в начальных и народных школах. Так, из 421 учеников, принятых на учёбу во все начальные и народные школы к 1 января 1915 г., 30 до поступления окончили учебные заведения выше двухклассных сельских училищ, 120 - курс двухклассных сельских и церковно-приходских училищ, 249 - курс одноклассных сельских и церковно-приходских училищ, и только 22 ученика имели более низкий образовательный ценз [4, с. 118-119].

Источниковый материал показывает, что во второе десятилетие XX в. крестьяне, имевшие необходимую общеобразовательную подготовку, всё больше склонялись к осознанию необходимости и целесообразности получения специального сельскохозяйственного образования как условия повышения эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности в рыночной повседневности.

Вышеизложенный материал позволяет сказать, что, с одной стороны, углубление предпринимательских отношений в аграрной сфере стимулировало процесс развития профессионального сельскохозяйственного образования в крестьянской среде, что повышало эффективность крестьянского и помещичьего хозяйства. С другой же стороны, в условиях недостаточно развитой системы образования в России, в сельской местности особенно, крестьянского малоземелья и безденежья, не позволявших организовать своё хозяйство, рост потребности в управляющих имениями, где внедрялись элементы рыночного хозяйства, применялся наёмный труд, выпускники сельскохозяйственных школ покидали родные хозяйства и места в поисках работы с более высокой оплатой труда и лучшими бытовыми условиями жизни.

В этих условиях общественность, государственные структуры, сельские хозяева, руководство школ и отчасти крестьяне стали высказываться за поиск способов закрепления крестьянской молодёжи трудоспособного возраста в родительских хозяйствах и земледелии в целом. В ходе дискуссий пришли к необходимости создания

начальных и народных сельскохозяйственных школ как учебных заведений для земледельцев, ведущих своё хозяйство без отрыва от производственной деятельности, с учётом в программах обучения местных условий и сельскохозяйственных традиций.

Анализ работы этих школ показал правильность общественно-государственного подхода к решению назревшей проблемы. В этом направлении сделано было немало, однако начавшаяся Первая мировая война прервала весьма успешно начатую работу.

Библиографический список

1. Бессмертная, Л. А. Становление и развитие низшего женского сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале XX века: автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / Л. А. Бессмертная. - Курск, 2015. - 25 с.

2. Гейдук, Ф. И. Наши низшие Сельско-Хозяйственные Школы / Ф. И. Гейдук. -Одесса, 1891. - 180 с.

3. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям к 1 января 1913 года. Выпуск II. - Санкт-Петербург, 1913. - 119 с.

4. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Выпуск IV. Сведения к 1 января 1915 года. - Петроград, 1915. - 197 с.

5. Книга, М. Д. Становление и развитие системы сельскохозяйственного просвещения в России (90-е годы XIX в. - 1917 г.) : автореферат диссертации ... доктора исторических наук / М. Д. Книга. - Воронеж, 2018. - 39 с.

6. Материалы для совещания о низших сельскохозяйственных школах при Департаменте Земледелия в январе 1895 года. - Санкт-Петербург, 1895. - 141 с.

7. Мещерский, И. И. Положение о сельскохозяйственном образовании Высочайше утверждённое 26 мая 1904 г. и его применение / И. И. Мещерский. - Издание 3-е, переработанное. - Петроград, 1916. - 175 с. - Приложения. - 179 с.

8. Плаксин, В. Н. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России (XVIII - первая половина XIX в.): диссертация ... доктора исторических наук / В. Н. Плаксин. - Воронеж, 2004. - 403 с.

9. Положение о сельскохозяйственном образовании. Закон. Высочайше утвержденное 26 мая 1904 года. // ПСЗРИ. Собр. третье. Т. XXIV. 1904. - Санкт-Петербург, 1907. - С. 544-553.

10. Постикэ, Н. Б. Государственная политика Российской империи по развитию сельскохозяйственного образования (1878-1904 годы): автореферат диссертации . кандидата исторических наук / Н. Б. Постикэ. - Москва, 2024. - 26 с.

11. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Выпуск XVI. Сельскохозяйственные учебные заведения в 1910 году. - Санкт-Петербург, 1911. - 395 с.

12. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Выпуск XVIII. Указатель сельскохозяйственных учебных заведений. - Петроград, 1916. - 479 с.

13. Сведения о Теребужской практической школе садоводства к 1-му марта 1907 года. - Курск, 1907. - 20 с.

14. Третьяков, А. В. Становление и развитие низшего сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале XX века: диссертация ... доктора исторических наук / А. В. Третьяков. - Курск, 1998. - 512 с.

15. Третьяков, А. В. Участие офицеров и армии в развитии сельскохозяйственного образования в пореформенной России / А. В. Третьяков, С. П. Логинов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. -

№ 4 (64). - С. 31-43. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-ofitserov-i-armii-v-razvitii-selskohozyaystvennogo-obrazovaniya-v-poreformennoy-rossii (дата обращения: 13.12.2023).

16. Труды комиссии по составлению проекта (Положение о низших сельскохозяйственных школах). - Санкт-Петербург, 1879. - 180 с.

17. Устав народных сельскохозяйственных школ. Утверждён Товарищем Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием графом П. Н. Игнатьевым 29 ноября 1912 года // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1912. Отдел первый. Второе полугодие. -Санкт-Петербург, 1912. - С. 4512-4516.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.