АРХИТЕКТУРА
ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
Халилов Б.М.1, Мамедов В.И.2, Мустафаев М.Р.3, Юсифова Г.Г.4,
ГуСвЙНОВа С.А.5
1Халилов Бахаддин Магеррам оглы - профессор; 2Мамедов Вилаят Исрафил оглы - кандидат технических наук, доцент; 3МустафаееМирзаРза оглы - старший преподаватель; 4Юсифова Гусния Гамза гызы - старший преподаватель; 5Гусейнова Сахиля Аластун кызы - ассистент, кафедра "Землеустройства ", Азербайджанский государственный аграрный университет г. Гянджа,Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье изучаются законы и правила ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн - это благоустройство, озеленение, обустройство садов и парков, газонов, использование малых архитектурных форм в строительстве. Задача ландшафтного дизайна - создать гармонию, красоту, сгладить контрасты между формами и природой при удобстве использования инфраструктуры построек. Спецификой ландшафтного дизайна является использование природных материалов: растительности, воды, камней, почвысучетом рельефа местности. В ландшафтном дизайне действуют те же правила, что и в других видах искусства - архитектуре, живописи, музыке и поэзии. Эти правила диктует нам сама природа. Контрастное сочетание форм и цветов - один из важных элементов композиции ландшафтной архитектуры. Так, восхищаясь естественностью тех или иных культурных ландшафтов, обращали внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных компонентов.
Ключевые слова: пейзаж, дизайн, сад, парк, газон, композиция, элемент, интерьер, перспектива, живопись.
LAWS AND RULES OF LANDSCAPE DESIGN Khalilov B.M.1, Mammadov V.Í.2, Mustafaev M.R.3, Yusifova H.H.4,
Huseynova S.A.5
1Khalilov BahaddinMaharram ogly -professor; 2Mammadov Vilayat Israfil oqh - Candidate of Technical Sciences,Associate Professor; 3Mustafayev Mirza Rza oqli - Senior lecturer; 4Yusifova Husniya Hamza qizi - Senior lecturer; 5Huseynova Sahila Alastun qizi -Assistant, DEPARTMENT OF LAND MANAGEMENT AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: the article studies the laws and rules of landscape design. Landscape design is landscaping, landscaping, arrangement of gardens and parks, lawns, and the use of small architectural forms in construction. The task of landscape design is to create harmony, beauty, smooth out the contrasts between forms and nature while making it easy to use the infrastructure of buildings. The specificity of landscape design is the use of natural materials: vegetation, water, stones, soil, taking into account the terrain. In landscape design, the same rules apply as in other forms of art - architecture, painting, music and poetry. These rules are dictated to us by nature itself. A contrasting combination of shapes and colors is one of the important elements of the composition of landscape
architecture. Thus, admiring the naturalness of certain cultural landscapes, they paid attention to the basic techniques of their volumetric-spatial composition and the diversity of interaction oflandscape components.
Keywords: landscape, design, garden, park, lawn, composition, element, interior, perspective,painting.
Ландшафтный дизайн - это благоустройство, озеленение, обустройство садов и парков, газонов, использование малых архитектурных форм в строительстве. Задача ландшафтного дизайна - создать гармонию, красоту, сгладить контрасты между формами и природой при удобстве использования инфраструктуры построек. Спецификой ландшафтного дизайна является использование природных материалов: растительности, воды, камней, почвы с учетом рельефа местности.
В ландшафтном дизайне действуют те же правила, что и в других видах искусства - архитектуре, живописи, музыке и поэзии. Эти правила диктует нам сама природа. Контрастное сочетание форм и цветов - один из важных элементов композиции ландшафтной архитектуры. Таким образом, восхищаясь естественностью тех или иных культурных ландшафтов, необходимо обращать внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных компонентов [1].
Каких правил следует придерживаться, чтобы поле не превратилось в хаотичную совокупность неудачно связанных элементов? Каковы законы, приемы, если хотите, секреты мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер при работе с природными материалами?
На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, соблюдали законы и постановления. Дизайн, живопись, поэзия, музыка были сосредоточены и объединены в садах, но законы ландшафтного строительства оказались наиболее близкими к законам архитектуры. Поэтому речь идет об искусстве организации окружающего пространства с использованием природного ландшафта, например о садово-парковой архитектуре [2].
Природный ландшафт формируют пять основных компонентов, тесно связанных друг с другом: почва, вода, воздушные массы, растительность и живые существа. Мы знаем, что на земле очень мало уголков, где ландшафт сохранился в первозданном виде, а большая часть ландшафтов создана человеком искусственно. Современные сельские усадьбы - это еще и рукотворный ландшафт. Поэтому важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры дачникам и садоводам, которые по сути создают новый облик дачных участков. Это законы гармонии и красоты, законы самой природы.
В интерьере изображение природы на холсте или плоскости стены - это иллюзия реального пространства. До нас дошло множество картин, изображающих отдельные пейзажи, сады и парки, существовавшие когда-то. Из истории известно, что в старинных садах существовали картины, призванные визуально расширить пространство сада. Декораторы красят стены и заборы. На основе придуманных художниками пейзажей, даже фантастических, садовники создавали настоящие пейзажи в парках и садах. Это не ограничивало взаимодействие садоводческого искусства с живописью. В обоих искусствах действуют законы перспективы и цвета, композиционные законы пространства.
Перспектива формируется тремя плоскостями: восходящей, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости можно создать с помощью срезанных листьев садовых кустарников, рядов деревьев или забора. Верхняя плоскость представляет собой крону листьев деревьев, раскинувшихся в саду Учебно-практиковое хозяйство АГАУ.
Чтобы визуально увеличить глубину пространства, когда размеры сада Учебно-практиковое хозяйство АГАУ ограничены, мы можем создать систему промежуточных планов растений, намеренно направляющих взгляд к горизонту. Для
увеличения глубины ландшафта группы деревьев и кустарников размещают так, чтобы они уменьшались в размерах по мере удаления от людей.
Оптическое уменьшение пространства происходит на больших площадях Учебно-практиковое хозяйство АГАУ, а также в тех случаях, когда сады хотят визуально включить окружающий ландшафт в свое пространство. Для этого последовательно расширяйте обзор, перемещайте его в стороны.
В природе цвет растений бесконечен и постоянно меняется, а в общем колорите садов Учебно-практиковое хозяйство АГАУ участвует и цвет земной поверхности: газон, асфальтирование дорог и площадей, отраженное в цвет неба, цвет построек на участке, цвет сарая, садовой мебели. Чрезвычайное разнообразие красок территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ очень важно для того, чтобы произвести хорошее впечатление.
В цветовой палитре территории образовательной Учебно-практиковое хозяйство АГАУ около 130 оттенков. Общий колорит ландшафта меняется не три раза в год, как многие полагают, а как минимум девять раз в год.
Окраска древесных растений весной, летом и осенью на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ определяется окраской листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а зимой, в конце и начале осени, - окраской листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов.
При создании цветовых схем на территории образовательной Учебно-практиковое хозяйство АГАУ одинаково важен как общий подход к цвету, так и детальное мышление, точность. Следует помнить, что общий цвет сада на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ включает в себя цвет садового забора, цвет мощения дорог и площадей, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают достойное место в саду.
Цветовые контрасты работают лучше всего. Например, если общий цвет постройки темный, выбирайте светлые растения с желто -зелеными или серебристо-серыми листьями. Хорошим контрастом в этом случае будет серый цвет бетонного пола. На фоне белого здания эффектно смотрятся растения с темными листьями, поглощающими часть отраженного света. На территории образовательной Учебно-практиковое хозяйство АГАУ вокруг здания должен быть темный, насыщенно окрашенный тротуар. Если здание кирпичное, используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магония с серо-зелеными листьями [3].
Цвета садового забора, дорожек и площадок на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ должны входить в общую цветовую гамму сада, а не разбивать его, как это часто бывает. Светлая кора и зеленые листья небольшой группы берез будут эффектно выделяться на фоне стены. Дорожку к зданию можно выложить из кирпича, она будет выделена шлейфом. Украшение здания завершит группа из нескольких кустов золотисто листно го с ароматными белыми цветками и устойчивой нежно-желтой окраской листьев.
Совершенно иным будет решение здания на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ с силикатным кирпичом или белыми оштукатуренными стенами. У входа можно посадить дерево с темными листьями, это может быть вишня или яблоня. Тротуар из светлых бетонных плит станет фоном для невысокой живой изгороди из срезанного кизильника с темными листьями, которая подчеркнет основание здания. В тени кизильник будет получать свет, отраженный от стен. Кусок газона перед зданием можно заменить отличным почвопокровным растением. Его темные вечнозеленые листья ранней весной украшаются многочисленными розовыми или голубыми цветками. Здесь можно посадить можжевельник с темной хвоей или куст парковых роз с нежными цветками карминного цвета.
На территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ обзорные изображения в саду можно не только закрыть, но и направить из сада на окружающий ландшафт. В
этом случае они визуально увеличивают площадь сада и становятся частью природной среды.
Создавая пейзажные картины в саду на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ, необходимо помнить, что при перемещении по саду они будут восприниматься не только статически, но и динамически. Это отличает садовые композиции и пейзажные картины от застывших пейзажей на картинах художников. Но проектируя структуру видового изображения, насыщая его элементами, необходимо постоянно помнить об определении главных и второстепенных среди его составляющих. Например, главным элементом может стать декоративный бассейн, тогда кусты на заднем плане должны подчиняться определению воды и ее окружения так же, как сцены с многолетниками на переднем плане, но все вместе должно составлять единое целое, а не фрагментарно, не слишком красочно.
Динамика видов картин не ограничивается их изменением при перемещении по саду на территории Учебно-практиковое хозяйство АГАУ. Их изменчивость характеризуется еще одним аспектом, который представляет собой одну из главных проблем ландшафтного дизайна. Каждый временной период накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа. Суточный цикл дает эффект смены света и тени.
Таким образом, Учебно-практиковое хозяйство АГАУ является средством экологической культуры, способным познакомить учащихся с природой и воспитать чувство гармонии с ней. Организация ландшафтного дизайна образовательной Учебно-практиковое хозяйство АГАУ окажет положительное влияние на развитие у студентов эстетического восприятия окружающей среды и культуры поведения.
Список литературы /References
1. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна / Г.А. Потаев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Потаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 217 с.
2. Макознак H.A. Садово-парковые сооружения: тексты лекций по одноименной дисциплине / Н. А. Макознак [Электронный ресурс]. - Минск: БГТУ, 2016. 190 с. Режим доступа: https://elib.belstu.by/ handle/123456789/20399. Дата обращения: 11.01.2020.
3. Моложавенко B.C. Тайны красоты: Книга о цветах / В. С. Моложавенко. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. -384 е.: ил.