Научная статья на тему 'Законотворческие инициативы по защите жертв преступлений'

Законотворческие инициативы по защите жертв преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКОНОПРОЕКТ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / VICTIM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / FAMILY VIOLENCE / ВИКТИМНОСТЬ / VICTIMIZATION / BILLS / VICTIM OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муллахметова Н.Е.

В статье рассматриваются законодательные инициативы, направленные на защиту отдельных категорий жертв преступлений (пострадавших от семейного насилия, от террористических актов, а также представителей некоторых профессий медработников, журналистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative initiatives for the protection of victims

The article deals with legislative initiatives aimed at protecting certain categories of victims of crime (victims of domestic violence, from terrorist acts, as well as representatives of some professions medical workers, journalists).

Текст научной работы на тему «Законотворческие инициативы по защите жертв преступлений»

ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

И ЗАКОН

УДК 343.988 Виктимология 2(16) / 2018, с. 23-28

Муллахметова Н. Е.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются законодательные инициативы, направленные на защиту отдельных категорий жертв преступлений (пострадавших от семейного насилия, от террористических актов, а также представителей некоторых профессий - медработников, журналистов).

Ключевые слова: законопроект, жертва преступления, потерпевший, терроризм, семейное насилие, виктимность.

Ежегодно тысячи граждан и организаций становятся потерпевшими по уголовным делам, преступлениями им причиняется имущественный, физический или моральный вред. Так по данным МВД РФ в первом полугодии 2017 года 809500 лиц признано потерпевшими, в том числе 695079 физических лиц, из них в 20732 случаях был причинен тяжкий вред здоровью, погибли в результате преступных посягательств 13147 человек [1]. Закон провозглашает в качестве одного из принципиальных положений то, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ст. 6 УПК РФ). В последние годы в нашей стране проблемам защиты жертв преступлений уделяется много внимания, о чем свидетельствует, например, принятие Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», а также Постановления Пленума от 29.06.2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судо-

производстве». Вместе с тем, по-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов жертв преступлений, в том числе о возмещении вреда, получении квалифицированной юридической помощи, об обеспечении доступа к правосудию, о применении мер безопасности и др.

Законотворческие инициативы в названной сфере касаются чаще всего отдельных категорий жертв преступлений, которые, по мнению авторов проектов, нуждаются в особой защите. Так, например, большой общественный резонанс и тревогу вызывают террористические акты, жертвами которых становятся сотни людей. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ предусматривает меры, направленные на социальную и правовую защиту лиц, пострадавших от террористических актов, а также участвующих в борьбе с терроризмом (ст. 18-21). Но в дополнение к этим нормам совместными усилиями членов организации «Голос Бес-лана» и региональной общественной организации СЗППТ «Волга-Дон» подготовлен проект федерального закона «О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов». В дан-

ном законопроекте предлагается различать следующие категории граждан, пострадавших от террористических актов:

1) граждане Российской Федерации, пострадавшие от террористических актов на территории Российской Федерации;

2) родители, члены семьи (супруги, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки) погибшие в теракте;

3) инвалиды вследствие террористических актов;

4) граждане другого государства, пострадавшие от террористических актов на территории Российской Федерации;

5) дети и подростки в возрасте до 18 лет, пострадавшие от террористического акта, включая тех, которые на день совершения террористического акта находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого поколения граждан, пострадавших от террористического акта.

Для них предусматривается ряд льгот и компенсаций, в том числе бесплатное оказание медицинской помощи, выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности в связи с терактом до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд по территории Российской Федерации с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), учащимся, студентам — два раза в год

(туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом и др. [2]. Однако пока перспектив у этого законопроекта нет. Но жертвы террористических актов сегодня получают выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Одной из особо уязвимых категорий являются несовершеннолетние потерпевшие. Мировое сообщество давно признало, что дети, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, нуждаются в особой защите. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, принятые Резолюцией ЭКОСОС 2005/20 от 22.07.2005 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних от 14.12.1990 г. № 45/112 предполагают создание правовых механизмов, обеспечивающих несовершеннолетним жертвам преступлений право на эффективную помощь (финансовую, медицинскую, юридическую, педагогическую, социальную и пр.), на безопасность, особые правила допроса, принятие специальных профилактических мер. И Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ в УПК РФ были внесены изменения и дополнения, касающиеся усиления гарантий прав потерпевших, в том числе несовершеннолетних. В частности, ст. 45 УПК РФ теперь предусматривает обеспечение лицом, в чьем производстве находится уголовное дело о преступлении против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участия адвоката в качестве представителя такого потерпевшего за счет средств федерального бюджета. Но власти Ставропольского края пошли дальше в этом вопросе: здесь был принят Закон «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства», который вступил в силу с 1 января 2011 года. Этот закон гарантирует детям бесплатную юридическую и обязательную психологическую помощь [3].

Как известно, к факторам, обуславливающим повышенную виктимность, относится не только несовершеннолетний возраст, но и определенный род занятий, профессиональная принадлежность. В связи с участившимися случаями нападения на медицинских работников разработан законопроект № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников». Его разработчики указывают на то, что по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2016 году 1226 раз совершались противоправные действия, связанные с насилием в отношении медицинских работников, в том числе сотрудников скорой медицинской помощи, при исполнении ими служебных обязанностей, что в среднем составляет 1-2 нападения в месяц в субъекте Российской Федерации (пояснительная записка к законопроекту № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников». Предлагается внести изменения в статьи 115 и 119 УК РФ, включив в части вторые этих статей квалифицирующие признаки «в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности», а также ввести уголовную ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи [4]. Однако данный проект еще нуждается в доработке, поскольку его название не соответствует содержанию, ведь предлагаемые изменения будут распространяться не только на медицинских работников. На это справедливо указано в Заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 09.06.2017 г. № 2.2-1/2876.

Очевидно, что виктимоопасными являются и другие профессии, например, в группу риска входят журналисты. В связи с этим 10 июля 2013 года депутатами М.И. Сердюком и В.В. Трапезниковым в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 312683-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением ответственности за совершение пре-

ступлений против лиц, занимающихся профессиональной деятельностью журналиста», который снят с рассмотрения. В законопроекте предлагалось дополнить пункт «ж» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации новой формулировкой, предусматривающей в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом не только служебной, но и профессиональной деятельности. Одновременно предлагалось дополнить статью 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» УК РФ новыми частями четвертой и пятой. Так, проектируемая часть 4 статьи 144 УК РФ предусматривает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении журналиста или его близких в связи с исполнением им своей профессиональной деятельности. Также авторы проекта предлагали включить в ст. 144 УК РФ примечание, содержащее определение понятия «журналист». На необходимость усиления гарантий защиты журналистов от преступных посягательств указывалось и в публикациях некоторых юристов [5]. Но названный законопроект не был поддержан, а в отзывах на него приводились такие доводы: определение журналиста, данное в проектном примечании к статье 144 УК РФ, представляется излишним, поскольку такое определение имеется в статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Кроме того, деятельность журналиста всегда является общественно значимой, поэтому совершение преступления в отношении журналиста в связи с его профессиональной деятельностью всегда можно квалифицировать как преступление, совершенное в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга [6].

В России также идет поиск оптимальных правовых механизмов снижения уровня преступности в семейно-бытовой сфере. Так, в России в июле 2016 года вступили в силу изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части ответственности за побои. В начале

2017 года законодатель снова вернулся к этому вопросу и пересмотрел ранее принятые нормы о побоях. Значительное число совершаемых убийств, причинения тяжкого вреда здоровью связаны с семейно-бытовыми конфликтами, и это требует реализации целого комплекса мер. В 2016 году в Государственную Думу был внесен проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия». Здесь даны определения понятиям «семейно-бытовое насилие», «пострадавший», «физическое насилие», «психологическое насилие», «сексуальное насилие». Законопроект предусматривает предоставление пострадавшим от семейно-бытового насилия прав на:

1) обращение в органы государственной власти для получения социально-правовой защиты, а также для защиты прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) транспортировку в безопасное место, либо в организацию социального обслуживания с согласия пострадавшего;

3) получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

4) обращение за защитным предписанием и (или) судебным защитным предписанием в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) возмещение имущественного ущерба и компенсацию морального вреда, причиненного семейно-бытовым насилием [7].

Все приведенные выше законодательные инициативы связаны с защитой отдельных категорий жертв преступлений. Но уже несколько лет обсуждается вопрос о принятии закона, который был бы направлен на обеспечение прав и законных интересов всех потерпевших. Речь идет о проекте закона «О потерпевших от преступлений», размещенном на сайте Следственного комитета РФ [8]. Данный законопроект не раз обсуждался и на страницах юридических изданий [См., напр.: 9].

В ст. 6 законопроекта названы цели, которые преследует государство, выплачивая потерпевшему компенсацию:

1) восстановление социальной справедливости;

2) доступность и справедливость ком-

пенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;

3) оперативность в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему.

В соответствии со ст. 7 проекта государство должно гарантировать предоставление денежных компенсаций:

1) потерпевшему, который в результате совершения в отношении его преступления:

а) получил тяжкий вред здоровью или заразился ВИЧ-инфекцией;

б) получил вред здоровью любой степени тяжести, если преступление было совершено близким родственником потерпевшего, от которого он находится в материальной зависимости;

в) стал жертвой сексуального насилия;

г) находится в затруднительном материальном положении, в связи с совершением в отношении него кражи, мошенничества, вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии, что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума;

2) иждивенцам потерпевшего, который умер в результате совершения преступления или в связи с полученным от преступления вредом здоровью.

Для выплаты компенсаций жертвам преступлений необходимо создание специального Фонда. Предполагается, что финансирование Фонда должно осуществляться за счет штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания; государственных средств, полученных от конфискации имущества в порядке, установленном уголовным законодательством Российской Федерации; государственных средств, полученных от реализации вещественных доказательств по уголовному делу; сумм залогов, внесенных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, и обращенных в доход государства; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов граждан

и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.

С учетом недавних изменений уголовного закона, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 323-ФЗ, можно добавить, что пополняться данный Фонд мог бы и за счет судебных штрафов (гл. 15.2 Уголовного кодекса РФ). В специальной литературе можно встретить также проекты Положений о государственном фонде возмещения вреда жертвам преступлений [10, с. 349-363].

Конечно, нельзя отрицать, что и несовершеннолетние жертвы преступлений, и пострадавшие от террористических актов, журналисты, медицинские работники и пациенты требуют особой защиты. Но не должны оставаться без государственной поддержки и другие категории потерпевших. И необходимо найти средства и создать эффективные правовые механизмы для оказания надлежащей социальной, правовой, психологической помощи всем потерпевшим.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Информация о преступлениях, по которым имеются потерпевшие // Официальный сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: Ьй^://мвд.рф/открытые-данные/7727739372-MVDGIAC310 (дата обращения 29.03.2018)

2. Проект закона «О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.golosbeslana.ru/proekt_zakona.htm (дата обращения 29.03.2018)

3. Закон Ставропольского края от 11 ноября 2010 г. № 94-кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/27175868/ (дата обращения 29.03.2018)

4. Проект федерального закона № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников». [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/D02E7 59729F7A0A6432580F700418230/$File/139439-7.PDF?0penElement (дата обращения 29.03.2018)

5. Астахов П.А. Защита журналиста — особая привилегия гражданского общества // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 11. Серия Юридическая. — С. 32-37.

6. Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по проекту федерального закона № 312683-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением ответственности за совершение преступлений против лиц, занимающихся профессиональной деятельностью журналиста». [Электронный ресурс]. URL: http://sozd. parlament.gov.ru/bill/312683-6 (дата обращения 29.03.2018)

7. Проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» № 1183390-6. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/pril/article/131/36/91/Semejnoe_ nasilie.pdf (дата обращения 29.03.2018)

8. Проект Федерального закона «О потерпевших от преступлений». [Электронный ресурс]. URL: http://sledcom.ru/document/1130 (дата обращения 29.03.2018)

9. Ахмедшина Н.В. О потерпевших от преступлений // Виктимология. — 2015. — 1 (3). - С. 11-15.

10. Мусаев М.А. Защита жертв преступлений. — М.: Человек, 2012.

REFERENCES:

1. Informatsiya o prestupleniyakh, po kotorym imeyutsya poterpevshiye // Ofitsial'nyy sayt MVD RF. [Elektronnyy resurs]. URL: https://mvd.rf/otkrytyye-dannyye/7727739372-MVDGIAC310 (data obrashcheniya 29.03.2018)

2. Proyekt zakona «O sotsial'noy zashchite grazhdan, postradavshikh ot terroristicheskikh aktov». [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.golosbeslana.ru/proekt_zakona.htm (data obrashcheniya 29.03.2018)

3. Zakon Stavropol'skogo kraya ot 11 noyabrya 2010 g. № 94-kz «O dopolnitel'nykh garantiyakh zashchity prav nesovershennoletnikh, priznannykh poterpevshimi v ramkakh

ugolovnogo sudoproizvodstva». [Elektronnyy resurs]. URL: http://base.garant.ru/27175868/ (data obrashcheniya 29.03.2018)

4. Proyekt federal'nogo zakona № 139439-7 «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i stat'yu 151 Ugolovno-protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v chasti zashchity zhizni i zdorov'ya patsiyentov i meditsinskikh rabotnikov». [Elektronnyy resurs]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/D02E759729F7A0A6432580 F700418230/$File/139439-7.PDF?OpenElement (data obrashcheniya 29.03.2018)

5. Astakhov P.A. Zashchita zhurnalista — osobaya privilegiya grazhdanskogo obshchestva // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. — 2009. — № 11. Seriya Yuridicheskaya. — S. 32-37.

6. Zaklyucheniye Komiteta Gosudarstvennoy Dumy po grazhdanskomu, ugolovnomu, arbitrazhnomu i protsessual'nomu zakonodatel'stvu po proyektu federal'nogo zakona № 312683-6 «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii v svyazi s usileniyem otvetstvennosti za soversheniye prestupleniy protiv lits, zanimayushchikhsya professional'noy deyatel'nost'yu zhurnalista». [Elektronnyy resurs]. URL: http://sozd. parlament.gov.ru/bill/312683-6 (data obrashcheniya 29.03.2018) 7. Proyekt Federal'nogo zakona «O profilaktike semeyno-bytovogo nasiliya» № 1183390-6. [Elektronnyy resurs]. URL: https://rg.ru/pril/article/131/36/91/Semejnoe_nasilie.pdf (data obrashcheniya 29.03.2018)

8. Proyekt Federal'nogo zakona «O poterpevshikh ot prestupleniy». [Elektronnyy resurs]. URL: http://sledcom.ru/document/1130 (data obrashcheniya 29.03.2018)

9. Akhmedshina N.V. O poterpevshikh ot prestupleniy // Viktimologiya. — 2015. — 1 (3). - S. 11-15.

10. Musayev M.A. Zashchita zhertv prestupleniy. — M.: Chelovek, 2012.

МУЛЛАХМЕТОВА Наталья Евгеньевна, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии (г. Смоленск), кандидат юридических наук, доцент E-mail: nati16011978@mail.ru

Mullakhmetova N. Е.

LEGISLATIVE INITIATIVES

FOR THE PROTECTION OF VICTIMS

The article deals with legislative initiatives aimed at protecting certain categories of victims of crime (victims of domestic violence, from terrorist acts, as well as representatives of some professions - medical workers, journalists).

Keywords: bills, victim of crime, victim, terrorism, family violence, victimization.

MULLAKHMETOVA Natalia, associate professor of the Department of Criminal Legal Disciplines of the Smolensk branch of the Saratov State Law Academy (Smolensk), Ph.D., Associate Professor E-mail: nati16011978@mail.ru

Дата поступления: 15.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.