Научная статья на тему 'Закономерности развития акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи'

Закономерности развития акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ACMEOLOGICAL RESOURCE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL LAWS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глушкова И. М.

В исследовании дается психологическое определение «акмеологического ресурса». Рассматриваются основные закономерности развития данного феномена у молодежи. Приводятся отдельные эмпирические результаты изучения акмеологического ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAWS OF DEVELOPMENT OF ACMEOLOGICAL RESOURCE OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF YOUTH

In the research a psychological definition «acmeologicalresource »is given. The main laws of development of phenomena from youth are considered. The separated empirical results of studying acmeological resource are given.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

И. М. ГЛУШКОВА

В исследовании дается психологическое определение «акмеологического ресурса». Рассматриваются основные закономерности развития данного феномена у молодежи. Приводятся отдельные эмпирические результаты изучения акмеологического ресурса.

Ключевые слова: акмеологический ресурс, психологическое здоровье, психологические закономерности.

Акмеологический ресурс психологического здоровья молодежи представляет собой резервы личности, позволяющие ей успешно функционировать в изменяющихся социальных условиях, сохраняя свой социально-личностный статус. Личность реализует собственный потенциал, регулируя и самоограничивая свои нужды и потребности. Это дает возможность ей гармонично взаимодействовать и автономно существовать в социуме, адаптироваться к своему окружению, интегрироваться с ним, утверждая собственные идеалы при помощи конструктивных стратегий утверждения личностно и социально значимых ценностей.

Анализ научной литературы и результаты проведенного нами эмпирического исследования позволяют выявить некоторые закономерности развития данного ресурса. Перечислим некоторые из них.

Психологические закономерности развития акмеологического ресурса здоровья базируются, с одной стороны, на универсальных закономерностях психического развития, онтогенеза, а с другой - на закономерностях развития жизненного пути человека. Законы жизненного пути человека шире закономерностей психического развития. Они обусловлены сложной совокупностью условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапе ее развития конкретные задачи и те средства, которыми она располагает для их решения. Одним из принципиальных выводов теории развития жизненного пути является признание личности не только продуктом, но и Объектом, творцом своего собственного развития.

Наиболее общая закономерность развития акмеологического ресурса здоровья отражает взаимозависимость между развитием здоровье-

сберегающей компетентности и развитием субъ-ектности, как способности личности к саморазвитию. Она отражает также взаимосвязь здоровья с развитием субъекта как творца собственной активности. Эта взаимосвязь выражается в том, что, выступая субъектом развития опыта собственной активности, человеку в условиях общества желательно совершенствовать и развивать здоровьесберегающую компетентность. Данная закономерность отражает современные представления о роли внутренней активности в становлении субъекта. В исследованиях субъективной активности делается принципиальный вывод о том, что именно за счет накопления личностного опыта внутренней активности происходит становление субъекта. Так, в исследованиях А. К. Осницкого [5] подчеркивается, что по мере накопления опыта регуляции различных деятельностей и различных сторон одного и того же вида деятельности у человека формируется особое свойство - субъектность как специфическая организация психического, способствующая активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности (А. К. Ос-ницкий, Т. О. Чуйкова).

Гетерохронность развития акмеологического ресурса здоровья проявляется в наличии индивидуальных вариантов формирования компонентов структуры психологическогоздоровья, что определяется социокультурными, социально-психологическими, возрастными, психофизиологическими и профессиональными факторами. Мы исходили из того, что процесс взросления растущего человека характеризуется гетерохронным развитием гетерогенных по своей природе процессов (Б. Г. Ананьев) [1] и взаимодействием всех «ипо-

стасей» человека как биопсихосоциального существа. В исследовании А. А. Бодалева [2] выделены четыре основных варианта взаимодействия индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного развития человека: 1) опережает индивидуальное развитие; 2) интенсивнее идет личностное развитие; 3) лидирует субъектно-деятельностное развитие; 4) относительное соответствие темпов всех аспектов развития (А. А. Бодалев).

В акмеологии ведется поиск интегральных показателей целостного развития растущего человека, включающего его микроакме на различных возрастных стадиях и ступенях образования. Например, в акмеологической концепции школьного образования в качестве такого интегрального показателя рассматривается феномен зрелости человека (В. Н. Максимова).

Такие интегральные структурно-функциональные образования создаются на пересечении гетерогенных процессов развития растущего человека, его онтогенеза и социогенеза, его взросления и образования, его воспитания и самовоспитания. В этом проявляется гетерохронность развития акмеологического здоровья.

Закон перерастания развития в саморазвитие заключается в следующем.

Возрастные закономерности развития акмео-логического здоровья базируются на общих закономерностях развития, выражаемых в понятиях созревание, рост, развитие. На первых этапах жизни человека в онтогенезе происходит созревание и рост психофизиологических процессов. В процессе созревания и роста наблюдается разворачивание генетически заданных аспектов психофизиологического развития. Развитие понимается как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психофизиологии и поведения человека.

Исходя из этого и согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе, жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом человек овладевает внутренними (соматическими, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем первого этапа является точка обретения «души», открытие собственного Я (Н. А. Коваль) [4].

Собственная самость открывается перед человеком на втором этапе как предмет отношения и творческого преобразования. А. А. Бодалев ука-

зывает на то, что развитие перерастает в саморазвитие (А. А. Бодалев, П. А. Руткевич). Теоретически с этого момента можно говорить о саморазвитии человека, о становлении субъективности как особой духовной реальности, способе человеческого бытия, атрибутами которого становятся самостоятельность и жизнестроительство. Здоровьесберегающая компетентность на этом этапе становится значимым фактором развития акмеологи-ческого здоровья. При этом основу акмеологиче-ского здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе, реализации двух этапов в их полном объеме и содержании. Наиболее выраженно тенденция перерастания развития в саморазвитие, воспитания в самовоспитание проявляется в тех областях деятельности и общения человека, инициируемых самыми главными для него ценностями, психологическим инобытием которых выступают его отношения. То есть развитие происходит в контексте значимой для человека деятельности и, соответственно, системе отношений.

Закономерности возрастной динамики развития акмеологического ресурса здоровья: каждый возраст можно характеризовать как специфический с точки зрения совокупной выраженности процессов личностной активности, а также содержания здоровьесберегающей компетентности в зависимости от решаемых жизненных и профессиональных (в зрелом возрасте) задач. Исходя из этого, возрастные закономерности развития акмеологического ресурса здоровья отражают сложные взаимозависимости между: уровнем

дифференцированности опыта в использовании здоровьесберегающей компетентности, уровнем осознанности, качеством целостности, содержанием опыта. Можно говорить об особенной здоровьесберегающей компетентности на каждом возрастном этапе и об индивидуальных здоровьесберегающих компетентностях, формирующихся на базе особенной, характерной в целом для того или иного возраста. Это подтверждается в многочисленных исследованиях возрастных психологов о возрастной специфике развития процессов самопонимания, самосознания, саморегуляции, Я-концепции и т. д. Обобщая целый ряд исследований (Л. В. Бороздина, В. Н. Куницина, В. А. Ла-бунская, Б. А. Еремеев, И. Э. Вегерчук и др.), А. А. Бодалев подчеркивает, что образ себя и понимание себя как личности и как субъекта деятельности изменяется у человека с переходом его с одной возрастной ступени на другую, на них влияют также его пол, его профессия и принадлежность к определенной этнической общности.

Закон бесконечности развития акмеологи-ческого здоровья основан на понимании следующего факта. Пока человек жив, с ним еще может что-то случиться, он еще может сам что-либо сделать, либо измениться внутренне, хотя бы теоретически переосмыслив пройденный путь [3]. Эта тенденция выражается также в бесконечности поиска смысла жизни: как только смысл жизни находится, он постепенно теряет свои смысложизненные функции. Однако, развитие человека к бесконечности с точки зрения смысловой наполненности каждый раз соотносится с идеальными образами самого себя. Проектирование себя в будущем в среде быстро меняющегося мира является мощным мотивирующим фактором развития акмеологического ресурса здоровья.

Взаимозависимость процессов «развития изнутри» и «развития извне» в развитии ак-меологического ресурса здоровья. Данная закономерность обусловлена следующим: активизация внутренних процессов развития происходит в ситуации социального запроса, решения жизненных задач. Внешняя среда делает вызов человеку в сфере здоровьясбережения, в ответ на который актуализируются и совершенствуются процессы здоровьесберегающей компетентности, открывающие новые потенциалы и ресурсы развития психологического здоровья.

Психофизиологические закономерности развития акмеологического ресурса психологического здоровья основаны на действии функцио-

А В С Е Р в Н

Рис. 1. Результаты характеристик личностного

нальной асимметрии полушарий (ФАЛ) и отражают взаимосвязь уровня развития акмеологического здоровья и типа ФАП. Исходя из различий в типе мышления, обучаемости, уровне тревожности, необходимо подбирать соответствующие копинг-стратегии и здоровьесберегающие технологии развития акмеологического ресурса здоровья. Так, для правополушарных людей целесообразно обучение различным видам здоровьесберегающей компетентности с применением образного мышления, для левополушарных - логического мышления. С точки зрения сбалансированности развития психологического здоровья, наиболее успешными являются равнополушарные люди, обладающие способностями как образного, так и логического мышления.

К социально-психологическим закономерностям развития акмеологического ресурса здоровья можно отнести зависимость между развитием психологического здоровья и социальным статусом личности, которая состоит в расширении спектра решаемых социально-перцептивных, коммуникативных, собственно социально-психологических задач.

В свете нашего исследования важно предположение о значимости личностных качеств и эмоционально-чувственной сферы молодых людей, определяющих не только эффективность их общения, но и сбалансированность развития акмеологического ресурса здоровья (опросник Р. Кэт-телла). Индивидуальное тестирование молодых людей по всем 16 тестовым показателям (рис. 1).

і і

>.9

І М N О 01 02 03 04

молодых людей по методике Р. Кэттелла (средние значения)

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в целом для данной группы испытуемых характерны: средняя степень активности, средние и низкие показатели эмоциональной устойчивости, что говорит о неполной готовности и способности к регуляции своих функциональных

и психических состояний. При этом присутствует высокая мотивация, потребность в успехе, а профессиональная успешность юношей и девушекв значительной степени зависит от сбалансировано-го развития их акмеологического ресурса психологического здоровья.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998.

3. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001.

4. Коваль Н. А. Психология духовности личности. Тамбов, 1998.

5. Осницкий А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92-104.

* * *

LAWS OF DEVELOPMENT

OF ACMEOLOGICAL RESOURCE OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF YOUTH

I. M. Glushkova

In the research a psychological definition «acmeologicalre-source»is given. The main laws of development of phenomena from youth are considered. The separated empirical results of studying acmeological resource are given.

Key words: acmeological resource, psychological health, psychological laws.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.