Научная статья на тему 'Закономерности процессов при регенерации отработанных моторных масел с применением штатного судового оборудования'

Закономерности процессов при регенерации отработанных моторных масел с применением штатного судового оборудования Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моторное масло / ресурсосберегающее маслоиспользование / отработанное масло / регенерированное восстановленное масло / влияние масла на состояние двигателя / эксплуатационные испытания дизеля. / engine oil / resource saving oil use / waste oil / recovered oil / oil effect on engine condition / diesel engine driving test.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Е. М. Деревцов, Г. П. Кича

Целью данной работы являются инновационные предложения по применению в судовых условиях комплекса по регенерации и восстановлению отработанных моторных масел и дальнейшему использованию по назначению. Для более эффективной работы комплекса рекомендуется использовать на заключительном этапе переработки ОММ вакуумно-термический испаритель циклонного типа РУМС-1 и, соответственно, рассмотреть процессы, происходящие при работе комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Е. М. Деревцов, Г. П. Кича

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS REGULARITIES ON WASTE ENGINE OIL REGENERATION USING STANDARD SHIP EQUIPMENT

The innovative proposals to apply a complex of regeneration and recovery of waste engine oils and its further use for the intended purpose in ship’s conditions are presented in the article. For more efficient operation of the complex it is recommended to use a vacuum thermal typecyclone evaporator РУМС-1 at final stage of waste engine oil processing and to analize the processes during the complex operation.

Текст научной работы на тему «Закономерности процессов при регенерации отработанных моторных масел с применением штатного судового оборудования»

УДК 005.591.6:621.892:621.431

Е.М. Деревцов, Г.П. Кича

Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток, 690003 e-mail: emd-73@mail.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ С ПРИМЕНЕНИЕМ ШТАТНОГО СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Целью данной работы являются инновационные предложения по применению в судовых условиях комплекса по регенерации и восстановлению отработанных моторных масел и дальнейшему использованию по назначению. Для более эффективной работы комплекса рекомендуется использовать на заключительном этапе переработки ОММ вакуумно-термический испаритель циклонного типа РУМС-1 и, соответственно, рассмотреть процессы, происходящие при работе комплекса.

Ключевые слова: моторное масло, ресурсосберегающее маслоиспользование, отработанное масло, регенерированное восстановленное масло, влияние масла на состояние двигателя, эксплуатационные испытания дизеля.

E.M. Derevtsov, G.P. Kicha

Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy, Vladivostok, 690003 e-mail: emd-73@mail.ru

PROCESS REGULARITIES ON WASTE ENGINE OIL REGENERATION USING STANDARD SHIP EQUIPMENT

The innovative proposals to apply a complex of regeneration and recovery of waste engine oils and its further use for the intended purpose in ship's conditions are presented in the article. For more efficient operation of the complex it is recommended to use a vacuum thermal typecyclone evaporator РУМС-1 at final stage of waste engine oil processing and to analize the processes during the complex operation.

Key words: engine oil, resource saving oil use, waste oil, recovered oil, oil effect on engine condition, diesel engine driving test.

Проблема повторного использования на судах отработанных моторных масел (ММ) обусловлена необходимостью экономии энергетических ресурсов и снижения экологического давления на окружающую среду. Сбор, переработка и утилизация отработанных масел на судах является весьма актуальной задачей, решение которой может быть нацелено на регенерацию и повторное использование отработанных смазочных материалов.

Эта концепция базируется на признании того, что ММ является одним из важнейших элементов обеспечения работоспособности и надежности дизеля и обладает теми же свойствами ремонтопригодности, что и другие конструктивные элементы двигателя. Полное восстановление эксплуатационных свойств масла возможно при регенерации и может условно рассматриваться как его капитальный ремонт. При этом все операции по его регенерации и восстановлению качества (потребительских свойств), выполненное на местах потребления ММ, можно рассматривать как операцию технического обслуживания и текущего ремонта.

Весьма заманчивым является идея не только регенерировать ММ на судах, но и восстановить их моторные свойства за счет ввода многофункциональных присадок. При этом желательна «мягкая» регенерация масла, чтобы при удалении вредных веществ (продуктов старения) частично сохранить полезные свойства, обусловленные несработавшимися присадками. Такую регенерацию ОММ на судне может обеспечить комплекс по регенерации и восстановлению отработанных моторных масел, состоящий из судового штатного оборудования и компактной вакуумно-термической регенерационной установки циклонного типа РУМС-1 [1].

Международная научно-техническая конференция

С целью регенерации и восстановления в составе данного комплекса можно использовать штатное судовое оборудование:

- цистерны для сбора и отстоя отработанного моторного масла;

- масляные системы, в состав которых входят фильтры: магнитные, тонкой и грубой очистки, подогреватели;

- центробежные сепараторы, применяемые для очистки используемого масла;

- центрифуги для удаления более мелких нерастворимых частиц.

И далее ко всему этому оборудованию в состав комплекса по регенерации и восстановлению включается непосредственно сама мобильная вакуум-термическая установка циклонного типа и оборудование по введению присадок для доведения регенерированного масла до уровня товарного.

Проведены лабораторные испытания и сравнительный анализ с товарным моторным маслом непосредственно отработанного и полученного после прохождения комплекса мероприятий регенерированного и восстановленного моторного масла, используемого на судах. Полученные их физико-химические показатели сведены в таблице. Их анализ позволил заключить, что предложенная технология дает возможность полностью восстановить параметры отработанного масла до уровня товарного.

Физико-химические свойства сравниваемых масел идентифицированы по всем основным показателям, это говорит о том, что регенерированное и восстановленное масло пригодно к применению как товарное.

Незначительно повышенная зольность, коллоидное загрязнение и кислотность восстановленного продукта по сравнению с базовым обусловлена достигаемым пределом удаления дисперсной нерастворимой фазы при сепарировании отработанного масла.

Физико-химические показатели масел

Показатели Отработанное Регенерированное и восстановленное Свежее масло М-10-Г2 (цс)

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с 9,8 10,3 10,4

Щелочность, мг КОН/г 4,3 9,2 9,0

Кислотность, мг КОН/г 2,1 0,7 0,4

Зольность, % 2,0 1,6 1,5

Содержание нерастворимых в бензине (НРБ) примесей, % 2,6 0,31 0,14

Содержание воды, % 0,5 отс. отс.

Температура вспышки в открытом тигле, оС 182 210 220

Коллоидное загрязнение, % 3,1 0,36 0,20

Массовая доля активных элементов присадок, %: кальция цинка фосфора 0,090 0,020 0,015 0,32 0,05 0,04 0,28 0,04 0,03

Нормативным документом, на основании которого можно считать пригодным для повторного использования регенерированное и восстановленное моторное масло является ГОСТ 351634-2000, учитывающий все показатели качества товарного масла, такие как вязкость, плотность, температура вспышки и застывания, щелочное и кислотное число, предельно допустимая концентрация примесей и воды. Моторные масла, не соответствующие ГОСТу, подлежат выбраковке и в дальнейшем идут на регенерацию и восстановление [11, 12].

Физико-химические процессы, происходящие при работе комплекса по регенерации и восстановлению отработанных моторных масел в судовых условиях, более подробно описаны по каждому оборудованию, входящему в состав комплекса в работе [5].

Исходя из вышесказанного, для доведения до рабочего состояния отработанного моторного масла в судовых условиях используется комплекс, в состав которого, кроме судового штатного оборудования, включена вакуумно-термическая установка циклонного типа, позволяющая удалять все загрязнения, поступающие в процессе эксплуатации, до предельно допустимых концентраций.

В заключение можно подвести итог: описание работы комплекса по регенерации и восстановлению отработанного моторного масла сводится к элементарным математическим зависимо-

стям, позволяющим иметь представление о работе всего комплекса в целом и эффективно применять данный способ на судах отечественного и зарубежного флота.

Литература

1. Тарасов В.В., Кича Г.П., Деревцов Е.М. Целесообразность применения в судовых дизелях регенерированных и восстановленных отработанных моторных масел // Тезисы докладов V Международного Балтийского морского форума. V Международная научная конференция «Морская техника и технология. Безопасность морской индустрии», 21-27 мая 2017. - Калининград: БГАРФ, 2017. - Часть 1. - 222 с.

2. Тарасов В.В., Кулямов В.В., Деревцов Е.М. Основные теоретические закономерности процессов регенерации отработанных моторных масел с использованием штатного судового оборудования // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока: Научное издание. -2017. - № 1-2. - С. 74-81.

3. Тарасов В.В., Патенкова Е.П., Деревцов Е.М. Определение параметров ведения процесса регенерации отработанного моторного масла с помощью циклонного вакуум-термического испарителя // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока: Научное издание. -2017. - № 1-2. - С. 81-86.

4. Кича Г.П., Тарасов В.В., Деревцов Е.М. Эффективность применения в судовых дизелях регенерированных восстановленных отработанных моторных масел // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока: Научное издание. - 2016. - № 1-2. - С. 83-91; № 3-4. -С. 108-116.

5. Кича Г.П., Тарасов В.В., Деревцов Е.М. Результаты эксплуатационных сравнительных испытаний в судовом форсированном дизеле регенерированного и товарного моторных масел // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе: Журнал / Всероссийский научно-исследовательский институт организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности. - М., 2016. - Декабрь.

6. Тарасов В.В., Кулямов П.В., Деревцов Е.М. Организация процесса двухстадийного удаления фракций воды и топлива из отработанного моторного масла // Вестник Морского государственного университета. Выпуск 74. Серия Судостроение и судоремонт: Сб. науч. тр. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2016.

7. Тарасов В.В., Тарасов В.В., Кулямов П.В. Принципиальная схема установки по регенерации отработанного моторного масла в судовых условиях // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2015. - № 2. - С. 175-179.

8. Тарасов В.В., Кича Г.П. и др. Научные ответы на вызовы современности: техника и технологии: Монография. - Одесса: Куприенко С.В., 2016. - 177 с.

9. Кича Г.П, Перминов Б.Н., Надежкин А.В. Ресурсосберегающее маслоиспользование в судовых дизелях: Монография. - Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2011. - 372 с.

10. Тарасов В.В. Оценка эффективности использования регенерированного моторного масла в судовых дизелях // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2010. -№ 2.- С. 146-152.

11. Сафонов А.С., Ушаков А.И, Гришин В.В. Химмотология горюче-смазочных материалов- СПб.: НПИКЦ, 2007. - 488 с.

12. Савицкий Н.М. Регенерация отработанных масел // Автомобильная промышленность. -1987. - № 9. - С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.