Научная статья на тему 'Закономерности отражения механизма ДТП в следах преступления'

Закономерности отражения механизма ДТП в следах преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
551
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / PATTERNS / ОТРАЖЕНИЕ / REFLECTION / МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / MECHANISM OF A TRAFFIC ACCIDENT / СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / EVIDENCES OF A CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонов Г.И.

Статья посвящена закономерностям отражения механизма дорожно-транспортного происшествия в следах преступления. Определено, какие элементы механизма ДТП (техническая система; информационное обеспечение; дорожная ситуация; управляющий субъект) находят отражение во внешнем мире, и от чего зависят возможности их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сафонов Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patterns of reflection of the mechanism of a traffic accident in evidences of crime

The article is devoted to the patterns of reflection mechanism of a traffic accident in the traces of the crime. Determined which elements of the mechanism of the accident (technical system; information technology; traffic situation; managing the subject) are reflected in the external world, and what determines the possibilities of their study.

Текст научной работы на тему «Закономерности отражения механизма ДТП в следах преступления»

УДК 348.98.067 ББК 67.5

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА ДТП В СЛЕДАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ГЕОРГИЙ ИГОРЕВИЧ САФОНОВ,

адъюнкт кафедры криминалистики Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность E-mail: gi.safonov@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена закономерностям отражения механизма дорожно-транспортного происшествия в следах преступления. Определено, какие элементы механизма ДТП (техническая система; информационное обеспечение; дорожная ситуация; управляющий субъект) находят отражение во внешнем мире, и от чего зависят возможности их изучения.

Ключевые слова: закономерности, отражение, механизм дорожно-транспортного происшествия, следы преступления.

Annotation. The article is devoted to the patterns of reflection mechanism of a traffic accident in the traces of the crime. Determined which elements of the mechanism of the accident (technical system; information technology; traffic situation; managing the subject) are reflected in the external world, and what determines the possibilities of their study.

Keywords: patterns, reflection, mechanism of a traffic accident, evidences of a crime.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб1. Выяснение его механизма представляет значительную сложность, однако без этого невозможно установить, чьи действия повлекли за собой определенные последствия. Качественное расследование дорожно-транспортного происшествия невозможно без выяснения механизма ДТП, который находит свое отражение в оставленных на месте преступления следах. В этой связи П.М. Зуев справедливо считает, что следователь, расследующий дорожно-транспортное происшествие, должно хорошо знать типичные следы ДТП, их особенности и уметь разбираться в механизме их образования2.

Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных расследованию дорожно-транспортных преступлений, дефиниция механизма автотранспортного преступления представлена лишь в нескольких работах3. Поэтому, прежде чем говорить о закономерностях отражения механизма ДТП в следах преступления, следует определить, что понимается под данной дефиницией.

Механизм ДТП включает в себя разные подсистемы (элементы):

а) техническая система - автотранспортное средство;

б) информационное обеспечение - видимость на дороге, наличие дорожных знаков и т.п.;

в) дорожная ситуация;

г) управляющий субъект - водитель.

Таким образом, в механизм дорожно-транспортного преступления входят объективные (внешние) и субъективные (личностные) факторы. Первая группа обстоятельств, создавая опасность причинения вреда, отнюдь не лишает водителя свободы выбора4. Ситуация, складывающаяся на дороге, лишь предполагает различное поведение водителя в создавшихся условиях, причем и такое, которое позволяет избежать аварии. В противном случае не может быть и речи о вине, а, следовательно, и о преступлении. В таких ситуациях имеет место либо непреодолимая сила, либо казус5.

Механизм ДТП следует рассматривать как длящийся многоэтапный процесс, каким бы скоротечным он ни был6. При таком подходе механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых "участвовал" в возникновении и развитии преступного деяния. Это способствует более глубокому и полному расследованию этого преступного деяния. В криминалистической литературе выделяют семь основных стадий развития дорожно-транспортного происшествия:

1) исходная стадия, позволяющая устанавливать первоначальное состояние автомобиля, водителя и окружающей среды;

2) начальная стадия ДТП, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования

■ф-

водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности;

3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями;

4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки;

5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП;

6) неуправляемая аварийная обстановка, в которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности повлиять своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий;

7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями дорожно-транспортного происшествия7.

Все эти стадии и элементы механизма ДТП находят свое отражение в следах преступления. Процесс отражения материальных объектов, связанных с дорожно-транспортным преступлением во внешней среде, имеет объективный характер и протекает согласно общим закономерностям отражения объектов материального мира. И чем полнее познаны криминалистические закономерности отражения механизма ДТП во внешней среде, тем успешнее могут быть обнаружены, изъяты, исследованы и оценены различные свойства личности водителя и его действия. В процессе исследования, основанного на уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности, они могут стать криминалистически значимыми доказательствами по уголовному делу8.

Рассмотрим, как элементы механизма ДТП отражаются в следах преступления.

Автотранспортное средство. В тех случаях, когда участники ДТП вместе со своими автотранспортными средствами, остались на месте происшествия, вопрос об отражении свойств автотранспортного средства во внешней среде, как правило, не возникает. Единственным исключением может являться ситуация, когда в ДТП участвовало более 2-х транспортных средств и необходимо определить последовательность их столкновения. В тоже время, в ситуации, когда водитель вместе с автотранспортным средством скрылся с места преступления, необходимо искать следы, отражающие свойства автотранспортного средства. К таким следам относятся следы ходовой части и выступающих частей автомобиля, его отделившие детали, узлы, сколы краски. Их можно обнаружить на дорожном покрытии, одежде потерпевшего, транспортных средствах и преградах, поврежденных при столкновении. Кроме того, информация о свойствах скрывшегося автотранспортного средства остается в памяти очевидцев преступления (идеальные следы).

Информационное обеспечение. Под информационным обеспечением, как элементом механизма ДТП, следует понимать группу сведений о дороге (ее размер и состояние, наличие разметки и дорожных знаков), видимости на дороге (выделяют недостаточную и ограниченную видимость9), метеорологических условиях. Данные сведения подлежат максимальной фиксации в протоколе осмотра места ДТП, поскольку имеют существенное значение для решения вопроса о виновности участника дорожного движения. Кроме того, наличие видимости на определенном участке дороге может быть проверено в ходе проведения следственного эксперимента, поскольку, помимо объективных факторов, на определение возможности увидеть возникшую преграду могут влиять, как субъективные (низкий рост водителя транспортного средства), так и иные факторы (конструктивные особенности автомобиля).

Дорожная ситуация - один из самый сложных элементов в механизме ДТП, поскольку многие стадии развития ДТП находят отражение только в памяти участников дорожного движения и очевидцев. В последние годы с увеличением использования водителями видеокамер, частично дорожная ситуация фиксируется на видеозапись. Однако, с учетом, как разрешения самой видеокамеры, так и угла ее обзора, не все элементы развития ДТП могут быть зафиксированы. Фактически во внешней обстановке происходит отражение управляемой и неуправляемой аварийной обстановки (следы торможения, юза, заноса), а также финальной стадии. В тоже время следует понимать, что сама финальная стадия является не только последствием, но и отражением всех предыдущих стадий развития ДТП. Действительно, расположение транспортных средств, следы их взаимодействия между собой, с человеком (при наезде), с предметами дорожной обстановке (при заносе и опрокидывании), объективно отражают все стадии развития дорожной ситуации. Любая царапина, деформация или сдвиг металла являются источником информации о происшествии.

Следы взаимодействия весьма разнообразны. В случае наезда на человека следами взаимодействия являются волокна одежды потерпевшего на деталях транспорта, частицы тканей человеческого тела (волосы, кровь и т.д.), вмятины на кузове, на капоте, облицовке, а также следы шин на одежде и теле потерпевшего и др. При наезде транспорта на предметы дорожной обстановки остаются следы наслоения краски автомобиля, осколки стекла, частицы древесины и др.

Многообразие вариантов возникновения следов при ДТП, их различный характер, равно как и различие заложенной в них информации, с очевидностью свидетельствуют о необходимости их классификации.

В наиболее общей форме следы ДТП подразделяются на:

1) следы с места происшествия;

2) следы и повреждения на ТС;

3) следы на одежде потерпевших от ДТП;

ф-

4) следы на теле пострадавшего10.

Управляющий субъект - водитель автотранспортного средства - в большинстве случаев, известный элемент механизма ДТП. Необходимость в его установлении возникает в ситуациях, когда он скрылся с места происшествия либо сам, либо вместе с автотранспортным средством. Если водитель бросил автотранспортного средство на месте ДТП, то его следы могут быть обнаружены в салоне автомобиля, что позволит установить его личность. В тоже время в механизме ДТП важную роль играют личностные свойства водителя - его водительский стаж, время непрерывного нахождения за рулем, психологическое состояние (стресс, усталость, отвлеченность на разговоры, сонливость и т.п.), поскольку это влияет на его реакцию на изменение дорожной ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что механизм ДТП, включающий в себя четыре элемента (техническая система, информационное обеспечение, дорожная ситуация, управляющий субъект) полностью отражается в тех следах, которые могут быть обнаружены на месте ДТП, и только от качественной работы следователя по осмотру места ДТП зависит возможность установления виновных в преступлении лиц.

1 Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 г.) «О безопасности дорожного движения»

2 Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. М, 1990. С. 12.

3 Напр., В.И. Жулев говорит о социальном механизме дорожно-транспортных происшествий (Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. С. 90). Н.В. Якубенко и А.Д. Коленко дорожно-транспортное проис-

шествие рассматривают с позиции антропотехническои системы (Якубенко Н.В., Коленко А.Д. Дорожно-транспортное происшествие: понятие, квалификация, наказание. Владивосток, 2001. С. 5-15). М.М. Колчин анализирует уголовно-правовые проблемы безопасности железнодорожного транспорта, исходя из нарушении механизма уголовно-правового обеспечения его безаварийной эксплуатации (Колчин М.М. Безопасность железнодорожного транспорта: уголовно-правовые проблемы. Владимир, 2009). А.И. Чучаев рассматривает вопросы механизма транспортного преступления, исходя из полиэрга-тической сущности железнодорожного, водного и воздушного транспорта и из моноэргатической - автотранспорта (Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления (понятие и общая характеристика) // Lex russica. 2013. № 6. С. 641-654).

4 «Человек способен конструктивно-творчески преобразовать действительность, изменить поведение в соответствии с изменением ситуации, разумно регулировать и саморегулировать действия» (Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 83).

5 Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления (понятие и общая характеристика) // Lex russica. 2013. N 6. С. 641654.

6 Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 24.

7 Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987. С. 25-32.

8 Топорков А.А. Криминалистика: учебник. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2012. С. 6.

9 О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 14 ноября 2014 г.)

10Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственных связей механизма ДТП //Российский следователь», 2008, № 1. С. 6-9.

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 287 с. (Серия «Magisten>).

Учебное пособие, подготовленное в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация «магистр», отражает современные актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы уголовно-процессуального права.

Для магистров, слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.