Научная статья на тему 'Закономерности изменения технико-технологических параметров транспортных средств для перевозки измельченных кормов'

Закономерности изменения технико-технологических параметров транспортных средств для перевозки измельченных кормов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
200
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИЗМЕЛЬЧЕННЫХ КОРМОВ / ОБЪЕМ КУЗОВА МАШИНЫ / МАССА / ПОТРЕБНАЯ МОЩНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕМ РАБОТ / VEHICLES FOR THE TRANSPORT OF CRUSHED FEED / THE VOLUME OF THE CAR BODY / WEIGHT / POWER REQUIREMENT / PERFORMANCE / SCOPE OF WORK

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Греков Д. В., Петровец В. Р.

Рассмотрены закономерности изменения технико-технологических параметров специальных транспортных средств для перевозки измельченных кормоуборочными комбайнами кормов из стебельчатых культур от объема кузова машины: массы, потребной мощности, производительности за час основного времени работы. Получены аналитические зависимости технико-технологических параметров специальных транспортных средств и определены объемы работ, выполняемых прицепами при заготовке сенажа (силоса) с учетом природных и организационных условий хозяйств в установленные агротехнические сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have examined regularities of dependence of technical-technological parameters of special vehicles for transportation of feeds, made from stalk crops and shredded by fodder combines, on the volume of machine body, mass, required capacity, productivity per hour of the main time of work. We have obtained analytical dependences of technical-technological parameters of special vehicles and determined the volume of work, done by trailers while making hay (silage), taking into account natural and organizational conditions on farms and the established agro-technical terms. Results of research can be used for designing new samples of machines and for determining the required quantity of special vehicles at concrete farms.

Текст научной работы на тему «Закономерности изменения технико-технологических параметров транспортных средств для перевозки измельченных кормов»

УДК 631.373: 636.085.51/54

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИЗМЕЛЬЧЕННЫХ КОРМОВ

Греков Д.В., аспирант, Петровец В.Р., д. т. н., профессор

УО «Белорусская ГСХА»

Рассмотрены закономерности изменения технико-технологических параметров

специальных транспортных средств для перевозки измельченных кормоуборочными комбайнами кормов из стебельчатых культур от объема кузова машины: массы, потребной мощности, производительности за час основного времени работы.

Получены аналитические зависимости технико-технологических параметров

специальных транспортных средств и определены объемы работ, выполняемых прицепами при заготовке сенажа (силоса) с учетом природных и организационных условий хозяйств в установленные агротехнические сроки.

Ключевые слова: транспортные средства для перевозки измельченных кормов, объем кузова машины, масса, потребная мощность, производительность, объем работ.

We have examined regularities of dependence of technical-technological parameters of special vehicles for transportation of feeds, made from stalk crops and shredded by fodder combines, on the volume of machine body, mass, required capacity, productivity per hour of the main time of work. We have obtained analytical dependences of technical-technological parameters of special vehicles and determined the volume of work, done by trailers while making hay (silage), taking into account natural and organizational conditions on farms and the established agro-technical terms. Results of research can be used for designing new samples of machines and for determining the required quantity of special vehicles at concrete farms.

Keywords: vehicles for the transport of crushed feed, the volume of the car body, weight, power requirement, performance, scope of work.

Транспортировка кормов из трав и силосных культур одна из самых трудоемких работ в кормопроизводстве. Так, если на подборе и измельчении 1 т провяленной травы комбайном типа КСК-100 А приходится 0,056 чел-ч, то на перевозку такого количества корма на расстояние 5 км прицепом - емкостью ПСЕ-12,5-0,3 1 чел-ч, т.е. в 5,5 раза больше [1,2].

Разработка и освоение производством специальных транспортных средств

технологически оправдано. По сравнению с прицепами общего назначения они имеют большой объем кузова, а для перевозки различных по плотности грузов оборудованы надставными бортами, которые у некоторых специальных транспортных средствах типа ПС-60 позволяют с помощью гидроцилиндров изменить вместимость кузова в зависимости от вида груза.

Плотность измельченных кормовых культур

емкость прицепов полностью. При перевозке силосной массы плотностью 0,4 т/м3 кузов необходимостью загружать приблизительно на 2/3 вместимости, если нет особых отметок на кузове. Этим не допускается превышение грузоподъемности транспортного средства, обеспечивая надежность выполнения

технологического процесса и долговечность транспортного средства [3,4,5,6,7].

Исследуемые технико-технологические

параметры специальных транспортных средств заимствованы из технических характеристик прицепов, поставлявшихся в хозяйства в советские времена, а также разработанные и освоенные промышленностью Республики Беларусь (таблица 1).

Установлены пять классов типажа транспортных средств для перевозки измельченной массы кормов. По технико-технологическим параметрам определены

при заготовке различных кормов неодинакова, что необходимо учитывать, обеспечивая номинальную грузоподъемность прицепов. Так, плотность измельченной сенажной массы составляет в среднем 0,2 т/м3 и ею загружают, как правило,

объемы работ, выполняемых прицепами каждого класса за агротехнический срок уборки с учетом природных и организационных условий хозяйств [8,9,10,11].

Таблица 1 - Техническая характеристика специальных средств для перевозки измельченных

кормов

Наименование Объем кузова, м3 Масса прицепа, кг Грузоподъем ность при перевозке сенажной массы, кг Потребная мощность при перевозке сенажной массы, кВт Грузоподъем ность при перевозке силосной массы, кг Потребная мощность при перевозке силосной массы, кВт Производительность за час основного времени, т

при перевозке сенажной массы при перевозке силосной массы

ПСЕ-12,5А 12,5 2100 2500 24,1 3300 31,8 4,0 5,3

ПСЕ-20 20,0 3600 4000 38,4 5333 51,2 6,4 8,5

ПИМ-Ф-40 38,0 5200 7600 41,8 10133 55,7 12,2 16,2

ПС-45 45,0 4500 9000 53,3 9000 53,3 14,4 14,4

ПРТ-10,2 25,2 4400 5040 27,7 10080 55,7 8,1 16,1

ПСТ-Ф-60 55,0 6990 11000 89,1 14680 118,4 17,6 23,5

ПСТ-Ф-60А 55,0 7100 11000 89,1 14680 118,4 17,6 23,5

ПС-60 55,0 7000 11000 89,1 14680 118,4 17,6 23,5

На рисунке 1 приведены графические зависимости изменения от объема кузова специального транспортного средства массы прицепа (а), уборочной площади (б), производительности за час основного времени (в), потребной мощности (г) при перевозках сенажной (1), силосной (2) и силосной массы из кукурузы (3).

Р = к,У,

к

(1)

где Р - масса прицепа, кг; Ук - объем кузова

з к

прицепа, м ; п - эмпирический коэффициент, имеющий размерность кг/м3 и равный 125.

Из (рисунок 1, а) видно, что изменение массы прицепа от объема кузова имеет пропорциональную зависимость и может быть определена следующей эмпирической формулой:

р.

5000 4000 3000

С\

о

о

га 1.0

0,8

0,6

ОА

0.2

3 ч С-2

-7

20 30 4/7 50 60

10 20 30 ¿>0 50 60

Ук

Ук

а)

б)

в)

г)

Рисунок 1 - Зависимости от объема кузова: массы (а), уборочной площади (б), производительности

(в); потребной мощности (г). Условные обозначения: -х-х- при перевозке силосной массы (2); -о-о- при перевозке сенажной массы из трав (1); -А- А- при перевозке силосной массы из кукурузы

(3)

В расчетах приняты самые неблагоприятные погодные условия, когда через два дня хорошей погоды на третий день выпадают осадки; производительность за час эксплуатационного времени определяется умножением

производительности за час основного времени на коэффициент 0,7, учитывающий использование объема кузова прицепа перевозимой кормовой массы, техническую готовность машины, возможные регулировки, ремонт и прочие остановки по техническим причинам. Тогда с

5-6 часов. Урожайность сенажной и силосной массы из травы 100 ц 200 ц/га, а из кукурузы 250 ц/га, потери при уборке составляют 10%.

Зависимость размера уборочной площади от объема кузова прицепа (рисунок 1, б) прямо пропорциональна и может быть определена следующим эмпирическим выражением при перевозках сенажной массы:

учетом организационных мероприятий при восьмичасовой рабочей смене прицепы работают на перевозках ежедневно по

V = с V

сен сен К

где ^сен - размер уборочной площади при

заготовке сенажа, га; сс

эмпирический

показатель, имеющий размерность га/м , равный 0,012.

= всилук

(6)

Зависимость размера уборочной площади от объема кузова при перевозках силосной массы из трав также прямо пропорциональна и может быть выражена следующей эмпирической формулой:

F = с V

сил сил К

(3)

где ^сил - размер уборочной площади при

заготовке силоса,

га; сс

где - производительность, т/ч; всил -

эмпирический показатель, имеющий размерность т/м3ч, равный 0,43.

Зависимость потребной мощности изменяется от объема кузова пропорционально (рисунок 1, г) и может быть определена по следующей эмпирической формуле при транспортировании измельченной силосной массы:

эмпирический

показатель, имеющий размерность га/м , равный 0,017.

= «сил Ук

(7)

Зависимость размера уборочной площади от объема кузова при перевозках силосной массы из кукурузы прямо пропорциональна и может быть определена следующей эмпирической формулой:

где Ксил - потребная мощность, кВт; асил -эмпирический показатель, имеющий размерность кВт/м3, равный 1,3.

к

(4)

где ^сил к. - размер уборочной площади при перевозках силосной массы из кукурузы, га; ссил к. - эмпирический показатель, имеющий размерность га/м3, равный 0,02.

Для определения потребной мощности на транспортировании груженого прицепа измельченной сенажной массой можно воспользоваться следующей эмпирической формулой:

N......= а......V,

сен К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(8)

Производительность на транспортировании измельченной сенажной массы прямо пропорционально зависит от объема кузова (рисунок 1, в) и может быть выражена следующей эмпирической формулой:

где Ксен - потребная мощность, кВт; асен -эмпирический показатель, имеющий размерность кВт/м3, равный 2,0.

W.....= в......V,

сен K

(5)

где ^Усен - производительность, т/ч; всен -эмпирический показатель, имеющий размерность т/м3ч, равный 0,32.

Классифицировать транспортные средства целесообразно по объему кузова с интервалом через 10 м3. Так, прицепы объемом кузова от 10 до 20 м3 следует отнести к первому классу. Транспортные средства с объемом кузова 21.. .31 м3 будут относиться к второму классу. К третьему классу - 32.42 м3, к четвертому -43...53м3 и к пятому - 54.64 м3.

Производительность на перевозках силосной массы в зависимости от объема кузова прицепа определяется следующей эмпирической формулой:

Размер уборочной площади, с которой отвозится кормовая масса, в зависимости от объема кузова и класса прицепов, приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Зависимость уборочной площади от объема кузова и класса прицепов

Наименования Показатели

Объем кузова, м3 10.20 21.31 32.42 43.53 54.64

Классификация прицепов, класс 1 2 3 4 5

Уборочная площадь при заготовке сенажа, га 0,12..0,24 0,25.0,37 0,38.0,5 0,51.0,64 0,65.0,77

Уборочная площадь при заготовке силоса из трав, га 0,17.0,34 0,36.0,53 0,54.0,71 0,73.0,9 0,92.1,09

Уборочная площадь при заготовке силоса из кукурузы, га 0,20.0,40 0,42.0,62 0,64.0,84 0,86.1,06 1,08.1,28

Проведенные расчеты и закономерности изменения технико-технологических параметров могут использоваться при проектировании новых специальных транспортных средств, а также для определения необходимого количества прицепов для перевозки измельченной кормовой массы от кормоуборочного комбайна к местам закладки корма на хранение.

Список литературы

1. Короткевич А.В. Технология и машины для заготовки кормов из трав и силосных культур /А.В. Короткевич. - Минск. Ураджай. 1990. - 383 с.

2. Клочков А.В. Заготовка кормов зарубежными машинами / А.В. Клочков, В.А. Попов, А.В. Адась. - Горки. - 2001.- 201 с.

3. Система ведения сельского хозяйства Белорусской ССР/ Г.М. Лыч и др. - Минск. 1986. -

6. Алдошин Н.В. Индустриальная технология производства кормов / Н.В. Алдошин. - М. Агропромиздат. 1986. - 175 с.

7. Зафрен С.Я. Технология приготовления кормов: справочное пособие /С.Я. Зафрен. М. Колос, 1977. 240 с.

8. Бронштейн И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУов / И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев // Наука. - М. 1981. - 716 с.

9. Петров В.А. Системная оценка эффективности новой техники / В.А. Петров, Т.И. Медведев // Машиностроение. Ленинградское отделение. - Л. 1978. - 276 с.

10 Зиковенко, А.Л. Качественная характеристика зеленой массы двойных злаково-бобовых... и их компонентов / А.Л. Зиковенко //

311 с.

4. Сечкин В.С. Заготовка и приготовление кормов в Нечерноземье / В.С. Сечкин, Л.А. Сулима, В.П. Белов. - М: Агропромиздат. 1988. - 480 с.

5. Беленчук В.И. Повышение качества кукурузного силоса / В.И. Беленчук. - М. 1987. -254 с.

Международный аграрный журнал. - 2000. - № 2. - 29-31.

11. Сельскохозяйственные машины, выпускаемые в Республики Беларусь. Каталог. -Минск. 2002.- 88с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.