Научная статья на тему 'Закономерности и проблемы развития коммунального комплекса России: вектор реформ'

Закономерности и проблемы развития коммунального комплекса России: вектор реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / HOUSING AND UTILITIES / ENERGY EFFICIENCY / DEVELOPMENT / TARIFF POLICY / PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Н.Н., Шадейко Н.Р., Селиверстов А.А., Колыхаева Ю.А., Добрынина О.И.

Предмет. Статья посвящена проблемам реформирования коммунального комплекса Российской Федерации. Цели. Выявление и систематизация закономерностей развития проблемных ситуаций, происходящих в коммунальном комплексе на современном этапе его реформирования. Методология. Использованы базовые принципы и методы структурно-функционального, предметно-логического, а также статистического анализа информации. Результаты. Изучены работы отечественных и иностранных авторов, посвященные проблемам коммунального комплекса. Рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются отрасли коммунального комплекса России. Определен основной круг задач управления коммунальным комплексом. Обоснована значимость внедрения процессов, повышающих энергоэффективность коммунальной инфраструктуры, зависящей в первую очередь от системы тарифного регулирования, технического состояния отраслей коммунального комплекса и кадрового обеспечения коммунальных предприятий. Кроме того, изучено использование в коммунальном комплексе нетрадиционных способов энергосбережения (гелиоэнергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергетика, приливная энергетика и др.), которые могут быть дополнением к традиционным методам генерации энергии в настоящее время. Также уделено внимание основным резервам повышения энергоэффективности в сферах производства тепловой и электрической энергии, которые заключаются в экономии топлива при транспортировке тепловой и электрической энергии. Выводы. Сделан вывод о том, что преодолеть негативное развитие коммунального комплекса России можно путем внедрения процессов повышения энергоэффективности. Рекомендована разработка моделей внедрения процессов энергосбережения и энергоэффективности в современную коммунальную инфраструктуру страны. Кроме того, при реализации мероприятий по повышению энергоэффективности водоснабжения и водоотведения предложено уделять особое внимание процессу транспортировки ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Н.Н., Шадейко Н.Р., Селиверстов А.А., Колыхаева Ю.А., Добрынина О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patterns and problems of development of the municipal complex of Russia: a vector of reforms

Importance The article deals with the problems of reforming the municipal complex of the Russian Federation. Objectives The paper aims to identify and systematize the regularities of the development of problem situations that occur in the municipal complex at the present stage of its reform. Methods For the study, we used the basic principles and methods of structural-functional, object-logical and statistical analyses of information. Results We have determined the main tasks of the municipal complex management. Conclusions We conclude that to overcome the negative development of the communal complex of Russia, it is required to introduce energy efficiency processes. We recommend modeling the processes of energy conservation and efficiency in the modern municipal infrastructure of the country.

Текст научной работы на тему «Закономерности и проблемы развития коммунального комплекса России: вектор реформ»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Устойчивое развитие регионов

закономерности и проблемы развития коммунального комплекса россии: вектор реформ

николай николаевич минАЕва, николай Ромальдович ШАДЕЙкоь*, Алексей Алексеевич сЕливЕРстовс, Юлия Александровна KOЛЫХАЕBАd, ольга игоревна ДоБРышинА6

2 доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природных ресурсов, Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация nnminaev@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация shnr@inbox.ru

с кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация seliverstov@live.ru

d кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация kolyhaeva@sibmail.com

6 студентка факультета кадастра, экономики и инженерных систем в строительстве,

Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация

dobrynina_oly@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

предмет. Статья посвящена проблемам реформирования коммунального комплекса Российской Федерации.

Цели. Выявление и систематизация закономерностей развития проблемных ситуаций, происходящих в коммунальном комплексе на современном этапе его реформирования. методология. Использованы базовые принципы и методы структурно-функционального, предметно-логического, а также статистического анализа информации. результаты. Изучены работы отечественных и иностранных авторов, посвященные проблемам коммунального комплекса. Рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются отрасли коммунального комплекса России. Определен основной круг задач управления коммунальным комплексом. Обоснована значимость внедрения процессов, повышающих энергоэффективность коммунальной инфраструктуры, зависящей в первую очередь от системы тарифного регулирования, технического состояния отраслей коммунального комплекса и кадрового обеспечения коммунальных предприятий. Кроме того, изучено использование в коммунальном комплексе нетрадиционных способов энергосбережения (гелиоэнергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергетика, приливная энергетика и др.), которые могут быть дополнением к традиционным методам генерации энергии в настоящее время. Также уделено внимание основным резервам повышения энергоэффективности в сферах производства тепловой и электрической энергии, которые заключаются в экономии топлива при транспортировке тепловой и электрической энергии.

выводы. Сделан вывод о том, что преодолеть негативное развитие коммунального комплекса России можно путем внедрения процессов повышения энергоэффективности. Рекомендована разработка моделей внедрения процессов энергосбережения и энергоэффективности в современную коммунальную инфраструктуру страны. Кроме того, при реализации мероприятий по повышению энергоэффективности водоснабжения и водоотведения предложено уделять особое внимание процессу транспортировки ресурсов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Коммунальный комплекс является одной из также функционирование и развитие производства. важнейших сфер экономики России, которые Предоставляемые данным комплексом услуги формируют условия и качество жизни населения, а занимают особое место на рынке. Политика

история статьи:

Принята 22.05.2015 Одобрена 26.05.2015

уДк 338.46

JEL: L94, L95, L97, R19

ключевые слова: коммунальный комплекс, энергоэффективность, реформирование, тарифная политика, программа развития

управления коммунальной инфраструктурой так или иначе оказывает воздействие на общество в целом, затрагивает интересы всех его субъектов (органов управления, предприятий, населения).

Многочисленные попытки реформирования коммунального комплекса связаны со значительными трудностями при их реализации. В результате ситуация в данной сфере российской экономики, претерпев множество метаморфоз, качественно не изменилась с 1990-х гг., когда начался процесс реформирования коммунального комплекса.

Исследованию проблем коммунального комплекса России посвящены работы многих авторов: В.В. Андрианова [1], В.И. Коробко [2], Т.А. Макареня [3, 4]. Процессы реформирования коммунальной сферы наиболее широко исследованы в трудах A.A. Лукьянца [5], А.Н. Ряховской, Ф.Г. Таги-Заде [6], Л.Н. Чернышова [7], Т.К. Руткаускас [8]. Кроме того, нельзя не отметить вклад иностранных ученых в исследования коммунального комплекса, среди которых можно выделить Pieter H.M. Ruys [9], Giuseppe Bognetti [10], Barbara Antonioli [11], Ute Dubois [12], Jennifer Davis [13], James E. McMahon [14], Andres J. Picazo-Tadeo [15], Aude Le Lannier [16], Hugh Sibly [17], Fernando Arbues [18].

Но несмотря на значительный вклад ученых в разработку данного вопроса, следует отметить, что развитие коммунального комплекса происходит непрерывно, возникают новые задачи в процессе его реформирования. Поэтому необходима актуализация и дополнение существующих разработок с учетом современных тенденций и направлений развития коммунальной инфраструктуры, прежде всего процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности в данной сфере национальной экономики.

В качестве методологической основы исследования целесообразно использовать общенаучные методы познания, а также методы и принципы структурно-функционального, предметно-логического и статистического видов анализа.

Далее предлагается рассмотреть закономерности развития кризисных явлений в коммунальном комплексе России с учетом несовершенства процессов энергоэффективности отраслей, образующих коммунальную инфраструктуру.

Важным аспектом в процессе управления реформированием коммунальной инфраструктуры является четкое выделение объектов управления, к которым можно отнести ресурсы, технологии

производства и предоставления услуг, оборудование предприятий, себестоимость предоставляемых услуг, кадры. Кроме того, учитывая многообразие входящих отраслей, объекты необходимо разделять по направлениям деятельности:

- теплоснабжение;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- водоснабжение;

- водоотведение.

На протяжении последних лет процесс управления коммунальным комплексом ориентировался в большинстве случаев на устранение имеющихся проблем. Меры же превентивного характера не получают широкого распространения. Следует отметить, что проблемы в коммунальной инфраструктуре являются многоаспектными. Комплексный анализ проблемной ситуации, которая сложилась в данной сфере национальной экономики, необходимо проводить, учитывая не только технико-экономические показатели, но и обширный комплекс разнообразных факторов. В целом для анализа ситуации, сложившейся в коммунальной инфраструктуре (в регионе, муниципальном образовании, на предприятии), а также причин ее возникновения, можно выделить следующие направления проблем (рис. 1):

- технологические;

- экономические;

- социальные;

- законодательно-политические;

- экологические.

Учитывая комплексность указанных проблем, необходимо выстраивать систему управления коммунальной инфраструктурой, основанную не только на решении уже существующих проблем, но и на реализации профилактических мероприятий. В этой связи актуальным является определение круга задач управления коммунальным комплексом, среди которых можно выделить:

- проведение инвентаризации предприятий коммунального комплекса;

- разработку программ благоустройства поселений;

- сокращение потерь ресурсов при их транспортировке до потребителя;

- разработку и оптимизацию топливно-энергетического баланса;

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 34 (2015) 2-13 Theory and Practice

Рисунок 1

комплекс проблем коммунальной инфраструктуры россии

Проблемы коммунального комплекса

^-4-= ---—~ ' г " "--- -

Технического характера:

- высокий износ основных фондов;

- низкая эффективность производства;

- низкое качество коммунальных услуг;

- низкая энергоэффективность

Экономического характера:

- высокий рост тарифов;

- отсутствие полноценных рыночных отношений;

- значительные расходы бюджета на поддержку коммунального комплекса;

- низкая инвестиционная привлекательность;

- низкий уровень заработной платы и квалификации персонала

Законодательно-политического характера:

- низкий уровень ответственности власти;

- неэффективная система тарифообразования

Экологического характера:

- загрязнение окружающей среды

Социального характера:

- низкая платежеспособность потребителей

Источник: авторская разработка.

- осуществление контроля за потреблением топлива, энергии, воды и т.д.;

- оптимизацию загрузки оборудования;

- анализ влияния тарифной политики на развитие региона;

- реализацию инвестиционных проектов в коммунальном комплексе;

- соответствие социально-экономического и инфраструктурного развития территории.

Цели управления коммунальным комплексом (финансовая стабильность, предоставление качественных услуг по доступным ценам при минимальном негативном воздействии на окружающую среду) могут быть достигнуты только при решении указанных задач.

Рассматривая ситуацию, в которой функционирует коммунальный комплекс, можно выделить ряд ключевых проблемных точек. Прежде всего это система регулирования тарифов со стороны государства. Этой теме посвящены исследования А.А. Лукьянца [5], В.В. Андрианова [*], А.Н. Ряховской [6] и др.

В период, предшествующий реформированию коммунального комплекса, регулирование тарифов было средством хозяйственного расчета, а тарифы являлись показателями экономической статистики. В рыночных условиях тарифам должна отводиться

роль регулятора преобразований в экономике. Основными задачами, которые необходимо решить в условиях реформирования коммунального комплекса, являются совершенствование механизмов тарифообразования и выработка рациональной тарифной политики. В настоящее время тариф является неким компромиссом между платежеспособностью потребителей и необходимостью поддержания и развития производства коммунальных услуг. В результате расчет экономически обоснованного тарифа производится простым суммированием затрат, необходимых для производства той или иной коммунальной услуги. Такой подход к формированию тарифа не предполагает значительных инвестиций в отрасли, что в свою очередь не позволяет производить модернизацию и техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры, снижать издержки, повышать энергоэффективность и оказывать качественные услуги.

Затратный принцип формирования тарифов на коммунальные услуги, когда предприятиям достаточно доказать лишь факт понесенных расходов на производство продукции и оказание услуг, не заботясь об их снижении, не позволяет стимулировать производителей к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, а также не способствует развитию процессов

повышения энергоэффективности. Следование данному принципу приводит к неуклонному росту тарифов на коммунальные услуги (табл. 1).

В сложившихся условиях реформирования коммунального комплекса эффективная тарифная политика, направленная в первую очередь на достижение принципов энергоэффективности производства и предоставления коммунальных услуг, в значительной степени определяет возможность и условия финансового оздоровления отраслей коммунальной инфраструктуры. Проблемы тарифной политики в коммунальном комплексе во многом обусловлены несогласованностью взаимоотношений участников коммунальных отношений, несовершенством методической и нормативно-правовой базы тарифного регулирования.

Для эффективной реализации тарифной политики необходимы:

рациональная процедура установления и пересмотра тарифов на коммунальные услуги на местном уровне;

- эффективные инструменты экспертизы и контроля за деятельностью предприятий коммунального комплекса;

инструменты гарантий возврата инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры от частных и государственных инвесторов;

- механизмы эффективного экономического стимулирования снижения издержек в коммунальной инфраструктуре;

механизмы использования процессов ресурсо- и энергосбережения.

Применение данных инструментов будет способствовать достижению основных целей

Таблица 1

индексы потребительских тарифов на отдельные виды коммунальных услуг, декабрь к декабрю предыдущего года, %

тарифного регулирования в коммунальном комплексе, к которым относятся:

- защита интересов потребителей (населения и предприятий) при реализации режима безубыточного функционирования коммунальных предприятий;

- установление приемлемых тарифов для потребителей услуг (причем не только населения, но и предприятий) с точки зрения их платежеспособного спроса;

- уменьшение бюджетного финансирования для функционирования и развития коммунального комплекса;

- привлечение инвестиций (частных и государственных) для развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в первую очередь повышения их энергоэффективности;

- увеличение инвестиционной привлекательности предприятий коммунального комплекса, обусловленное увеличением инвестиционного потенциала тарифа (инвестиционной доли тарифа, которая должна отвечать интересам потенциальных инвесторов);

- отказ от утверждения регулирующими организациями нормативного уровня рентабельности и планирование прибыли, необходимой для реализации инвестиционных программ коммунальных предприятий.

Несовершенство тарифного регулирования приводит к существованию нерыночного характера инвестиционного процесса в коммунальном комплексе, который характеризуется низким уровнем банковских кредитов, а также практически полным отсутствием в качестве источников финансирования ценных бумаг и заемных средств, предоставленных другими предприятиями. В целом инвестиционная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммунальные услуги 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Коммунальные услуги, всего 144,7 131,5 115,3 112,5 110,4

Из них:

- водоснабжение холодное и водоотведение 145,6 136,2 117,6 115,1 111,4

- отопление 141,8 135,7 114,4 112 110,2

- водоснабжение горячее 147,8 138,2 117,0 112,9 111,6

- газ сетевой 131,7 126,7 117,8 113,6 114,4

- газ сжиженный 130 117,8 114,7 112,8 112,6

- электроэнергия 154,2 118 112,0 109,7 105,9

Источник: данные Росстата.

активность в данной сфере экономики представлена в табл. 2. Проблемы инвестиционной деятельности в коммунальном комплексе исследовали в своих трудах М.Б. Гиндин 19, Т.К. Руткаускас [8] и др.

Низкая инвестиционная привлекательность коммунального комплекса, наблюдаемая в настоящее время, обусловлена рядом причин. Комплекс факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность данной сферы национальной экономики, включает в себя как внешние, так и внутренние факторы. Совокупность внешних факторов определяется воздействием на предприятия ряда субъектов: потребителей, инвесторов, органов власти, регулирующих органов. Внутренние же факторы по своей сути являются бизнес-образующими и во многом определяют деятельность предприятия.

Основными проблемами с точки зрения органов, регулирующих тарифообразование в коммунальной сфере, являются:

- недостаточно четкий учет инвестиционной составляющей в тарифе, не дающий гарантий возврата инвестиций;

- система тарифообразования, неблагоприятная для притока частных инвестиционных ресурсов. Инвестиционные риски в объекты коммунальной инфраструктуры обусловлены прежде всего системой тарифного регулирования, поэтому необходимо согласование инвестиционной и тарифной политики, их совместная реализация и управление;

Таблица 2

индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, относящимся к коммунальному комплексу, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

коммунальные услуги 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Распределение - 107,6 135,8 99,4

газообразного топлива

Распределение пара - 177,6 98 81,6

и горячей воды

(тепловой энергии)

Распределение воды - 122 90,8 97,3

Сбор сточных вод, 116,5 111,4 92,4 88,8

отходов и аналогичная

деятельность

Источник: данные Росстата.

Примечание. Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

- определенное несоответствие правил согласования инвестиционных проектов, утвержденных на федеральном уровне, для применения их к конкретным коммунальным объектам на уровне региона и муниципалитета;

- использование метода экономически обоснованных затрат, не стимулирующего коммунальные предприятия к снижению себестоимости и не способствующего развитию инвестирования в энергосберегающие технологии.

Обеспечение необходимого объема инвестиций возможно лишь в условиях стабильного экономического развития предприятий коммунального комплекса. Однако реальное финансовое состояние коммунальных предприятий в большинстве случаев является неудовлетворительным. Многие авторы, изучая функционирование и развитие коммунального комплекса, указывали на наличие данной проблемы. Среди них можно выделить работы В.И. Коробко [2], Т.К. Руткаускас [8] и др.

Отсутствие достаточного количества средств негативно отражается на техническом состоянии основных фондов (табл. 3, 4). Это приводит к целому комплексу проблем, связанных с высокими потерями в инженерных сетях, с низким качеством генерируемой продукции. Неудовлетворительное состояние основных фондов коммунального комплекса также является причиной многочисленных техногенных аварий, происходящих во многих населенных пунктах страны.

Серьезной проблемой, тормозящей развитие коммунального комплекса, является недостаточная обеспеченность коммунальных предприятий высококвалифицированным персоналом. Во многом данная проблема характерна и для органов, регулирующих деятельность предприятий коммунального комплекса. Наличие данной проблемы отражено в трудах А.А. Збрицкого [20], А.Г. Мокроносовой [8].

Ряд причин, связанных в первую очередь с относительно невысоким уровнем оплаты труда, в целом с негативным имиджем отраслей, входящих в состав коммунального комплекса, фактически привел к тому, что к профессиональным качествам персонала предъявляются пониженные требования. Данная тенденция прослеживается еще с советских времен, когда в коммунальном комплексе концентрировались кадры, не нашедшие себя в других сферах.

Таблица 3

показатели технического состояния коммунального комплекса

показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Протяженность уличной водопроводной сети, 102,5 125,5 147,7 152,9 154,7

нуждающейся в замене, всего, тыс. км

В том числе:

- в городской местности 48,2 58,2 65,6 67,4 68,7

- в сельской местности 54,3 67,3 82,1 85,5 86

- в процентах ко всему протяжению 31,6 37,7 42,8 43,8 43,8

Число аварий водопровода, всего, тыс. 200,5 197,7 170 154,6 142,9

В том числе:

- в городской местности 104,3 103,5 84,0 76,6 70,8

- в сельской местности 96,2 94,2 86,0 78,0 72,1

Уличная канализационная сеть, нуждающаяся в замене, 20,4 22,9 27,4 30,7 31,8

всего, тыс. км

В том числе:

- в городской местности 17,5 19,5 22,9 25,8 26,8

- в сельской местности 2,9 3,4 4,5 4,9 5

- в процентах ко всему протяжению 27,6 30,5 36 39,5 40,8

Число аварий канализации, всего, тыс. ед. 25,6 38,4 39,5 35,8 34,0

В том числе:

- в городской местности 19,5 32,5 32,7 29,5 28,8

- в сельской местности 6,1 5,9 6,8 6,3 5,2

Протяженность тепловых и паровых сетей в 30,2 44,6 47,9 48,5 49,1

двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене,

всего, тыс. км

В том числе:

- в городской местности 20,7 34,7 38,7 39,3 40,3

- в сельской местности 9,5 9,9 9,2 9,1 8,7

Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых - 27,6 14,6 10,6 9,4

и тепловых сетях, всего, тыс. ед.

В том числе:

- в городской местности - 18,4 8,9 6,8 6,1

- в сельской местности - 9,1 5,7 3,8 3,3

Источник: данные Росстата.

Таблица 4

темпы замены коммунальной инженерной инфраструктуры в 2012 г.

вид инженерной инфраструктуры Заменено инженерных сетей, км удельный вес замененных сетей в общем протяжении

сетей, %

Система 8 235,2 1,5

водоснабжения

Система 813,8 0,4

канализации

Система 4 618,5 2,7

теплоснабжения

Источник: данные Росстата.

Невысокий квалификационный уровень персонала неизбежно сказывается на показателях производительности труда, которые на российских предприятиях коммунального комплекса практически

в два раза ниже, чем на аналогичных западных предприятиях. Кроме того, достаточно большое количество аварийных ситуаций происходит по вине обслуживающего персонала. Конечно, на это влияет и технологический уровень коммунальных предприятий, однако и на персонале лежит большая доля ответственности.

За годы прошедших реформ коммунального комплекса кардинально ситуация с кадрами не изменилась. Молодые люди, получив качественное высшее экономическое, техническое или инженерное образование, не стремятся реализовывать себя в коммунальном комплексе, предпочитая более высокодоходную работу. Также следует отметить дефицит профильных учебных заведений, готовящих высококвалифицированные кадры для коммунального комплекса. Данная проблема обостряется еще и тем, что внедрение

энергоэффективных технологий в коммунальном комплексе требует наличия соответствующего персонала.

Решение проблемы нехватки кадров и повышения эффективности использования персонала в коммунальном комплексе должно осуществляться при взаимодействии трех сторон:

- предприятий коммунального комплекса;

- образовательных учреждений;

- органов власти.

Для решения данной проблемы необходимо:

- произвести оценку потребности отраслей коммунального комплекса в трудовых ресурсах в разрезе конкретных муниципальных образований;

- провести анализ различных вариантов привлечения трудовых ресурсов;

- р азр або тать пр о грамму пр ив лече ния высококвалифицированны х кадров на предприятия коммунального комплекса;

- выявить основные направления подготовки и переподготовки кадров;

- разработать систему оплаты труда для стимулирования производительности труда и качества работы.

Кроме того, следует отметить крайне низкий уровень энергоэффективности в отраслях, образующих коммунальную инфраструктуру. Без решения данной ключевой проблемы практически невозможно достичь стабильного и сбалансированного развития жизнеобеспечивающих систем современного города. Вопросы энергосбережения и энергоэффективности в коммунальном комплексе рассматриваются многими авторами, среди которых можно отметить Л.Н. Чернышова [7], А.Ю. Казанскую [4] и др.

Данная проблема характерна не только для коммунального комплекса страны, но и для российской экономики в целом. Однако именно в коммунальной инфраструктуре низкий уровень энергоэффективности проявляется наиболее остро. Это обусловлено высокой долей энергетических затрат в структуре себестоимости коммунальных услуг.

Проблема энергоэффективности характерна для всех этапов предоставления коммунальных услуг, включая генерацию, транспортировку, а также потребление продукции коммунальной инженерной инфраструктуры. Однако в сферу ответственности

коммунальных предприятий входит обеспечение процессов энергосбережения и повышение энергоэффективности на двух этапах: генерации и транспортировки коммунальных услуг.

В последнее время проблемам энергосбережения уделяется значительное внимание, в том числе и со стороны органов власти. Ключевым этапом в данном направлении стало принятие Федерального закона от 23.09.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 23.09.2009 № 261-ФЗ) (рис. 2), в котором указаны основные направления повышения энергоэффективности, а также обозначены сроки внедрения ключевых мероприятий. Закон от 23.09.2009 № 261-ФЗ не направлен исключительно на коммунальный комплекс. Однако практически все направления энергосбережения, указанные в нем, относятся непосредственно к жилищно-коммунальному комплексу в целом и к коммунальной инфраструктуре в частности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексность проблем энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре выражается также в многопрофильное™ предприятий, составляющих коммунальный комплекс. Коммунальные предприятия, как правило, наряду с генерацией услуг выполняют функции по их транспортировке конечному потребителю. Имея общую черту (высокое потребление энергетических ресурсов), объекты теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения имеют различные технологические особенности генерации и транспортировки продукции. В связи с этим есть определенные различия в направлениях повышения энергоэффективности в различных отраслях коммунального комплекса. Так, основным резервом повышения энергоэффективности в сферах производства тепловой и электрической энергии является экономия топлива. При транспортировке тепловой и электрической энергии особое внимание необходимо уделять потерям в сетях, при реализации мероприятий по повышению энергоэффективности водоснабжения и водоотведения - процессу транспортировки ресурсов, так как высокие потери в сетях ведут и к более высокой генерации ресурса.

Острота данной проблемы заключается в том, что в связи с выбранным вектором реформ коммунального комплекса, направленным на повышение энергоэффективности, растут затраты на развитие процессов энергосбережения (табл. 5).

Рисунок 2

система федерального законодательного регулирования коммунального комплекса

Источник: авторская разработка. Таблица 5

Затраты организаций коммунального комплекса на мероприятия по энергосбережению, на конец года, млн руб.

показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Затраты организаций 1 552,7 2 932,2 3 485,4

водопроводных хозяйств

на мероприятия по энергосбережению

Затраты организаций 350,4 848,4 1 227,4

канализационных хозяйств

на мероприятия по энергосбережению

Затраты организаций, снабжающих теплоэнергией 12 185,4 13 315,4 20 230,8

и горячей водой,

на мероприятия по энергосбережению

Источник: данные Росстата.

На современном этапе технологического развития все большее значение приобретает использование в коммунальном комплексе нетрадиционных способов энергосбережения (гелиоэнергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергетика, приливная энергетика и др.). Безусловно, использование перечисленных методов во многих случаях крайне затруднительно, но как дополнение к традиционным методам генерации энергии они могут быть достаточно эффективны уже в настоящее время.

Повышение энергоэффективности в современном коммунальном комплексе позволит решить и ряд других проблем (повысить эффективность производства и транспортировки услуг, а также снизить себестоимость, что позволит сдерживать рост тарифов на продукцию коммунальной инфраструктуры и способствовать снижению

социальной напряженности в обществе). Следует учитывать и негативное воздействие на окружающую среду при реализации технологий повышения энергоэффективности.

Выявленные в исследовании закономерности развития кризисной ситуации, охватывающей коммунальный комплекс России, необходимо учитывать при разработке программ развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, особенно развития процессов энергосбережения. Безусловно, для комплексности решения проблем необходимо всесторонне изучить

и систематизировать имеющиеся подходы к реализации процессов энергоэффективности, рассмотреть существующую зарубежную практику энергосбережения в коммунальном комплексе и возможность ее применения в современных российских условиях. Необходимы изучение и анализ современных форм и механизмов, а также методов управления данным комплексом и применение их для разработки оптимальных моделей внедрения процессов энергосбережения и энергоэффективности в современную коммунальную инфраструктуру страны.

список литературы

1. Андрианов В.В., Ананькина Е.А., Хомченко Д.Ю., Щеголев А.В. Принципы эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. 56 с.

2. Коробко В.И., Бычкова В.А. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 131 с.

3. Макареня Т.А., Казанская А.Ю., ШаронинаЛ.В. Информационное обеспечение процессов регулирования и администрирования услуг ЖКХ // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 6. С. 60-64.

4. Казанская А.Ю., Кобец Е.А., Котенко Ю.С., Макареня Т.А., Налесная Я.А., Синельников Т.Т., Сташ С.В. Организационно-экономический механизм модернизации функционирования предприятий сферы ЖКХ на муниципальном уровне: монография. Таганрог: Южный федеральный университет, 2013. 210 с.

5. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А. Анализ факторов риска при разработке программ развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований // Экономика и управление. 2008. № 2. С. 134-138.

6. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальная деятельность как сфера общественных благ и естественной монополии: монография. М.: Магистр. 2015. 96 с.

7. Чернышов Л.Н., Киндас И.Н. Автоматизация учета и регулирование потребления коммунальных ресурсов // Механизация строительства. 2010. № 10. С. 5-9.

8. Мокроносов А.Г., Руткаускас Т.К., ГиндинМ.Б., Руткаускас К.В. Проблемы кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства // Образование и наука. 2006. № 4. С. 67-76.

9. Pieter H.M. Ruys, Jan Bruil, Henry Dix. Modes of governance in the dutch social housing sector // Annals of Public and Cooperative Economics. 2007. Vol. 78. № 3. P. 381-413. doi: 10.1111/j.1467-8292.2007.00339.x

10. Giuseppe Bognetti, Gabriel Obermann. Liberalization and privatization of public utilities: origins of the debate, current issues and challenges for the future // Annals of Public and Cooperative Economics. 2008. Vol. 79. № 3-4. P. 461-485. doi: 10.1111/j.1467-8292.2008.00367.x

11. Barbara Antonioli, Antonio Massarutto. The municipal waste management sector in europe: shifting boundaries between public service and the market // Annals of Public and Cooperative Economics. 2012. Vol. 83. № 4. P. 505-532. doi: 10.1111/j.1467-8292.2012.00475.x

12. Ute Dubois, Roxana Saplacan. Public service perspectives on reforms of electricity distribution and supply: a modular analysis // Annals of Public and Cooperative Economics. 2010. Vol. 81. № 2. P. 313-356. doi: 10.1111/j.1467-8292.2010.00413.x

13. Jennifer Davis. Private-sector participation in the water and sanitation sector // Annual Review of Environment and Resources. 2005. Vol. 30. P. 145-183. doi: 10.1146/annurev.energy.30.050504.144635

14. James E. McMahon, Sarah K. Price. Water and Energy Interactions // Annual Review of Environment and Resources. 2011. Vol. 36. P. 163-191. doi: 10.1146/annurev-environ-061110-103827

15. Andrés J. Picazo-Tadeo, Francisco J. Sáez-Fernández, Francisco González-Gуmez. The role of environmental factors in water utilities' technical efficiency. Empirical evidence from Spanish companies // Applied Economics. 2009. Vol. 41. № 5. P. 615-628. doi: 10.1080/00036840601007310

16. Aude Le Lannier, Simon Porcher. Efficiency in the public and private French water utilities: prospects for benchmarking // Applied Economics. 2014. Vol. 46. № 5. P. 556-572.

17. Hugh Sibly, Richard Tooth. Bringing competition to urban water supply // Australian Journal of Agricultural and Resource Economics. 2008. Vol. 52. № 3. P. 217-233. doi: 10.1111/j.1467-8489.2007.00433.x

18. Fernando Arbues, Inmaculada Villanúa, Ramon Barberan. Household size and residential water demand: an empirical approach // Australian Journal of Agricultural and Resource Economics. 2010. Vol. 54. № 1. P. 61-80. doi: 10.1111/j.1467-8489.2009.00479.x

19. Гиндин М.Б. Анализ факторов эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством территории // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 184-187.

20. Збрицкий А.А., ЧернышовЛ.Н., Шрейбер А.К. Концептуальные подходы к формированию отраслевой системы квалификаций в строительстве и ЖКХ // Экономика строительства. 2013. № 5. С. 3-15.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Sustainable Development of Regions

PATTERNS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL COMPLEX OF RUSSIA: A VECTOR OF REFORMS

Nikolai N. MINAEV% Nikolai R. SHADEIKOb*, Aleksei A. SELIVERSTOVc, Yuliya A. KOLYKHAEVAd, Ol'ga I. DOBRYNINAe

a Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation nnminaev@mail.ru

b Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation shnr@inbox.ru

c Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation seliverstov@live.ru

d Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation kolyhaeva@sibmail.com

e Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation dobrynina_oly@mail.ru

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 22 May 2015 Importance The article deals with the problems of reforming the municipal complex of the

Accepted 26 May 2015 Russian Federation.

Objectives The paper aims to identify and systematize the regularities of the development of problem situations that occur in the municipal complex at the present stage of its reform. Methods For the study, we used the basic principles and methods of structural-functional, object-logical and statistical analyses of information.

Results We have determined the main tasks of the municipal complex management. Conclusions We conclude that to overcome the negative development of the communal complex of Russia, it is required to introduce energy efficiency processes. We recommend modeling the processes of energy conservation and efficiency in the modern municipal infrastructure of the Keywords: housing and utilities, country energy efficiency, development,

tariff policy, program © Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

JEL classification: L94, L95, L97 R19

References

1. Andrianov V.V., Anan'kina E.A., Khomchenko D.Yu., Shchegolev A.V. Printsipy effektivnogo tarifnogo regulirovaniya kommunal 'nykh predpriyatii [Principles of effective tariff regulation of the municipal enterprises]. Moscow, Fond Institut ekonomiki goroda Publ., 2000, 56 p.

2. Korobko V.I., Bychkova V.A. Tverdye bytovye otkhody. Ekonomika. Ekologiya. Predprinimatel'stvo: monografiya [Municipal solid waste. Economy. Ecology. Business: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 131 p.

3. Makarenya T.A., Kazanskaya A.Yu., Sharonina L.V. Informatsionnoe obespechenie protsessov regulirovaniya i administrirovaniya uslug ZhKKh [Informational support of housing and communal services regulation and administration processes]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki = Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, 2013, no. 6, pp. 60-64.

4. Kazanskaya A.Yu., Kobets E.A., Kotenko Yu.S., Makarenya T.A., Nalesnaya Ya.A., Sinel'nikov T.T., Stash S.V. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm modernizatsii funktsionirovaniyapredpriyatii sfery ZhKKh na munitsipal 'nom urovne: monografiya [Organizational-economic mechanism of functioning of enterprises in the modernization of housing and communal services at the municipal level: a monograph]. Taganrog, Southern Federal University Publ., 2013, 210 p.

5. Luk'yanets A.A., Rotar' V.G., Shumskii A.A. Analiz faktorov riska pri razrabotke programm razvitiya kommunal'noi infrastruktury munitsipal'nykh obrazovanii [Analysis of risk factors in elaboration of development programs for municipal formations' communal infrastructure]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2008, no. 2, pp. 134-138.

6. Ryakhovskaya A.N., Tagi-Zade F.G. Kommunal'naya deyatel'nost' kak sfera obshchestvennykh blag i estestvennoi monopolii: monografiya [Municipal activity as a sphere of public benefits and natural monopoly: a monograph]. Moscow, Magistr Publ., 2015, 96 p.

7. Chernyshov L.N., Kindas I.N. Avtomatizatsiya ucheta i regulirovanie potrebleniya kommunal'nykh resursov [Automation of accounting and the regulation of consumption of municipal resources]. Mekhanizatsiya stroitel'stva = Mechanization of Construction, 2010, no. 10, pp. 5-9.

8. Mokronosov A.G., Rutkauskas T.K., Gindin M.B., Rutkauskas K.V. Problemy kadrovogo obespecheniya sfery zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva [Staffing in the sphere of housing and communal services].

Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2006, no. 4, pp. 67-76.

9. Ruys P.H.M., Bruil J., Dix H. Modes of governance in the Dutch social housing sector. Annals of Public and Cooperative Economics, 2007, vol. 78, no. 3, pp. 381-413. doi:10.1111/j.1467-8292.2007.00339.x

10. Bognetti G., Obermann G. Liberalization and privatization of public utilities: origins of the debate, current issues and challenges for the future. Annals of Public and Cooperative Economics, 2008, vol. 79, no. 3-4, pp. 461-485. doi:10.1111/j.1467-8292.2008.00367.x

11. Antonioli B., Massarutto A. The municipal waste management sector in Europe : shifting boundaries between public service and the market. Annals of Public and Cooperative Economics, 2012, vol. 83, no. 4, pp. 505-532. doi:10.1111/j.1467-8292.2012.00475.x

12. Dubois U., Saplacan R. Public service perspectives on reforms of electricity distribution and supply: a modular analysis. Annals ofPublic and Cooperative Economics, 2010, vol. 81, no. 2, pp. 313-356. doi: 10.1111/j. 1467-8292.2010.00413.x

13. Davis J. Private-sector participation in the water and sanitation sector. Annual Review of Environment and Resources, 2005, vol. 30, pp. 145-183. doi:10.1146/annurev.energy.30.050504.144635

14. McMahon J.E., Price S.K. Water and Energy Interactions. Annual Review of Environment and Resources, 2011, vol. 36, pp. 163-191. doi:10.1146/annurev-environ-061110-103827

15. Picazo-Tadeo A.J., Sáez-Fernández F.J., González-Gymez F. The role of environmental factors in water utilities' technical efficiency. Empirical evidence from Spanish companies. Applied Economics, 2009, vol. 41, no. 5, pp. 615-628. doi:10.1080/00036840601007310

16. Le Lannier A., Porcher S. Efficiency in the public and private French water utilities: prospects for benchmarking. Applied Economics, 2014, vol. 46, no. 5, pp. 556-572.

17. Sibly H., Tooth R. Bringing competition to urban water supply. Australian Journal of Agricultural and Resource Economics, 2008, vol. 52, no. 3, pp. 217-233. doi:10.1111/j.1467-8489.2007.00433.x

18. Arbues F., Villanúa I., Barberan R. Household size and residential water demand: an empirical approach.

Australian Journal of Agricultural and Resource Economics, 2010, vol. 54, no. 1, pp. 61-80. doi:10.1111/ j.1467-8489.2009.00479.x

19. Gindin M.B. Analiz faktorov effektivnogo upravleniya zhilishchno-kommunal'nym khozyaistvom territorii [Analysis of factors of effective management of a territory's housing and communal services]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2008, no. 6, pp. 184-187.

20. Zbritskii A.A., Chernyshov L.N., Shreiber A.K. Kontseptual'nye podkhody k formirovaniyu otraslevoi sistemy kvalifikatsii v stroitel'stve i ZhKKh [Conceptual approaches to the formation of a branch system of qualifications in construction and housing and communal services]. Ekonomika stroitel 'stva = Construction Economy, 2013, no. 5, pp. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.