зей, с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду Основными компонентами социализации являются конкретные, но различные по направленности, характеру и содержанию структурные элементы: социальный опыт (знания, умения, навыки), опыт общения, социальные установки, система норм (правил поведения) и ценностей, совокупность идеалов, социально-психологические механизмы адаптации к социальной среде. Они обеспечивают осуществление процесса социализации на уровне общества и субъектов. В выделенных компонентах доминирует социальное начало, не отменяющее их индивидуальную интерпретацию и личностную реализацию в индивидуальных актах деятельности и поведения (4, с. 33-34).
Индивидуализация - другая сторона целостного процесса формирования личности. Её структура включает следующие основные компоненты: объективирующие феномены (самосознание, механизмы самопознания, потребности, ориентации, цели, самооценка и т.д.) и субъективирующие феномены личности (направленность, активность, ответственность и устойчивость), которые обеспечивают актуализацию процесса индивидуализации на уровне личности. Если социализация направляет субъек-тивацию личности и обусловливает её содержание собственной структурой, то индивидуализация выступает как процесс внутренней переработки и усвоения компонентов социализации и превращения их во внутренние (объективирующие) феномены, которые актуализируются в деятельностноповеденческих выборах. Проявляясь на уровне общественных отношений, они становятся социально одобряемыми или порицаемыми. Индивидуализация определяет объективацию личности, придаёт ей неповторимость. В то же время, объективируясь, личность становится органической частью социума, обогащая его собственной уникальностью и своеобразием индивидуальных проявлений. Индивидуальные качества личности, проявляясь в структуре объективации, обогащают содержание социализации и придают ей личностный смысл (там же с. 71).
Исходя из вышеизложенного, социальнопедагогический механизм становления личности студента отражает процесс неразрывного взаимодействия профессионализации, социализации и индивидуализации. Функционирование механизма обеспечивается многосторонними зависимостями, которые обусловливают целостность воспитательных воздействий на его личность, т.е. придают целостный характер всему процессу профессио-
нального воспитания студента - будущего специалиста.
В процессе нашего исследования было установлено, что одной из закономерностей выступает социально-профессиональная обусловленность воспитательного процесса в вузе.
Цель, задачи, содержание профессионального воспитания нельзя раскрыть полно, если не принимать во внимание общественные потребности и социальные условия, поскольку человек находится в постоянном взаимодействии с социальной и природной средой. Кроме того, известно, что развитие личности происходит благодаря «накоплению» социального опыта, и включения её в соответствующие виды деятельности, Воспитание студентов - сложный социальнопедагогический процесс. Оно включает в себя несколько направлений.
Во-первых, гражданское воспитание (формирование ценностей данного общества, чувства патриотизма, гражданского долга и т.д.).
Во-вторых, в условиях усиливающейся криминализации общества чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Кон-венциально-нормативное воспитание подразумевает принятие норм и правил, традиций, положений устава конкретного профессионального учебного заведения,
И, наконец, ведущим разделом всей воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является собственно профессиональное воспитание, которое должно обеспечить профессиональное становление личности, её социальное становление, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека - гражданина своей страны (Э.Ф. Зеер, 5).
Литература
1. Климов Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности.- М.: . Высшая школа, 1984.
2. Романов И.В., Хван А.А. Семантическое поле понятия «профессия». Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. /Ответ, ред. Е.В. Ткаченко -Екатеринбург, 1996/ Вы п.2 - 340с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Знание,1984.-с.б9-90, с.33-34, с.71.
5. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования. Учебное пособие. Москва-Воронеж, 2003, с. 478.
Шагеева Ольга Анатольевна,
заместитель директора Северьянова Лариса Александровна,
преподаватель информатики ГОУСПО педагогический колледж г. Новый Уренгой
Первейшее значение в обеспечении качества образования, в целом, и, в частности, повышения качества подготовки специалиста, безусловно, принадлежит педагогическому персоналу Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Изменение роли преподавателя в учебном процессе предполагает наличие профессиональной компетентности, интеллигентности, творческих способностей и духовности.
Необходимость непрерывного повышения компетентности преподавателей, создание условий овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями обусловлена факторами новых экономических условий:
^ стремительным обновлением знаний, умений, навыков, приобретаемых в соответствии с потребностями рынка труда;
^ введением новых специальностей и специализаций;
^ обязанностью учебного заведения выпускать готового к работе, а не «молодого» специалиста;
^ возрастающей конкуренцией на рынках труда и образовательных услуг.
Для повышения компетентности преподавателей, их профессионального роста, повышения квалификации (доминантно направленной на развитие и повышение педагогической компетенции) создаются условия, системы, разрабатывается комплекс мероприятий.
Известно, что сегодня не все образовательные учреждения и не всегда имеют возможность воспользоваться услугами системы постдипломного образования, Наш педагогический колледж - не исключение «из правил», поэтому было принято решение о создании системы повышения педагогической квалификации преподавателей в колледже, цель которой - повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
Ожидаемые результаты внедрения системы повышения квалификации преподавателей в постдипломное образование:
1. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса:
•/ совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения, инновационных технологий, способствующих развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня;
^ совершенствование форм, методов контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов;
^ организация управляемой и контролируемой самостоятельной работы студентов на протяжении всех лет обучения, создание климата, благоприятного для обучения и воспитания студентов. Составляющие системы повышения квалификации подробно представлены в схеме (см. приложение №1). В данной системе намечены два пути повышения квалификации: вне образовательного учреждения и внутри колледжа. Большое внимание при разработке представленной системы было уделено второму пути повышения квалификации преподавателей - внутри колледжа. Основными задачами являются:
^ расширение и углубление обще педагогических и психологических знаний преподавателей;
^ оказание методической помощи в планировании и организации педагогической деятельности, в освоении и внедрении активных методов обучения, инновационных технологий, позволяющих добиваться прочных умений и навыков студентов, развивать ключевые компетенции будущих специалистов, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса. Практикуемые формы повышения квалификации преподавателей внутри колледжа разнообразны:
^ годичные курсы для преподавателей (семинары, открытые уроки с обсуждением (методические месячники, взаимопосещения);
^ каникулярная тематическая учеба;
V краткосрочные компьютерные курсы для учите-
лей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом:
- уровня владения компьютером обучающихся (создание разноуровневых групп);
- специфики преподаваемого предмета и создание возможностей для использования полученных на курсах данных в процессе преподавания предмета;
V краткосрочные курсы для руководителей научно-исследовательских работ студентов по основам учебно-исследовательской деятельности.
Учеба организуется администрацией колледжа, методической службой. Созданная система позволяет повышать профессионально-педагогическую компетентность, так как работа предусмотрена по трем направлениям: преподаватель-предметник, преподаватель-методист, преподаватель-воспитатель.
Работа по повышению квалификации преподавателей как предметников проходит через предметноцикловые комиссии. Их деятельность направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебной дисциплины, методики ее преподавания и расширения кругозора студентов.
Психолого-педагогические и методические семинары - одна из коллективных форм и составных стройной системы по изучению методической темы колледжа. Они носят образовательный и развивающий характер, способствуют расширению и углублению общепедагогических, психологических и методических знаний преподавателей, являются доступной формой повышения квалификации и профессионализма педагогов.
Психолого-педагогические и методические семинары разнообразны по форме проведения: теоретические, семинар-практикум, круглый стол, деловая игра, семинар-презентация и т.д. Всего в год в колледже проводится от 5 до 7 семинаров.
Постоянно действующие психолого-педагогические и методические семинары позволяют преподавателям повышать свой методический уровень, углублять и расширять общепедагогические и психологические знания, совершенствоваться в качестве преподавателя-методиста, преподавателя-воспитателя.
Авторы работы предлагают планы психолого-педа-гогических и методических семинаров, перечисленных выше.
В целях повышения эффективности предложенной системы в колледже все более широко практикуется диагностический метод, используемый для выявления информационных потребностей педагогов, уровня их профессионально-педагогической компетентности, мотивов их профессиональной творческой деятельности, что позволяет осуществлять практикоориентированное планирование в вопросе совершенствования педагогического мастерства.
На основе выявленных потребностей преподавателей в области информационной культуры было определено содержание и практическая часть компьютерных курсов, которые проводятся в колледже третий год с учетом уровня владения компьютера преподавателями.
Цель проведения курсов: овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; выработка навыков применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Проведение краткосрочных компьютерных курсов предполагает три этапа:
1. Использование текстового процессора в профессиональной деятельности педагога.
2. Применение табличного процессора в профессиональной деятельности.
3. Создание компьютерных презентаций.
После окончания курсов преподаватель должен уметь:
S создавать и сохранять дидактический материал с помощью Microsoft Word;
S обрабатывать статистические и динамические данные средствами табличного процессора;
S оформлять графически полученные числовые данные с помощью табличного процессора;
S тиражировать документы;
5 создавать простейшие компьютерные презентации.
Авторы работы предлагают варианты практических
занятий каждого этапа внутриколледжных курсов.
06 эффективности целенаправленной деятельности в рамках системы повышения квалификации преподавателей позволяют говорить следующие факты:
1) Уровень категорийности педагогических работников составляет - 88,8% (24 преподавателя из 27 имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории).По сравнению с 2005-2006 учебным годом и 2007-2008 учебным годом качественный состав повысился на 11,9%.
2) Происходят качественные изменения в образовательном процессе: содержании, учебно-воспита-тельном процессе, управлении:
S преподаватели совершенствуют содержание обучения, внедряя современные формы, методы обучения, инновационные технологии, способствующие развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня;
S совершенствуют формы, методы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов, используя текстовый контроль по темам и разделам, метод недописанного тезиса, комплексные контрольные работы, составление ответа по теме с применением опорных слов и понятий и др.;
S организуют управляемую и контролируемую самостоятельную работу студентов на всех этапах занятий, предлагая разнообразные виды заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Из приведенных выше результатов деятельности педагогического коллектива видно, что повышение уровня квалификации преподавателей способствует совершенствованию образовательного процесса, повышению его эффективности в подготовке будущих педагогов.
О влиянии уровня квалификации преподавателей на качество подготовки говорят и результаты педагогических практик, Государственной итоговой аттестации: средний балл по педагогической практике за последние 2 года составляет стабильно 4,5 балла; качество Государственной итоговой аттестации на выпускных курсах - от 56% до 83% (по разным дисциплинам).
Сегодня можно сказать, что в колледже сложилась определенная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение педагогической квалификации и профессионального роста каждого преподавателя, что позволяет достигать положительных результатов в подготовке специалистов, способных осуществлять педагогическую деятельность после окончания колледжа на должном уровне.
Черноштан Елена Владимировна,
к.п.н., преподаватель педагогических дисциплин Новоуренгойский педагогический колледж
1. Состояние сформированное™ основ педагогического мастерства, как свидетельствует массовый опыт подготовки учителя, далеко не соответствует современным требованиям к педагогическому образованию. Прежде всего, будущим педагогом недостаточно освоены элементы педагогической техники, содержание и технологии целостной личностно-развивающей педагогической деятельности, востребующей его как субъекта, с его личностным и профессиональным опытом. У значительной части учителей не сформированы смысловые ориентиры профессиональной деятельности, диалогичность, являющиеся предпосылкой педагогического мастерства. Следует признать также факт, что пока учителя в основном готовят к предметной деятельности. Причины недостаточной сформированности основ педагогического мастерства кроются как в социальной ситуации, так и в недостатках практики подготовки студентов. Анализ результатов ежегодного опроса первокурсников средних специальных педагогических учебных заведений свидетельствует о том, что менее трети из них при выборе учебного заведения ориентированы именно на педагогическую деятельность, причем ситуация из года в год только усугубляется. Все это ведет к отсутствию мотивации обучающегося в приобретении научно-педагогического знания. Образовательный процесс в колледже нерационален: преобладает словесная форма обучения (часто -словесно-назидательная), декларативная, что не ведет к включению обучающегося в процесс поиска смысла педагогической деятельности, кроме того, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение процесса преподавания курса педагогики в колледже. Бессистемно используются игровые методики, несмотря на то, что обучение мастерству предполагает «поисковопорождающие способы взаимодействия педагога и его последователей» (И.А. Колесникова).
2. Под основами педагогического мастерства понимается система качеств, способностей, знаний, отношений, опыта личности, которая служит предпосылкой для эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие личности. Педагогическое мастерство при этом есть профессионализм на высшем уровне проявления педагогической культуры в решении профессионально-педагогических проблем. При этом различные уровни проявления профессионализма есть варианты выражения педагогом своей индивидуальности в профессии: от ремесленника, повторяющего заимствованный опыт, технологии, до мастера, создающего авторскую педагогическую систему. В процессе обучения в педагогическом колледже возможно формирование лишь
основ педагогического мастерства, которые, в отличие от педагогического мастерства в целом, не предполагают сформированности в полной мере самостоятельного опыта педагогической деятельности, но выступают в качестве ценностно-целевого ядра будущей профессиональной системы. При этом концептуальность как интегративное качество учителя, состоящая в раскрытии уникальности в решении профессионально-педагогических проблем, при эффективной организации образовательного процесса закладывается уже на этапе среднего специального профессионального образования.
3. Компонентами основ педагогического мастерства учащихся педагогического колледжа являются такие, как ориентировочно-гностический, деятельностнопрактический, личностно-смысловой.
Ориентировочно-гностический компонент включает в себя представление студента о содержании педагогического мастерства, знание основных понятий и категорий педагогики, знание о себе как субъекте педагогической деятельности. Феномен педагогического мастерства и степень его сформированности в педагогической реальности выражаются и могут быть наблюдаемы по проявлениям деятельностно-практического компонента, содержащего в себя умения проектировать образовательный процесс, включать обучающихся в деятельность по освоению культурного опыта, формировать позитивное отношение и интерес к совместной деятельности, а также предрасположенность к преобразованию собственного личностного опыта в профессиональнопедагогический. Личностно-смысловой компонент, выражающийся в профессиональной позиции будущего учителя, характеризуется наличием следующего опыта проявления личностных свойств и гуманитарной культуры: диалогичности, способности к деятельности в сфере «человек - человек», потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, опыте ответственности, творчества, рефлексии, переживания личностных коллизий, «смыслопоиска» как проявления готовности работать с нравственно-смысловой сферой личности воспитанника. Личностно-смысловой компонент значим потому, что качественная педагогическая деятельность имеет место лишь в случае «благополучного» взаимодействия личностной сферы учителя с педагогическими технологиями и методиками.
4. Модель процесса формирования основ педагогического мастерства студентов колледжа включает в себя описание следующих условий его успешности:
• наличие у педагога потребности и опыта формулирования задач по развитию основ педагогического