УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.53
Шумилова Елена Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Shumilova Elena Arkadievna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Chelyabinsk
Закономерности и принципы концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Laws and Principles of the Future Professional Training Teachers’ Social-and-Communicative Competence Forming В статье раскрыта совокупность закономерностей и вытекающих из них общих и специфических принципов формирования социальнокоммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, что позволяет объяснить сущность формирования социальнокоммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза.
The article describes a set of patterns and deriving from these patterns general and specific principles that form the core of the concept of stimulating the formation of social and communicative competence of future professional training teachers, which explains the essence of the social and communicative competence formation at a higher pedagogical institution.
Ключевые слова: закономерности, общие принципы, специфические принципы, концепция, формирование социально-коммуникативной компетентности (СКК) будущих педагогов профессионального обучения.
Key words: laws, general principles, specific principles, concept, socio-communicative competence of future professional training teachers.
Содержание любой научной теории определяется ее ключевыми положениями (фундаментальными законами, допущениями, аксиомами, постулатами и т. д.), составляющими исходный теоретический базис. Изменения, касающиеся теории, в значительной степени трансформируют всю структуру концепции и общую информационную картину. Соответственно, раскрывая содержание педагогической концепции, особое внимание уделяется обоснованию ее фактического наполнения. Для объяснения сущности формирования СКК будущих педагогов ПО в условиях педагогического вуза и обеспечения возможности теоретикологического вывода всех положений нашей педагогической концепции, мы считаем необходимым рассмотреть совокупность закономерностей и соответст-
вующих им принципов, которая решает целый ряд методологических задач, а именно: а) позволяет отразить важнейшие внутренние свойства социальнокоммуникативной компетентности; б) дает возможность установить взаимообу-словливающие факторы, влияющие на формирование СКК и ее развитие; в) устанавливает связь теории с практикой профессиональной подготовки педагогов ПО.
Традиционно понимая закономерность как «объективно существующую, повторяющуюся, существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития» [6, с. 447], мы полагаем, что для отражения объективной педагогической реальности наиболее целесообразно выделение именно закономерностей, а не законов, поскольку закономерность, являясь результатом совокупного действия множества законов, отражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь, отношение.
Методологическое значение закономерности состоит в том, что она репрезентирует научное знание в предельно концентрированном виде. Входя в состав концепции и сохраняя ее теоретический контекст, закономерность формулируется в соответствии с принятой терминологией, опирается на базисные теоретические положения, требует в ходе практического применения использования всех научных знаний об изучаемом феномене, полученных в процессе работы над педагогической концепцией.
Проведенный нами анализ научных исследований [2; 3 др.] показал, что учеными предлагаются самые разнообразные механизмы фиксации закономерных связей: исходя из теоретико-методологических оснований концепции, с учетом движущих сил исследуемого процесса, детерминирующих его факторов, атрибутивных характеристик, возможностей повышения эффективности функционирования рассматриваемого явления и др. На наш взгляд, можно выделить комплекс закономерностей и разделить их на группы: закономерности обусловленности, атрибутивные закономерности, закономерности эффективности и т. д.
Рассмотрим перечисленные группы закономерностей. Атрибутивные закономерности позволяют выявить качества объекта и тем самым установить отно-
шения с родовым понятием через систему признаков. Закономерности обусловленности вскрывают своего рода причинно-следственные связи педагогического процесса с факторами, оказывающими на него непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми. Эти факторы определяют саму возможность реализации педагогического процесса, а также ее содержание и результат. Закономерности эффективности связаны с совершенствованием педагогического процесса - получением максимально возможного результата при снижении затрат, т. е. определением тех факторов, которые влияют на его эффективность.
Мы полагаем, что при рассмотрении процесса формирования СКК будущих педагогов ПО, его закономерности должны быть выявлены исходя из ключевых аспектов данного процесса: организационного, педагогического и профессионально обусловленного. Это позволит: во-первых, обеспечить единообразие и преемственность в исследовании данной компетентности, позволит установить связь с ранее полученными данными о ее сущностных характеристиках, т.е. рассмотреть ее в заявленном ракурсе; во-вторых, раскрыть данное явление в отношении его внутреннего строения, в-третьих, сохранить баланс между многообразием проявлений, особенностей содержания рассматриваемой компетентности и фиксацией достаточного количества обобщенных связей, которые в полной мере характеризуют ее специфику, позволяющую грамотно и адекватно реализовывать формирование СКК будущих педагогов ПО в условиях педагогического вуза.
Исходя из выделенных закономерностей, выявляются педагогические принципы, которые призваны выполнять регулятивную функцию педагогической деятельности. «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях
повышения ее эффективности» [1, с. 176]. Отбор и систематизация педагогических принципов осуществляется с учетом требований объективности, системности, дополнительности, ориентированности, аспектности, теоретической и практической значимости.
Таблица 1
Значение закономерностей концепции формирования СКК
будущих педагогов ПО в условиях педагогического вуза
Вид законо- мер- ности Организационные закономерности Закономерности педагогического взаимодействия Профессионально обусловленные закономерности
і £ £ £ § 5 ^ Р ^ ^ Й *! 6 § < Раскрывает основное существенное свойство исследуемой компетентности как организованной совокупности определенных компетенций Представляет сущность рассматриваемой компетентности с точки зрения взаимодействия субъектов в условиях педагогического процесса Отражает сущность профессионализма педагога как целевого ориентира при формировании рассматриваемой компетентности
Закономерность обусловленности Отражает обстоятельства, непосредственно влияющие на структуру СКК, т.е. выделение в ней необходимых компетенций Выявляет факторы, определяющие содержание педагогического взаимодействия (т.е. выполняемых процедур) при формировании СКК Вскрывает обстоятельства, влияющие на определение содержания профессиональной компетентности, т.е. составляющих ее характеристик, которые должны быть сформированы в процессе подготовки будущих педагогов ПО в вузе
Закономер- ность эффективности Характеризует условия, при которых формирование СКК является наиболее эффективным Определяет обстоятельства, влияющие на эффективность педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса Представляет условия наиболее адекватного и полного формирования СКК будущих педагогов ПО
Современные ученые (А.М. Новиков, Д.А. Новиков. И.Г. Фомичева и др.) по-разному классифицируют принципы исследуемых процессов. Теоретикометодологическая связь закономерностей и принципов логично, на наш взгляд, раскрыта Ф.Ш. Терегуловым, который считает, что «закономерность - это сущее, а принцип - логическая экспликация должного, желаемого и сущего, определенный механизм достижения должного [5, с. 65]. Эти категории проявля-
ются в разное время: закономерности вскрываются на этапе отражения педагогической действительности, при движении мысли от практики к науке, а логически выделенные из них принципы реализуются на этапе конструирования образовательного процесса, при движении мысли от науки к обновленной практике». Каждой закономерности должен соответствовать комплекс принципов, раскрывающих общие требования и правила ее учета в условиях реального образовательного процесса. В то же время, сложность и многоаспектность процесса формирования СКК будущих педагогов ПО потребовали от нас выделения не только специфических для каждой закономерности принципов, но и общих принципов, соблюдение которых обязательно в условиях подготовки педагогов профессионального обучения в вузе. Выделение общих принципов обосновано тем, что все закономерности имеют общее методологическое основание, обеспечивают целостность любой теории и определяют правила осуществления практической деятельности, обеспечивая полноту системы закономерностей. Специфические же принципы определяются выявленными закономерностями исследуемого педагогического феномена.
Общие принципы формирования СКК будущих педагогов ПО: а) определяют целостность концепции, так как связывают выделенные закономерности; б) связывают педагогическую концепцию формирования СКК будущих педагогов ПО с объектами другого уровня, в данном случае - с профессиональной компетентностью и с системой высшего профессионально-педагогического образования.
Воспользовавшись общепедагогическими принципами, мы выделили общие принципы формирования СКК будущих педагогов ПО: научности, гуманизма, целенаправленности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, сотрудничества. Кратко охарактеризуем каждый из них.
Так, принцип научности состоит в построении процесса формирования СКК на основе современных научных данных; принцип гуманизма определяет способ взаимодействия между субъектами образовательного процесса на основе человеколюбия, доверия и уважения; принцип целенаправленности заключается в ори-
ентации всех компонентов образовательного процесса на достижение общего результата; принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение логических связей в процессе формирования СКК; принцип сознательности и активности оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность формирования социально-коммуникативных знаний, умений и навыков; принцип сотрудничества определяет способ организации совместной деятельности на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия и преобладания эмпатии в межличностных отношениях и др. Данный набор не является исчерпывающим и, безусловно, может быть дополнен принципами, отражающими требования к процессу профессиональной подготовки в современном вузе.
Закономерности и специфические принципы концепции формирования СКК будущих педагогов ПО приведены нами в табл. 2.
Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что выявленным закономерностям соответствует система принципов формирования СКК будущих педагогов ПО. При этом в основу классификации принципов разработанной нами концепции положено их общепринятое деление на общие и специфические. Общие принципы выявлены на основе общепедагогических принципов и конкретизированы нами с учетом предмета исследования. Специфические принципы разработаны нами в рамках данного исследования, каждый частный принцип вытекает из какой-либо закономерности.
Таблица 2
Закономерности и специфические принципы концепции формирования СКК будущих педагогов ПО
Закономерность Специфические принципы
Организационный аспект
Атрибутивная закономерность СКК как организованная совокупность определенных компетенций согласуется со строением профессиональной компетентности и оказывает на нее прямое диверсификационное влияние □ принцип диверсификации □ принцип непрерывного совершенствования □ принцип структурной полноты
Закономерность обусловленности Специфичность контингента учащихся системы УН-ПО - СПО оказывает непосредственное влияние на структурное содержание СКК будущих педагогов ПО □ принцип актуальности □ принцип применимости □ принцип функциональности
Закономерность эффективности Результативность формирования СКК будущих педагогов ПО зависит от внедрения в образовательный процесс вуза технологии формирования СКК, обеспечивающей дифференцированное формирование каждой вспомогательной компетентности СКК: учебной, профессиональной и мировоззреческой □ систематичности и последовательности □ принцип направленности обучения на решение задач профессиональной сферы □ принцип дифференциации
Педагогический аспект
Атрибутивная закономерность Формирование СКК будущих педагогов ПО осуществляется только в процессе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса в вузе □ принцип деятельности □ принцип соционормативной культуры общения □ принцип субъектности
Закономерность обусловленности Формирование СКК будущих педагогов ПО обусловлено необходимостью включения студентов педагогического вуза в социально-коммуникативную деятельность как в рамках образовательного процесса, так и во внеучебной деятельности □ принцип единства теории и практики □ принцип ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста
Закономерность эффективности Эффективность формирования СКК будущих педагогов ПО определяется адекватностью отражения проблемы формирования СКК в целях, содержании, методах и организационных формах профессиональной подготовки в вузе □ принцип оптимального сочетания индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса в вузе □ принцип целевой обусловленности
Профессионально обусловленный аспект
Атрибутивная закономерность СКК будущего педагога ПО, являясь значимым показателем его профессиональной компетентности, обладает потенциалом для развития □ принцип непротиворечивости □ принцип развития □ принцип динамичности
Закономерность обусловленности Требования к содержанию СКК педагогов ПО имеют исторический характер, определяются приоритетными направлениями государственной политики в области образования и спецификой профессиональной деятельности □ принцип соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам □ принцип историзма
Закономерность эффективности Сформированность компонентов СКК будущих педагогов ПО обеспечивается систематическими мероприятиями по изучению условий трудовой деятельности педагогов ПО, ресурсным обеспечением процесса подготовки в вузе и СКК преподавательского состава вуза □ принцип целостности и упорядоченности □ принцип систематичности и последовательности
Библиографический список
1. Аксенова, Л.Н. Теоретические основы модернизации профессионального образования в вузе в целях развития компетенции профессионального общения [Текст] /Л.Н. Аксенова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвуз. сб. науч. тр. / Вып. 5. / Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2004. - С. 141-151.
2. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов пед-колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.И. Барахович. - Красноярск, 2000. -174 с.
3. Евдокимов, В.В. Профессионально-педагогическая компетентность будущего мастера профессионального обучения [Текст] / В.В. Евдокимов, Т.В. Исполатова и др. - М.: изд-во Моск. гос. индустр. ин-та, 2005. - 182 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании [Текст]: авторская версия /
И. А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. [Текст] / под ред. С.Я. Батышева. - М.: Изд-во АПО, 1999. - Т. 3: Р-Я.
Bibliography
1. Aksenova, L.N. Theoretical Bases of Professional Education Modernization at a Higher School for Professional Competence Development [Text] / L.N. Aksenova // Scientific Support System of Personnel’s Advanced Training / Vol. 5. / Chelyabinsk: IUMTS «Education», 2004. - P. 141-151.
2. Barakhovich, I.I. Forming the Communicative Competence of Pedagogical College Students [Text]: Thesis, Candidate of Pedagogics / I.I. Barakhovich. - Krasnoyarsk, 2000. -174 p.
3. Encyclopaedia of Professional Education: V. 3 [text] / Ed. S.Ya. Batysheva. - Moscow: APO Publishing House, 1999. - V. 3: P-YA.
4. Evdokimov, V.V. Professional and Pedagogical Competence of Future Master of Professional Teaching [Text] / V.V. Evdokimov, T.V. Ispolatova, etc. - M.: Publishing House of Moscow State Industrial University, 2005. - 182 p.
5. Zimnyaya, I.A. Core Competencies as a Result-Target Basis for Competence Approach in Education [text]: the Author's Version / I.A. Zimnyaya. - M.: Study. Center of Quality Problems of Training, 2004. - P. 40.