Научная статья на тему 'Закономерности и этапы развития корпоративных отношений в российской экономике'

Закономерности и этапы развития корпоративных отношений в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2025
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖК / CORPORATIVE RELATIONS / CORPORATION / FORMS OF CORPORATE RELATIONS / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопова Ольга Валерьевна

В статье исследуется эволюция корпоративных отношений в современной экономике. Выделяются основные этапы их развития, характеризуется диалектика взаимодействия их основных форм. Особое внимание уделено выявлению влияния корпоративных отношений на эффективность общественного производства и роли государства в формировании и поддержке крупных корпоративных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents directions and stages of corporate relations evolution in market economy, their influence on the efficiency of public production. The author distinguishes some stages of corporate relations formation in Russian economy, and develops an up-to-date classification of Russian corporations.

Текст научной работы на тему «Закономерности и этапы развития корпоративных отношений в российской экономике»

© О.В. Прокопова, 2009

УДК 339.923 ББК 65.292.34

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

О.В. Прокопова

В статье исследуется эволюция корпоративных отношений в современной экономике. Выделяются основные этапы их развития, характеризуется диалектика взаимодействия их основных форм. Особое внимание уделено выявлению влияния корпоративных отношений на эффективность общественного производства и роли государства в формировании и поддержке крупных корпоративных структур.

Ключевые слова: корпорация, корпоративные отношения, эффективность общественного производства, государственная поддержка и регулирование, трансакционные и трансформационные издержки.

Развитие корпоративных отношений является характерной тенденцией для большинства развитых стран как в начале XX в., так и в настоящее время. Формирование крупных корпоративных структур обусловлено такими факторами, как рост совокупного спроса на товары первой необходимости, ускорение НТП, возрастающая сложность и наукоемкость продукции. Преимущества крупных корпоративных структур стали основой их массового развития. Корпоративные механизмы слияния капитала позволили создать глубоко интегрированные производственные структуры, ориентированные на выпуск высокотехнологичной конечной продукции и способствующие значительному снижению трансакционных издержек. В связи с этим формирование корпоративных отношений актуально для современной России, поскольку крупные корпорации являются основой конкурентоспособности национальной экономики. Корпоративные механизмы позволят мобилизовать инвестиционные ресурсы для развития высокотехнологичных отраслей.

Современное понятие корпорации и корпоративных отношений во многом обусловле-

но особенностями их эволюции. Действительно, развитие корпоративных отношений в значительной степени наблюдается с конца XIX в., когда стали формироваться первые монополистические объединения в металлургической и угольной промышленности, происходило объединение капитала с целью реализации крупномасштабных производственных задач.

Причиной централизации капитала, с одной стороны, стало стремление крупных предприятий к монополизации рынка, с другой стороны, возросшие масштабы производства в силу технических причин потребовали объединения капитала. «Другая причина возникновения крупных фабрик заключается во внедрении производственных процессов, требующих применения дорогого оборудования. Дорогостоящие машины предполагают использование крупного капитала с целью производить и в надежде продавать столько изделий, сколько позволяет полная мощность машины» [1, с. 248].

Традиционно в литературе концентрация и интеграция производства связываются с монополизацией. Однако следует отметить, что централизация капитала в значительной степени обусловлена не столько стремлением к монополии, сколько внутренними причинами технологического развития. Интеграция производства вытекает не столько из природы рынка и возможной его структурной деформации в краткосрочном или долгосрочном периоде (монополия, олигополия), сколько из

природы формирования отраслей, определяемой тем или иным технологическим укладом.

Процесс централизации капитала и развития корпоративных образований исторически обусловлен ростом концентрации производства. Динамика ускоренного роста промышленного производства в капиталистических странах в конце XIX - начале XX в. свидетельствует об ускоренном росте концентрации производства, поскольку при увеличении темпов экономического роста такими же темпами растет производственное накопление [2, с. 122; 3, с. 12-13].

Дальнейшее накопление капитала определило эволюцию организационных форм крупного производства. Как показано на рисунке, на каждой стадии эволюции корпоративных отношений появляются новые формы корпоративных образований. Если в начале XX в. в основном наблюдались тресты, целью создания которых была монополизация рынков, то в конце XX в. большое значение стали приобретать стратегические альянсы и сетевые организации [5]. Каждая форма корпоративных образований, отражает, по сути дела, ту или иную стадию эволюции корпоративных отношений.

Вся история XX в. характеризуется ростом количества корпоративных образований, а также ростом размеров корпоративного капитала. Вместе с этим наблюдается изменение характера корпоративных отношений. Условно можно выделить три основных этапа эволюции корпоративных отношений, которые отличаются по их характеру, масштабам и формам корпоративных образований. На первом этапе в ос-

новном объединялись промышленные капиталы одной или смежных отраслей, крупные предприятия. Основными формами были картель, трест, синдикат. Характерной особенностью второго этапа стало образование межотраслевых корпораций (межотраслевой перелив капитала), в первую очередь в форме межотраслевого концерна и конгломерата. На третьем этапе, отражающем экономические процессы последних десятилетий, наблюдается: развитие корпоративных отношений не только на имущественной основе, но и на основе формирования альянсов, сетевых организаций и др.; возникновение не только крупных, но и мелких корпораций; объединение предприятий различных размеров, отраслей и сфер экономической деятельности (промышленные предприятия, финансовые и научно-исследовательские учреждения) (см. табл. 1).

Современное разнообразие корпоративных структур в своей основе имеет многовариантность комбинаций форм предпринимательства из сфер малого, среднего и крупного бизнеса. Подобная «гибридная» организация предпринимательской деятельности - отличительная черта большинства корпоративных структур. Они имеют большой запас прочности по надежности и стабильности своего бизнеса, гибко при-спосабливась к меняющейся экономической конъюнктуре. Для организации их бизнеса характерны: децентрализация всех функций управления; интеграция производственных единиц с различной степенью автономности. Достигается это различными путями, в том числе за счет реализации концепции «сетизации».

Эволюция форм корпоративных отношений Рис. Эволюция форм корпоративных отношений в капиталистической экономике

Таблица 1

Основные этапы эволюции корпоративных отношений в капиталистической экономике

1 -й этап - конец XIX -начало XX в. 2-й этап - середина XX в. (50-60-е гг.) 3-й этап - конец XX в. (80-90-е гг.)

Корпоративное объединение крупных предприятий одной отрасли посредством слияния капитала, с целью монополизации рынка и реализации крупных проектов. Преобладание горизонтальной интеграции Межотраслевой перелив капитала, межотраслевой характер корпоративных образований, объединение предприятий по технологическому принципу. Преобладание вертикальной интеграции Формирование «мягких» корпоративных структур, альянс-ных отношений, корпоративные объединения предприятия различных отраслей и сфер хозяйственной деятельности. Преобладание конгломерации

Развитие корпоративных отношений связано с ростом эффективности общественного производства, в первую очередь за счет возможности привлечения большего количества инвестиций, снижения трансакционных издержек в результате интеграции.

Положительными эффектами корпоратизации являются: экономия на масштабе, экономия на снижении трансакционных издержек, экономия на трансформационных издержках. Все они присущи современным корпорациям и соответствуют этапам развития корпоративных отношений, указанным выше. Если на первом этапе основной эффект был связан с концентрацией и достижением эффекта экономии на масштабе, то для второго этапа характерна экономия на трансакционных издержках. Именно этот период характеризуется высоким уровнем производственной интеграции. Экономия на трансформационных издержках присуща современным формам корпораций, основанных на альянсных отношениях.

В то же время появление крупных корпоративных образований всегда связано с монопольными тенденциями на рынке. Монополия, как известно, приводит к эффекту «монопольного ограничения» [4], в результате чего ресурсы в рыночной экономике распределяются неоптимально, и это, в свою очередь, снижает эффективность экономики в целом.

В российской экономике пока не наблюдается роста эффективности экономики в результате развития корпоративных отношений. Причиной этого стала приватизация, приведшая к разрушению сложившихся производственных связей [5]. В результате этого положительные эффекты от корпоратив-

ных образований были резко снижены, а отрицательные (монополизация) существенно возросли.

Действительно, процесс формирования российских корпоративных структур невозможно рассматривать в отрыве от начавшихся в начале 90-х гг. процессов приватизации и реструктуризации производственнотехнологических комплексов. Именно приватизация государственной собственности, несмотря на все ее недостатки, дала ощутимый толчок и явилась весомым побудительным мотивом взаимодействия реального и финансового секторов экономики для интеграции предприятий [6]. Однако механизм приватизации (ваучеризация) и ее масштабы привели к снижению эффективности общественного производства.

Несмотря на то что за короткий промежуток времени в период приватизации в стране было образовано большое количество корпораций и акционерных обществ, объемы производства снизились. Разрыв производственных связей в результате передела собственности, отсутствие инвестиций в производство привели к деградации многих высокотехнологических отраслей. В международном разделении труда российское промышленное производство скатилось в самый низ технологической цепочки. Это привело к потере влияния на мирохозяйственные процессы, однобокое включение России в интеграционные процессы в качестве зависимой страны со структурой экономики, все более приближающейся к колониальной. Вместе с этим отмечалась высокая степень монополизма, также ставшего следствием приватизации

Учитывая это обстоятельство, в процессе эволюции корпоративных отношений в новейшей истории России можно условно выделить два этапа, которые отличаются масштабами корпоративных преобразований, наличием доминирующих форм, отраслевой направленностью. В начале 90-х гг. XX в., как было отмечено, начались массовые процессы корпоратизации. Крупные структуры были образованы в нефтяной отрасли и части предприятий цветной металлургии. В других отраслях наблюдалась дезинтеграция, образование нескольких акционерных обществ на базе единых производственных комплексов. Многие производства испытали спад из-за разрыва связей с поставщиками. Корпоратизация на данном этапе способствовала сырьевой ориентации отечественной экономики. Основной формой корпоративных образований стали финансово-промышленные группы (ФПГ), иногда организованные по конгломе-ративному признаку с доминирующей ролью банков.

На втором этапе крупные объединения были образованы в высокотехнологических отраслях: машиностроении, приборострое-

нии, авиастроении. Стали формироваться транснациональные корпорации (ТНК). Корпоративные механизмы начали реально обеспечивать приток инвестиций в производственный сектор. Именно в этот период формируются корпорации в гражданском авиастроении и военном судостроении по принципу производственной кооперации. Еще одна характерная особенность этого этапа -формирование не только крупных, но и средних и даже мелких корпораций, не уступающих по своей эффективности крупным структурам. Корпоративные отношения стали глубже проникать в сферу малого бизнеса. Действительно, как показано в таблице 2, высокая активность интеграционных сделок наблюдается в сфере малого и среднего бизнеса. Основными формами стали ФПГ и холдинги.

Рассматриваемый этап характеризуется большим многообразием корпораций, классификация которых на основе системы признаков (включающей как традиционно рассматриваемые, так и дополнительно введенные признаки) осуществлена автором данной статьи (см. табл. 3).

Таблица 2

Стоимостная оценка процессов интеграции предприятий в России в 2007 году *

Стоимость интеграционной сделки, млн долл. Форма (размер) интеграционной сделки Количественная доля, % Стоимостная доля, %

Свыше 100 Крупная 14,7 91,0

50-100 Средняя 6,5 3,6

До 50 Малая 78,8 5,4

: Составлено авторами по: [7].

Таблица 3

Классификация корпораций в российской экономике

Классификационный признак Виды корпораций

1. Размер корпорации Малые, средние, крупные

2. Масштабы деятельности Локальные, региональные, межрегиональные, национальные, межгосударственные (транснациональные, многонациональные, международные), глобальные

3. Отраслевая принадлежность Отраслевые, межотраслевые

4. Форма производственной интеграции Г оризонтальная, вертикальная, конгломерат

5. Степень диверсификации Монопрофильные, многопрофильные

Окончание таблицы 3

Классификационный признак Виды корпораций

6. Способ создания корпорации, ее официального статуса Официальные, созданные по решению органов власти; созданные в инициативном порядке; на основе межправительственных соглашений

7. Наличие консолидирующего ядра Сырьевые группы, финансовые группы (включают в себя только банковские и кредитно-финансовые учреждения); финансовопромышленные группы (объединения банков и промышленных предприятий); торгово-финансовые группы (объединения банков и торговых компаний); финансово-медийные группы (объединения банков и компаний СМИ); промышленные группы (включают в себя исключительно промышленные компании); торговые группы (объединяют исключительно торговые компании)

8. Характер связей по капиталу «Жесткие» - по типу холдинга: классические холдинги (основаны на отношениях головного и дочерних обществ); распределенные холдинги (возглавляются сложной сетью переплетенных компаний и аффилированных лиц); перекрестные холдинги (основаны на взаимном участии в капитале). «Мягкие»: консорциум, стратегический альянс, союз

9. Устойчивость взаимосвязей Долгосрочные устойчивые взаимосвязи; краткосрочные взаимосвязи (консорциумы, объединения для предоставления синдицированных кредитов, для реализации конкретных проектов)

10. Взаимосвязь с государством Г осударственные; основанные на передаче государственной собственности вновь создающемуся юридическому лицу; основанные на передаче госсобственности уже существующему юридическому лицу; со значительным государственным участием; созданные для реализации конкретного государственного проекта; создающиеся с санкции и под гарантией государства; создающиеся с санкции, но без гарантий государства; с незначительной степенью взаимосвязи с государством

11. Тип хозяйственного взаимодействия Материальные взаимодействия; финансовые взаимодействия; информационные взаимодействия

12. Характер развития во времени Волнообразные (дискретные); стабильные

13. Количество мозговых центров 14. Способ образования Монокорпорации; бикорпорации; поликорпорации Искусственные; естественные

15. Степень организации Низко организованная; высокоорганизованная

16. Степень наблюдаемости Латентные; явные

17. Характер взаимосвязи с теневой экономикой Взаимосвязи отсутствуют; использование инструментов уклонения от налогов, фиктивных договоров и др.; криминальные

18. Ресурсное обеспечение Имеющие собственные ресурсы; финансируемые на фондовом рынке; финансируемые за счет банковских кредитов; основанные на государственной поддержке

19. Глубина отработанности принципов управления Фактически реализующие корпоративное управление; объединяющие отдельные элементы корпоративного управления (производство, сбыт, маркетинг, НИОКР и т. д.); на практике не реализующие корпоративное управление

20. Рыночное положение Монополисты; олигополисты

Большая часть корпораций в России создана по инициативе органов федеральной и региональной власти. Большое значение приобретают корпорации регионального уровня, которые составляют 40 % от общего количества корпораций. Их создание и деятельность поддерживаются местными органами исполнительной власти и рассматриваются ими как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а также как средство решения собственных экономических и социальных задач.

Функцию консолидирующего ядра в большинстве российских корпораций выполняют в 90 % случаев крупные промышленные предприятия, а также крупные банки (в 8 % случаев). В современной России практически не встречаются корпорации без ярко выраженного консолидирующего ядра, в то время как в других странах в последнее время наблюдаются сетевые корпорации и матричные группы без определяющей роли головного предприятия.

Большое значение для классификации современных корпораций имеет характер связей по капиталу Наиболее привлекательной формой интеграции является создание «мягких» ассоциативных структур, основанных на развитии внутренних договорных отношений. Такую форму можно рассматривать как самый быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности. Среди «жестких» структур в российской практике встречаются в основном холдинги.

Ориентация на ту или иную из названных форм в существенной степени зависит от избранной целевой стратегии предприятия. Как только «мягкие» способы обеспечения управляемости исчерпывают свои возможности для дальнейшего эффективного ведения бизнеса, на их место приходят более жесткие, холдинговые. Поэтому в перспективе ожидается существенный рост числа групп холдингового типа.

Важная роль в поддержке развития отечественного корпоративного сектора принадлежит государству, которое должно выступать инициатором создания корпоративных групп и быть регулятором их устойчивого роста. Корпоративные группы большинства ведущих стран мира становятся основой конкурентоспособности национальных экономик. В соответствии с этим их устойчивое развитие является одним из главных приоритетов государственной промышленной политики.

В этой связи важно установить партнерские отношения корпоративных групп с властными структурами, обеспечить условия для их деятельности со стороны министерств и ведомств, задействованных в разработке и реализации единой промышленной политики страны. Для этого в первую очередь необходимо активизировать систему государственного кредитования кризисных отраслей и функционирующих в них корпораций, а также разработку налоговых льгот для корпоративных структур (см. табл. 4).

Таблица 4

Государственная политика регулирования корпоративных отношений в России

Г осударственная политика регулирования корпоративных отношений Методы государственной политики

Общесистемная (создание общих институциональных и экономических условий) Законодательные (разработка технического и экологического законодательства): - лицензирование; - регистрация; - регламентация; - стандарты; - нормативы

Селективная (воздействие на определенные группы субъектов рынка) Экономические (прямое и косвенное влияние на экономику): - налоговая политика; - инвестиционная политика (создание благоприятного инвестиционного климата); - ценовая политика (регулирование цен в ценообразующих отраслях, в частности в ТЭК, АПК); - антимонопольная политика (пресечение недобросовестной конкуренции, контроль слияний и поглощений); - протекционистская политика (таможенно-тарифное регулирование ввоза-вывоза сырья и готовой продукции)

Государственная политика, регулирующая корпоративные отношения, должна носить комплексный характер, включать регулирование структурных преобразований, международной деятельности компаний, формирование законодательной базы и др. При ее разработке необходимо учитывать отраслевые приоритеты, уровень реализации корпоративных отношений (транснациональный, национальный или региональный), состав, структуру, форму корпоративного образования (ФПГ, холдинг, сетевая структура и др.).

Таким образом, развитие корпоративных отношений в современной России характеризуется концентрацией капитала по технологическому принципу. Такая тенденция является весьма благоприятной в условиях обострения глобальной конкуренции, способствуя росту конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Милль, Д. С. Основы политической экономии / Д. С. Милль. - М. : Прогресс, 1980. - Т. 1. -494 с.

2. Техника в ее историческом развитии. - М. : Наука, 1982. - 420 с.

3. Ленин, В. И. Империализм как высшая стадия капитализма / В. И. Ленин. - М. : Политиздат, 1988. - 125 с.

4. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм, демократия : пер. с англ. / Й. Шумпетер ; предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. - М. : Экономика, 1995.- 540 с.

5. Курченков, В. В. Крупномасштабное производство в переходной экономике России: поли-тэкономический аспект / В. В. Курченков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. - 353 с.

6. Эскиндаров, М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике / М. А. Эскиндаров. - М. : Республика, 1999.

7. ReDeal Group. Проект Mergers.Ru «Слияния и поглощения в России». - Режим доступа: http:// www.mergers.ru (дата обращения: 28.11.2007).

REGULARITIES AND STAGES OF CORPORATE RELATIONS EVOLUTION

IN RUSSIAN ECONOMY

O. V. Prokopova

The article presents directions and stages of corporate relations evolution in market economy, their influence on the efficiency of public production. The author distinguishes some stages of corporate relations formation in Russian economy, and develops an up-to-date classification of Russian corporations.

Key words: corporative relations, corporation, forms of corporate relations, evolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.