Научная статья на тему 'Закономерности гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций у детей с нарушениями зрения и слуха'

Закономерности гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций у детей с нарушениями зрения и слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ / CHILDREN''S AGE / PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS / IMPAIRED VISUAL AND AUDITORY AFFERENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорева Е. Г., Ляпкало В. И.

Рассмотрены закономерности возрастного развития здоровых детей дошкольного и младшего школьного возраста и закономерности развития психофизиологических функций у детей с нарушениями зрительной и слуховой афферентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAWS OF CHANGES SET HETEROCHRONICALLY PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH VISUAL AND HEARING IMPAIRMENT

The characteristics of the age development of healthy children of pre-school and primary school children and patterns of development of psycho-physiological functions in children with impaired visual and auditory afferent.

Текст научной работы на тему «Закономерности гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций у детей с нарушениями зрения и слуха»

УДК 612.015.3-612.018

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕТЕРОХРОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КОМПЛЕКСА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Е.Г. Кокорева, В.И. Ляпкало Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассмотрены закономерности возрастного развития здоровых детей дошкольного и младшего школьного возраста и закономерности развития психофизиологических функций у детей с нарушениями зрительной и слуховой афферентации.

Ключевые слова: психофизиологические функции, детский возраст, нарушения зрительной и слуховой афферентации.

Основной закономерностью возрастного развития является морфофункциональный гетерохро-низм, который заключается в периодическом повышении и снижении уровня функционирования отдельных систем организма [3, 9]. Для практики планирования педагогических и оздоровительнокоррекционных мероприятий у детей с сенсорными нарушениями важно понимание закономерностей этих цикличных изменений важнейших психофизиологических функций на каждом возрастном этапе.

В литературе отсутствуют работы по изучению закономерностей гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций при различных сенсорных нарушениях у детей [1, 5, 7]. Понимание этих изменений позволит объяснить адаптационно-компенсаторные механизмы нарушения сенсорных систем и разработать индивидуальные рекомендации для коррекции психофизического развития таких детей.

Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию и сохранению здоровья детей, в том числе с нарушением сенсорных систем, несомненно, актуальной является проблема изучения особенностей компенсаторных изменений психофизиологических функций на ранних этапах возрастного развития.

Целью работы является выявление закономерностей возрастного развития психофизиологических функций и возможности его коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения и слуха.

Обследовали детей 4-10 лет. Значительную часть в структуре глазной патологии у всех испытуемых занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие, амблиопия, нарушения слуха составили нейросен-сорная тугоухость III и IV степени.

Применялся следующий комплекс психофизиологических методик: кинематометрия по Н.М. Жуковскому; определение точности воспроизведения минутного интервала времени (хронометрия), теп-пинг-тест; определение уровня тревожности по

Р. Тэмлу; компьютерный анализ сердечного ритма с регистрацией электрокардиограмм во II отведении в течение 5 мин по Р.М. Баевскому; измерение артериального давления (АД) по Короткову до и после локальной работы мышц (дозированные нагрузки на кистевом динамометре по Т. В. Алферовой-Поповой. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью компьютерного пакета прикладных программ 81аЙ8-Иса 6.0 и 8Р88.

После проведенной работы мы получили следующие результаты. Так, у детей с сенсорными нарушениями выявили усиление возрастного гете-рохронизма в развитии психофизиологических функций. Это усиление является отражением напряженности адаптационных процессов у таких детей. Функциональная напряженность является той «ценой» адаптации, которую организм платит за создание оптимальных условий жизнедеятельности на разных возрастных этапах у детей с сенсорными нарушениями.

Так, анализ изменений показателей психофизиологических функций показал выраженные отклонения от усредненных векторов возрастного развития по шести показателям у здоровых мальчиков и по пяти - у девочек. У всех детей с нарушением зрения эти отклонения касались семи показателей, а при нарушениях слуха - одиннадцати у мальчиков и девяти у девочек.

Качественный анализ векторов возрастного развития функций показал, что у здоровых мальчиков эти отклонения касались показателей координации движений, жизненного индекса, силового индекса, частоты сердечных сокращений, диастолического артериального давления и вариационного размаха, у здоровых девочек - показателей чувства времени, тревожности, тактильной чувствительности, жизненной емкости легких и частоты сердечных сокращений.

У мальчиков с нарушением зрения эти отклонения касались показателей чувства времени, подвижности нервных процессов, тревожности, тактильной чувствительности, моды, амплитуды моды

Интегративная физиология

и так же как и у здоровых - диастолического артериального давления. У девочек с нарушением зрения, как и у здоровых, наибольшие отклонения наблюдались в показателях тревожности, хроно-рефлексометрии, тактильной чувствительности, а также утомляемости, двойного произведения, моды и индекса напряжения.

У мальчиков с нарушением слуха, как и у здоровых, наибольшие отклонения выявились по показателям координации движений и силового индекса, а также по показателям чувства времени, утомляемости, тревожности, индекса Кетле, систолического артериального давления, амплитуды моды. У девочек с нарушением слуха выявлены отклонения по показателям чувства времени и тревожности, как и у здоровых девочек, а также по показателям координации движений, индекса Кетле, показателей артериального давления и индекса напряжения.

Выявленные нами факты выраженных изменений гетерохронного характера развития психофизиологических функций связаны с особенностями адаптационно-компенсаторных процессов у детей с сенсорными нарушениями.

Нарушения зрения или слуха у детей ограничивают поступление информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Большое значение для состояния ребенка в это время имеет характер коррекционного воздействия. Социальная адаптация детей с нарушением слуха или зрения часто сопровождается эмоциональными и поведенческими расстройствами и социальной депривацией, возникающей из-за неадекватных условий воспитания в семье.

У детей с нарушением зрения отмечают ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов [2]. Зрительная деафферентация тормозит развитие двигательных навыков, приводит к снижению моторной активности, оптико-пространственного развития, общей медлительности, повышению утомляемости [8].

Полученные нами данные свидетельствуют о достаточных адаптационных возможностях организма детей с сенсорными нарушениями. Известно, что центральная нервная система на ранних этапах онтогенеза обладает высокими пластическими способностями, что лежит в основе компенсаторных изменений при нарушениях функций одного из анализаторов. Нами выявлены основные закономерности адаптационно-компенсаторных

реакций организма детей с сенсорными нарушениями. Естественно, что возраст, пол, особенности психофизического состояния организма во многом определяют характер этих изменений.

Так, в исследованных нами основных функциональных системах организма обнаружены выраженные различия у детей с сенсорными нарушениями и здоровых сверстников.

Например, у большинства возрастных групп

детей дошкольного возраста с нарушением слуха компенсаторные изменения в организме проявились более высокими, чем у здоровых детей, уровнями антропометрических показателей, жизненного индекса, жизненной емкости легких и силовыми показателями у девочек, начиная с 5-летнего возраста. При нарушениях зрения антропометрические показатели и жизненный индекс были выше только до 5-летнего возраста, с последующим их отставанием от уровня здоровых детей.

Судя по этим данным, в возрастном развитии детей в дошкольном возрасте большое значение имеет зрительный анализатор, через который, как известно, поступает значительный объем информации. Поэтому у детей при нарушениях зрения показатели антропометрии и физического развития зачастую были ниже не только по сравнению со здоровыми, но и по сравнению с детьми со слуховыми нарушениями.

У детей школьного возраста при нарушениях слуха выявлены выраженные разнонаправленные возрастные изменения показателей антропометрии и функционального состояния. Характерно, что значения антропометрических показателей у них в основном были ниже, чем у детей других групп. При нарушениях зрения у детей младшего школьного возраста напротив, антропометрические показатели были выше, а функциональные показатели у большинства обследуемых детей были ниже, чем в других группах.

Очевидно, что при нарушениях зрения компенсаторные изменения антропометрических показателей происходят в более старших возрастных группах, чем при нарушениях слуха.

Наши результаты совпадают с результатами исследования И.В. Батенковой [6], при котором выявлено, что большинство слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с врожденными нарушениями зрительного анализатора имели низкий и ниже среднего уровни физического здоровья, низкие показатели жизненной емкости легких и времени задержки дыхания. У девочек уровень физического здоровья был значительно ниже, чем у мальчиков, и соответствовал возрастной норме только у 6,7 %. Возможно, подобное состояние физического здоровья слабовидящих детей напрямую зависит от снижения их двигательной активности, на которую оказывает негативное влияние ограничение зрительного восприятия. В то же время уровень физического развития, характеризующий соотношение роста, веса и окружности грудной клетки, у детей с нарушением зрения соответствовал возрастной норме, а у 40 % - даже превышал ее. Вероятно, интенсивные физические упражнения, проводимые со слабовидящими детьми в ДОУ, позволили сохранить, а в некоторых случаях и улучшить уровень физического развития. Эти и наши данные свидетельствуют о высоких компенсаторных возможностях организма детей с сенсорными нарушениями.

Наши и данные остальных авторов свидетельствуют, что у здоровых детей отмечаются гетеро-хронные изменения показателей частоты сердечных сокращений. Наши результаты показали, что как у мальчиков, так и у девочек волнообразность изменений начинает прослеживаться с 6-летнего возраста в виде периодических увеличений и снижений ЧСС с возрастом.

При этом у мальчиков с нарушением зрения периоды повышения и снижения показателя ЧСС совпадают с изменениями у здоровых детей, у девочек же преобладает тенденция к снижению данного показателя в период с 4 до 10 лет.

У детей с нарушением слуха гетерохронизм возрастного изменения ЧСС выражен больше, чем у остальных групп, и несколько отличается по характеру, особенно в 5-7 лет, когда происходит заметное повышение ЧСС, особенно у мальчиков.

Показатели ЧСС у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте были выше, чем у здоровых детей, а в младшем школьном возрасте -ниже.

Показатели систолического артериального давления с возрастом у всех испытуемых увеличиваются постепенно со снижением этого показателя у детей с нарушением слуха 8-летнего возраста.

Характерно, что показатели диастолического АД у детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте были ниже, чем у испытуемых других групп, а у мальчиков школьного возраста периоды снижения и увеличения АДд были противоположны по направлению изменений со здоровыми сверстниками.

Таким образом, наиболее выраженное влияние на развитие сердца у детей в исследуемом периоде онтогенеза оказывают нарушения в системе слухового анализатора. Это проявляется в более выраженном гетерохронизме возрастных изменений и низких показателях ЧСС и АД в большинстве возрастных периодов, что, несомненно, является признаком повышенных тонических влияний вагуса [4]. Очевидно, периоды гетерохронных возрастных изменений симпатических и парасимпатических влияний необходимы для создания оптимальных условий функционирования сердца при нарушениях слуха. Гетерохронизм морфофункциональных изменений, как известно, является необходимым условием оптимальных возрастных адаптационных изменений [1, 9]. Для детей с нарушением зрения, напротив, характерны проявления симпатических влияний на сердце.

Эти положения подтверждают наши данные о характере адаптационных реакций сердца на локальную мышечную работу. Мы отметили отсутствие отмеченной раннее многими авторами у здоровых людей реакции диастолического АД на локальную нагрузку у девочек с нарушением зрения. Эти изменения, с одной стороны, свидетельствуют о замедлении возрастного развития системы кровообращения, а с другой - о напряжении адапта-

ционных процессов сердца при нарушении зрения у детей.

У детей с нарушением слуха, в отличие от детей с нарушением зрения, выявлено замедленное развитие прессорной реакции АД на нагрузку, особенно у мальчиков.

Результаты нашего исследования структуры сердечного ритма у детей также соответствуют закономерностям гетерохронного возрастного развития.

Возрастные изменения показателя индекса напряжения у всех мальчиков с сенсорными нарушениями включают заметное его повышение в 6 и 8 лет у мальчиков с нарушением слуха. У девочек с нарушением зрения это повышение отмечено в 7 лет, а при нарушениях слуха - в 8 лет.

В дошкольном возрасте ИН выше у детей с нарушением зрения, а в младшем школьном возрасте ИН выше у детей с нарушениями слуха.

Эти данные подтверждают, что у детей с нарушением зрительного анализатора функциональное напряжение сердца, сопровождающее адаптационные изменения в организме, отмечается в дошкольном, а при нарушениях слуховой сенсорной системы - в школьном периоде. Характерно, что по нашим данным критические периоды в развитии кровообращения приходились на 6-8 лет у детей с нарушением слуха, то есть в периоды выраженных антропометрических изменений. Поэтому эти периоды необходимо учитывать при назначении физической нагрузки детям с сенсорными нарушениями.

Достоверных возрастных изменений показателя вариационного размаха у испытуемых не выявлено. Более выраженные тенденции его изменения отмечаются у мальчиков с нарушением зрения. Гетерохронизм возрастных изменений амплитуды моды у детей с нарушением зрения выражен более значительно, чем у остальных испытуемых. У детей с нарушением слуха в абсолютных значениях показатель АМо был выше, чем у детей других групп.

Факты, свидетельствующие о выраженном напряжении центральной регуляции сердечного ритма, подтверждают реакции сердца на локальные статические нагрузки. Можно отметить, что гетерохронизм возрастных изменений прослеживался и в характере адаптационных реакций и активности различных звеньев центральной регуляции сердца. Анализ показателей моды подтвердил, что после локальной мышечной работы более выраженное учащение сердцебиений отмечалось у детей с нарушением слуха. Отмечена также тенденция к уменьшению показателя вариационного размаха после нагрузки, за исключением мальчиков 4 лет с нарушением слуха.

Значения показателей амплитуды моды и индекса напряжения после нагрузки у детей всех групп повышались, причем более значительно у детей школьного возраста с нарушением зрения.

Интегративная физиология

По нашим данным, возрастное развитие здоровых детей полностью подчиняется законам гете-рохронизма, которые обеспечивают создание оптимальных условий жизнедеятельности организма на каждом возрастном этапе. Гетерохронизм проявляется в опережении развития одних и отставании других функций. В нашем исследовании наиболее оптимальные условия у этих детей складываются в возрасте 7-8 лет, а наибольшее функциональное напряжение выявляется у здоровых детей 5-6 лет.

Для детей с сенсорными нарушениями также характерны гетерохронные изменения основных функций. Зачастую эти изменения выражены более значимо, чем у здоровых детей. В целом мы можем говорить, что адаптационные изменения в организме у таких детей с возрастом требуют более высокой «цены» адаптации, связанной с конкретными нарушениями восприятия у них. В основном это связано с сердечно-сосудистой и центральной нервной системами.

У детей с нарушением зрения наиболее оптимальные условия складываются в возрасте 9-10 лет, в отличие от здоровых детей. Наибольшее функциональное напряжение отмечается у детей с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет, за счет высокого функционального напряжения механизмов регуляции сердечного ритма, повышенного артериального давления, низких весо-ростовых показателей, особенно у дошкольников, низкой тактильной чувствительности кончиков пальцев, у 7-летних детей высокой утомляемости. Но у испытуемых данной возрастной группы, особенно у дошкольников, отмечаются высокие показатели точности отсчета временных промежутков и низкие показатели утомляемости и тревожности.

У детей с нарушением слуха наиболее оптимальный функциональный период, в отличие от других групп детей, выявлен в возрасте 5-6 лет. В это время наблюдаются возрастное снижение функциональной активности механизмов регуляции сердца, показателей артериального давления, низкая утомляемость, высокая тактильная чувствительность. При этом выявляются низкие показатели координации движений и высокие показатели тревожности, особенно у девочек.

Менее оптимальные функциональные условия наблюдаются у детей 7-8 лет, когда отмечаются высокое напряжение центральных механизмов регуляции сердца, высокая тревожность, низкая координация движений и точность отсчета временных промежутков, за исключением мальчиков 7 лет. При этом отмечаются высокие тактильная чувствительность и весо-ростовые показатели, за исключением девочек 7 лет, функциональные индексы.

Таким образом, можно говорить о наибольшей степени функционального напряжения у детей с нарушением слуха. Известно, что сам процесс возрастного развития представляет собой

перманентную адаптацию к изменению морфофункционального статуса организма, а сенсорные нарушения приводят к усилению напряженности адаптационных процессов. У детей с нарушением зрения это касается в большей степени нейропси-хических показателей и тактильной чувствительности, а у детей с нарушением слуха - физического развития, функций двигательного анализатора.

Для гармоничного построения коррекционного процесса необходимо учитывать возрастнополовые различия гетерохронного развития психофизиологических функций, полученных в нашем исследовании.

Коррекционные мероприятия, проведенные с учетом выявленных нами особенностей развития психофизиологических функций, показали как их эффективность, так и высокие адаптационные возможности у детей. Несомненно, что существуют различные способы коррекции адаптационнокомпенсаторных процессов, однако необходимо назначать их строго в соответствии с индивидуальными особенностями психофизиологического развития детей. Поэтому проблема адаптационнокомпенсаторных механизмов в организме детей с сенсорными нарушениями и способы их коррекции нуждаются в дальнейшем всестороннем изучении.

Литература

1. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 19SG. - 19б с.

2. Апанасенко, А. П. Оценка физического развития детей и подростков с позиции биоэнергетики / А.П. Апанасенко // Валеология. - 2GG3. -М 1. - С. 14-1S.

3. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 19S2. - 27G с.

4. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине / Р.М. Баевский // Физиология человека. - 2GG2. - Т. 2S, М 2. -С. 7G-S2.

5. Балыгина, Е.М. Развитие поля зрения с возрастом в норме и при нарушениях слуха / Е.М. Балыгина, Н.А. Красноперова // Альманах «Новые исследования».- 2GG4. - М 1-2. - С. 7G.

6. Батенкова, И. В. Состояние кардиореспи-раторной системы младших школьников, адаптированных к статически напряжениям / И.В. Батенкова, Н.П. Горбунов, Р.А. Шабунин // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. - 2GG4. - Т. 9G, М S. - С. 35G-351.

7. Безруких, М.М. Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей б-Ю лет / М.М. Безруких // Физиология человека. -199S. - М 3. - С. 34-37.

S. Леус, Э. В. Характеристика показателей вариабельности сердечного ритма у младших школьников / Э.В. Леус // XVIII съезд физиол. о-ва

им. И.П. Павлова: тез. докл. - Казань: ГЭОТАР- ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меер-

МЕД, 2001. - С. 540. сон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. -

9. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным 256 с.

Кокорева Е.Г., доктор биологических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Ляпкало В.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” _________________________________________________________2013, vol. 13, no. 3, pp. 57-61

LAWS OF CHANGES SET HETEROCHRONICALLY PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH VISUAL AND HEARING IMPAIRMENT

E.G. Kokoreva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,

V.I. Lyapkalo, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The characteristics of the age development of healthy children of pre-school and primary school children and patterns of development of psycho-physiological functions in children with impaired visual and auditory afferent.

Keywords: physiological functions, children's age, impaired visual and auditory afferent.

Поступила в редакцию 30 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.