Научная статья на тему 'Закономерности формирования внутреннего убеждения судей в российском уголовном судопроизводстве'

Закономерности формирования внутреннего убеждения судей в российском уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА ОЦЕНКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ДОКАЗЫВАНИЕ / ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / ВНУТРЕННЕЕ УБЕЖДЕНИЕ / ПРАВОСУДИЕ / FREEDOM OF THE ESTIMATION PROOF / PRINCIPLE CRIMINAL PROCEEDINGS / PROOF EVALUATION / INTERNAL BELIEF / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лавренко Анастасия Петровна

Уголовно-процессуальный закон обязывает правоприменителя оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal procedure law requires the law enforcer to evaluate the evidence on their internal belief.

Текст научной работы на тему «Закономерности формирования внутреннего убеждения судей в российском уголовном судопроизводстве»

Лавренко Анастасия Петровна

аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 89182446741)

Закономерности формирования нутреннего убеждения удей в российском уголовном судопроизводстве

Аннотация

Уголовно-процессуальный закон обязывает правоприменителя оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению.

Annotation

Criminal procedure law requires the law enforcer to evaluate the evidence on their internal belief.

Ключевые слова: свобода оценки доказательств, принцип уголовного судопроизводства, доказывание, оценка доказательств, внутреннее убеждение, правосудие.

Key words: freedom of the estimation proof, principle criminal proceedings, proof, proof evaluation, Internal belief, justice.

Уголовно-процессуальный закон обязывает правоприменителя оценивать доказательства "по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью" (ст. 17 УПК РФ).

Внутреннее убеждение уполномоченных принимать уголовно-процессуальные решения лиц формируется под влиянием множества разнообразных факторов.

Посредством сознания как формы психического отражения действительности, происходит оценка событий во внешнем мире, а также самого себя. Полученная субъектом информация воспринимается индивидуально и является не тождественной отображению, поскольку неизбежно утрачивается часть его содержания.

В психологическом аспекте внутреннее убеждение представляет собой чувство уверенности в знаниях, убежденности в правильности своих выводов.

Морально-этическая сторона внутреннего убеждения характеризует действия, поступки, совершенные в соответствии со своими убеждениями, требованиями совести и справедливости при вынесении решений. Так, Т.Н. Москалькова указывает на понимание убеждения как морального основания

принимаемого решения, что, по ее мнению, является важной нравственно-психологической гарантией его правильности и справедливости. [1].

Однако нравственность является не только субъективной категорией, но и относительным по содержанию понятием, которое зависит от культуры, традиций, религиозных убеждений, воспитания, условий жизни. И несмотря на то, что уголовный закон Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень уголовно-наказуемых деяний, и в обществе сформировались обобщенные представления о нравственности, обеспечить идентичное понимание и отношение к принятым в обществе нормам как гражданами, так и должностными лицами, нельзя. К тому же само внутреннее убеждение может сформироваться под влиянием множества факторов, обусловленных жизненным опытом субъекта. Поэтому вопрос о том, является ли внутреннее убеждение нравственной гарантией правильности принимаемого решения, является спорным.

В научной литературе справедливо отмечается, что "в судебном доказывании, как известно, всякое знание обычно выступает на первых порах как вероятное, проблематичное" [2]. Накопление доказательств продолжается до тех пор, пока вероятность не повышается до высокой степени.

По мнению В.А.Снегирёва, внутреннее

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)

238

убеждение означает способность субъектов принимать решение, не руководствуясь ничьими указаниями [3]. Данный фактор является важной гарантией обеспечения реализации принципа свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве.

Гносеологический аспект выражает соответствие (несоответствие) убеждения в чем-либо объективной действительности. В данном случае знания рассматриваются не как исходный материал, а как результат оценки, не исключающий критическое к нему отношение.

По мнению Т.К.Рябининой, гносеологические элементы в структуре внутреннего убеждения характеризуют его с точки зрения истинности или ложности результата познания. При истинности результата познания следует сделать вывод об истинности убеждения познающего субъекта, а при его ложности - о несоответствии внутреннего убеждения установленным по уголовному делу фактам. Достоверность и вероятность характеризуют степень доказанности соответствующего вывода, которая определяется совокупностью установленных в судебном заседании доказательств, достаточной для вынесения итогового решения по уголовному делу.

Логический закон исключенного третьего соблюдается, если о предмете высказаны два взаимоисключающих утверждения, одно из которых непременно истинно, другое ложно и никакого третьего утверждения по тому же поводу высказать нельзя, то есть истина либо устанавливается, либо нет [4]. Правоохранительным органам необходимо воспроизвести картину преступления, установить истинное положение вещей, познать все обстоятельства совершенного преступления.

Под процессом доказывания понимается "процесс мысли, заключающийся в обосновании истинности какого-либо положения при помощи других положений, истинность которых уже установлена (доказана)" [5].

По мнению А.А. Васяева, при нарушении данного правила возможно возникновение логических ошибок. "Ложность оснований ("основное заблуждение"), когда в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть и преднамеренной с целью запутать, ввести в заблуждение других людей, например, когда свидетели или подсудимые дают ложные показания в ходе судебного рассмотрения, происходит неправильное опознание вещей или людей, фальсификация доказательств и т.п., из

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО чего затем делаются ложные заключения. Другая ошибка - предвосхищение оснований. Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения (ссылки на слухи, предположения), якобы обосновывающие главный тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается (т. е. нуждается в собственном обосновании), но не устанавливается с несомненностью. Так, п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ не допускает в качестве доказательств "показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности"".

Внутреннее убеждение включает в себя субъективный критерий, при этом основывается на совокупности исследованных по делу обстоятельств. Синтезируя в себе субъективный и объективный компоненты, оно является рациональным критерием познания в уголовном процессе.

В процессе формирования внутреннего убеждения задействованы логика и интуиция, рациональное и чувственное мышление.

На первой стадии уголовного процесса сомнение преобладает над убеждением. Субъект познания изучает и оценивает полученную информацию. Происходит формирование познавательных проблем.

По мнению Д.П. Туленкова, "если убеждение познающего субъекта не предполагает наличие такого сомнения, происходит догматизация исходных посылок, принятие на веру утверждений той или иной стороны в процессе".

Достоверность - есть несомненная верность приводимых сведений для познающего их человека. В ходе мыслительной деятельности субъекта познания формируется убеждение в достоверности его выводов относительно исследуемых событий как в целом, так и по отдельным обстоятельствам. Сформировавшийся вывод является достоверным в том смысле, что в ходе познавательной деятельности не было выявлено фактов, которые бы заставили усомниться в точности полученных результатов. Таким образом, достоверность полученного знания становится очевидной.

Посредством рационального познания субъект доказывания воссоздает в мышлении представление об отдельном фрагменте совершенного преступления или о картине преступления в целом.

По мнению представителей теории внутреннего убеждения, процесс возникновения и

239

следовательно, недостаточно понимают механизм реализации принципа свободы оценки доказательств, что может свидетельствовать о неединообразном применении участниками уголовного процесса указанного принципа.

В то время как внутреннее убеждение логично трактовать в рассматриваемом смысловом контексте как субъективную уверенность в фактическом и процессуальном качестве оцениваемого доказательства.

1.Москалькова Т.Н. Этика уголовнопроцессуального доказывания. М., 1996. С. 91.

2. Орлов Ю.К. Заключение эксперта как источник выводного знания в судебном доказывании. М., 2007. С. 61.

3. Рябинина Т.К., Петрова О.В., Горевой Е.Д. Внутреннее убеждение в механизме доказывания по уголовному делу // Российский судья. 2003. № 5. С. 14.

4.Васяев А.А. О возможности и необходимости установления истины в ходе производства по уголовному делу. // Адвокат. 2009. № 5. Горский Д.П. Логика. М., 1963. С. 8-32.

5. Горский Д.П. Логика. М., 1963. С. 8.

6. Пилюгина Н.Н. Внутреннее убеждение при оценке доказательств // Следователь. 2004. № 12. С. 18.

_________________________________________240

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)

формирования этого убеждения происходит преимущественно стихийно и безотчётно, помимо воли человека и без всякой с его стороны проверки действия законов мышления [6].

Внутреннее убеждение представляет собой мыслительную деятельность субъекта, не связанную формальными предписаниями. Такая деятельность опирается на достаточную совокупность рассмотренных доказательств. Когда субъект познания способен сформировать категорический вывод по рассматриваемому вопросу в рамках уголовного процесса, он становится правомочным принять отвечающее нормам закона процессуальное решение.

В ходе проведенного нами экспертного опроса на предмет необходимости закрепления в УПК РФ определения понятия внутреннего убеждения были получены следующие результаты.

По результатам проведенного нами опроса на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым предусмотреть в УПК РФ определение понятия "внутреннее убеждение"?" 49% респондентов дали положительный ответ, 47% опрошенных ответили отрицательно, 3% ответили "не знаю", 1 % лиц указали иное.

Таким образом, большинство профессиональных участников уголовного процесса считают целесообразным формулирование соответствующей дефиниции для целей уголовно-процессуального закона,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.