Научная статья на тему 'Закономерности адаптационных процессов в транспортно-логистической системе'

Закономерности адаптационных процессов в транспортно-логистической системе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Тарасенко А. В.

Рассмотрены закономерности адаптационных процессов в транспортно-логистической системе. Сформулирована концепция адаптивизации для целеустремленных и гибких действий в потоковых процессах. Предложена методика адаптивизации стратегического управления объектами транспортной инфраструктуры Бердянского морского порта при наращивании переработки грузопотоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Тарасенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conformities to the law of adaptations processes are considered in the transporting-logistic system. Conception of adaptivization is formulated for the purposeful and flexible actions in streams processes. The method of adaptivization strategic management by the objects of transporting infrastructure of Berdyansk sea port is offered at the increase of processing of goods traffic.

Текст научной работы на тему «Закономерности адаптационных процессов в транспортно-логистической системе»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2006 р. Вип. № 16

ТРАНСПОРТ

УДК 656.073:004

Губенко В.К.1, Николаенко И.В.2, Тарасенко A.B.'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Рассмотрены закономерности адаптационных процессов в транспортно-логистической системе. Сформулирована концепция адаптивизации для целеустремленных и гибких действий в потоковых процессах. Предложена методика адаптивизации стратегического управления объектами транспортной инфраструктуры Бердянского морского порта при наращивании переработки грузопотоков.

Регулирование параметров материальных, информационных и финансовых потоков осуществляется за счет последовательного (вдоль потока) изменения мощности элементов логистической цепи в соответствии с изменениями спроса потребителей. Резкие колебания конъюнктуры рынка в отношении материального потока погашаются за счет использования резервов мощности элементов транспортно-логистической системы. При правильной организации взаимодействия звеньев логистической цепи, обеспечивающих движение материального потока, удается справиться с достаточно большими по величине, но краткосрочными отклонениями параметров потока.

Проблема заключается в том, что при значительных или продолжительных отклонениях параметров потоков от расчетных значений требуется проводить более глубокие преобразования в организационной структуре системы (например, изменять количество подразделений, их функции и мощность; направления материальных потоков и их содержание и т.п.).

Анализ современных научно-практических и теоретических разработок в области управления логистическими процессами показывает, что основное внимание уделяется задачам срочного и оперативного решения, основанных на прогнозировании потоковых процессов. Однако колебания параметров материальных потоков в транспортно-логистических системах по амплитуде и частоте часто выходят за границу эффективности планирования. Если колебания становятся сильнее и продолжительнее, или изменение спроса приобретает устойчивую тенденцию к увеличению, то необходимо решать задачи адаптации системы. В этих случаях принимаются стратегические решения, основанные на принципах адаптации структуры и функций объекта к изменениям среды путем преобразований во всех элементах и подсистемах транспортно-логистической системы.

Целью данной статьи является разработка теоретических положений по формированию закономерностей адаптационных процессов в транспортно-логистических системах.

Срочные и оперативные решения эффективны при колебании параметров материальных потоков в довольно узких границах, определяемых эффективностью этих решений. Если такие колебания по амплитуде и частоте выходят за границу эффективности, то необходимо принимать стратегические решения. Такой принцип управления потоками основан на использовании идеи адаптации (приспособления) структуры и функций ЛРЦ как системы управления к изменениям среды. Поэтому в дальнейшем поток управленческих решений можем называть потоком адаптационных решений, а действия по управлению мощностью элементов логистической цепи -адаптацией системы.

Концепция адаптивизации предоставляет возможность оперативного реагирования в ходе логистического процесса на возможные изменения в потоковых процессах. А ее суть заключается в изменении, как параметров, так и структуры транспортно-логистической системы на основе не

1 ГТГТУ, д-р техн. наук, профессор

2 ПГТУ, канд. техн. наук, доцент

3 ПГТУ, соискатель

только априорной, но h текущей h прогнозной информации.

Согласно концепции адаптивизации рациональной следует считать такую версию v(i) из множества V(t, г), которая обеспечивает выполнение условия

kt (v* (0, т) > кГ (v(t), т, v(0 е Vit, т)), (1)

где t - время; г - упреждение прогноза; к"4' - требуемый уровень удовлетворения потребностей.

Запись kt означает, что показатели критериев эффективности могут меняться во времени.

Таким образом, концепция адаптивизации приводит к целеустремленной и гибкой системе решений и действий.

Последовательность адаптационных решений формируется в результате применения четырех основных групп методов адаптации:

- оптимизация (параметрическая адаптация П ) - оптимизация или регулирование параметров ресурсных потоков или элементов транспортной системы. Реализация этого метода осуществляется без изменения структуры транспортной системы.

- расширение узких звеньев (структурная адаптация Ст ) - улучшение системы путем воздействия на ее звенья, препятствующие протеканию процессов с заданными значениями параметров;

- снятие (наложение) ведущего ограничения (системная адаптация С) - разработка новых принципов использования системы производится путем замены отдельных объектов системы и означает, как правило, функционально-структурное развитие;

- целеполагание (адаптация целей) - производится частичным или полным изменением существующей системы, предполагающим освоение новых рынков.

Процесс разработки и принятия адаптационных решений представляется адаптационным циклом (рис. 1).

I уровень интенсификация имеющейся перерабатывающей способности системы в изменяющихся рыночных условиях на основе оперативного управления перерабатывающей способностью на базе объектов транспортно-логистической системы

II уровень наращивание перерабатывающей способности транспортной инфраструктуры путем реконструкции, модернизации и нового строительства объектов системы

III уровень поиск и разработка новых принципов использования объектов транспортно-логистической системы; выбор рациональной структуры; оптимизация использования устройств; активизация логистических процессов и их взаимодействия; оптимизация взаимодействия подсистем и систем в целом

Рис. 1 - Уровни и циклы адаптационных процессов в транспортно-логистической системе Адаптационный цикл используется для определения места того или иного конкретного решения в общем потоке и генерации сопутствующих решений. Цепочка оптимизационных решений может

включать в себя множество конкретных решений. Однако их возможности ограничены, и при условии отсутствия более общих решений для их эффективности возникает так называемый барьер эффективности. Более общими в данном случае будут решения по расширению узких звеньев, изменению структуры системы. При преодолении очередного барьера эффективности I уровня появляется возможность реализовать решение при помощи связки решений групп «П», «Ск», «С» и преодолевается барьер эффективности оптимизационных решений.

Описанный цикл повторяется до тех пор, пока адаптационные решения не наткнутся на барьер эффективности структуры системы, то есть когда невозможно дальнейшее повышение устойчивости или эффективности функционирования предприятия только за счет оптимизационных решений и решений по изменению структуры системы. Тогда цикл адаптации целей последовательно реализуется на следующих уровнях принятия решений:

- разработка новых принципов функционирования системы;

- переход на новую систему или изменение области функционирования существующей системы.

Рассмотрим процесс адаптации на примере транспортной инфраструктуры Бердянского морского торгового порта (БМТП). Современное состояние порта таково, что наблюдается значительное снижение объемов перевалки грузов (табл.).

Таблица - Анализ работы Бердянского мо

зского торгового порта за 9 месяцев 2005 г.

Всего, тыс. т % 2004 г. Экспорт, тыс. т % 2004 г. Импорт, тыс. т % 2004 г. Транзит, тыс. т % 2004 г.

1623,1 82,2 1284,5 89,3 29,3 91,3 300,5 62,7

При этом имеется несколько инвестиционных проектов, которые планируется реализовать за счет расширения территории порта: переработка импортных и транзитных наливных грузов; строительство холодильного комплекса для хранения и дальнейшей транспортировки импортных пищевых продуктов; организация контейнерных перевозок.

При помощи адаптационного цикла определяется последовательность преодоления барьеров эффективности оптимизационных решений:

- за счет частичного изменения структуры транспортной системы БМТП;

- путем поиска новых принципов функционирования;

- реализацией решений по реорганизации системы или выбора новой области функционирования.

Параметрическая адаптация для транспортной системы морского порта заключается в оперативном управлении перерабатывающей способностью перегрузочных комплексов. Структурная адаптация выполняется путем реконструкции и нового строительства объектов транспортной инфраструктуры.

По существу решение для рассматриваемой системы сводится к тому, чтобы с наименьшим риском, осуществляя строительство новых железнодорожных путей и реконструкцию существующих автомагистралей обеспечить существенное увеличение грузопотока в морской порт.

Морской порт является открытой системой, которая активно взаимодействует с внешней окружающей средой. Исключить риск полностью невозможно. Он существует по объективным, присущим экономике категориям конфликтности и неопределенности, отсутствия полной информации, невозможности точного прогноза по целому ряду анализируемых параметров логистических объектов и процессов.

Средняя прибыль от реализации проекта определяется из соотношения

С = аСж+(\-а)Са, (2)

где Сж и Са - ожидаемая прибыль соответственно при осуществлении первого и второго проектов;

ОС - доля инвестиций на строительство железнодорожных путей и автодорог.

Пусть прогнозируемое стандартное отклонение прибыли в строительстве участка железной дороги равно &к . Принимаем, что уравнение функции полезности имеет вид параболы:

Я = а<у2К + £/ , (3)

где СГЯ = ОССТк - стандартное отклонение средневзвешенного значения прибыли;

- постоянная величина.

Параметр а определяется графическим методом. При этом принимаем условие, что прямая К(сгк) касается кривой безразличия, выражающей функцию полезности в точке Е, которая и является точкой равновесия (рис. 2).

Из вышеприведенных зависимостей имеем значение прибыли в точке Е:

(с -С )2 СЕ = К ж +са

2 о\а

(4)

Рис. 2 - Графики поиска равновесной точки при осуществлении мероприятий, связанных с риском

Системная адаптация для БМТП может быть сформулирована следующим образом -активизация логистических процессов и их взаимодействия. Одним из основных потоков в подсистемах является поток информации, т.е. поток адаптационных решений. Во избежание информационной перегрузки высших уровней управления необходима фильтрация решений, которые

формируются на более низких уровнях.

Установление и регулирование такого фильтра является одним из адаптационных решений. Он представляет собой дополнительный барьер, который, наряду с барьером эффективности, влияет на порядок реализации адаптационных решений в транспортно-логистической системе.

В результате применения системного подхода к решению проблемы адаптации транспортно-логистической системы формируются цепочки упорядоченных адаптационных решений (рис. 2). Нарушение этой закономерности или несвоевременная разработка и реализация очередного решения зачастую приводит либо к значительной потере эффективности работы системы, к потере устойчивости, управляемости, вплоть до банкротства и закрытия небольших предприятий.

Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является разработка индивидуально направленных и специализированных методов адаптации для разных видов логистических систем.

Выводы

1. Принцип адаптации материального потока к изменяющимся условиям внешней среды заключается в изменении параметров и структуры транспортно-логистической системы на основе априорной, текущей и прогнозной информации.

2. Принятие адаптационных решений в логистической цепи рекомендуется формировать в следующей последовательности: параметрическая - структурная - системная - целевая адаптации.

Перечень ссылок

1. Губенко В.К. Логистика: Учеб. пособие/ В.К. Губенко - Мариуполь: ПГТУ, 1996. - 252 с.

2. Губенко В.К. К вопросу теоретических основ высоких технологий в логистике /

В.К. Губенко, И.В. Николаенко// Зб1рник доповщей 7 \пжнароднсн науково-практично! конфсрснцп

"Ринок послуг комплексних транспортних систем та при клад н1 проблеми лопстики,- К.: 2005,- С.

38-42.

Статья поступила 14.03.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.