Научная статья на тему 'Законодательство Вьетнама о контрактной системе закупок'

Законодательство Вьетнама о контрактной системе закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ ВЬЕТНАМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК / ЦИРКУЛЯР МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЬЕТНАМА / THE CONSTITUTION OF VIETNAM / STATE NEEDS / CONTRACT PROCUREMENT SYSTEM / CIRCULAR OF THE MINISTRY OF FINANCE / VIETNAM'S LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

Для выполнения своих функций государству нужно оборудования, сырье, материалы, консультационные и иные услуги. Вопросы нужд каждого государства специфичны и универсальны одновременно. Для их решения каждое из них выбирает свои методы правового регулирования, но некоторые из них могут представлять интерес своим опытом решения проблемы закупок. В настоящей статье представлен краткий анализ законодательства Вьетнама, как государства с прогрессивно развивающейся экономикой, в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnam’s legislation on contract system in procurement

To perform its functions, the state needs equipment, raw materials, consulting and other services. The needs of each state, specific and universal at the same time. To address them each of them chooses its own methods of legal regulation, but some of them may be interested in their experience of dealing with the problems of procurement. This article presents a brief analysis of the law of Vietnam, as a country with a progressive developing economy in procurement.

Текст научной работы на тему «Законодательство Вьетнама о контрактной системе закупок»

УДК 342.9 ББК 67.401

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЬЕТНАМА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК

БАТОР ЦЫДЕНДАМБАЕВИЧ ЖАЛСАНОВ,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: Zhalsanov@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Рецензент: кандидат экономических наук, доцент О.В. Курбатова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Для выполнения своих функций государству нужно оборудования, сырье, материалы, консультационные и иные услуги. Вопросы нужд каждого государства специфичны и универсальны одновременно. Для их решения каждое из них выбирает свои методы правового регулирования, но некоторые из них могут представлять интерес своим опытом решения проблемы закупок. В настоящей статье представлен краткий анализ законодательства Вьетнама, как государства с прогрессивно развивающейся экономикой, в сфере закупок.

Ключевые слова: Конституция Вьетнама, государственные нужды, контрактная система закупок, Циркуляр Министерства финансов, законодательство Вьетнама.

Abstract. To perform its functions, the state needs equipment, raw materials, consulting and other services. The needs of each state, specific and universal at the same time. To address them each of them chooses its own methods of legal regulation, but some of them may be interested in their experience of dealing with the problems of procurement. This article presents a brief analysis of the law of Vietnam, as a country with a progressive developing economy in procurement.

Keywords: the Constitution of Vietnam, state needs, contract procurement system, Circular of the Ministry of Finance, Vietnam's legislation.

Конституция Вьетнама закрепляет, что Вьетнам является Социалистической Республикой, унитарным государством, подчиняется непосредственно Коммунистической партии Вьетнама. Высшим органом государственной власти является однопалатное Национальное собрание, которое состоит из 498 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Национальное собрание может принимать Конституцию и законы, а Правительство, Министерства и другие органы государственной власти издают только подзаконные нормативно-правовые акты.

В соответствии со статьей 1 Конституции Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикой формой управления. Согласно статье 10 Конституции РФ государственная

власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Таким образом, Вьетнам и Россия отличаются друг от друга государственным устройством и полномочиями центральных органов власти. Это привело к различию системы права и юридической силе актов, издаваемых органами государственной власти двух государств.

В Российской Федерации системообразующее место, в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок, отведено Федеральному закону от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе-

чения государственных и муниципальных нужд», а во Вьетнаме — Циркуляру Министерства финансов №58/2016/ТТ-ВТС от 29 марта 2016 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд вооруженных сил и общественно-политических организаций» (далее Циркуляр МФ-58).

В целом система закупок для нужд государственных органов Вьетнама, помимо указанного Циркуляра, представлена следующими правовыми актами:

1. Конституция Вьетнама.

2. Гражданский кодекс Вьетнама № 91/2015/ QH13.

3. Закон «О государственном бюджете» № 83/2015^Н13.

4. Постановление Правительства Вьетнама «Детализация о выборе поставщиков» № 63/2014/ Ж-СР.

Анализ перечисленных выше правовых актов указывает на то, что на законодательном уровне, системе закупок уделяется достаточно серьезное внимание со стороны государства. В тоже время, Циркуляр МФ-58 относится к правовым актам подзаконного уровня.

Чтобы разобраться, почему правоотношения возникающие при реализации института закупок Вьетнама урегулированы подзаконным правовым актом, необходимо обратиться к самой системе правовых актов Вьетнама.

Согласно статье 14 Закона Национального собрания Вьетнама «О издании нормативных правовых актов» № 17/2008 / QH12 от 03 января 2008 г Постановление Правительства принимаются для регулирования следующих вопросов:

1. Детализация исполнение законов и постановлений Национального Собрания, указов и постановлений Постоянного комитета Национального собрания, приказов и решений Президента;

2. Обеспечить конкретные меры по осуществлению экономической политики, социальной, оборонной, безопасности, финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, этнической принадлежности, религии, культуры, образования, здравоохранения, науки, техники, охраны окружающей среды, иностранных дел, режим государственной службы, должностные лица, работники, права и

обязанности граждан и других вопросов, отнесенных к компетенции управления и руководства правительства;

3. Определение задач, полномочий и организационный аппарат министерств, ведомств на уровне министров, правительственных учреждений и других учреждений, находящихся под юрисдикцией правительства;

4. Определение необходимых вопросов, которые не имеют достаточных условий, чтобы издавать законы или постановления, соответствующих требованиям государственного управления, экономического управления, социального управления. Вступление в силу указанного закона или постановления должно быть утверждено постоянной комиссией Национального Собрания.

В свою очередь, в соответствии со статьей 16 Закона Национального собрания «О издании нормативных правовых актов» № 17/2008 / QH12 от 03 января 2008 г. циркуляр Министерств регулирует следующие вопросы:

1. Детализация исполнение законов и постановлений Национального Собрания, указов и постановлений Постоянного комитета Национального собрания, указов и распоряжений Президента, постановлений правительства и определений премьер-министра;

2. Положение о порядке и технических регламентов, а также экономических нормативов — инженерных отраслей, находящихся под их управление;

3. Положение о мерах по осуществлению функций управления других вопросов, отнесенных Правительством.

В соответствии со статьей 1 Циркуляра МФ-58 к субъектам указанных правоотношений относятся: государственные учреждения, политические организации, общественно политические организации, общественные организации, подразделения народных вооруженных сил при использовании государственного капитала для закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд в их деятельности.

Согласно статье 2 данного циркуляра в качестве объектов покупки выделяют:

а) оборудование, средства работы в соответствии с указаниями премьер-министра о их стандарте учреждений и государственных должностных лиц;

28

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

б) приборы и оборудование для профессиональной работы, обеспечения безопасности труда, пожарной охраны;

в) транспорт: машины, мотоциклы, корабли, лодки и других транспортных средств (если таковые имеются);

г) одежда, защитные снаряжения;

д) информационные продукты, включающие машины, оборудование, аксессуары, программное обеспечение и продукты, другие информационные технологии, установку, тестовый запуск, гарантия (если таковые имеются);

е) печатных продуктов, документы; литература, книги, документальные фильмы, фильмы, услуги для информационно-пропагандистской деятельности и профессиональной деятельности;

ж) иные товары, работы, услуги для обеспечения государственных нужд и нужды вооруженных сил и общественно-политических организаций.

Закупка является постоянной и непрерывной деятельности, на которую влияет развитие рыночной экономики. Поэтому помимо позитивных сторон, в сфере закупок существуют негативные (например: отсутствие прозрачности и справедливости, сговор между поставщиком и заказчиком или между поставщиками и т.п.).

На наш взгляд, к основным проблемам закупок следует отнести: Во Вьетнаме:

1. Законодательство не регулирует риски поставщиков;

2. Поставщик может подавать только одну заявку;

3. Цена закупки поставщика ограничена заказчиком;

4. Отсутствовать положений о участия общественных организаций в закупке.

В России:

• Территориальная удаленность поставщика (отсутствие официального дистрибьютора по месту поставки товара) и не возможность гарантийного обслуживания или устранения неполадки в короткие сроки.

• Заказчик не имеет возможности взаимодействовать с одним Поставщиком, положительно зарекомендовавшим себя во время предыдущих поставок.

• Появление неформальных отношений с поставщиком, который нарушает условия исполнения контракта (очень часто в конце года оплата происходит в рамках контракта, а поставка позже срока указанного в контракте).

• Длительность процедуры открытого конкурса зачастую приводит к сбою в деятельности Заказчика, в случае отсутствия заявок на участие и т.д.

Справедливости ради нужно сказать, что данные проблемы существуют не только в России и Вьетнаме, но и в большинстве стран мира. Несовершенство системы госзакупок является причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Следовательно, решение указанных проблем является важной задачей каждой страны. В зависимости от состояния экономики и специфики государственных нужд каждое государство может предложить свои методы эффективного решения вопросов государственных закупок, или же заимствовать уже готовый опыт тех государств, которые нашли оптимальные варианты законодательного регулирования в указанной сфере.

Литература

1. Гражданский кодекс Вьетнама № 91/2015/ QH13 от 24 ноября 2015 г. http://www.mof.gov.vn.

2. Закон Национального собрания «О издании нормативных правовых актов» № 17/2008 / QH12 от 03 января 2008 г. http://www.vietlaw.gov.vn.

3. Закон «О государственном бюджете» № 83/2015^Н13 от 25 июня 2015 г. http://www. vietlaw.gov.vn.

4. Постановление Правительства Вьетнама «Детализация о выборе поставщиков» № 63/2014/ND-CP от 26 октября 2014 г. http://www.vietlaw.gov.vn.

5. Циркуляр Министерства финансов №58/2016/ТТ-ВТС «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужды вооруженных сил и общественно-политических организаций» от 29 марта 2016 г. http://www.mof.gov.vn

6. Жалсанов Б.Ц. Юридическая характеристика закона Национального собрания Социалистической республики Вьетнам «О народной полиции». Правовая идея. № 4(4). Брянск. 2013. С. 21—24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.