Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ В XVIII В.'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ В XVIII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Благотворительная помощь / государственное призрение / трудовая помощь / нищенство / инвалидные дома / законодательство / воспитательные дома. / Philanthropic assistance / civil charity / labor assistance / mendicancy / dwellings for the disabled / legislation / orphanage.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилина Н. А.

В статье анализируется процесс создания и развития законодательства в сфере социальной политики в России в XVIII в. Издание законов о запрещении нищенства, призрении незаконнорожденных детей, военных чинов, потерявших трудоспособность, было начато Петром I и продолжено Екатериной II. Законодательство способствовало созданию системы государственного призрения в России. Государственная власть не только обращала внимание на разработку законодательных норм, но и брала на себя обязанность практического решения вопросов социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION IN THE REALM OF CIVIL CHARITY IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

The article analyzes the process of creating and developing legislation in the realm of social policy in Russia in the XVIII century. Making laws on the prohibition of mendicancy, the patronage of illegitimate children and disabled military officials was started by Peter I and continued by Catherine II. The legislation contributed to the creation of a system of civil charity in Russia. The governmental authorities not only paid attention to the development of legislative regulations, but also took the responsibility for practical solutions of social policy issues.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ В XVIII В.»

УДК: 63.3(2)5-5+72.3

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ В XVIII В.

© 2021 Н. А. Гаврилина

докт. ист. наук, декан факультета русской филологии и документоведения

е-mail: nagavrilina@yandex. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В статье анализируется процесс создания и развития законодательства в сфере социальной политики в России в XVIII в. Издание законов о запрещении нищенства, призрении незаконнорожденных детей, военных чинов, потерявших трудоспособность, было начато Петром I и продолжено Екатериной II. Законодательство способствовало созданию системы государственного призрения в России. Государственная власть не только обращала внимание на разработку законодательных норм, но и брала на себя о бязанность практического решения вопросов социальной политики.

Ключевые слова: благотворительная помощь, государственное призрение, трудовая помощь, нищенство, инвалидные дома, законодательство, воспитательные дома.

LEGISLATION IN THE REALM OF CIVIL CHARITY IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

© 2021 N. A. Gavrilina

Doctor of Historical Sciences, Dean of the Faculty of Russian Philology and Documentation e-mail: nagavrilina@yandex.ru

Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy

The article analyzes the process of creating and developing legislation in the realm of social policy in Russia in the XVIII century. Making laws on the prohibition of mendicancy, the patronage of illegitimate children and disabled military officials was started by Peter I and continued by Catherine II. The legislation contributed to the creation of a system of civil charity in Russia. The governmental authorities not only paid attention to the development of le gislative regulations, but also took the responsibility for practical solutions of social policy issues.

Keywords: philanthropic assistance, civil charity, labor assistance, mendicancy, dwellings for the disabled, legislation, orphanage.

В течение столетий в России благотворительная помощь оказывалась в виде милостыни, бесконтрольная подача которой способствовала появлению профессионального нищенства, мир нуждающихся дестабилизировал развитие общества, необходимы были меры борьбы с этим явлением. Система в сфере социальной политики отсутствовала в связи с идеологией нищелюбия, проповедовавшейся церковью.

В российском обществе с отсталой экономикой сформировалась традиция благотворения. Развитие законодательства в сфере призрения и благотворительности происходило с опозданием. До начала XVIII в. в обществе развивалась частная

благотворительность, а милостыня, как и молитва, были покаянием, стремлением перед господом загладить свои грехи.

В этот период в европейских государствах происходили модернизационные процессы. Радикальные реформы, проводимые Петром I в России, затронули главные структуры общества - вооружённые силы, управленческие структуры, финансы, налоги. Это ускорило рост социальной дифференциации в обществе и, как следствие, увеличение бедных и убогих элементов. Это поставило перед Петром I задачу -пресечение нищенства.

Указ 1682 г. царя Фёдора Алексеевича подтверждал окончание периода, связанного с нищелюбием [26, с. 47]. Этот указ изменил систему помощи нуждающимся: было положено начало необходимости проведения государственной политики в сфере благотворительности и призрения. В соответствии с указом 1682 г. нищих было решено разделить на способных работать и нетрудоспособных. По отношению к порочным нищим, уклоняющимся от труда, предполагалось применять репрессивные меры: «чтоб впредь по улицам бродящих и лежащих нищих (меж которыми многие притворные воры, и всем здоровы и работать могут) не было. Предполагалось для тех, кто уклонялся от труда, построить для них две богадельни и заставить их работать, и великое от того польза последует» [27, с. 31]. Больным людям рекомендовалось оказывать помощь в отдельных местах, если не будут исцелены, заботиться о них до смерти. Указ 1682 г. не был реализован, этому помешала смерть царя Фёдора Алексеевича.

Осуществляя политику в области призрения, Пётр I продолжал проводить репрессивные меры. Указ от 30 ноября 1691 г. свидетельствовал: «Известно им Великим Государем, что по Москве гулящие люди, подвязав руки, також и ноги, а иные глаза завеся зажмуря будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они всем здоровы» [1, с. 119]. Указ предписывал отсылать нищих в те же города, в посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян - в дворцовые волости; помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчиникам, а за «притворное лукавство учинять жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в далекие Сибирские города» [Там же]. Петр I своим именным указом от 21 января 1712 г. всему населению, включая детей, старцев, запрещает ходить по улицам и просить милостыню. Указом определялось находиться им в богадельнях и монастырях. За выполнение этих предписаний нес ответственность Монастырский приказ, которому было рекомендовано отсылать просящих милостыню в прежние места, откуда кто пришел [2]. Не записанных в богадельни нищих приказывалось за первую поимку за прошение милостыни приводить в Монастырский приказ, «учиняя жестокое наказание», и после этого отсылать в места их жительства. Согласно указу 1718 г. , за подачу милостыни налагался денежный штраф, это было подтверждено указом 16 ноября 1720 г.: «ежели кто даст милостыню нищему, будет с него взят штраф 5 рублей ... » [3, с. 264].

Закон 1711 г. запрещал сбор милостыни для лиц, находящихся в заключении, однако указ 17 октября 1722 г. разрешал заключённых отпускать за милостыней [ 4]. Указы о запрещении сбора милостыни не встретили одобрения и понимания среди российской общественности.

Проведение радикальных реформ, предусматривавших решение экономических, государственных, военных задач, требовало включения в этот процесс всё большего числа здоровых, молодых людей. Поэтому объяснимо было отношение Петра I к незаконнорожденным детям. 31 января 1712 г. был издан указ «Об учреждении по всем Губерниям гошпиталей», в котором речь шла об открытии госпиталей для увечных и престарелых, а также для приема незаконнорожденных младенцев. Этот

указ свидетельствовал о мерах государства по предотвращению детоубийства и стремлении поддержать общественную позицию в этом вопросе [5]. Петр I делает первые шаги по формированию в России системы призрения обездоленных, беспризорных детей. Устройство и содержание «зазорных младенцев» было возложено на церковь, об этом свидетельствовал именной указ от 4 ноября 1714 г. «Об устройстве при церквах госпиталей для незаконнорожденных детей» [6]. В этот указ были внесены уточнения, и в новом варианте он был издан 4 ноября 1715 г. «О сделании в городах при церквах госпиталей для приёму и содержания незаконнорождаемых детей» [7]. Сохранение тайны рождения давало возможность увеличить число «зазорных младенцев», поэтому их передавали в госпиталь «в окно ... дабы приношенных лица было не видно» [Там же].

В монастырях детей кормили, содержали в чистоте, обучали ремеслу. По указанию Петра I с 5 лет детей обучали грамоте [8]; таким образом, в обществе формировалось мнение о необходимости воспитательного дома. Первый воспитательный дом был открыт новгородским митрополитом Иовом. В 1707 г.

На содержание детей в соответствии с указом от 4 ноября 1714 г. [ 6] отпускались деньги. Кормилицам предписывалось выдавать деньги, продукты на год, а младенцам выделять деньги на один день [7]. Проведённые Петром I государственные реформы дали определённые результаты. В 1724 г. в Москве в губернской канцелярии было зарегистрировано 865 детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет, при них находилось 218 кормилиц [27, с. 30]. Но общественное призрение на местах менялось медленно. По-прежнему ответственность за призреваемых лежала на сельских общинах и монастырях.

В правление Петра I развивалась система призрения воинов, потерявших трудоспособность. 31 января 1712 г. был издан указ, в котором говорилось, что во всех губерниях должны были создаваться «гошпитали» и богадельни для увечных и престарелых воинов [5]. Призрением воинов занимались монастыри. В период Северной войны количество воинов-инвалидов увеличивалось, в связи с этим 3 мая 1720 г. был издан указ «О посылке неспособных офицеров, урядников и рядовых за неимением пропитания в монастыри и богадельни, куда пожелают» [9]. С 1721 г. Святейшим синодом представлялись сведения об отставных солдатах и матросах, проживавших в губерниях России и находившихся в богадельнях при монастырях. Указ от 8 марта 1723 г. еще раз обращает внимание на необходимость отсылки отставных солдат в монастыри [10].

Пётр I, издавая свои указы, затронул основные вопросы призрения. Новшеством для России являлись репрессивные меры по отношению к притворным нищим; трудовая помощь применялась к работоспособным; для старых и увечных строились богадельни; особое внимание уделялось сиротам, воинам, потерявшим способность трудиться. Государственная политика была направлена на запрет нищенства, это рассматривалось как инструмент борьбы с социальной проблемой. В первой четверти XVIII в. в России отсутствовало городское самоуправление, частная благотворительность не получила широкого развития, государственный бюджет не располагал возможностью для строительства богаделен, необходимых нуждающимся, а монастыри не могли решать все социальные проблемы - в сфере их деятельности были многие вопросы, и не только призрения.

Систему государственного призрения, сформированную Петром I, характеризовали черты бюрократического подхода к решению социальных вопросов, что практически свело на нет общественную инициативу, не развивалась и частная благотворительность. Однако в первой четверти XVIII в. увеличилось количество благотворительных заведений и призреваемых в них.

Екатерина II продолжила реформаторский курс Петра I, стремясь осуществить модернизационный прорыв и достичь уровня развития европейских государств. Проводя политику просвещенного абсолютизма, Екатерина II не стремилась к ограничению власти, формировала свою политику, реализация направлений которой была возможна в условиях абсолютизма:

- монарх - мудрец / философ на троне, его власть должна быть неограниченной;

- монарх закрепляет законодательно права и обязанности сословий, существующих в обществе, одинаковые права и обязанности для всех поданных отсутствуют.

Для идеологии просвещенного абсолютизма характерны следующие черты:

- неограниченности власти монарха;

- разработка законодательства для обеспечения «общего блага»;

- развитие образования, распространение грамотности [ 25, с. 15].

В своём «Наказе» Екатерина II определила направления политики по социальной защите, в организации помощи больным, сиротам, инвалидам. Предлагалось организовать учреждения для детей-сирот, всех работоспособных привлечь к труду. Принятие такого закона способствовало организации профилактической работы. Политика в сфере призрения определяла обязанность государства не только разработать законы, но и практически их реализовать.

Екатерина II в начале своего царствования оставляет монастырское призрение воинских чинов. Согласно указу от 24 августа 1762 г., надлежало лиц, «собственного пропитания не имеющих, а от военной и штатской службы отставленных за болезни» «на пропитание к монастырям отослать» [11]. Но уже в этом году допускается инвалидное поселённое призрение. В соответствии с указом следовало «унтер-офицеров и рядовых, которые явятся к военной службе способные, тех определить в гарнизоны или другие службы, кои никакой службы понести не могут, а в таких еще не престарелых летах, что могут на поселении с пользой умножать общую сельскую экономию, то таковых отослать в Казанскую губернию ...» [12]

Третий вид воинского призрения предполагал размещение их в инвалидных домах. В указе предписывалось определение в эти благотворительные заведения «.самых дряхлых, увечных и пропитания не имеющих, унтер-офицеров и рядовых и других чинов» [13]. Инвалидные дома были открыты в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.

Руководствуясь идеями Просвещения, Екатерина II уделяла серьезное внимание благотворительно-медицинским учреждениям. 10 октября 1772 г. был открыт родильный дом, еще в 1770 г. был издан указ об учреждении в Оренбурге госпиталя [14]. Указом от 16 февраля 1781 г. приказывалось «купить дома для больницы в частях города на левом берегу Невы». Указы об открытии больниц были направлены новгородскому и тверскому генерал-губернатору. Росписи о государственных расходах свидетельствовали о том, что на воспитательные дома и больницы направлялись финансовые средства.

Увлеченная идеями Просвещения, Екатерина II с помощью личного секретаря И.И. Бецкого предприняла шаги по созданию новой «породы людей», способствующих процветанию государства. Она осознавала, что воспитание необходимо начинать с раннего возраста, дети должны были получить образование в закрытых благотворительных учреждениях. Екатерина II создала систему образования в России. К созданию школ она привлекала частных благотворителей. Это нашло отражение в «Начертании об приведении к окончанию проекта нового уложения» [15], где было признано необходимым учреждение комиссии «об училищах и призрении» , так как училища рассматривались как предупредительное средство против нищенства.

Купец Петр Данилович Ларин представил проект об основании «призрительного училища», частью этого проекта являлась программа дисциплин преподавания в этом училище: дети должны были изучать арифметику, элементы геометрических наук, так как это служило основой для подготовки будущих специалистов в деле российской торговли и в области бухгалтерии. Это училище служило прообразом коммерческих школ. Указом от 12 марта 1778 г. П.Д. Ларину разрешалось устроить «призрительное училище» [16].

Необходимо отметить, что народные училища, не являясь благотворительными учреждениями, способствовали развитию народного образования и тем самым способствовали предупреждению нищеты. В России открывались народные школы: в 1787 г. было 165 народных школ, в которых обучалось 11 157 учащихся; в 1796 г. -316 народных школ с 17 342 учащимися; с 1781 по 1795 г. образование в народных школах получили 164 135 мальчиков и 12 595 девочек [24, с. 49]. Во второй половине XVIII в. под руководством Екатерины II были созданы специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); шляхетский кадетский корпус; педагогическое и художественное училища, воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Все они были благотворительными и существовали на средства государства и, главным образом, благотворителей [23, с. 164].

Екатерина II уделяла внимание душевнобольным, продолжая политику Петра I в отношении этой категории населения. 8 октября 1762 г. был издан Сенатский указ «О помещении безумных, до устроения для них особенного дома, в имеющихся покоях при Новгородском Зеленецком монастыре и Московском Андреевском; и о заведывании сего временного устройства для безумных Канцелярии Синодального Экономического правления» [17, с. 103]. Ранее был издан указ о строительстве домов для таких больных, как в иностранных государствах, но временно решено было возложить обязанность о призрении душевнобольных на монастыри. Позднее в XXV главе «Учреждения для управления губерний» в ст. 389 было записано: «...таковой дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным надзирателем и нужным числом людей для смотрения, услужения и прокормления сумасшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат, добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, ком бы обходились с сумасшедшими человеколюбиво, но при том имели за ними крепкое и неослабное во все время смотрение, чтобы сумасшедший сам себе и никому вред не учинил, и для того держать сумасшедших по состоянию сумасшествия или каждого особо заперта, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание о их излечении. Сумасшедших неимущих принимают в дом неинако, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников» [18].

Екатерина II продолжила дело Петра I по отношению к профессиональным нищим. В 1775 г. она учредила работные дома под ведомством полиции, в котором должны были содержаться мужского пола ленивцы за надлежащую «плату, и за другие работы...». Этот дом был открыт за Сухаревской башней, прежде здесь размещался карантинный дом. Для лиц женского пола предлагалось занять упраздненный Андреевский монастырь и определить им прядильную работу, «и выдавать кормовых денег на каждого человека по 3 копейки в сутки» [19, с. 199].

Государственная и общественная система призрения должна была иметь управленческий аппарат, направления деятельности и финансы. Это подтвердилось изданием 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской

империи» [18]. В соответствии с гл. XXV этого закона в каждой губернии учреждался приказ общественного призрения под председательством губернатора. Определялся штат и финансирование приказов. В функции приказов входили: открытие народных школ, домов воспитания, призрение престарелых, убогих, увечных, содержание домов для неизлечимых больных, для душевнобольных, открытие смирительных и работных домов, больниц, содержание больных.

Анализируя законодательство Петра I, можно сделать вывод, что в I четверти XVIII в. заметен государственный подход к вопросам призрения. Институты призрения Петр I сделал светскими учреждениями, переподчинив их сначала Монастырскому приказу, зачем Духовной коллегии, Святейшему синоду. Реформы, проводимые Екатериной II, являлись продолжением петровских преобразований. Внутренняя политика монарха полностью отвечала государственным интересам. Законодательство в сфере социальной политики, касающееся различных сословий, способствовало формированию взаимоотношений власти и общества. Но необходимо отметить, что европеизация коснулась дворянства, офицерства, бюрократии, части духовенства, основная масса населения вела привычный, сложившийся столетиями образ жизни. В условиях просвещенного абсолютизма интересы государства для власти были выше интересов российского общества. Дворянство являлось социальной опорой монарха, поэтому пользовалось значительными правами и привилегиями, что увеличивало его власть над крестьянами. Однако игнорировать интересы различных сословий Екатерина II не могла. Ею были учреждены приказы общественного призрения для выполнения социальных функций. Во второй половине XVIII в. законодательство в сфере призрения получило дальнейшее развитие. Государственная власть выполняла одну из важнейших социальных функций - заботу о незащищенной части общества.

1. № 1424 Именной «О забирании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз» от 30 ноября 1691 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. (далее ПСЗРИ) Т. Ш, (1689-1699). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 119.

2. № 2470 Указ именной, объявленный из Сената. «О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и о розыске не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительств с наказанием» от 21 января 1712 г. // ПСЗРИ. Т. V. СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830.

3. № 3676 Именной, объявленный Генерал-полицмейстером Девиером «О непропуске в Санкт-Петербург, когда шлагбаумы опущены, без фонарей, о езде извозчиков на взнузданных лошадях и о непрошении по улицам и при церквях милостыни» от 16 ноября 1720 г. // ПСЗРИ. Т. VI. (1720-1722). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 264.

4. № 4111 Сенатский «Об отсылке колодников, содержимых по Государственным делам на казенные работы, с уплатой ими 6 денег на день, о посылке их для прошения милостыни, если на работу не будут взяты; и о содержании истцами арестантов, задержанных по их жалобам» от 17 октября 1722 г. // ПСЗРИ. Т. VI. (17201722). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 783.

5. № 2477 Именной «Об учреждении во всех губерниях госпиталей» от 31 января 1712 г. // ПСЗРИ. Т. IV. (1700-1712). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 791.

6. № 3006 Именной «Об учреждении по всем губерниям госпиталей для увечных и младенцев» // ПСЗРИ. Т. VI. (1720-1722). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 234.

7. № 2593 Сенатский «О присылке в Правительствующий Сенат дополнительных списков о Царедворцах и других чинов людях, за которым состоит по 30 крестьянских дворов и более» от 07 октября 1712 г. // ПСЗРИ. Т. IV. (1700-1712). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 870.

8. № 4516 Именной «О распределении доходов монастырских на разные расходы» от 29 мая 1724 г. // ПСЗРИ. Т. VII. (1723-1727). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 291.

9. № 3576 Именной «О посылке неспособных офицеров, урядников и рядовых за неимением от 3 мая 1720 г. // ПСЗРИ. Т. VI. (1720-1722). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 234.

10. № 4183 Сенатский «Об отсылке отставных драгун и солдат в монастыри» от 08 марта 1723 г. // ПСЗРИ. Т. VII. (1723-1727). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 30.

11. № 11655 Сенатский «Об отсылке чиновников отставных от военной и штатской службы, которые пропитание не имеют в Синод, для распределения по монастырям» от 24 августа 1762 г. // ПСЗРИ. Т. XVI. (1762-1764). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 61.

12. № 11674 Сенатский «Об оставлении нижних воинских чинов на пропитание в монастырях и богадельнях и о распределении прочих в полевые полки или в гарнизоны, а за неспособностью, на поселение в Казанскую губернию» от 03 октября 1762 г. // ПСЗРИ. Т. XVI. (1762-1764). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 74.

13. № 12334 Высочайше утвержденное учреждение, учиненное в Духовной комиссии со штатом, «О содержании в Санктпетербурге и в Москве особливых богаделен для призрения людей обоего пола, престарелых и увечных» от 24 февраля 1765 г. // ПСЗРИ. Т. XVII. (1765-1766). СПб.: тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 59.

14. № 13463 Высочайше утвержденный доклад Сената «Об учреждении в городе Оренбурге Губернского госпиталя и о определении на содержание оного суммы» от 20 мая 1770 г. // ПСЗРИ. Т. XIX, (1770-1774). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 62.

15. № 13095 Начертание «Об приведении окончании проекта нового уложения» от 08 апреля 1768 г. // ПСЗРИ. Т. XVIII. (1767-1769). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 503.

16. №14719 Именной, данный Обер-Гофмейстеру Елагин,у «О дозволении Московскому купцу Ларину завести призрительное училище в дворцовом селе Любучи, уезда Переславля-Рязанского» от 12 марта 1778 г. // ПСЗРИ. Т. XX. (1775-1778). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 600

17. № 11699 Сенатский «О помещении безумных, до устроения для них особенного дома, в имеющихся покоях при Новогородском Зеленецком монастыре и Московском Андреевском; и о заведывании сего временного устройства для безумных Канцелярии Синодального Экономического правления» от 08 октября 1762 г. // ПСЗРИ.

Т. XVI. (28.06.1762-28.06.1764). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 103.

18. № 14392 «Учреждения для управления Империей Всероссийской. Часть первая» от 07 ноября 1775 г. // ПСЗРИ. Т. XX, (1775-1780). СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 229.

19. № 14357 Именной, данный Московскому Обер-Полицмейстеру, «Об учреждении под ведомством тамошней Полиции особых больниц, богаделен и работных домов» // ПСЗРИ. Т. XX. СПб.: Тип. II отделения Собственной его Императорского величества канцелярии, 1830. С. 199.

20. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии её в России: очерк Е.Д. Максимова. СПБ.: Пар. типо-лит. Ныркина, 1906. 79 с.

21. О общественном призрении в России. Ч. 1. О начале устроения и распространении в России общественного призрения, о нынешнем состоянии оного под ведомством приказов общественного призрения и изданным о сем предмете, законы до учреждения губерний. СПб., 1818.

22. Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. СПб.: Тип. М-ва внутр.дел, 1874. 187 с. - (Отт. из газ.: Правительств вестн., 1874). Главный редактор С. П. Сушков.

23. Гаврилина Н.А. Благотворительность и призрение в повседневной жизни российского общества в XVШ-XIX вв.: дис. ... докт. ист. наук. Курск, 2015. 465 с.

24. Иконников В.С. Значение царствования Екатерины II. Киев, 1897. 103 с.

25. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа. М.: Российский гос. гуманитар. ун-т, 1999. 575 с.

26. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М.: Текст 1994.

312 с.

27. Соколовский М.Н. Петр Великий как благотворитель // Вестник благотворительности. 1901. № 7. С. 14-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.