Научная статья на тему 'Законодательство России и США по обеспечению мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите'

Законодательство России и США по обеспечению мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / СУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА / EXISTENCE OF THE STATE / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / СОСТОЯНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ / STATE PROTECTION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / NEGATIVE INFLUENCES / SECURITY CONDITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козюра Евгений Николаевич., Чмырёв Сергей Николаевич.

В современных социально-экономических условиях и в условиях роста преступности, угрозы лицам, подлежащим государственной защите, проблема обеспечения их безопасности становится актуальной как никогда в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legislation of Russia and the USA on maintenance of security measures concerning under the state protection persons

In modern social and economic conditions, in the conditions of criminality increasing and threat to the persons who are under the state protection, the safety problem is as actual in Russia and abroad as never hasn’t been.

Текст научной работы на тему «Законодательство России и США по обеспечению мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

УДК 342 ББК 67.52

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И США ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ КОЗЮРА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧМЫРЁВ, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

E-mail: stvkup@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В современных социально-экономических условиях и в условиях роста преступности, угрозы лицам, подлежащим государственной защите, проблема обеспечения их безопасности становится актуальной как никогда в России и за рубежом.

Ключевые слова: безопасность, существование государства, меры безопасности, состояние защищенности, государственная защита, негативные воздействия.

Annotation. In modem social and economic conditions, in the conditions of criminality increasing and threat to the persons who are under the state protection, the safety problem is as actual in Russia and abroad as never hasn't been.

Keywords: safety, existence of the state, security measures, security condition, state protection, negative influences.

Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что безопасность является критерием ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, определяет смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления1.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты2.

В целях реализации Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 были утверждены Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства3.

В России органами внутренних дел за 9 месяцев 2013 г. было осуществлено обеспечение безопасности лиц подлежащих государственной защите 4712 человек. В отношении них применено 3055 мер без-

опасности: «личная охрана, охрана жилища и имущества»; 1111 мер - «временное помещение в безопасное место»; 4 - «переселение на другое временное место жительства»; 71 - «замена документов»; 111 - «изменение места работы (службы) или учебы»4.

Эффективность мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите в России, можно существенно повысить, если использовать положительный опыт работы в этом направлении правоохранительных органов зарубежных стран5. Наиболее сложившимися являются правовые институты защиты лиц, подлежащих государственной защите в США.

Необходимо отметить, что в США с 1971 г. работает специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. Данная Программа предоставляет широкие полномочия Генеральному прокурору страны по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности и осуществляется на федеральном уровне, на уровне штата, а также на уровне местных органов власти6.

Программа защиты осуществляется при условии, что свидетель добросовестно предоставляет информацию, необходимую для осуществления правосудия; участвует в уголовном процессе с риском для своей жизни, а также членов своей семьи; и при условии, что возможна компенсация властями штата или местными органами средств на организацию

№ 1 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

165

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

мер защиты. Программа защиты действует до тех пор, пока будет существовать угроза для жизни защищаемого лица.

В основу данной Программы защиты положен акт 1970 г. о борьбе с организованной преступностью, который ранее распространялся только на свидетелей, участвующих в делах, связанных с организованной преступностью. Свидетели оставались беззащитными по делам общеуголовной преступности. В связи с чем специальной комиссией при Президенте США в 1980 г. были подготовлены рекомендации по защите свидетелей и потерпевших, осуществление которых возлагалось на Общенациональную ассоциацию шерифов, которая функционировала при поддержке Управления по правовым исследованиям7.

12 октября 1982 г. в США был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», который предусматривал справедливое, уважительное обращение с потерпевшими, соблюдение конфиденциальности. Кроме того, основные положения Закона направлены на повышение уголовной ответственности за оказание тайного воздействия на жертву и свидетеля преступления. Так, за применение угрозы или физической силы в отношении свидетеля предусмотрен штраф в сумме 250 000 долл., или тюремное заключение сроком не более 10 лет, или оба вида наказания (параграф 1512. А).

12 октября 1984 г. Конгрессом США принят другой специальный законодательный акт - «Закон об усилении безопасности свидетеля», который усовершенствовал существующую Программу защиты и законодательно закрепил существующие механизмы ее реализации.

В 1990 г. Конгрессом США принят федеральный Закон о правах жертв преступлений и реституции, где особое внимание уделено справедливому и уважительному обращению с потерпевшими, а также возмещению ущерба в порядке реституции. Правовые нормы законодательных актов США, призванных обеспечивать защиту участников уголовного процесса, распространяются как на граждан США, так и на лиц без гражданства, иностранцев, и другие категории лиц8.

Для характеристики процессуального положения свидетеля в американском уголовном судопроизводстве имеет существенное значение институт безопасности свидетелей. Его основу составляет Закон о реформе института безопасности свидетелей от 12 октября 1984 г. Этот закон определяет круг мер, которые могут быть применены для обеспечения безопасности свидетелей. Меры защиты, указанные в Законе допускаются к свидетелям или «потенциальным свидетелям», которые сотрудничают или согласны сотрудничать с властями федеральными или штатов при расследовании дел о преступлениях, связанных с «организованной криминальной деятельностью», особо опасных преступлениях, при осуществлении уголовного преследования по делам подобного рода. К мерам такого рода относятся, например, смена места житель-

ства, содействие в устройстве на работу по новому месту жительства, замена документов и др.9

Как отмечает в своём исследовании O.A. Зайцев, в США осуществляется правовая защита судей и сотрудников правоохранительных органов от противоправного воздействия со стороны обвиняемого и других заинтересованных в деле лиц. Свод законов США закрепляет правовые нормы, направленные на защиту судей, сотрудников судов, полицейских и предусматривает уголовную ответственность за причинение им телесных повреждений или оказание на них какого-либо давления (параграф 1503)10.

Законодательство США, кроме мер уголовно-правового характера, предусматривает возможность распространения всего комплекса мер защиты на сотрудников правоохранительных органов, если существует реальный риск для их жизни, а также жизни членов их семей. Так, в соответствии с параграфом 727 Закона о борьбе с терроризмом и эффективном применении смертной казни (1996 г.) обеспечивается защита сотрудников федеральных органов охраны правопорядка11.

Обобщая выше сказанное, следует отметить, что система мер безопасности, действующая в отношении лиц, подлежащих государственной защите в США, и накопленный опыт работы в этом направлении является хорошим примером для России. Необходимо отметить, что в США существует отработанный механизм мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите.

Несмотря на очевидную актуальность темы, следует признать, что она не была в достаточной степени освещена в научной литературе. До сих пор не написано ни одной монографии, посвященной зарубежной практике в сфере обеспечения мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите12. В сфере обеспечения мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите преуспела пока только наука уголовно-процессуального права. В науке административного права указанной проблеме посвящены лишь отдельные статьи ученых.

1 Чмырёв С.Н. Безопасность лиц, подлежащих государственной защите // Административное право и процесс. 2010. № 3. С. 36.

2 Ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4708.

4 Сводный отчет по России о результатах деятельности ор-

ганов внутренних дел РФ по обеспечению государственной за-

щиты за январь-сентябрь 2013 г.

166

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 /2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.