144
зарубежный опыт
)УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Татьяна Васильевна ЖУРАВЛЁВА,
юрисконсульт (специалист по развитию направления ««Спортивное право») издательского унитарного предприятия «Редакция журнала "Промышленно-торговое право"», соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ АДАПТИВНОМ СПОРТЕ
В статье анализируется обновленная нормативная правовая база адаптивного спорта в Республике Беларусь. Целью исследования является определение направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь об адаптивном спорте. Автор предлагает развивать системное правовое регулирование общественных отношений в сфере адаптивного спорта, которое должно обеспечивать равные условия для всех направлений спорта.
Ключевые слова: адаптивный спорт; лица с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды; законодательство об адаптивном спорте; системное правовое регулирование; факторы развития адаптивного спорта; равенство возможностей; теория права; спортивное право.
T. V. ZHURAVLYOVA,
Publishing Unitary Enterprise «The editors of the journal"Industrial and commercial law"» Legal advisor (specializing in development of the direction «Sports law») Competitor Department of Theory and History of State and Law, Law Faculty, Belarusian State University
LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS ON ADAPTIVE SPORTS
The article analyzes the updated legal framework concerning adaptive sports in the Republic of Belarus. The aim of the research is to identify directions of perfection of legislation of the Republic of Belarus on adaptive sports. The author suggests developing a comprehensive legal regulation of social relations in the sphere of adaptive sports ensuring equal conditions for all directions of sport. Keywords: adaptive sports; persons with disabilities; disabled persons; legislation on adaptive sports; system legal regulation; factors of development of adaptive sports; equal opportunities; theory of law; Sports law.
Сфера адаптивного спорта (по законодательству Республики Беларусь — спорт инвалидов) (далее — АС) — это объект рекомендательного правового регулирования для государств — участников СНГ Положения модельных законов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ стали основой для формирования национального законодательства об АС. Однако с момента их принятия прошло немало времени, поэтому они не охватывают весь комплекс сложившихся общественных отношений в сфере АС и в некоторой степени утратили актуальность. Согласно © Т. В. Журавлёва, 2015 Стратегии развития физической культуры и спорта государств — участников Содруже-
в
ЕСТНИК Журавлёва Т. В. ^я ¡»
УНИВЕРСИТЕТА Законодательство Республики Беларусь об адаптивном спорте I^T^J
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
ства Независимых Государств до 2020 года, поддержка АС — одно из приоритетных направлений сотрудничества, предполагающее и правовое взаимодействие. В этой связи целесообразно изучение тенденций в правовом регулировании общественных отношений в сфере АС в государствах СНГ, обмен опытом и идеями по его развитию.
Законодательство Республики Беларусь об АС представляет собой совокупность большого количества нормативных правовых актов различной юридической силы. Центральное место занимает обновивший нормативную правовую базу спортивной сферы Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте»1 (далее — Закон о спорте). Одно из его основных нововведений — предложенный нами системный подход к правовому регулированию общественных отношений в сфере АС. Он предполагает учет всех направлений АС (паралимпийского, дефлимпийского, специального олимпийского), возможность развития новых (для больных сахарным диабетом; для лиц, перенесших трансплантацию; для лиц, перенесших инфаркт миокарда, и др.) и охват комплекса разнородных общественных отношений, имеющих место в сфере АС. До принятия Закона о спорте сфера АС регламентировалась лишь фрагментарно.
Актуальность определения направлений дальнейшего совершенствования законодательства Республики Беларусь об АС диктуется рядом следующих правовых, политических и социальных факторов:
— запланированная на 2016 г. разработка проекта Концепции Спортивного кодекса Республики Беларусь2 с учетом практики применения Закона о спорте;
— совершенствование правовой системы Республики Беларусь, определение места спортивного права и его составляющих (в том числе комплекса норм, регулирующих отношения в сфере АС) в правовой системе;
— использование АС для обеспечения инклюзии, необходимость которой вызвана большим количеством инвалидов (по состоянию на декабрь 2014 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло более 5 % населения Республики Беларусь3);
— продолжение подготовительной работы по присоединению Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г.4, что предполагает приведение законодательства во всех сферах в соответствие с ее принципами (недискриминации, равных возможностей, доступности и др.).
При разработке проекта Закона о спорте нами был внесен ряд предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере АС, цель которых — заложить системный подход к правовому регулированию указанных отношений. Большинство из них внедрено в Закон о спорте. Такими нововведениями, базирующимися на наших предложениях, являются:
1
О физической культуре и спорте : Закон Республики Беларусь. 04.01.2014 г., № 125-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2015.
Комплекс мер по оптимизации системы спорта в Республике Беларусь и обеспечению подготовки белорусских спортсменов к зимним и летним Олимпийским играм 2014 и 2016 годов // URL: http://www.mst.by/ru/press-centre/news/utverzhden-kompleks-mer-po-optimizatsii-siste- À
my-sporta-v-respublike-belarus-i-obespecheniju-podgotovki-belorusskix-sportsmenov-k-zimnim- ^
i-letnim-olimpijskim-igram-2014-i-2016-godov i 4267.html (дата обращения: 10.02.2015).
СП
Численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду и социальной защите // URL: http://www.mintrud.gov.by/ru/chislinv (дата обращения: 10.02.2015).
Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. S
shtml (дата обращения: 10.02.2015). ОПЫТ'
2
3
4
146 зарубежный опыт
Я ^Ж ^
|
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
— внесение дефинициий дефлимпийского и специального олимпийского движений Беларуси, уточнение дефиниции паралимпийского движения (ст. 7 Закона о спорте);
— определение одним из основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта (далее — сфера спорта) поддержки паралимпийского, дефлимпийского и специального олимпийского движений Беларуси наряду с олимпийским (ст. 9 Закона о спорте);
— включение в перечень организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере спорта, наряду с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь Паралимпийского комитета Республики Беларусь, организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси (ст. 11 Закона о спорте);
— включение в число организаций физической культуры и спорта, с которыми взаимодействуют государственные органы, всех организаций, возглавляющих направления АС (ст. 16 Закона о спорте);
— включение в перечень организаций физической культуры и спорта организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси (ст. 34 Закона о спорте);
— внесение определений Паралимпийского комитета Республики Беларусь, организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, и закрепление положения об оказании государством содействия указанным организациям в реализации их уставных целей (ст. 19 Закона о спорте);
— включение в перечень организаций, совместно с которыми уполномоченные государственные органы проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси (ст. 34 Закона о спорте);
— установление единых спортивных разрядов и званий для всех спортсменов (ст. 34 Закона о спорте);
— закрепление направлений спорта инвалидов — паралимпийского спорта, дефлимпийского спорта, специального олимпийского спорта, а также иных направлений спорта инвалидов; определение перечня государственных органов, осуществляющих организацию деятельности по направлениям спорта инвалидов, и закрепление положения об осуществлении указанной деятельности данными государственными органами совместно с Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, организациями, возглавляющими дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере спорта (ст. 52 Закона о спорте);
— включение в перечень организаций, которые имеют право представлять интересы Республики Беларусь в международных спортивных организациях, а также представлять Республику Беларусь на спортивных и иных мероприятиях, проводимых международными спортивными организациями, организаций, возглавляющих дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси (ст. 73 Закона о спорте).
Таким образом, системный подход ликвидировал множество пробелов в законодательном регулировании АС и предотвратил их появление при развитии положений Закона о спорте на подзаконном уровне — в соответствующих нормативных правовых актах регламентацию получили все спортивные движения АС.
Следует отметить, что нормативное правовое регулирование в рамках Закона о спорте не охватывает весь комплекс общественных отношений в сфере АС. Данная сфера
в
ЕСТНИК Журавлёва Т. В.
УНИВЕРСИТЕТА Законодательство Республики Беларусь об адаптивном спорте
147
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
объединяет «общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, общественного управления, международного сотрудничества, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, трудовой деятельности, осуществления мер социальной защиты спортсменов и тренеров, финансирования, налогообложения, создания безбарьерной среды, организации и проведения учебно-тренировочных мероприятий и спортивных соревнований национального и международного уровней, защиты объектов интеллектуальной собственности, информационного обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, разрешения спортивных споров, противодействия применению допинга в сфере АС и др.»5.
Так, не регламентирован правовой статус Паралимпийского комитета Республики Беларусь и организаций, возглавляющих дефлимпийское и специальное олимпийское движения Республики Беларусь; не определен правовой режим объектов интеллектуальной собственности указанных организаций и не закреплена их обязанность принимать меры по защите принадлежащих Международному паралимпий-скому комитету, Международному комитету спорта глухих, Спешиал Олимпикс Ин-корпорейшн прав на использование объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь в соответствии с требованиями документов названных международных организаций.
Некоторые из вышеперечисленных отношений регулируются иными законодательными актами социальной сферы. Так, гарантия государства обеспечивать развитие сети спортивных секций для инвалидов, организацию и проведение физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, создание на базе специализированных учебно-спортивных учреждений групп по видам спорта, включенным в программы Па-ралимпийских и Дефлимпийских игр закреплена ст. 39 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов». Обязанность местных исполнительных и распорядительных органов обеспечивать инвалидам бесплатно или на льготной основе в соответствии с законодательством необходимые условия для свободного доступа и пользования физкультурно-спор-тивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, а также предоставление специального спортивного инвентаря регламентирована ст. 29 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 № 1224-Х11 «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».
Отношения, возникающие в процессе финансирования и налогообложения сферы АС, как и спорта в целом, регулируются Бюджетным кодексом Республики Беларусь и Налоговым кодексом Республики Беларусь. Но большинство таких отношений регулируется указами Президента Республики Беларусь. Вопросы финансирования особенно актуальны для АС, т.к. это социальный проект, который не имеет коммерческой составляющей.
Правовое регулирование любой сферы деятельности должно обеспечивать ее развитие. Полагаем, что в качестве взаимосвязанных критериев уровня развития спорта в стране можно рассматривать:
— спортивные достижения на международных спортивных соревнованиях;
— массовость распространения спорта. ^
>
5 Журавлёва Т. В. Современный подход к правовому регулированию отношений в сфере адаптивного спорта в Республике Беларусь // Актуальные проблемы правового регулирования ^ спортивных правоотношений в контексте развития норм конституционного, гражданского и
I и
иных отраслей российского и международного законодательства : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 18 дек. 2013 г. / Урал. гос. ун-т физ. культ. ; отв. ред. С. А. Захарова. Челябинск : Уральская академия, 2013. С. 102. ОПЫТ'
148 зарубежный опыт
я ^Ж J
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
Среди регламентированных законодательством Республики Беларусь факторов, влияющих на развитие спорта, можно выделить две группы:
— меры социальной защиты для спортсменов и тренеров (установление призов в денежной либо натуральной форме спортсменам, добившимся спортивных результатов, и вознаграждений их тренерам; назначение и выплата именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере спорта спортсменам и тренерам; учреждение государственных стипендий чемпионам Олимпийских игр; награждение государственными наградами Республики Беларусь; налоговые льготы и др.);
— меры поддержки организациям физической культуры и спорта (безвозмездная (спонсорская) помощь с предоставлением налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ее оказывающим; субсидии за счет средств местных бюджетов; предоставление права организациям, созданным в форме общественных объединений (ассоциаций, союзов), осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них; налоговые льготы и др.).
Что касается размера призов спортсменам и вознаграждений их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх, то он значительно ниже, чем по итогам участия в Олимпийских играх. Такой же подход наблюдается и в отношении поощрения за успехи в иных международных спортивных соревнованиях и установление рекордов (в России, Украине, Азербайджане аналогичные выплаты установлены в равном размере). Государственные стипендии учреждены только для чемпионов Олимпийских игр. Существует разница в размере именных стипендий Президента Республики Беларусь: за результаты, достигнутые на Паралимпийских и Дефлимпийских играх, выплаты значительно ниже, чем за результаты на Олимпийских играх. Кроме того, согласно п. 21 Положения о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 15.04.2013 № 190, в случае если количество спортсменов и тренеров, имеющих право на назначение именных стипендий, превышает их количество, учрежденное Президентом Республики Беларусь, преимуществом при назначении именных стипендий пользуются (в порядке перечисления): спортсмены и тренеры олимпийских видов спорта; спортсмены и тренеры паралимпийских, дефлимпийских дисциплин, неолимпийских дисциплин олимпийских видов спорта. Заслуживает внимания квотный принцип при распределении подобных стипендий, применяемый, в частности, в России: представителям АС гарантировано определенное количество стипендий, причем размер их равен для всех направлений спорта6.
Из организаций, возглавляющих направления АС, в перечень спортивных организаций, которым оказывается поддержка в рамках Указа Президента Республики Беларусь № 191 от 15.04.2013 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта», включен только Паралимпийский комитет Республики Беларусь. В соответствии с целями этого Указа (создание необходимых условий для дальнейшего развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, оптимизации мер по поддержке игровых видов спорта) в данный перечень целесообразно включить ОО «Белорусская спортивная федерация глухих», возглавляющее равноправное с пара-лимпийским спортом направление — дефлимпийский спорт и имеющее аналогичный правовой статус.
Журавлёва Т. В. Спортивное право Республики Беларусь на длинной дистанции // URL: http:// union.by/news/aa399791d781ee11.html (дата обращения: 10.02.2015).
в
ЕСТНИК Журавлёва Т. В.
УНИВЕРСИТЕТА Законодательство Республики Беларусь об адаптивном спорте
149
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
По результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
— не все общественные отношения в сфере АС охвачены нормативным правовым регулированием;
— нормы, регулирующие общественные отношения в сфере АС, систематизированы в недостаточной степени;
— законодательство Республики Беларусь об АС не предоставляет равных условий для развития всех направлений спорта (предпочтение отдается олимпийскому направлению по сравнению с паралимпийским и дефлимпийским и в некоторых случаях — паралимпийскому направлению по сравнению с дефлимпийским).
Исходя из вышеизложенного актуальными представляются следующие направления совершенствования законодательства Республики Беларусь об АС:
— развитие системного правового регулирования в сфере АС, т.е. с учетом всех направлений и комплекса общественных отношений в данной сфере;
— систематизация норм, регулирующих общественные отношения в сфере АС, по возможности в одном законодательном акте — Законе о спорте, а в перспективе — Спортивном кодексе Республики Беларусь, в рамках отдельной главы;
— создание равных с олимпийским спортом условий (в первую очередь финансовых) для развития всех направлений АС.
Поскольку сфера АС порождает комплекс разнородных общественных отношений и они регулируются нормами различных отраслей права, имеющих свои отраслевые принципы, не противоречащие принципам права, универсальным ориентиром для определения направлений правового регулирования сферы являются именно принципы права. Следовательно, теоретической основой определения направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь об АС стали принципы права — собственно правовые (формальная определенность юридических норм, системность в правовом регулировании, точность в определении круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий и др.) и социально-правовые (общечеловеческая справедливость, юридическое равенство всех перед законом, гуманизм, защита социально слабых, стимулирование социально-полезной активности субъектов права и др.).