Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КИТАЕ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / LEGISLATION ON ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ма Синь

Важную роль в охране окружающей среды играет экологическое образование. В статье рассмотрено понятие «экологическое образование» в доктринах и законодательстве Китае. Показаны роль экологического образования в решении экологических проблем, история законодательства об экологическом образовании в Китае, способ его совершенствования, а также обращено внимание на существующие экологические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law on environmental education in China

An important role in the protection of the environment plays a environmental education. In the article examines the concept "environmental education" in the doctrines and legislation of China. The role of environmental education in solving environmental problems, the history of legislation on environmental education in China, the way to improvement and also attention is drawn to the existing environmental problems.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КИТАЕ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КИТАЕ

МА СИНЬ,

аспирантка сектора эколого-правовых исследований Института государства и права Российской академии наук. E-mail: 387881735@qq.com

Краткая аннотация: Важную роль в охране окружающей среды играет экологическое образование. В статье рассмотрено понятие «экологическое образование» в доктринах и законодательстве Китае. Показаны роль экологического образования в решении экологических проблем, история законодательства об экологическом образовании в Китае, способ его совершенствования, а также обращено внимание на существующие экологические проблемы.

Abstract: An important role in the protection of the environment plays a environmental education. In the article examines the concept "environmental education" in the doctrines and legislation of China. The role of environmental education in solving environmental problems, the history of legislation on environmental education in China, the way to improvement and also attention is drawn to the existing environmental problems.

Ключевые слова: экологическое образование, законодательство об экологическом образовании, экологические проблемы.

Keywords: environmental education, legislation on environmental education, environmental problems.

В мире существует много экологических проблем, угрожающих существованию человечества: глобальное потепление, разрушение озонового слоя, уменьшение биоразнообразия планеты, кислотные дожди, деградация лесов, опустынивание почв, загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, моря, трансграничное перемещение опасных отходов. Столкнувшись со все более серьезными экологическими проблемами, человечество начало осознавать, что нерациональное использование природных ресурсов, игнорирование законов природы приводят к ухудшению природной среды. Установление гармоничных и устойчивых отношений между людьми и природой - важный способ решения данных экологических проблем. Для достижения этой цели во многих государствах приняты административные, экономические, правовые, научно-технические, образовательные и иные меры. Образовательные меры способствуют не только получению средств для решения экологических проблем, но и повышению экологической осведомленности.

Экологическое образование начало развиваться в конце XIX - начале XX в. На основании образовательного метода в процессе наблюдения и исследования природы постепенно осознавалась важность последней, поэтому охрана окружающей среды была включена в содержание экологического образования. В 70-е годы прошлого века экологическое образование получило большое развитие.

Пункт 6 гл. I Декларации по проблемам окружающей человека среды, принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 5-16 июня 1972 г.), гласит: «Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества — целью, которая достигается совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и социального развития» [1]. Отмечается, что развитие и охрана окружающей среды должны координироваться. Как устанавливает принцип 19 Декларации, «ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом

низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком...» [1].

К началу 1975 г. ЮНЕСКО совместно с Комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) разрабатывает «международную программу образования в области окружающей среды». Программа получила дальнейшее развитие на международной конференции в Белграде (Югославия), на которой была принята Белградская хартия - глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отношения человека и общества к природной среде с целью планирования деятельности по развитию образования в области окружающей среды, обеспечения международного обмена идеями, оказания помощи ученым, педагогам и преподавателям высших, средних и начальных школ в разработке учебных программ, а также оказания технической и финансовой поддержки эколого-образовательным проектам в различных странах мира.

В 1977 г. первая межправительственная конференция по вопросам экологического образования была проведена в Грузии, на которой принята Тбилисская декларация и систематически исследованы основы экологического образования и практики в данной области. В 1987 г. на Московской конференции, организованной ЮНЕСКО и ЮНЕП, обращено внимание на индивидуальный и коллективный характер экологического образования. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) была выработана Повестка дня на XXI век. Экологическое образование имеет тенденцию к нормативному, систематизированному и научно обоснованному развитию.

1973 г. - начало экологического образования в Китае. В китайском законодательстве отсутствует четкое понятие экологического образования. Так, «Китайская энциклопедия (Экологическая наука)» данное понятие определяет следующим образом: как с помощью образования познакомить людей с окружающей средой, заставить их знать об окружающей среде, получать знания и навыки для борьбы с загрязнением окружающей среды и предотвращения новых экологических проблем, установить правиль-

ное отношение между человеком и окружающей средой, чтобы защитить окружающую среду совместными усилиями всех членов общества [2, с. 45].

Китайские ученые по-разному определяют понятие экологического образования. Некоторые считают, что экологическое образование заключается в популяризации базовых знаний об экологической науке, культивировании экологической осведомленности и экологической этики учащихся, а также в трансформации, контроле, аналогии и оптимизации экологических возможностей [3, с. 53]. Другие полагают, что экологическое образование - это образование об экологической среде, т.е. знания об экологии и экологической среде внедряются в образовательные мероприятия, чтобы сделать их важной частью образования. Посредством повышения знаний об экологии и экологической среде у учащихся также образуется правильная концепция окружающей среды, более глубокое понимание охраны окружающей среды [3].

По нашему мнению, в понятии «экологическое образование» должна быть проявлена концепция устойчивого развития. Смысл экологического образования заключается в глубоком понимании взаимосвязи человечества и природы с учетом экологических интересов нынешнего и будущих поколений, полном осуществлении стратегии устойчивого развития. Экологическое образование есть основная образовательная деятельность общенародного характера, направленная на повышение экологической осведомленности всех членов общества и содействие координированному развитию экономики общества и окружающей среды, способствование созданию общества, ориентированного на повторное использование и экономичное потребление ресурсов, посредством интеграции различных образовательных ресурсов и средств.

Экологическое образование - один из основных путей решения существующих экологических проблем, их предупреждения, реализации устойчивого развития. Методом радикального решения экологических проблем является образование духа экологической самодисциплины. Повышение экологической осведомленности - ключевое звено образования духа экологической самодисциплины. Экологическая осведомленность есть одно из важных проявлений современной цивилизации. Под ней понимается совокупность мыслей, мнений, знаний, отношений, ценностей и психологии людей в отношении охраны

окружающей среды. В случае наличия экологической осведомленности и чувствительности у людей будут инициатива, активность и сознание в области охраны окружающей среды. Цель экологического образования - распространение специальных знаний о социологии, истории, экономике, праве, этике, эстетике, экологии, физике, химии и др.; подготовка специалистов для решения экологических проблем; обучение передовой и специальной технологии для решения экологических проблем; развитие способности людей к решению экологических проблем, к принятию адекватных и эффективных мер для борьбы с загрязнением и нарушением окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. С помощью экологического образования не только повышается экологическая осведомленность, создается концепция охраны окружающей среды (включая концепцию устойчивого развития, концепцию экологических ресурсов, экологические ценности, концепцию экологических выгод, концепцию охраны окружающей среды, экологическую этику и др.), но и образуются ценность окружающей среды и нравственная ценность, чувство ответственности за охрану окружающей среды, пробуждается человеческая совесть и формируется экологическая этика. Оно помогает видеть взаимосвязь природы и человека, тесную связь природы с будущими поколениями, учит заботиться и уважать природу, переосмыслить свой неэкологический образ жизни, отказаться от пути завоевания и господства природы, создать научную манеру поведения, установить гармоничные отношения между людьми и природой. Лишь в случае того, когда все люди имеют осознание и способность к охране окружающей среды, можно коренным образом предупреждать возникновение экологических проблем или свести к минимуму вредное воздействие человеческого поведения на окружающую среду.

Законодательство об экологическом образовании может обеспечивать эффективное функционирование экологического образования. Право в качестве средства регулирования общественных отношений может в принудительном порядке регулировать поведение людей, устанавливать и охранять стабильный общественный порядок, служить развитию общества. Законодательство об экологическом образовании с помощью обязательных мер обеспечивает осуществление экологического образования, реализацию нормативного, стабильного,

упорядоченного и устойчивого его развития.

Перейдем к рассмотрению системы экологического образования в Китае. На протяжении более 40 лет (с 1973 г.) в стране экологическому образованию уделяется значительное внимание, постепенно укрепляются положения об экологическом образовании в политических документах, правовых актах, планах действия и руководствах по действию, связанных с охраной окружающей среды. Проводится экологическое образование для учащихся в детских садах, начальных и средних школах, средних и высших профессиональных училищах, вузах, для работников государственных органов, предприятий и учреждений, а также для общественности.

Регулирование экологического образования в базовом образовании (в детских садах, начальных и средних школах) началось в 1978 г. В документе Госсовета от 31 декабря 1978 г. «Отчеты по охране окружающей среды» отмечается, что в начальных и средних школах следует обучать охране окружающей среды. Это - первая инструкция правительства по экологическому образованию в начальных и средних школах [4]. В течение 20 лет после публикации этого документа последовательно разработаны многие политические документы, имеющие важное руководящее значение для проведения экологического образования в начальных и средних школах, в которых предусматриваются основные пути экологического образования в начальных и средних школах, содержание экологического образования, подготовка учителей и конструкция учебников. Например, разработанное Госсоветом в феврале 1981 г. «Решение об укреплении охраны окружающей среды в период национального экономического регулирования» предусматривает, что в начальных и средних школах должны распространяться экологические знания. «План на начальную и среднюю школу по очной форме в системе девятилетнего обязательного образования», разработанный Госкомитетом по образованию в 1983 г., предусматривает включение экологических, энергетических, природоохранных и других знаний в содержание учебных и внеучебных мероприятий. Повестка дня на XXI век Китая, утвержденная Госкомитетом по образованию в 1994 г., включила обучение знаний о природных ресурсах, экологии, окружающей среде и устойчивом развитии в содержание дисциплин «Природа» в начальных школах и «География» в средних школах. В октябре 2003 г. Министерство образования опубликовало

первый экологический образовательный документ на государственном уровне - «Руководство по осуществлению экологического образования в начальных и средних школах», который является важной гарантией всеобщей популяризации экологического образования. Данное Руководство состоит из пяти частей: в предисловии излагаются тенденция международного экологического развития, нынешняя экологическая обстановка в Китае, а также характер, особенность и основные идеи экологического образования; в остальных частях детально устанавливаются цель экологического образования, содержание обучения, рекомендации по осуществлению и оценке экологического образования [5]. Введение данного документа имеет важное значение в истории экологического образования в Китае, показывает, что образование в области окружающей среды и устойчивого развития впервые стало неотъемлемой частью системы образования в Китае. Руководство оказывает положительное влияние на природоохранную деятельность 200 млн школьников.

Регулирование экологического образования в высшем учебном заведении делится на две части: положения об экологическом образовании для подготовки экологических профессионалов и положения об экологическом образовании для популяризации экологических знаний в вузах.

«Некоторые временные положения об охране и улучшении окружающей среды», принятые на первой национальной конференции по охране окружающей среды, состоявшейся в Пекине 5-20 августа 1973 г., в которых впервые четко предусматриваются учреждение специальности по охране окружающей среды и подготовка технического персонала в профессиональных училищах. Это - первый политический документ по охране окружающей среды в Китае. После этого государство активно приступает к подготовке экологических специалистов. «План на развитие экологического образования (проект)», разработанный Госсоветом с соответствующими ведомствами в 1980 г., включил экологическое образование в национальную образовательную программу. «Решение об укреплении охраны окружающей среды в период национального экономического регулирования» предусматривает положение об учреждении курсов по охране окружающей среды на технических, технологических, медицинских, экономических, юридических, сельскохозяйственных и других факультетах, а также положение о создании специаль-

ности по охране окружающей среды в некоторых известных университетах. Повестка дня на XXI век Китая устанавливает положение о введении дисциплин «Развитие и окружающая среда» в высших учебных заведениях, создании в магистратуре специальности, связанной с устойчивым развитием (например, экологические исследования и др.). Во «Всекитайском плане действий по экологическому образованию (1996 - 2010 гг.)», имеющем важную значимость для экологического образования, подготовки специалистов в области охраны окружающей среды и пропаганды экологического образования, разработаны методы обучения и способы достижения данной цели.

С 1982 г. в соответствии с вышеуказанным Решением во многих училищах и вузах на факультетах, не связанных с охраной окружающей среды, открыт факультативный курс «Введение в экологическую науку», а во время проведения внеучебных мероприятий, общественной практики и т.п. проводится экологическое образование для учащихся. Это играет важную роль в укреплении понимания учащимися отношений между людьми и окружающей средой, повышения как экологической осведомленности, так и общего качества. На сегодняшний день в Китае сформирована многоуровневая система экологического образования, в которую входят среднее профессиональное училище, профессиональное училище и вуз.

Регулирование в экологическом образовании для подготовки кадров на рабочем месте -

под ним понимаются меры, направленные на подготовку руководства и персонала Министерства охраны окружающей среды и его территориальных органов с целью удовлетворения потребностей охраны окружающей среды, укрепления экологической осведомленности кадров, улучшения их политического и профессионального качеств. «Решение об укреплении охраны окружающей среды в период национального экономического регулирования» предусматривает, что при подготовке кадров в ведомствах должно осуществляться экологическое образование. Министерство охраны окружающей среды и его территориальные органы обязаны активно проводить экологическое образование в отношении своего персонала, повышать его экологическую осведомленность и знания. «Всекитайский план действий по экологическому образованию (1996 - 2010 гг.)» устанавливает конкретные требования к работе над экологическим образованием для кадров. Статья 31

«Решения Госсовета по реализации научной концепции развития и усилению охраны окружающей среды» от 13 декабря 2005 г. предусматривает углублять развитие экологического образования, кадровые учебные заведения должны усилить экологическое образование для лидеров и руководителей основных предприятий, укреплять подготовку кадров в области охраны окружающей среды.

Регулирование экологического образования общественности - под ним понимаются нормативные способы и методы, с помощью которых повышаются экологическая осведомленность и сознательность общественности для осуществления устойчивого развития. С 1973 г. правительство приступает к составлению ряда книг по экологическому просвещению для ознакомления общественности с текущей глобальной экологической ситуацией, понимания значительного воздействия экологических проблем на социальное развитие и устранение обратных и неосведомленных идей, не способствующих охране окружающей среды. Правительство также сформулировало многоуровневую политику в области экологического образования общественности (партийные и правительственные кадры, работники предприятий, жители городов и фермеры). Во «Всекитайском плане действий по экологическому образованию (1996 - 2010 гг.)» была поставлена цель: к 2010 г. создать полную сеть пропаганды экологического просвещения по всей стране, повышать экологическую осведомленность всех народов.

Статья 5 «Уведомления административного отдела Госсовета об ограничении в области производства, продажи и использования пластиковых пакетов» от 31 декабря 2007 г. предусматривает, что во время проведения мероприятий по охране окружающей среды и в День окружающей среды необходимо в полной мере использовать различные средства массовой информации, такие как радио и телевидение, газеты и другие периодические издания, Интернет и иные общедоступные средства на территориях сообществ, городов, школ, супермаркетов, торговых центров, станций, аэропортов, туристических достопримечательностей и других мест в целях широкой пропаганды вреда пластиковых пакетов. Важное значение имеет ограничение в области продажи и пользования пластиковых пакетов.

Кроме вышеперечисленных политических документов положения об экологическом образовании отдельно укрепляются в различных правовых

актах. Статья 5 Закона КНР от 28 июня 2003 г. «О предотвращении и борьбе с радиоактивным загрязнением» предусматривает, что народные правительства должны включать предупреждение и борьбу с радиоактивным загрязнением в планирование охраны окружающей среды. Народные правительства должны организовать целенаправленную пропаганду и просвещение по предупреждению и борьбе с радиоактивным загрязнением, чтобы информировать общественность о соответствующих положениях и знаниях о предотвращении и борьбе с радиоактивным загрязнением. В данном Законе впервые на законодательном уровне возложена обязанность по проведению экологического образования на правительства.

Пункт 2 ст. 6 Закона КНР от 1 апреля 2005 г. «О предупреждении и борьбе с загрязнением твердыми отходами» устанавливает, что народные правительства должны повышать уровень образования в области предотвращения и борьбы с загрязнением твердых бытовых отходов, пропагандировать экологически безопасные методы производства и образ жизни.

Статья 6 Закона КНР от 11 мая 1984 г. «О предотвращении и борьбе с загрязнением воды» предусматривает, что государство поощряет и поддерживает научно-технические исследования в области предотвращения и борьбы с загрязнением воды, внедрение передовых доступных технологий, а также укрепляет пропаганду и образование в области охраны водной среды.

В 2011 г. вступило в силу Положение об экологическом образовании Нинся-Хуэйского автономного района, или Нинся - первый местный специальный закон об экологическом образовании. По Положению, для ответственных лиц всех государственных органов, политических партий, общественных организаций, предприятий и учреждений, школ, городских и сельских низовых организаций и учащихся в начальных, средних школах и университетах, находящихся на территории данного автономного района, должно проводиться экологическое образование, содержащее любовь к природе, экономию ресурсов, охрану окружающей среды, повышение экологической осведомленности, экологической этики, пропаганду экологического права, осуществление научно-популярных мероприятий по охране окружающей среды. Предусматривается использование дополнительных учебных материалов по экологическому об-

разованию, а также требования об укреплении потенциала экологического образования, финансировании экологического образования, создании учреждений экологического образования, а также о системе вознаграждения и наказания.

Статья 9 Закона КНР от 26 декабря 1989 г. (с изм. от 24.04.2014 г.) «Об охране окружающей среды» гласит: народные правительства должны усилить работу по пропаганде и популяризации охраны окружающей среды, поощрять общественные объединения, волонтеров в области охраны окружающей среды, пропагандировать правовые акты и знания об охране окружающей среды; Министерство по образованию и университеты обязаны усилить экологическое образование для повышения экологической осведомленности учащихся; средства массовой информации должны пропагандировать правовые акты и знания об охране окружающей среды.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить следующее: в Китае на экологическое образование обращается большое внимание, с развитием экологического образования постепенно укрепляются положения об экологическом образовании в политических документах, правовых актах, планах действия и руководствах по действию. Однако в стране все еще существуют многие проблемы в законодательстве об экологическом образовании.

Во-первых, отсутствует национальный специальный закон об экологическом образовании, в котором содержалось бы четкое единообразное понятие экологического образования, определение полномочий Министерства охраны окружающей среды и Министерства по образованию, осуществляющих экологическое образование.

Во-вторых, нет финансирования экологического образования. Важной целью экологического образования является повышение экологической осведомленности и уровня охраны окружающей среды всех народов. Для достижения данной цели должны быть разработаны материалы по экологическому образованию с учетом особенностей различных социальных групп и территорий, создан механизм вознаграждения для стимулирования интереса общественности к охране окружающей среды. Для этого требуется финансовая поддержка.

В-третьих, во многих действующих правовых актах только предусматриваются руководящие положения, но не предусматриваются пути проведения экологического образования, механизм обеспечения

проведения экологического образования, полномочия соответствующих органов по экологическому образованию, система по оценке качества выполнения экологического образования, порядок привлечения к ответственности за невыполнение экологического образования. Так что на практике трудно реализовать данные руководящие положения.

Для обеспечения эффективного осуществления экологического образования необходимо разработать национальный специальный закон об экологическом образовании, который устанавливает:

1) значение экологического образования для решения экологических проблем, правовой статус экологического образования как основного, общенародного, комплексного образования. На основании концепции экологического образования, закрепленной в документах международных конференций и с учетом глобальной тенденции экологического образования определение роли государства в развитии экологического образования;

2) единообразное понятие «экологическое образование», полномочия субъектов, осуществляющих экологическое образование, права и интересы субъектов, осуществляющих экологическое образование, порядок привлечения ответственности за невыполнение или ненадлежащим образом выполнение экологического образования, размещение персонала и др. В особенности привлечение общественных природоохранных организаций к участию в экологическом образовании и обеспечение их прав и интересов в законодательстве;

3) предоставление материального обеспечения для осуществления экологического образования, по разным каналам сбор денежных средств. В дополнение к административным ассигнованиям со стороны государства и местных органов власти можно создать благотворительный фонд для поддержки экологического образования и получать международное финансирование, привлекать частные благотворительные средства. Закон также должен предусматривать порядок управления и использования данных денежных средств;

4) создание фонда по экологическому образованию, вознаграждение социальных групп и отдельных лиц, которые внесли выдающийся вклад в экологическое образование, для мобилизации всего народа на участие в экологическом образовании (например, грант на научно-исследовательскую деятельность);

4)создание ответственного надзорного органа за осуществлением экологического образования, а также для обеспечения устойчивого его

развития;

6) международное сотрудничество и обмен в области экологического образования.

Библиография:

1. Стокгольмская декларация (извлечение) (принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Система Консультант-плюс (дата обращения: 1.12.2017)

2. Китайская энциклопедия (Экологическая наука) (на кит. яз.) / отв. ред. редколл. по правовой науке Китайской энциклопедии. Пекин: Изд-во «Китайская энциклопедия», 1983. 537 с.

3. Чуж Хуайсинь. Экологическое образование: теория и практика (на кит. яз.). Пекин: Изд-во «Китайская экологическая наука», 2005. 254 c.

4. Отчеты по охране окружающей среды (на кит. яз.). Официальный сайт Правительства Китая // URL: http://www.gov.cn/test/2012-04/10/content_2110072.htm

5. Руководство по осуществлению экологического образования в начальных и средних школах (на кит. яз.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wenku.baidu.com (дата обращения: 01.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.