Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СВОБОДЕ СЛОВА, ЦЕНЗУРЕ И ПРОПАГАНДЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ЮГА РОССИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СВОБОДЕ СЛОВА, ЦЕНЗУРЕ И ПРОПАГАНДЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СЛОВА / ЦЕНЗУРА / ПРОПАГАНДА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ЮГА РОССИИ / АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / СВОБОДА ПЕЧАТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Дзюбенко Анастасия Александровна, Неподоба Лидия Алексеевна, Мирзоян Анаит Андрониковна

В работе анализируется законодательство, регулирующее в Вооруженных силах юга России вопросы цензуры и пропаганды. Рассматривается как правовое регулирование, так и сложившаяся вокруг него правоприменительная практика. Используются «временное положение о цензуре» принятое генеральным штабом Вооруженных сил юга России, «приказы Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией» и «Закон в отношении участников установления в Российском государстве советской власти, а равно сознательно содействовавших её распространению и упрочнению». В работе применены метафизический и диалектический методы, системный, метод анализа и синтеза. Важнейшими для работы методами, позволяющими достичь поставленных в исследовании задач, выступают сравнительно-правовой метод, формально-юридический и структурно-функциональный методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Дзюбенко Анастасия Александровна, Неподоба Лидия Алексеевна, Мирзоян Анаит Андрониковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION ON FREEDOM OF SPEECH, CENSORSHIP AND PROPAGANDA IN THE ARMED FORCES OF SOUTHERN RUSSIA

The paper analyzes the legislation that regulates the issues of censorship and propaganda in the Armed Forces of the South of Russia. The article considers both legal regulation and the law enforcement practice that has developed around it. They use the "temporary censorship provision" adopted by the General Staff of the Armed Forces of the South of Russia, "orders of the Ruler of the South of Russia and the Commander-in-Chief of the Russian Army" and "The Law regarding the participants in the establishment of Soviet power in the Russian state, as well as those who deliberately contributed to its spread and consolidation." The work uses metaphysical and dialectical methods, systemic, analysis and synthesis methods. The most important methods for work, allowing to achieve the tasks set in the study, are the comparative legal method, formal legal and structural-functional methods.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СВОБОДЕ СЛОВА, ЦЕНЗУРЕ И ПРОПАГАНДЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ЮГА РОССИИ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_97

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СВОБОДЕ СЛОВА, ЦЕНЗУРЕ И ПРОПАГАНДЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ЮГА РОССИИ КИРИЧЕНКО Евгений Владимирович,

преподаватель кафедры государственного и международного права

ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина".

E-mail: lbcs@yandex.ru;

ДЗЮБЕНКО Анастасия Александровна,

обучающаяся юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина". E-mail: a.dzubenko06@mail.ru;

НЕПОДОБА Лидия Алексеевна,

обучающаяся юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина". E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МИРЗОЯН Анаит Андрониковна,

обучающаяся юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина". E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Краткая аннотация: В работе анализируется законодательство, регулирующее в Вооруженных силах юга России вопросы цензуры и пропаганды. Рассматривается как правовое регулирование, так и сложившаяся вокруг него правоприменительная практика. Используются «временное положение о цензуре» принятое генеральным штабом Вооруженных сил юга России, «приказы Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией» и «Закон в отношении участников установления в Российском государстве советской власти, а равно сознательно содействовавших её распространению и упрочнению». В работе применены метафизический и диалектический методы, системный, метод анализа и синтеза. Важнейшими для работы методами, позволяющими достичь поставленных в исследовании задач, выступают сравнительно-правовой метод, формально-юридический и структурно-функциональный методы.

Abstract. The paper analyzes the legislation that regulates the issues of censorship and propaganda in the Armed Forces of the South of Russia. The article considers both legal regulation and the law enforcement practice that has developed around it. They use the "temporary censorship provision" adopted by the General Staff of the Armed Forces of the South of Russia, "orders of the Ruler of the South of Russia and the Commander-in-Chief of the Russian Army" and "The Law regarding the participants in the establishment of Soviet power in the Russian state, as well as those who deliberately contributed to its spread and consolidation." The work uses metaphysical and dialectical methods, systemic, analysis and synthesis methods. The most important methods for work, allowing to achieve the tasks set in the study, are the comparative legal method, formal legal and structural-functional methods.

Ключевые слова: свобода слова, цензура, пропаганда, Вооруженные силы юга России, антибольшевистские движения, гражданская война, сравнительно-правовой анализ, сравнительное правоведение, история государства и права, свобода печати.

Keywords: freedom of speech, censorship, propaganda, Armed forces of southern Russia, Anti-Bolshevik movements, civil war, comparative legal analysis, comparative law, history of state and law, freedom of the press.

С момента появления института государства государственный аппарат стремится, регулируя общественные отношения в стране, любыми способами подавлять деятельность, направленную на изменение государственного строя. Как отмечают некоторые авторы, государственная власть, выступая основным инструментом насилия в государстве, отстаивает и защищает интересы господствующих политических классов. [1, с. 817-825; 2, с. 7-9]

Важнейшим инструментом воздействия на общественные институты выступает институт цензуры печатной деятельности и деятельность средств массовой информации. При этом, государственная цензура особенно активно в период смены политических режимов, военных и политических катаклизмов.

20-й век в России охарактеризовался огромным количеством политических и военных конфликтов, особенно - в период Гражданской войны 1917-1922 годов.

В связи с этим, большой научный интерес представляет исследование института цензуры и его закрепления в законодательстве «белого» Крыма в начале 20-х годов прошлого века.

Основным документом, регламентирующим деятельность цензоров «белого» Крыма было «Временное положение о цензуре» [3], которое было утверждено 30 апреля 1920 года

генералом-квартейместером Генерального штаба Форманом и начальником Отдела печати Генерального штаба полковником Мартыниным. В отличие от цензуры советской, носившей всеобъемлющий и всепроникающий характер, цензура в «белом» движении не затрагивала ряд изданий. Так, в качестве не подлежащих цензурированию указаны все правительственные издания, все издания академий, университетов и других высших правительственных учреждений, а также почтовые отправления и телеграммы, получаемые главнокомандующим и командующими армиями, всем правительственными учреждениями и должностными лицами, дипломатическими и консульскими представителями союзных государств.

Ещё одним существенным усовершенствованием нормативной базы стало появление четко сформулированных обязанностей как Военно-цензурного отделения Отдела печати, так и самих цензоров. Это выгодно отличало эту организацию от любой из тех, что существовали при генералах М. В. Алексееве и А. И. Деникине, так как вопросы компетенции Освага, или, например, отдела пропаганды были сформулированы достаточно размыто, а по позже рассмотренным свидетельствам современников, многие сотрудники не представляли в чем же именно заключаются их должностные обязанности и какую пользу они

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 12(192)

могут приносить «белому» движению. К числу обязанностей, возложенных на Военно-цензурное отделение Отдела печати относились разработка проектов об изменении и пополнении правил по применению рассматриваемого положения, разъяснение вопросов возникающих при применении актов, регулирующих порядок цензурирования, наблюдение за цензорами и объединение их деятельности, рассмотрение жалоб, приносимых на действия цензоров, выбор личного состава военно-цензурных установлений (так назывались местные представительства Военно-цензурного отделения Отдела печати) и составление отчётов, сводок и сведений по вопросам печати поч-тово-телеграфной цензуры.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что отделение являлось органом, исполняющим организационные и надзорные функции. Разрабатывая и совершенствуя нормативную базу, регулирующую процесс цензуры, давая разъяснения и отвечая на жалобы, они передавали саму фактическую работу по цензурированию цензорам на местах. Деятельность отделения позволяла осуществлять государству реализацию принципов законности и ответственности в стране. [4, с. 22-32; 9, с. 5-7]

В «Положении» указано, что «в каждый пункт, где будет признано необходимым наличие цензуры, назначается цензор по делам печати и определенное штабом число помощников» [5]. Цензор на месте распределял между помощниками материал, подлежащий рассмотрению, и нес ответственность за их работу. При этом для цензоров устанавливались достаточно жесткие сроки, в которые должна была выполняться работа, так рассмотрение повременных изданий должно было выполняться в однодневный срок не позже чем за два часа до выхода в свет. Сроки были расширены до полных суток для еженедельных изданий и трёх суток для ежемесячных в связи с отсутствием такой срочности и их увеличенным объемом.

Строго следили и за появлением новых изданий. В такой ситуации цензоры на местах должны были готовить срочные доклад в центральное отделение и сопровождать его первым вышедшим номером со своими комментариями. Если срочности не было, доклады в центральное отделение отправлялись в плановом порядке еженедельно в воскресный день. Содержание докладов, судя по сохранившимся образцам, включало в себя краткий обзор печати по характеру, общим направлениям её, реакции общественности на публикации, содержание не допущенных к печати статей и мотивированное обоснование их недопущения. Целями же цензуры почтово-телеграфной назывались уяснение настроений широких масс, из взглядов, пожеланий и, разумеется, пресечение распространения преступной агитации путем переписки.

Следует отдельно подчеркнуть, что само словосочетание «военная цензура» может натолкнуть на ложную мысль о

том, что первоочередной задачей является попытка обнаружить и пресечь распространение стратегически важной информации о расположении и передвижениях армий и флотов, например. Тем не менее, такая цель в «Положении и инструкции для военных цензоров» в принципе не упомянута, что наглядно раскрывает предназначение всей организации военных цензоров как структуры сугубо пропагандистской или, возможно, даже в первую очередь, антипропагандистской [6].

Ещё двумя значимыми связанными между собой документами стали «Приказ Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией» № 3626 и «Приказ Правителя юга России и Главнокомандующего Русской Армией по гражданскому управлению № 158» [7].

В преамбуле первого приказа генерал Врангель отмечал, что он неоднократно замечал, что его приказания и требования исполняются не всегда точно и быстро, а иногда и вовсе остаются без исполнения, а основательные жалобы на нарушение законов и прямых его распоряжений не всегда доходят по назначению и частично не получают справедливого разрешения, в результате чего в населении нет уверенности, что голос обиженного будет услышан и оно нередко не знает к кому обратиться за восстановлением своих попранных прав и надежным ограждением от чинимых обид.

Для исправления указанной проблемы приказом учреждалась высшая комиссия правительственного надзора, действовавшая на следующих основаниях:

1. Высшая комиссия правительственного надзора образуется из ревизующих сенаторов, председателя главного военного и военно-морского суда и особого постоянного члена комиссии. Председатель комиссии и постоянный член назначаются самим Врангелем.

2. К ведению комиссии относятся: а) принятие и рассмотрение жалоб, заявлений и сообщений о злоупотреблениях, имеющих общегосударственное значение, а равно о всех вообще особо важных преступных деяниях по службе государственной или общественной и серьезных непорядках в отдельных отраслях управления и б) рассмотрение всех передаваемых самим Врангелем в комиссию, принесенных на его имя прошений

3. Комиссии предоставляется по поступающим к ней сообщениям, жалобам и заявлениям: а) распоряжением председателя производить через чинов сенаторской ревизии предварительные расследования и собирать необходимые сведения и б) по постановлениям самой комиссии направлять сообщения, жалобы и заявления по подведомственности подлежащим учреждениям и должностным лицам и входить ко мне с представлением о назначении расследований, через особо назначенных для сего лиц, или о производстве сенаторских ревизий. По всем сообщениям, жалобам и заявлениям, препровожденным комиссией по подведомственности, подлежащие учреждения и долж-

Конституционное право; конституционный судебный

процесс; муниципальное право

ностные лица обязаны уведомлять комиссию о последовавшем направлении или разрешении означенных сообщений, жалоб и заявлений.

4. На постоянного члена комиссии, кроме участия в ее заседаниях, возлагается: прием, рассмотрение, доклад мне и направление прошений и жалоб, поступающих на мое имя.

5. Делопроизводство комиссии возлагается председателем ее на одного или нескольких чинов ревизии, по соглашению с подлежащим членом комиссии.

Второй приказ указывал на то, что после создания комиссии высшего правительственного надзора, куда каждый обыватель имеет право внести жалобу на любого представителя власти с полной уверенностью, что жалоба не останется нерассмотренной этим путем и надлежит пользоваться честным людям, желающим действительно помочь общему делу. Там же отмечалось, что огульную критику в печати, а также тенденциозный подбор отдельных проступков того или иного агента власти будут считать не стремлением власти помочь, а желанием дискредитировать её в глазах населения и, соответственно, за такие статьи и редакторы газет и цензоры, пропустившие статью, будут нести ответственность.

Это указание, а также то, что преамбула приказа начинается с упоминания о том, что в последние дни в ряде органов печати появляются статьи, изобличающие агентов власти в преступных действиях и неисполнении приказов, авторы которых указывают, что сообщая об этом они исполняют долг честных русских людей, вырывая язвы взяточничества и произвола, позволяют с уверенностью утверждать, что целью этих двух

Библиография:

приказов было не создание механизма защиты прав жителей Крыма, а именно ужесточение цензурных рамок для газет.

Что касается вопросов ответственности за пропаганду в ВСЮР, то до мая 1920 года продолжал действовать утвержденный ещё в июле 1919 года при Деникине «Закон в отношении участников установления в Российском государстве советской власти, а равно сознательно содействовавших её распространению и упрочнению» [7], устанавливающий для агитаторов и пропагандистов, как для «прочих виновных в содействии или благоприятствовании деятельности советской власти» ответственность в размере штрафа до 20000 рублей или высылки на каторжные работы до 20 лет, осуществить которую было физически невозможно, поэтому вместо каторги агитаторы чаще помещались в исправительные арестантские отделения. Учитывая, что весь Крым фактически был отнесен к линии фронта, мог применяться и приказ № 17 1918 [8] года, отправлявший этих же лиц под трибунал. Но здесь стоит ещё раз упомянуть, что он указывал как на преступную только на большевистскую пропаганду, не затрагивая никакой другой.

Отдельно от этого 11 мая генерал Врангель утверждает новый приказ, согласно которому лица, уличенные в «возбуждении путем произнесения речей и других способов агитации, но не в печати, к устройству или продолжению стачки, участии в самовольном, по соглашению между рабочими, прекращении работ, в явном сочувствии большевикам, в непомерной личной наживе, в уклонении от исполнения работ по содействию фронту» подлежат высылке в советскую Россию, устанавливая отдельную меру ответственности за непечатные формы агитации [10].

1. Гончаров В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество. - 2013. - № 7 (103). - С. 817-825.

2. Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - № 24. - С. 7-9.

3. РГВА, ф 39528.1.2.

4. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Махачкала, 2005. - 180 с.

5. Батулин П.В. Военная цезура в период революции и Гражданской войны, 1917 - 1922 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opentextnn.ru/censorship/russia-after-1917/library-after-1917/research/batulin-p-v/batulin-p-v-voennaja-cezura-v-period-revoljucii-i-grazhdanskoj-vojny-1917-1922-дд (дата обращения: 28.11.2020).

6. Врангель П.Н. Белый Крым. Мемуары Правителя и Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. - М.: Эксмо. - 2014. - 464 с.

7. Положение об Особом совещании при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России от 2 февраля 1919 года. // СУРП ОС ВСЮР - 1919. - №1. - Ст. 1- 6.

8. РГВА, ф. 39457, оп. 1, д. 343, л. 7.

9. Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - № 11. - С. 5-7.

10. Врангель П. Н. Воспоминания. В 2 т. - М.: Центрполиграф. - 1992. - 784 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.