Научная статья на тему 'Законодательство Китая, регулирующее систему государственных закупок'

Законодательство Китая, регулирующее систему государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1545
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / способ закупок / открытые торги / селективные торги и единственный источник закупок / government procurement / procurement method / open bidding / selective bidding and the only source of procurement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. О. Зыкин

В данной статье рассмотрены особенности системы государственных закупок в Китае, в частности отражены основные положения национального законодательства, регулирующего указанный институт, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, проанализированы три способа проведения государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF CHINA REGULATING SYSTEM STATE PURCHASES

This article discusses the features of the public procurement system in China, in particular, reflects the main provisions of the national legislation governing this institution, the formation of approaches to foreign suppliers' access to the public procurement market, analyzed three ways of public procurement.

Текст научной работы на тему «Законодательство Китая, регулирующее систему государственных закупок»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Д.О. Зыкин, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10687

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности системы государственных закупок в Китае, в частности отражены основные положения национального законодательства, регулирующего указанный институт, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, проанализированы три способа проведения государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, способ закупок, открытые торги, селективные торги и единственный источник закупок.

Значительную долю ВВП в большинстве стран мира составляет система государственных закупок, посредством которой государство реализует социальные и экономические задачи. Сектор государственных закупок, выстроенный эффективно, с одной стороны стимулирует развитие малый, средний и крупный бизнес, а с другой стороны стимулирует потребителя данных товаров и услуг [1].

В Китае государственные закупки являются инструментом уменьшения финансовой и технологической зависимости национального производства от зарубежных источников ресурсов и капитала, а также имеют своим направлением поддержку национального для экспорта, что неизбежно способствует загруженности и развитию производства и исключает безработицу.

Правовое регулирование сферы государственных закупок в Китае состоит из Government Procurement Law (GPL) и Bidding Law (BL). Государственный закон о государственных закупках, обнародованный в 2002 году, устанавливает обязанность приобретать отечественные товары и услуги для учреждений правительства и юридических лиц Китая. Исключение составляют случаи, когда стоимость необходимых товаров или услуг в КНР превышена более чем на 20% в сравнении со стоимостью аналогичного товара или услуги, когда товары или услуги будут использо-

ваны за границей или иных случаях, прямо указанных в законе или административном регламенте. В законе закреплены дефиниции как отечественного, так и импортного товара. Отечественным продуктом является продукт, который производен на территории Китай и заводская себестоимость его превышает определенный процент от окончательной цены. Главным критерием для отечественного продукта является непрохождение его через таможенную границу КНР. Импортным же является товар, у которого менее 50 % добавленной стоимости было произведено на территории Китая.

Закон «О торгах» (BL) регулирует закупки в сфере строительных работ и сопутствующие товары и услуги.

Кроме того, Государственный Совет сформулировал и издал уведомление, в котором излагается план реализации закупок на центральном уровне и каталог централизованных закупок, включающий список товаров, работ и услуг, которые подлежат закупке методом торгов, и ежегодно правительственными органами обновляются на центральном и местном уровнях.

В ноябре 2012 году Китайской федерацией логистики и закупок был учрежден и запущен официальный сайт для размещения информации о закупках. Сайт www.china-cpp.com предоставляет общественности возможность контроля за сферой государственных закупок, исключает воз-

можность приобретения товаров для государственных нужд по необоснованно завышенным ценам, а также рынок государственных заказов приобретает свойство прозрачности и открытости.

В КНР существует три способа проведения государственных закупок: открытые торги, селективные торги и единственный источник закупок. Рассмотрим немного детальнее. При открытых торгах закупающая организация действует путем приглашения подать заявки организациям, уведомление о закупке обязательно в СМИ. При селективных торгах письма-приглашения для участия в торгах направляются только определённому кругу юридических лиц, но лишь при наличии 3 и более организаций, которые способны выполнить проект и имеют достойное финансовое положение. В BL содержаться два случая, позволяющих использовать селективный способ, а именно, если стоимость закупок с помощью открытых торгов будет несоизмеримой с общей стоимостью закупок, а так же в случае если товары, работы или услуги могут быть закуплены лишь у ограниченного количества организаций. Единственный источник закупок может быть использован закупочной организацией в конкретных случаях:

- если закупки возможны только у одного поставщика;

- если из-за непредвиденной аварийной ситуации закупать у других поставщиков нецелесообразно;

- если необходимы дополнительные услуги у того же поставщика с условием, что стоимость указанных услуг не превышает 10% стоимости первоначальных закупок.

Обязанностью закупающих организаций является подготовка тендерной документации, как в бумажной, так и в электронной форме. После выдачи заявки-извещения или письма-приглашения закупающая организация не имеет права прервать процесс торгов. Прекращение торгов возможно лишь в следующих случаях: противоправное поведения, подвергающее сомнению справедливость проведения процедуры торгов; превышение торговой цены уровня бюджета; наличие менее 3 поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям; отмены процедуры проведения торгов в связи с существенными изменениями.

Таким образом, правовое регулирование систему государственных закупок в Китае, несомненно, имеет свою специфику, которая заключается в использовании в целях снижения зависимости национального производителя от состояния мировых финансовых рынков, обеспечивая при этом открытость для международных потоков ресурсов и товаров.

Библиографический список

1. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 442-446. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-53 (дата обращения 01.03.2019).

2. Статья 10 Закона о государственных закупках КНР. Режим доступа: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023.htm (retrieved on 01.03.2019) (Stat'ja 10 Zakona o gosudarstvennyh zakupkah KNR).

3. Китай исключил товары ряда компаний для госзакупок. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/. 01.03.2019.

4. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №9. С. 101119.

5. Тодоров В. Софтверная китайская стена. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/.

LEGISLATION OF CHINA REGULATING SYSTEM STATE PURCHASES D.O. Zykin, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the features of the public procurement system in China, in particular, reflects the main provisions of the national legislation governing this institution, the formation of approaches to foreign suppliers' access to the public procurement market, analyzed three ways of public procurement.

Keywords: government procurement, procurement method, open bidding, selective bidding and the only source of procurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.