Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ЗАКОН / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиеба Я.

Статья посвящена анализу законодательства Чешской Республики в сфере туристской деятельсности. Приводятся законы, регулирующие туризм в России и Чехии, анализируются положения из законодательств и директивы Европейского Союза, касающиеся перевозок туристов, рассматривается предпринимательство в сфере туризма, а также деятельность турагентств и туроператоров. Проведена параллель между двумя законодательствами, выявлены главные сходства, различия и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE CZECH REPUBLIC IN THE FIELD OF TOURISM

The article is devoted to the analysis of the legislation of the Czech Republic in the field of tourism. The laws regulating tourism in Russia and the Czech Republic are given, provisions from the legislation and directives of the European Union concerning the transport of tourists are analysed, entrepreneurship in the field of tourism is considered, as well as the activities of travel agencies and tour operators. A parallel is drawn between the two legislations, the main similarities, differences and deficiencies are identified.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Я. Зиеба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-1-209-211

Аннотация. Статья посвящена анализу законодательства Чешской Республики в сфере туристской деятельсности. Приводятся законы, регулирующие туризм в России и Чехии, анализируются положения из законодательств и директивы Европейского Союза, касающиеся перевозок туристов, рассматривается предпринимательство в сфере туризма, а также деятельность турагентств и туроператоров. Проведена параллель между двумя законодательствами, выявлены главные сходства, различия и недостатки.

Ключевые слова: туризм, турист, законодательство, правовое регулирование в сфере туризма, закон, Чешская Республика.

Туризм, как социально-экономическое явление, влияет на многие сферы жизни. Из-за своей мультилатеральности он является предметом исследований в многих научных дисциплинах, в т.ч. праворегули-рования.

В Российской Федерации существует чётко определённое законодательтсво в сфере туризма. Действует федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ. Этот закон «определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ. Регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий. Также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов России» [1]. Помимо прочего, в данном законе определены такие понятия, как туризм внутренний, въездной или выездной, туризм международный, социальный и самодеятельный. Также, например, дается определение, кто такой турист, что подра-зумывается под туристскими ресурсами, гостиницей или туроператорской деятельностью. Этот закон, конечно, не единственный, который регулирует сферу туризма. Однако он является главной базой, на которой основывается вся туристская деятельность в России.

В то время как многие вузы и другие специалисты в России регулярно занимаются правовым регулированием и туризмом в целом, интерес к законодательству в сфере туризма в Чешской Республике не столь значителен. С точки зрения юридической науки, которая сильно сконцентрирована в основном на небольшом количестве юридических факультетов, также вызывает удивление большая фрагментация профессиональных рабочих мест, где значительную роль играют частные университеты.

Текущее определение правового статуса в сфере туризма в Чешской Республике не регулируется законом, или, скорее, не создана система организации туризма, которая бы определяла компетенции, обязанности и обеспечивала развитие туризма, согласованность мер, виды деятельности.

В настоящее время регулируется только предпринимательство в сфере туризма. Это включает в себя деятельность турагентства или туроператора в соответствии с Законом № 159/1999 Сб. «об определённых условиях ведения предпринимательства и выполнении определённых мероприятий в области туризма с внесенными в него поправками и другими соответствующими законами» [2]. Данный закон разделен на 5 частей:

- Часть первая: Регулирование некоторых условий ведения бизнеса в сфере туризма;

- Часть вторая: Содержание основной деятельности горноспасательной службы и её исполнение;

- Часть третья: Экскурсоводческая деятельность в сфере туризма и её испольне-ние;

- Часть четвертая: Поправка к Закону № 455/1991 Сб.;

- Часть пятая: Переходные и заключительные положения [3].

Этот закон регулирует обязанности туристских агентств и туристских операторов, требования туристского контракта, определяет понятие тур (чешское слово «заезд» можно перевести на русский как тур, экскурсия или поездка), а также правовое страхование туристских агентств от банкротства. Его часто называют Законом о туризме, но поскольку он лишь частично регулирует вопросы туризма, такое определение не совсем верное.

В данный момент обсуждается разработка закона о поддержке развития туризма, который должен закрыть проблемные места в действующем правовом регулировании туризма и связать отдельные виды деятельности. Источником вдохновения для создания нового законодательства в Чешской Республике послужило, в первую очередь, словацкое законодательство, затем австрийское, а также частично швейцарское [2].

К другим законам, регулирующим деятельность в сфере чешского туризма, относятся, например:

- Закон № 89/2012 Сб., новый гражданский кодекс, действующий с 1 января 2014 года;

- Закон № 90/2012 Сб., о торговых обществах и кооперативах;

- Закон № 634/1992 Сб., о защите прав потребителей;

- Закон № 526/1990 Сб., о ценах.

Важной директивой, регулирующей защиту потребителей, является Директива Совета 90/314/ЕЕС о пакетных поездках, пакетных отпусках и пакетных турах. Эта директива распространяется не на все туристские услуги, а только на туры. Прежде всего, она определяет основные понятия, положения о цене и её изменении, обязательства организатора и продавца тура,

основные требования договора, а также, например, гарантии в случае неплатежеспособности клиента. Другая причина для принятия этой директивы истекает из сути создания внутреннего рынка ЕС. Это позволяет потребителям пользоваться сравнимыми условиями при покупке поездки в государствах-членах, а предприятия могут предлагать свои услуги во всех государствах-членах. В ноябре 2015 года была утверждена новая Директива № 2015/2302 о пакетных поездках, заменившая Директиву Совета 90/314/ЕЕС [4].

Транспорт неразрывно связан с туризмом, будь то воздушный, наземный или морской. В этой области права пассажиров регулируются конвенциями, такими как Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок или Афинская конвенция, касающаяся морской перевозки пассажиров и их багажа. Правила издаются для отдельных видов транспорта, которые единообразно применяются во всех государствах-членах Европейского Союза.

На воздушном транспорте Регламент 261/2004 регулирует права пассажиров в таких ситуациях, как отмена рейсов, задержки рейсов, отказ в посадке и изменение класса.

В случае автобусного транспорта - это Регламент 181/2011 о правах пассажиров автобусного транспорта. Он охватывает как нерегулярные, так и междугородние регулярные рейсы, и гарантирует пассажирам право на недискриминационные условия перевозки, компенсацию и помощь в случае смерти, потери или повреждения багажа в результате несчастных случаев, информацию в случае отмены или задержки отправления и многое другое [5].

Регламент №1371/2007 о правах и обязанностях железнодорожных пассажиров является обязательным для железнодорожного транспорта, в котором конкретно указывается, какую информацию перевозчик должен предоставлять пассажирам до и во время поездки. Следующая часть посвящена задержкам и отменам, компенсации за проезд. В регламенте перечислены обязательства перевозчика по отношению к инвалидам и лицам с ограниченной воз-

можностью, а также требования пассажи- изменений в настоящее время происходит

ров в случае получения травм или в этом правовом секторе.

смерти [6]. По сравнению с российским законода-

Заключение. Из вышесказанного сле- тельством в сфере туризма, чешское зако-дует, что туристское законодательство со- нодательство абсолютно незавершенное и стоит из большого количества различных непонятное. Чешское законодательство стандартов, касающихся туризма. К сожа- регулирует лишь небольшую часть вопро-лению, законодательство разработано не- сов по сравнению с российским законода-достаточно тщательно и не получает тельством. должного внимания, учитывая, сколько

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-Ф3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 30.06.2022).

2. Cleneni pravni upravy. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turismus.prf.cuni.cz/?page_id=308 (дата обращения: 01.07.2022).

3. Zakon с. 159/1999 Sb. Zakon o nekterych podminkach podnikani v oblasti cestovniho ruchu a o zmene zakona с. 40/1964 Sb., obCansky zakonik, ve zneni pozdejsich predpisu, a zakona с. 455/1991 Sb., o zivnostenskem podnikani (zivnostensky zakon), ve zneni pozdejsich predpisu. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/1999-159 (дата обращения: 30.06.2022).

4. Smernice Rady ze dne 13. Cervna 1990 o soubornych sluzbach pro cesty, pobyty a zajezdy. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/CS/TXT/?uri=CELEX%3A31990L0314 (дата обращения: 02.07.2022).

5. Narizeni Evropskeho parlamentu a Rady (EU) C. 181/2011 ze dne 16. unora 2011 o pravech cestujicich v autobusove a autokarove doprave a o zmene narizeni (ES) C. 2006/2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/CS/ALL/?uri=celex:32011R0181 (дата обращения: 03.07.2022).

6. Narizeni Evropskeho parlamentu a Rady (ES) C. 1371/2007 ze dne 23. rijna 2007 o pravech a povinnostech cestujicich v zelezniCni preprave. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/cs/TXT/?uri=CELEX%3A32007R1371 (дата обращения: 03.07.2022).

LEGISLATION OF THE CZECH REPUBLIC IN THE FIELD OF TOURISM

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the legislation of the Czech Republic in the field of tourism. The laws regulating tourism in Russia and the Czech Republic are given, provisions from the legislation and directives of the European Union concerning the transport of tourists are analysed, entrepreneurship in the field of tourism is considered, as well as the activities of travel agencies and tour operators. A parallel is drawn between the two legislations, the main similarities, differences and deficiencies are identified.

Keywords: tourism, tourist, legislation, tourism regulation, law, Czech Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.