2.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Белхароев Х.У., главный специалист-эксперт, Управление федеральной поддержки территорий МЧС России Контакты автора: x101010x @yandex.ru
Аннотация. В статье раскрывается сосредоточение Екатериной II в своих руках законодательной и исполнительной власти, максимально ограничив власть Сената в управлении государством. Реформа в области земского и городского управления, манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд.
Принятие законов в 1765 г. «Манифест о производстве генерального межевания», «О праве помещиков ссылать крестьян в каторжные работы» 1767 г., «О запрещении крестьянам подавать на помещиков челобитные» и 1775 г. «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи».
Ключевые слова: власть, управление, манифест, права, реформа
LEGISLATIVE REFORMS OF THE CATHERINE II ON DECENTRALIZATIONS AUTHORITIES AND PROVISION TO FOOD SAFETY TO RUSSIAN EMPIRE
Belharoev H.U., main specialist-expert of Management of federal support territory MCHS Russia
Annotation: Act of concentration Catherine II opens in article in their own hand legislative and executive authorities, greatly having limited power of the Senate in state management. The Reform in the field of земского and town management, manifesto about election in commission deputy from all terrain and job titles for discussing the local necessities.
Taking the laws in 1765 "Manifesto about production of the general surveying", "About right squire to exile крестьян in penal servitude", 1967 "About prohibition крестьянам to give on squire челобитные" and 1775 "Institutions for governing Guberniy All-russian Empire".
Keywords: power, management, manifesto, right, reform
С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов, основная причина дворцовых переворотов противоречия между различными дворянскими группировками.
Так воцарение Екатерины I 1725-1727 гг. привело к резкому усилению позиций А.Д. Меньшикова. После смерти в мае 1725 г. согласно её завещанию императором стал 12 летний Пётр II 1727-1730 гг. Влияние
Меньшикова при дворе усилилось ещё в разы чем при Екатерине I, он даже получил чин генералиссимуса, но вскоре потеряв влияние на императора был сослан со всей семьёй в г. Березов, где вскоре умер. В 1730 г. от оспы умирает император Пётр II. В 1730-1740 гг. императрицей становится племянница Петра I герцогиня Курляндская Анну Иоанновну. Незадолго до смерти в
1740 г. Анна Иоанновна назначила наследником престола новорождённого герцога Макленбург-Шверинского, правнука по женской линии Ивана V. Тот был крещён и получил русское имя Иван. После смерти Анны Иоанновны был провозглашён императором России Иван VI (Иваном Анатольевичем). 25 ноября
1741 г. дочь Петра Великого при поддержке гвардии, совершила переворот и свергла с престола Ивана VI и на престол воцарилась Елизавета Петровна 1741-1761 гг. Бездетная Елизавета пригласила своего племянника сына старшей сестры Анны, Петра III в Россию и назначила его наследником. После смерти Елизаветы Петровны, Петр III стал императором. В феврале 1762
г. он подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», подготовлен был указ об уравнении всех религий. Эти меры отвечали объективным потребностям развития России, в 1762 г. он тоже был свергнут.
Екатерина II вступила на престол в результате дворцового переворота, совершённого 28 июня 1762. Императрица сосредоточила в своих руках всю законодательную и исполнительную власть, максимально ограничив власть Сената в управлении государством.
В течение XVIII в. территория Российской империи значительно расширилась (до 17 млн. кв. км) за счёт включения в её состав части Казахстана, Прибалтики, Крыма и Новороссии, части Кавказа, Приднестровья, Западной Белоруссии, Правобережной Украины и ряда других земель. Если в 1719 г. численность населения составляла 15,5 млн. человек, то в 1795 г. 37 млн. человек, основную массу (свыше 90%) составляли крестьяне. Крепостное право распространилось в 1783 на Левобережную Украину, в 1796 на Юг Украины и Крым. Городское население России в течение XVIII в. значительно выросло, составив 2,2 млн. человек; 18% всех горожан проживали в Санкт-Петербурге и Москве.
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце XVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.
Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей провинции.
Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских. Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального заказа стало по-
Белхароев Х.У.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II
явление наиболее значительных до второй половины XIX века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи. Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение 1785г.).
Политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Главной либеральной мерой Екатерине II стал манифест 1775 г. значительно облегчивший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право «Заводить станы и рукоделия», не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации. Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.
Особенно активно стала расти крестьянская торговля продуктами промыслов и особенно сельского хозяйства. Огромную роль сыграли ярмарки, расцвет которых пришёлся на вторую половину столетия. Всё выше перечисленное было направленно для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Большую политическую роль стал играть при Екатерине II вывоз российского хлеба. Главным внешнеторговым партнёром России в Европе оставалась Англия. Также активно велась торговля с Пруссией, Швецией, Персией, Турцией, Китаем и Бухарой и т.д.
Сельское хозяйство оставалось основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения (к концу века в городах проживало около 4% населения). В основе сельского хозяйства лежал труд подневольных крепостных крестьян. Сельское хозяйство, имело в основном, экстенсивный характер и достигалось за счёт роста населения, присоединением новых территорий. В то же время начали действовать и прогрессивные факторы развития сельскохозяйственного производства, способствовавшие наибольшей интенсификации производства в отдельных районах и хозяйствах. Уделялось внимание региональной специализации аграрного производства, вводились новые сельскохозяйственные культуры. Повышалось товарность сельского хозяйства, увеличивались закупки зерна для армии и экспорт зерна в Западную Европу.
Усиление крепостного права достигло своего апогея, от рабства оно отличалось, лишь тем, что крестьяне вели собственное хозяйство, а дворовые же крепостные практически были приравнены к рабам. По инициативе Екатерины II были приняты законы в 1765 г. «Манифест о производстве генерального межевания» и «О праве помещиков ссылать крестьян в каторжные работы», а в 1967 г. «О запрещении крестьянам подавать на помещиков челобитные».
Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», изданной 7 ноября 1775 г. в соответствии с которыми была проведена обширная областная реформа. Вместо прежних 20 губерний европейская Россия делилась на 50 губерний по 300-400 тысяч жителей в каждой. Губерния делилась на уезды по 20-30 тыс. жителей.
Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее законодательством. Для заведования местным благоус-
тройством законодательство Екатерины создало всесословный «Приказ общественного призрения». Дворянство было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций «Сословных обществ», предоставив им известные права «По внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. В статьях Жалованной Грамоты городам впервые устанавливалось в русском городе всесословное «общество градское», которое должно было включать в себя всю совокупность постоянного населения города, и принадлежность к которому обуславливалась не сословным положением, а известным имущественным цензом. «Общество градское» должно было избирать из своего состава всесословную думу, которой вверялось заведование городским хозяйством. Общая дума избирала затем из своей среды так называемую шестигласную думу, на долю которой выпадала наиболее интенсивная деятельность по заведованию текущими городскими делами. В состав этого учреждения входили городской голова и шесть гласных, по одному от каждого из шести разрядов городского общества. Ведению шестигласной думы подлежал тот же круг дел, что и для общей думы, разница состояла лишь в том, что последняя собиралась для рассмотрения более сложных и трудных вопросов, а первая учреждалась для повседневного отправления текущих дел. По ст. 167 Городового Положения предметы ведомства думы распределены по восьми рубрикам: 1) прокормление и содержание городских жителей, 2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями, 3) сохранение в городе мира, тишины и согласия, 4) наблюдение порядка и благочиния, 5) обеспечение города привозом необходимых припасов, 6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов, 7) приращение городских доходов, 8) разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям. На практике, однако, распорядительная роль думы оказывалась гораздо более узкой, чем было намечено в Городовом Положении.
Кроме указанных органов Положением 1785 г. устанавливается также еще так называемое «собрание градского общества», на котором могли присутствовать все члены градского общества, но право голоса, как и пассивное избирательное право, имели только горожане, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили не менее 50 рублей, т.е. в сущности лишь купцы первой и второй гильдии. В компетенцию этого собрания входило: выборы городского головы, бургомистров и ратманов, заседателей губернского магистрата и «Совестного» суда (посословные суды, существовавшие до
1828г.), старост и депутатов, представление губернатору своих соображений «о пользах и нуждах общественных», издание постановлений, подача ответов на предложения губернатора, исключение из городского общества гражданина, опороченного по суду или запятнавшего себя «Всем известными пороками» и некоторые другие вопросы.
В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем - и в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых «городовых старост».
При первом знакомстве с Жалованной Грамотой городам - она производит впечатление широко задуманной реформы, однако в действительности результаты ее, как и реформы, заложенной в Учреждении о губерниях, оказались довольно жалкими. Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.
Екатерина проводила политику упорядочивания землевладения помещиков и пожалования земель дворянству. Указами 1765 и 1767 гг. за неповиновение или жалобу на дворянина крестьянин подвергался ссылке в Сибирь. Началась торговля крестьянами. Отторгались земли у монастырей.
Но, несмотря на это, значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра, при отдельных попытках вызвать общество к проявлению самодеятельности, в общем, сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления, с которым приходилось разделять свою власть коронным чиновникам: «Учреждение о губерниях Екатерины II нельзя не назвать основным законодательством по нашему местному управлению».
Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального права.
Список литературы:
1. А.С. Орлов и др. пособие по истории Отечества / 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005.
2. А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России / М.: ООО «Проспект» 2009. Отпечатано ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
3. В.Н. Шевелев, история России / 5-е издание, Ростов на Дону.: «Феникс» 2008.
4. Ю.П. Титов, Хрестоматия по истории государства и права России / 3-е издание М.: ООО «Проспект». Изд. ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 2010.
5. С.П. Сергеев, история Отечества / М.: Изд. «Ответ» 2009.
6. Б.Ю. Иванов и др. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» / Москва 1999. Издательство Большая Российская энциклопедия.
7. В.И. Суворов государственно-правовое регулирование земельных реформ в России: проблемы теории и практики / Автореферат диссертации, М.: 1996.
Reference list:
1. A.S. Orlov and others allowance on histories Fatherland / 2-e izd., dop. - M.: Elbowroom, 2005.
2. A.S. Orlov and others Reader book on histories of the Russia / M.: OOO "Avenue" 2009. OAO "Mozhayskiy polygraphic combine" is Printed.
3. V.N. Stirred, history to Russia / 5-e publishing, Rostov on Donu.: "Phoenix" 2008.
4. YU.P. Titov, Reader book on histories state and right to Russia / 3-e publishing M.: OOO "Avenue". Izd. OAO "IPK "Uliyanovskiy House of the seal" 2010.
5. S.P. Sergeev, history Fatherland / M.: Izd. "Answer" 2009.
6. B.YU. Ivanov and others Encyclopedic dictionary "History Fatherland with древнейших timeses before our days" / Moscow 1999. The Publishers Big Russian encyclopedia.
7. V.I. Suvorov state-legal regulation земельных reforms in Russia: problems to theories and practical persons / Abstract to thesises, M.: 1996.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Белхароева Х.У., к.ю.н., главного специалиста-эксперта Управления федеральной поддержки территорий МЧС России на тему: «Законодательные реформы Екатерины II по децентрализации власти и обеспечения продовольственной безопасности Российской Империи» Актуальность темы не вызывает сомнения, в статье раскрывается сосредоточение законодательной и исполнительной власти Екатериной II, ограничение власти Сената и Реформа в управлении государством.
Рассмотрены законы в 1765 г. «Манифест о производстве генерального межевания» и «О праве помещиков ссылать крестьян в каторжные работы», а в 1767 г. «О запрещении крестьянам подавать на помещиков челобитные».
Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», изданной 7 ноября 1775 г., в соответствии с которыми была проведена обширная областная реформа. В указах 1765 и 1767 гг., которые способствовали политике упорядочивания землевладения помещиков и пожалования земель дворянству.
Раскрывается период роста крестьянской торговли продуктами промыслов, особенно сельского хозяйства.
Выход на внешний рынок Англии, Пруссии, Швеции, Персии, Турции, Китая, Бухары и т.д.
Таким образом, в статье исследованы правовые акты с 1765 по 1775 гг. периода правления Екатерины II. Раскрыто, что законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления, что позволило не только обеспечить продовольственную безопасность Российской Империи, но и экспортировать хлеб.
С учетом важности правового опыта, развития Российской Империи представляется необходимым рекомендовать статью для опубликования в научном журнале «Бизнес в законе».
Заведующий кафедрой «Предпринимательского права»
Российской академии предпринимательства
д. юн., профессор Ю.Г.Шпаковский