Научная статья на тему 'Законодательные основы судебной системы РСФСР в годы нэпа'

Законодательные основы судебной системы РСФСР в годы нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1145
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы судебной системы РСФСР в годы нэпа»

при отсутствии нормативно-правовой базы, определяющей деятельность трибуналов, ими практически не выносились оправдательные приговоры, что свидетельствует о партийном заказе по проведению политики репрессий. Революционные трибуналы при тесном взаимодействии с ВЧК создали фундамент проводимых в государстве массовых репрессий, которые впоследствии привели к «большому» террору и национальным репрессиям.

Бондаренко А.В.,

аспирантка Института государства и права РАН

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РСФСР В ГОДЫ НЭПА

Отличительной особенностью формирования советской судебной системы в 1921—1929 гг. являлась установка на отмирание государства и права после победы социализма. В «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» (1919 г.) говорилось о том, что, «осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия и право как функцию государства»1.

С первых лет Советской власти отмечалась тенденция сращивания партийного аппарата с государственным. Большевистская партия для решения политических задач использовала все органы управления, в том числе и судебные. Судебную систему стали контролировать партийные органы и органы исполнительной власти.

Специфика советского законодательства о суде заключалась в механизме принятия законодательных актов. В соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г. законодательными актами являлись кодексы, декреты, постановления, издаваемые ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). Но на практике высшей юридической силой обладали постановления ЦК (Центрального комитета партии), а также совместные постановления ЦИК и СНК (Совета народных комиссаров). Данные документы приравнивались к источникам советского права, ими устанавливались общеобязательные нормы, определялась политическая стратегия по конкретным вопросам. Таким образом, не являясь по формальным признакам законодательными актами, на практике они являлись основными нормами права, обязательными для исполнения.

1 Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г.//Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—1991 гг. / под ред. О.И. Чистякова. М., 1997. С. 63.

Советская власть в 1922—1929 гг. осуществляла активную законотворческую деятельность в области формирования судебной системы. В целом, законодательной основой судебной системы в 1920-х гг. стали: Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г., Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г., Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г., Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г., Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г., кодексы.

В марте 1921 г. был провозглашен переход к нэпу. К этому времени правовая база для данной политики была в основном сформирована. Фундаментом судебной системы РСФСР стала судебная реформа 1922 г., необходимая для создания такого суда, который бы не только регулировал новые социально-экономические отношения, возникшие в период нэпа, но и укреплял диктатуру пролетариата.

Я.Л. Берман отметил, что «с провозглашением перехода к нэпу наряду с государственным правом появилось частное право, произошло расширение личных и имущественных прав и одновременно уменьшение роли военных и административных органов; условия, вызванные нэпом, потребовали ограничения внесудебных репрессий и повышения значимости суда»1.

В результате судебной реформы 1922 г. была создана система судебных органов и органов по надзору за воплощением принятых законов в жизнь, приняты Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. и Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.

Проведению судебной реформы 1922 г. сопутствовала большая кодификационная работа: в период 1922—1923 гг. были приняты кодексы, регулировавшие основную массу общественных отношений.

Первоначально проекты судебной реформы предполагали лишь создание новых институтов прокуроров, адвокатуры, усиление губернского совета, народных судей. Но, в действительности, реформа закрепила основные принципы организации советской судебной системы, такие как единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие административно-территориальному делению.

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. являлось основным документом, который определил структуру, организационные формы и принципы советской судебной системы. Также Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. было закреплено учреждение институтов прокуратуры и адвокатуры.

1 Берман Я.Л. Очерки по истории судоустройства РСФСР. М.,1923. С. 48.

Деятели советской юстиции внесли большой вклад в подготовку судебной реформы. Н.В. Крыленко подчеркивал трудность судебного реформирования: «Судебные учреждения строились отнюдь не по заранее выработанным, проверенным и согласованным между собой принципам. Со времени Октябрьской революции и до 1 января 1923 г. ... судебные учреждения строились и перестраивались не раз, иногда даже разными ведомствами, иной раз на основе противоречивых принципов»1. П.И. Стучка указывал на необходимость создания единой судебной системы и соблюдения принципа единства суда. По его мнению, при упрощенном законодательстве возможен децентрализованный суд, а с изданием сложнейших кодексов необходим централизованный и единый судебный контроль2. Я.Л. Берман отмечал, что основным принципом судоустройства является «проведение единой системы построения судебных органов, связанной единым общим, обязательным для всех руководством — Верховным Судом РСФСР»3.

Таким образом, в 1922 г. на территории РСФСР была учреждена единая система судебных учреждений:

— народный суд в составе постоянного народного судьи или постоянного народного судьи и двух заседателей;

— губернский суд;

— Верховный Суд РСФСР.

Народный суд, по Положению о судоустройстве, был основным звеном советской судебной системы, судом первой инстанции для большинства гражданских и уголовных дел. Губернский суд определял количество участков народного суда в губернии и их границы, кроме того, выносил соответствующее постановление, которое утверждалось, в свою очередь, губернским исполнительным комитетом (исполкомом) и НКЮ РСФСР.

Губернский суд был как судом первой инстанции по наиболее важным делам, кассационной инстанцией для дел, рассмотренных народными судами, так и органом судебного руководства и надзора за деятельностью народных судов.

Система органов судебного управления также была реформирована. Циркуляром НКЮ РСФСР от 29 июля 1922 г. были отменялись губернские отделы и уездные бюро юстиции, часть их функций была передана прокуратуре. Органом же судебного управления по отношению к народным судам, нотариальным конторам и коллегиям защитников, действовавшим на территории губернии, стал губернский суд.

1 Крыленко Н.В. Суд и право в СССР. М., 1927. С. 4.

2 Стучка П.И. Революционная роль советского права. М., 1921. С. 36.

3 Берман Я.Л. Очерки по истории судоустройства РСФСР. М.,1923. С. 50.

Положение о НКЮ РСФСР было принято 1 февраля 1923 г. НКЮ РСФСР провозглашался органом судебного управления, на который возлагалось общее руководство, организация, инструктирование всех действовавших на территории РСФСР судебных учреждений.

Верховный Суд РСФСР в соответствии с Положением о судоустройстве являлся высшей судебной инстанцией РСФСР. В функции Верховного Суда входили: судебный контроль над судебными учреждениями республики; рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора дел, решенных любым судом республики; рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой важности.

29 октября 1924 г. в связи с образованием СССР и принятием союзной Конституции ЦИК СССР были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. Верховный Суд Союза ССР и Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны Союза ССР утверждались союзными судебными органами. Состав и компетенция Верховного Суда Союза ССР были определены Декретом ЦИК СССР «Положение о Верховном Суде Союза ССР» от 23 ноября 1923 г. и ст. 43—48 Конституции СССР 1924 г.

Основные принципы советского правосудия были провозглашены в «Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик» от 29 октября

1924 г. Судебная деятельность осуществлялась исключительно трудящимися, судьи и народные заседатели избирались Советами и их органами, утверждалось единство судебной политики в СССР, проводимой на основании законодательства СССР и законодательства союзных республик Верховным Судом СССР, народными комиссариатами юстиции и верховными судами союзных республик.

Н.В. Крыленко, характеризуя «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», отметил следующее: «Отрицание теории разделения властей — вот первое, что лежит в основе текста ст. 12 (на народных комиссаров юстиции республик возлагается общее руководство, инструктирование всех судебных учреждений республики, прокуратуры)», обосновав отсутствие принципа разделения властей технической целесообразностью и невозможностью Верховного Суда и прокуратуры нести соответствующую ответственность1.

В целом, период 1921—1929 гг. являлся особым этапом в формировании советской судебной системы, для которого было характерно влияние социальных, экономических, политических условий нэпа. Основная задача суда заключалась в регулировании возникших в ходе проведения нэпа общественных отношений. Этот период характеризовался оформлением

1 Крыленко Н.В. Суд и право в СССР. М.,1927. С. 79.

законодательной основы судебной системы, именно тогда были заложены ее структура, формы и принципы.

К 1926 г. назрела необходимость дальнейшего реформирования судебной системы. 19 ноября 1926 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, закрепившее новые формы судоустройства.

Я. Бранденбургский выделил следующие причины принятия нового Положения: необходимость включений в Положение о судоустройстве норм, регулировавших судоустройство в районированных краях; поскольку судебной практикой за период 1922—1926 гг. были выдвинуты изменения и дополнения, и многие вопросы были урегулированы посредством циркуляров НКЮ РСФСР, возникла необходимость в их законодательном оформлении; необходимость учета предложений судебных работников с мест1.

Также к предпосылкам реформирования судебной системы в 1926— 1929 гг. следует отнести необходимость соответствия системы судов новому административно-территориальному устройству РСФСР. В 1922 г. ВЦИК был утвержден проект нового административно-территориального деления РСФСР, который предусматривал постепенный переход к трехзвенной системе: область (край), округ, район.

Положение о судоустройстве РСФСР 1926 г. провозгласило создание в каждом краевом (областном) объединении краевого (областного) суда и окружных судов. Система судов общей юрисдикции выглядела следующим образом:

— Народный суд.

— Губернский суд (в губерниях).

— Окружной, областной (краевой) суд (в областях и краях).

— Верховный Суд РСФСР.

Право утверждения количества участков народных судов в губернии (области) и их границ было передано губернским (областным) исполкомам по представлениям губернских (областных) судов.

Кассационной инстанцией как для краевого (областного) суда, так и для окружных судов был провозглашен Верховный Суд РСФСР, что было обосновано следующими соображениями:

1) в случае предоставления краевым (областным) судам кассационных функций по отношению к окружным судам центральный аппарат государственной власти и Верховный Суд РСФСР не будут иметь возможности систематически следить за судебной практикой окружных судов;

2) за Верховным Судом останется исключительно надзорная практика, в то время как областные суды сами работают неудовлетворительно;

1 Бранденбургский Я. Проект нового Положения о судоустройстве // Еженедельник Советской юстиции. 1926. № 27. С. 883.

3) предоставление кассационных функций краевым (областным) судам по отношению к окружным судам приведет к тому, что проводимая Верховным Судом единая политика по разрешению уголовных и гражданских дел будет нарушена, и в республике будет не единая политика, а столько политик, сколько имеется краев (областей)1.

Областные (краевые) суды были наделены функциями судебного управления в отношении окружных судов и народных судов, осуществляя их через окружные суды и уполномоченных областных судов.

Организации и деятельность окружных судов в целом определялись правилами, установленными для губернских судов.

В целом реформирование судебной системы во второй половине 1926— 1929 гг. происходило под воздействием таких факторов, как изменение административно-территориального устройства, стремление учитывать условия, затребованные практикой, начало процесса свертывания нэпа и изменение политических задач.

Особой чертой судоустройства 1921—1929 гг. являлась тенденция к расширению компетенции народною суда. Н.В. Крыленко отметил: «Народный суд лежит в основе судебной системы», — это выражение должно понимать и как констатирование факта первенствующего значения народного суда по количеству разбираемых им дел, и как указание и директиву судостроительной политики, что именно народный суд, расположенный в самой толще народных масс, должен представлять собой основной объект законодательного строительства2.

1921—1929 гг. были охарактеризованы поиском Советским государством новых форм судоустройства. Формирование судебной системы в 1921—1929 гг. предполагало существование судов специальной подсудности. Суды были перегружены нерешенными делами, что обусловило тенденцию к стремлению вывести часть дел из ведения общих судов, создать специальные суды для разных категорий дел и населения.

В целях решения проблемы перегруженности народных судов делами в

1925 г. мелкие проступки (незаконная рубка леса, мелкое хулиганство) были переданы для рассмотрения в административные органы. Однако вскоре в судах вновь стало преобладать разбирательство мелких дел, в основном личных споров между крестьянами, результатом которых становились гражданские иски, а иногда и уголовные дела.

Говоря в общем о развитии законодательства судебной системы РСФСР 1921—1929 гг., следует отметить, что оно основывалось на идеологических

1 Кожевников М.В. История советского суда. 1917—1947. М., 1948. С. 221.

2 Крыленко Н.В. Суд и право в СССР. М., 1927. С. 52.

установках классиков марксизма-ленинизма и революционном праве. Задачи формирования судебной системы подчинялись целям государства и политике партии.

Судебная система с 1917 г. до конца 1920-х гг. находилась в состоянии постоянного изменения. Вызвано это было тем, что судебная система РСФСР, основанная на диктатуре пролетариата, не имела прецедента в мировой практике. Кроме того, Советское государство стремилось к стабильному состоянию, что требовало и поиска наиболее устойчивой судебной системы.

Большое количество нормативных актов объясняется следующими факторами: осуществлялся поиск наиболее эффективных структуры и форм судебной системы; менялось административно-территориальное устройство, которому судебная система должна была соответствовать; смена ориентиров государственной политики напрямую отражалась на изменении задач судебной системы и вызывала ее реформирование.

Особенностью судебного законодательства РСФСР была жесткая регламентация структуры и деятельности судебных органов.

Итак, период 1917—1929 гг. являлся наиболее значительным в разработке законодательной базы советского суда. Были приняты законодательные акты, определившие структуру, организационные формы и принципы деятельности советской судебной системы.

Процесс определения структуры судебной системы оказался сложным и неоднозначным. Декретом № 1 «О суде» была провозглашена единая судебная система, но существование революционных трибуналов свидетельствовало о наличии двух систем судов. Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г., упразднив революционные трибуналы, провозгласило создание единой судебной системы, но временно ввело специальные суды. Реформаторами специальные суды рассматривались как часть единой судебной системы, поскольку процессуально они замыкались на Верховном Суде. Специфика советского судоустройства выражалась в сосуществовании двух судебных систем: военной и гражданской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.