Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / КРЕДИТОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич, Бражников Дмитрий Анатольевич, Федоров Александр Витальевич

Объектом исследования, получившего отражение в данной статье, стал анализ законодательных основ совершенствования направлений и принципов японской продовольственной безопасности. Авторы предприняли попытку рассмотреть основные проблемы законодательного совершенствования японской сельскохозяйственной политики как одного из важнейших элементов обеспечения продовольственной безопасности и, соответственно, национальной безопасности страны. В процессе исследования делается вывод о том, что в условиях нового тысячелетия проблема продовольственной безопасности стала важнейшей для всего мирового сообщества. В сложившейся ситуации японское правительство продолжает применять меры, направленные на снижение государственной зависимости от импорта сельхозпродукции и оказание помощи сельхозпроизводителям. Подчеркивается, что политика аграрного протекционизма строится на предоставлении японским сельхозпроизводителям крупных субсидий и установлении больших тарифов на импорт продовольствия. В результате сегодня Япония находится на третьем месте в мире среди всех стран по объему господдержки индивидуальных сельскохозяйственных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE BASES OF ENSURING JAPANESE FOOD SECURITY: EXPERIENCE AND PROBLEMS

The objective of the study, which was reflected in this article, was to analyze the legislative framework for improving the directions and principles of Japanese food security. The authors attempted to address the main problems of legislative improvement of Japanese agricultural policies as a crucial element in ensuring food security and, accordingly, national security of the country. The study concludes that, in the new millennium, food security has become a major issue for the entire world community. In the current situation, the Japanese government continues to apply measures aimed at reducing state dependence on imports of agricultural products and assisting agricultural producers. It is emphasized that the policy of agrarian protectionism is based on the provision of large subsidies to Japanese agricultural producers and the establishment of large tariffs on food imports. As a result, today Japan is in third place in the world among all countries in terms of state support for individual agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 323 (100) ББК 66.3

Кобец Петр Николаевич Kobets Petr Nikolaevich

главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор. Е-mail: pkobets37@rambler.ru

Chief Researcher, the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.

Бражников Дмитрий Анатольевич Brazhnikov Dmitry Anatolyevich

заведующий кафедрой административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент. Е-mail: Dbrazh@yandex.ru

Head of the Department of Administrative and Financial Law, the Russian Customs Academy, PhD in Law, Associate Professor.

Федоров Александр Витальевич Fedorov Alexander Vitalievich

профессор кафедры административного права и уголовно-правовых дисциплин Ростовского государственного университета путей сообщения, кандидат юридических наук, доцент. Тел.: +7 (863) 272-65-60.

Professor, Department of Administrative Law and Criminal Law Disciplines, the Rostov State Transport University, PhD in Law, Associate Professor.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Legislative bases of ensuring Japanese food security: experience and problems

Объектом исследования, получившего отражение в данной статье, стал анализ законодательных основ совершенствования направлений и принципов японской продовольственной безопасности. Авторы предприняли попытку рассмотреть основные проблемы законодательного совершенствования японской сельскохозяйственной политики как одного из важнейших элементов обеспечения продовольственной безопасности и, соответственно, национальной безопасности страны. В процессе исследования делается вывод о том, что в условиях нового тысячелетия проблема продовольственной безопасности стала важнейшей для всего мирового сообщества. В сложившейся ситуации японское правительство продолжает применять меры, направленные на снижение государственной зависимости от импорта сельхозпродукции и оказание помощи сельхозпроизводителям. Подчеркивается, что политика аграрного протекционизма строится на предоставлении японским сельхозпроизводителям крупных субсидий и установлении больших тарифов на импорт продовольствия. В результате сегодня Япония находится на третьем месте в мире среди всех стран

The objective of the study, which was reflected in this article, was to analyze the legislative framework for improving the directions and principles of Japanese food security. The authors attempted to address the main problems of legislative improvement of Japanese agricultural policies as a crucial element in ensuring food security and, accordingly, national security of the country. The study concludes that, in the new millennium, food security has become a major issue for the entire world community. In the current situation, the Japanese government continues to apply measures aimed at reducing state dependence on imports of agricultural products and assisting agricultural producers. It is emphasized that the policy of agrarian protectionism is based on the provision of large subsidies to Japanese agricultural producers and the establishment of large tariffs on food imports. As a result, today Japan is in third place in the world among all countries in terms of state support for individual agricultural producers.

Keywords: food security, agricultural production, legislative framework, agricultural reform, food

по объему господдержки индивидуальных сельскохозяйственных производителей.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, законодательные основы, сельскохозяйственное реформирование, продовольственная помощь, политика протекционизма, геополитическое оружие, закупочные цены, государственный бюджет, кредитование, таможенные пошлины.

aid, protectionism policies, geopolitical weapons, purchase prices, state budget, lending, customs duties.

С начала XX столетия Японии не удавалось обеспечить собственными производственными мощностями необходимые потребности в продовольственной продукции. До 1945 года основными поставщиками продуктов питания в страну являлись азиатские колонии, которые после окончания Второй мировой войны Японией были утрачены. В то время около 20 % от общего объема поставок риса ввозилось в страну, а коэффициенты зависимости от импорта пшеницы, бобовых и сахара превышали коэффициенты зависимости от импорта риса [1, с. 35]. В результате военных действий японское сельское хозяйство находилось в сложной ситуации, и на тот момент продовольственная проблема стала одной из самых острых [2, с. 58]. Выходом из сложившейся ситуации могло стать только реформирование сельского хозяйства, что и было сделано Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства. В 1942 году в Японии принят Закон о контроле за продовольствием (The Food Control Law of 1942), предусматривающий следующие меры: обязательную отгрузку сельскохозяйственной продукции, производимой фермерами, правительству (обязательная поставка), нормирование для потребителей и контроль цен. Фермерские организации No-gyokai («Сельскохозяйственные ассоциации») являлись одним из органов государственного контроля и выполняли функцию сбора риса и других товаров, производимых фермерами, в то время как отрасли оптовых и розничных торговцев были реорганизованы в полугосударственные организации нормирования Shokuryo Eidan.

Во время войны основной целью политики продовольственной безопасности был контроль за производством, поставками и распределением продовольствия, в частности риса, а в послевоенный период еще и за ценами на продовольствие. Эта политика фактически

помогла Японии добиться самообеспечения основными продуктами питания, в том числе рисом [3].

Важно отметить, что Япония серьезно страдала от нехватки продовольствия в военное и послевоенное время. Продовольственная политика становилась все более актуальной по мере ухудшения ситуации, что привело к реализации различных политических мер по контролю за продовольственным рынком. Этот опыт оказал значительное влияние на японскую философию продовольственной безопасности.

До 1945 году в соответствии с разработанным Планом по реформированию землевладения государством были выкуплены многие помещичьи земли, и началась продажа земельных участков крестьянам (не более 2 га для одного хозяйства в среднем по стране и 11,9 га на острове Хоккайдо). При этом земельная аренда и арендная плата в денежном выражении сохранялись [4, p. 61].

С 1948 года в США начинает появляться избыток сельскохозяйственной продукции, потому что большинство европейских стран, основных импортеров американской сельскохозяйственной продукции, восстанавливали свое сельхозпроизводство. Важно подчернить, что на довоенных переговорах американское правительство уже выступало с предложением экспортировать продовольствие в Японию, поэтому в 1945 году в страну начали ввозить американскую сельскохозяйственную продукцию. В 1950-е годы последовал быстрый рост импорта, в частности пшеницы, сои и кукурузы, из США, главным образом в форме продовольственной помощи, продвигаемой взаимными соглашениями, заключенными в соответствии с Законом о взаимной безопасности (1951) (Mutual Security Act (MSA) [5] и Законом о развитии сельскохозяйственной торговли и помощи (Agricultural Trade Development

and Assistance Act (PL480) США, который учредил Food for Peace, первую постоянную американскую организацию по оказанию продовольственной помощи иностранным государствам [6].

В 1945-1949 годы США вложили в Японию примерно 1,6 млрд долл., что позволило Банку Японии значительно увеличить денежную массу. Проблемы гиперинфляции привели к тому, что с 1946 по 1949 год оптовые цены в стране выросли в тринадцать раз [7, с. 1130].

В начале 1950-х годов в сельское хозяйство стали активно внедряться достижения науки и техники, механизировалось рисоводство, являвшееся одной из основ сельхозпроизвод-ства страны. К концу 1950-х годов благодаря хорошей урожайности был достигнут неплохой уровень обеспечения продовольствием, составивший 78 % [8].

В 1960-х годах в сельском хозяйстве страны стали возникать проблемы, обусловленные увеличившимся разрывом производительности труда между сельскохозяйственным и промышленным производством. По мере экономического роста доходы промышленных рабочих увеличивались по сравнению с работниками сельского хозяйства. За короткий промежуток времени разрыв в доходах и производительности труда увеличился по сравнению с сельскохозяйственным сектором. Цены на продукцию сельского хозяйства стали превышать мировые. Во многом обозначенные проблемы были обусловлены мелкотоварным характером производства и в первую очередь малыми размерами аграрного сектора. Кроме того, в эти годы вновь возникла проблема продовольственной безопасности. По мере роста экономики доходы населения на душу населения также увеличивались, и в результате структура питания людей изменилась с традиционной на западную модель, поскольку люди получили возможность тратить больше денег на еду [9, с. 125].

Для того чтобы устранить неравенство между этими двумя отраслями и увеличить доходы фермеров, японское правительство приняло Основной закон сельского хозяйства (1961) (Agricultural Basic Law of 1961), который предусматривал возможность предоставления субсидии фермерам, особенно рисоводам, что, в свою очередь, привело к росту его урожайности там, где она снижалась по мере

увеличения урожайности других культур. Кроме того, этот закон привел к росту числа фермеров, занятых неполный рабочий день. Это происходило главным образом потому, что они имели больше субсидий и льгот.

Рассматриваемый законодательный акт сформулировал концепцию «селективного расширения сельскохозяйственного производства» в качестве основной сельскохозяйственной политики японского правительства, которая в значительной степени подтвердила вышеупомянутую зависимость от импорта продовольствия как установленный факт. Концепция выборочной экспансии состояла в стимулировании производства сельскохозяйственных товаров с растущими потребностями, отвлечении производства товаров с пониженным спросом и упорядочении тех, которые могли бы конкурировать с иностранной продукцией (п. 1 ст. 2 Закона). Однако селективное расширение в действительности было нацелено на продвижение результатов, особенно животноводческой продукции, овощей и фруктов, а также на более высокую зависимость от импорта товаров, производимых в земельно-экстенсивном земледелии, за исключением риса, на повышение производительности рисоводства за счет расширения масштабов управления производителями. Это изменение политики позволило японскому сельскому хозяйству не только сохранить производство риса и сконцентрировать производство других культур, кроме риса, на выращивании сельскохозяйственных товаров, экономящих землю, но и расширить сферу животноводства на ограниченных земельных ресурсах в условиях сильной зависимости от импортных комбикормов. Это было рациональное направление политики с точки зрения экономии драгоценных земельных ресурсов в стране. За счет этого удалось установить структуру товарного состава сельского хозяйства в Японии, которая существует и сегодня.

В 1970-1980 годы происходит снижение спроса на традиционные продукты питания, особенно на рис, которого в Японии выращивалось достаточно. Но при этом вырос спрос на продукты питания западного образца, для удовлетворения которого Япония начала импортировать продовольствие. Период, связанный со Вторым продовольственным режимом, который осуществлялся Соединенными Штатами

в отношении Японии во второй половине 1940-х - начале 1970-х годов, позволил американцам превратить продовольственные продукты в геополитическое оружие [10, p. 112]. В соответствии с американским законодательством 1950-х годов США предоставляли продовольственную помощь различным странам на условиях денежной оплаты либо кредитования. Данное законодательство позволило американцам стать генеральными импортерами риса [11, p. 216].

Планетарное регулирование импорта продовольствия, осуществляемого США, стало значительно усиливаться в начале 1980-х годов, когда наступил Третий продовольственный режим [12, p. 165]. Запреты, связанные с осуществлением запрета политики протекционизма, стали оказывать заметное влияние на искажение контуров глобального сельскохозяйственного производства. Кроме того, последствия Уругвайского раунда ГАТТ, начавшегося в 1986 году и снизившего тарифы во всем мире, привели к либерализации правил, которые препятствовали торговле услугами, сократили сельскохозяйственные субсидии, отменили импортные квоты и привели к возникновению Всемирной торговой организации, ставшей преемницей ГАТТ, вынудили Японию снизить тарифы и субсидии в сельскохозяйственном производстве [13, p. 89]. Следует отметить, что выигрыш от всего перечисленного достался растущим отраслям японского промышленного производства, но при этом Японии пришлось пожертвовать продовольственным рынком, который оказался не в состоянии противостоять глобальному бизнесу [14, с. 678].

В 1993 году Япония пережила рисовый кризис из-за неурожайности и для его преодоления была вынуждена импортировать данную сельхозкультуру. В 1994 году Япония пошла на соглашения Уругвайского раунда по сельскому хозяйству и внесла необходимые изменения для открытия своего внутреннего рынка. Был принят новый Закон о продовольствии (1995) (New Food Law 1995), в соответствии с которым правительство прекратило контролировать цены, распределять или управлять сельскохозяйственными товарами. Кроме того, согласно новому закону крестьяне больше не должны были продавать рис государственным органам, они получили право реализовывать

его непосредственно оптовику или потребителю. С 1995 года был установлен минимальный объем ввоза риса в определенных пропорциях от размера внутреннего потребления этой сельскохозяйственной культуры (до этого времени действовал запрет на импортирование в страну этого продукта) [15].

В 1999 году принят новый Основной закон о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (New Basic Law on Food, Agriculture and Rural Areas 1999) (далее - Основной закон) [16], заменивший Основной закон о сельском хозяйстве 1961 года. Новый закон определяет направление и принципы сельскохозяйственной политики Японии в XXI столетии и в большей степени соответствует режиму Всемирной торговой организации. В результате произошли изменения в парадигме сельскохозяйственной политики Японии, расширились ее цели, одной из которых стало обеспечение продовольственной безопасности путем стабильного снабжения продовольствием и содействия развитию сельских районов. Кроме того, этот закон способствовал повышению коэффициента самообеспеченности продовольствием и установил целевой показатель в 45 % [17, с. 12].

Рассматриваемый законодательный акт также ввел целевой показатель продовольственной самодостаточности Японии. В соответствии с Основным законом каждые пять лет утверждается Базовый план по продовольствию, предусматривающий разработку конкретных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности. В целях подготовки к чрезвычайному положению систематизирован ряд мер, осуществленных до принятия рассматриваемого закона. Кроме того, сфера охвата политики продовольственной безопасности была расширена путем принятия подготовительных и предупредительных мер против различных рисков.

Таким образом, сегодня японская государственная политика, нацеленная на повышение продовольственной безопасности, реализуется в нескольких основных направлениях. Японское правительство полагает, что в условиях активизирующихся глобализационных процессов только исключительно при помощи политики предоставления значительных сельхозсуб-сидий может эффективно функционировать национальный агропромышленный комплекс.

Уделяя пристальное внимание проблемам, связанным с обеспечением государственной продовольственной безопасности, японские власти принимают все необходимые меры для направления финансовых ресурсов из более эффективных сфер страны в сельскохозяйственный сектор [18, с. 25]. Проводимые оценки ОЭСР свидетельствуют о том, что удельный вес льгот, которые предоставляются государством японским сельхозпроизводителям, в ценах конечных продуктов достигает 60 %. Японским правительством не только покупается у сельхозпроизводителей продукция по установленным государством ценам, но и оказывается финансирование различных программ, связанных с технической модернизацией и энергообеспечением сельского хозяйства [19, с. 395].

Важнейшее направление в рассматриваемой сфере связано с укрупнением мелких хозяйств, что позволит повысить низкую производительность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность сельхозпродукции.

Еще одно направление связано с внедрением передовых технологий, в первую очередь в производство риса и пшеницы, урожайность которых планируется увеличивать в целях снижения их импорта до 50 %.

Актуальнейшим направлением является переподготовка фермеров и привлечение в аграрный сектор молодежи, поскольку с каждым годом увеличивается механизация сельхозпро-изводства за счет передовых технологий. Важнейшим направлением является работа по развитию аквакульуры. Сегодня Япония является третьей страной в мире по производству рыбы и морепродуктов, что обусловлено развитием огромного спроса на эту продукцию, который, по прогнозам, будет только увеличиваться в связи с меняющимися мировыми промысловыми условиями и необходимостью увеличения биологических ресурсов. Поэтому

Япония намерена активизировать деятельность в сфере искусственного разведения рыбных и морских продуктов. Планируется увеличение экспорта сельхоз и морепродукции до одного триллиона японских иен, что эквивалентно 10,3 млрд долл. США. Очередное направление связано с помощью развивающимся странам в организации сельскохозяйственного производства [20, с. 57].

Япония определила свои цели в области сельскохозяйственной политики в Основном законе и основных планах. Приоритетные задачи связаны с сохранением сельскохозяйственного дохода, обеспечением продовольственной безопасности, сохранением культурных ландшафтов и другими позитивными аспектами сельского хозяйства. Сегодня японские продовольственные товары хорошо известны во всем мире как безопасные и обладающие высоким качеством. Японцами активно используется указанное преимущество для наращивания экспорта продуктов питания. В аграрном комплексе, несмотря на невысокие темпы роста, планируется проведение сельскохозяйственных реформ и дальнейшей частичной либерализации национального агро-продовольственного сектора, что поможет возрождению сельского хозяйства страны и приближению Японии к уровням пика продовольственной безопасности, которые наблюдались в стране в 1960-е годы. Снижение производительности труда, спрос на продовольствие западного образца сделали Японию зависимой от импорта, но события 1990-х годов заставили японское правительство осознать, что ввоз иностранных товаров не поможет стране в обеспечении продовольственной безопасности. Поэтому Япония постоянно делает упор на увеличение внутреннего производства, для того чтобы повысить продовольственную самодостаточность.

Литература

1. Кравченко А.А. Состояние продовольственной безопасности Южной Кореи, Китая, Японии / А.А. Кравченко, О.О. Сергеева // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 7.

2. Кобец П.Н. Генезис органов государственной власти и управления Японии / П.Н. Кобец // Государственная власть и местное

Bibliography

1. Kravchenko A.A. The state of food security in South Korea, China, Japan / A.A. Kravchenko, O.O. Sergeeva // Socio-economic sciences and humanitarian studies. 2015. № 7.

2. Kobets P.N. Genesis of public authorities and management of Japan / P.N. Kobets // State power and local self-government. 2021. № 3. DOI 10.18572/1813-1247-2021-3-57-60.

самоуправление. 2021. № 3. DOI 10.18572/ 1813-1247-2021-3-57-60.

3. Holden T.J.M. Japan's Mediated Global Identities. 2008. URL: https:// www.encyclo-pedia.com/social-sciences-and-law/political-sci-ence-and-government/military-affairs-nonnaval/ mutual-securitywww.intcul.tohoku.ac.jp/-holden/ MediatedSociety (дата обращения: 12.09.2021).

4. Ozaki R. The Japanese / R. Ozaki. Tokyo, 1998.

5. Mutual Security Act (1951) URL: https:// www.encyclopedia.com/social-sciences-and-law/ political-science-and-government/military-affairs-nonnaval/mutual-security (дата обращения: 03.05.2021).

6. Закон о развитии сельскохозяйственной торговли и помощи 1954 года [Электронный ресурс]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Agricu-ltural_Trade_Development_and_Assistance_Act_ of_1954 (дата обращения: 03.05.2021).

7. Кобец П.Н. Особенности формирования экономической модели Японии в оккупационный период 1945-1951 гг. / П.Н. Кобец // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. № 6(74). DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-61129-1137.

8. Statistical Yearbook of Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries // Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries. URL: http:// www. maff go.jp/e/tokei/kikaku/nenji_e/ 87nenji/ index.html (дата обращения: 03.05.2021).

9. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой экономикой / В.И. Назаренко, А.Г. Папцов. М., 1996.

10. McMichael P. A food regime genealogy // Journal of Peasant Studies. 2009. № 36(1).

11. Jussaume R., Shuji H., Yoshimitsu T. Food safety in modern Japan// Japanstudien. 2001. № 12(1).

12. Bernstein H. Agrarian political economy and modern world capitalism: The contributions of food regime analysis// Journal of Peasant Studies. 2016. № 43(3).

13. Kimura H. Food education as food literacy: privatized and gendered food knowledge in contem-porary Japan // Food and Foodways. 2011. № 19(3).

14. Кобец П.Н. Опыт совершенствования экономической безопасности Японии в период 1950-1970-х гг. На основе построения новой эффективной экономической модели /

3. Holden T.J.M. Japan's Mediated Global Identities. 2008. URL: https:// www.encyclope-dia.com/ social-sciences-and-law/political-science-and-gov-ernment/military-affairs-nonnaval/mutual-securitywww.intcul.tohoku.ac.jp/-holden / Mediated Society (date of access: 12.09.2021).

4. Ozaki R. The Japanese / R. Ozaki. Tokyo, 1998.

5. Mutual Security Act (1951) URL: https:// www.encyclopedia.com/social-sciences-and-law/political-science-and-government/military-affairs-nonnaval/mutual-security (date of access: 03.05.2021).

6. The Law on the Development of Agricultural Trade and Assistance of 1954 [Electronic resource]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Agricu-ltural_Trade_Development_and_Assistance_Act_ of_1954 (date of reference: 03.05.2021).

7. Kobets P.N. Features of the formation of the economic model of Japan during the occupation period 1945-1951 / P.N. Kobets // Scientific review: theory and practice. 2020. Vol. 10. № 6(74). DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1129-1137.

8. Statistical Yearbook of Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries // Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries. URL: http:// www. maff. go.jp/e/tokei/kikaku/nenji_e/ 87nenji/ index.html (date of access: 03.05.2021).

9. Nazarenko V.I., Paptsov A.G. State regulation of agriculture in countries with developed economies / V.I. Nazarenko, A.G. Paptsov. Moscow, 1996.

10. McMichael P. A food regime genealogy// Journal of Peasant Studies. 2009. № 36(1).

11. Jussaume R., Shuji H., Yoshimitsu T. Food safety in modern Japan// Japanstudien. 2001. № 12(1).

12. Bernstein H. Agrarian political economy and modern world capitalism: The contributions of food regime analysis// Journal of Peasant Studies. 2016. № 43(3).

13. Kimura H. Food education as food literature: privatized and gendered food knowledge in contemporary Japan // Food and Foodways. 2011. № 19(3).

14. Kobets P.N. The experience of improving the economic security of Japan in the period of the 1950-1970 Based on the construction of a new effective economic model / P.N. Kobets // Scientific review: theory and practice. 2020. Vol. 10. № 4(72). DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-4676-684.

П.Н. Кобец // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. № 4(72). DOI 10.35679/ 2226-0226-2020-10-4-676-684.

15. Mulgan A. Japan's new agricultural policy plan neglects trade liberalization // East Asia Forum. URL: http://www.eastasiaforum.org/2011/ 11/02/japan-s-new- agricultural-policy-plan-ne-glectsT -trade-liberalisation/ (дата обращения: 03.05.2021).

16. New Basic Law on Food, Agriculture and Rural Areas 1999. URL: https://www.maff.go.jp/ j/kanbo/kihyo02/basic_law/pdf7basic_law_agri.pdf (дата обращения: 03.05.2021).

17. Карпенко Г.Г. Совершенствование механизмов регулирующего воздействия государства на экономику аграрного сектора: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Г.Г. Карпенко. М., 2011.

18. Комалова И. Почему японский император и поныне высаживает рисовую рассаду. В вопросах продовольственной безопасности России неплохо поучиться у японцев / И. Ко-малова // Свиноводство. 2010. № 2.

19. Кобец П.Н. О роли государственного управления в развитии и модернизации японской экономики / П. Н. Кобец // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. № 3(71). DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-3-391-399.

20. Кравченко А.А. Основные направления политики Японии в области обеспечения продовольственной безопасности / А. А. Кравченко // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. Т. 15. № 2.

15. Mulgan A. Japan's new agricultural policy plan neglects trade liberalization // East Asia Forum. URL: http://www.eastasiaforum.org/2011/11/02/ja-pan-s-new-agricultural-policy-plan-neglects T-trade-liberalisation/ (date of accessed: 03.05.2021).

16. New Basic Law on Food, Agriculture and Rural Areas 1999. URL: https://www.maff.go.jp/ j/kanbo/kihyo02/basic_law/pdf/basic_law_ agri.pdf (date of access: 03.05.2021).

17. Karpenko G.G. Improving the mechanisms of the regulatory impact of the state on the economy of the agricultural sector: author. abstract ... Doctor of Economics / G.G. Karpenko. Moscow, 2011.

18. Komalova I. Why the Japanese Emperor still plants rice seedlings. In matters of food security in Russia, it is not bad to learn from the Japanese / I. Komalova // Pig breeding. 2010. № 2.

19. Kobets P.N. On the role of public administration in the development and modernization of the Japanese economy / P.N. Kobets // Scientific review: theory and practice. 2020. Vol. 10. № 3(71). DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-3-391-399.

20. Kravchenko A.A. The main directions of Japan's policy in the field of food security / A. A. Kravchenko // Asia-Pacific region: economics, politics, law. 2013. Vol. 15. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.