Научная статья на тему 'Законодательные основы миссионерской деятельности в Российской Федерации в контексте свободы совести и вероисповедания'

Законодательные основы миссионерской деятельности в Российской Федерации в контексте свободы совести и вероисповедания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION / MISSIONARY ACTIVITY / RELIGIOUS ASSOCIATION / RELIGION STUDY EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чечель Григорий Иванович, Степанян Сусанна Валерьевна

Статья посвящена системе модернизации общественных отношений в сфере осуществления миссионерской деятельности в рамках реализации свободы совести и вероисповедания с учетом международно-правового опыта. Исследование направленно на устранение пробелов и коллизий в законодательстве о свободе совести и вероисповедания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the modernization of social relations in the sphere of missionary activity realization in the frames of ensuring the freedom of conscience and religion subject to international-legal experience. The research is aimed at the elimination of gaps and collisions in the freedom of conscience and religion law.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы миссионерской деятельности в Российской Федерации в контексте свободы совести и вероисповедания»

ИРНДПЧЕСКНЕ ИНУКН

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Г. И. Чечель, С. В. Степанян

LEGISLATIVE BASICS OF MISSIONARY ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION

Chechil G. I., Stepanyan S. V.

The article is devoted to the modernization of social relations in the sphere of missionary activity realization in the frames of ensuring the freedom of conscience and religion subject to international-legal experience. The research is aimed at the elimination of gaps and collisions in the freedom of conscience and religion law.

Key words: freedom of conscience and religion, missionary activity, religious association, religion study examination.

Статья посвящена системе модернизации общественных отношений в сфере осуществления миссионерской деятельности в рамках реализации свободы совести и вероисповедания с учетом международно-правового опыта. Исследование направленно на устранение пробелов и коллизий в законодательстве о свободе совести и вероисповедания.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, миссионерская деятельность, религиозные объединения, религиоведческая экспертиза.

УДК 342.731

Являясь одной из основных свобод человека и гражданина, свобода совести и вероисповедания занимает высокую позицию в системе правового статуса личности. Свобода совести и вероисповедания неотчуждаема, дана человеку от рождения и не может быть ограничена, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ и законодательными актами в сфере регулирования свободы совести и вероисповедания. Такое, относительно неограниченное, правомочие неизбежно приводит к возникновению социальных и политических проблем, имеющих свойство развиваться прогрессивно.

Наиболее значимыми проблемами, как показала практика, являются: степенное «внедрение» духовных начал в социальную сферу жизни общества (введение в систему среднего образования дисциплин, изучающих основы четырех мировых религий, использование религиозных программ в лечебных и профилактических учреждениях); проблемы взаимодействия религиозных объединений между собой; и, на наш взгляд, наиболее важная проблема - возможное усиление теократических начал в основе построения государства.

В период развития государства как аппарата правовой защиты интересов граждан необходимо уделять необходимое и достаточное внимание законодательной регламентации гарантий защиты интересов личности. К таким гарантиям относятся как правовые, так и социально-экономические.

Применимо к свободе совести и вероисповедания в указанном контексте, следует отметить, что законодательная база, регулирующая основы свободы совести и вероисповедания, не соответствует существующим общественным отношениям в этой сфере. На данный момент остро стоит проблема пределов допустимого ог-

Г. И. Чечель, С. В. Степанян Законодательные основы миссионерской

раничения свободы совести и вероисповедания в связи с масштабным увеличением числа религиозных объединений и развитием миссионерской деятельности на территории страны.

Российская Федерация, являясь членом международного сообщества, ратифицировала ряд международных договоров и признала международные принципы и нормы, закрепляющие свободу совести и вероисповедания. Среди них: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 (1), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 (2), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 13 ноября 1981 (2), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992, Декларация принципов терпимости от 16 ноября 1995 (2), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1955 (2).

Данные акты регламентируют принцип невозможности ограничения свободы совести и вероисповедания, за исключением случаев угрозы конституционному либо общественному строю стран-участниц. Этот же принцип лег в основу законодательного регулирования свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Следуя далее, п. 3 статьи 56 Конституции РФ устанавливает запрет ограничения свободы совести и вероисповедания. Но в условиях развития российской государственности данная статья утратила свою актуальность. В связи с этим ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 в п. 2 статьи 3 определяет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соответственно такое решение законодателя, как ограничение свободы совести и вероисповедания путем закрепления основ миссионерской деятельности, является лишь шагом по пути укрепления общественного и нравственного порядка. Как было упомянуто выше, некоторые категории

деятельности в Российской Федерации...

граждан Российской Федерации нуждаются в такой защите (учащиеся дошкольных и средних общеобразовательных учреждений; лица находящиеся на амбулаторном либо стационарном лечении в учреждениях здравоохранения).

В связи с этим нами предлагается ряд мер, которые помогут узаконить миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации.

Исходя из логической точки зрения, для регламентации миссионерской деятельности необходимо дать правовое определение этого понятия. Такие попытки были предприняты немногим ранее, но, на наш взгляд, определения миссионерской деятельности, которые даны в законодательстве субъектов РФ, являются довольно широкими.

Так, принимая во внимание суть этих определений, а также сложившуюся ситуацию в сфере регулирования свободы совести и вероисповедания, мы пришли к выводу, что необходимо дать следующее определение миссионерской деятельности: миссионерская деятельность -

одна из форм деятельности религиозных организаций, направленная на распространение своего вероучения на лиц, не являющихся членами, представителями или последователями данного религиозного объединения, с целью обращения указанных лиц в свое вероучение и вступления их в религиозное объединение. Данное определение никоим образом не ущемляет прав религиозных объединений, поскольку согласно ему такую деятельность вправе проводить как религиозные организации, так и религиозные группы.

Вообще, для определения понятия миссионерской деятельности целесообразно было бы обратиться к мировому опыту, но законодательного закрепления понятия миссионерской деятельности, применимого к российскому правосознанию, нет. Некоторые ученые также против такого рода «правовой трансплантации» из одной системы права в другую. Это возможно, но не всегда полезно, так как любое государство использует правовые нормы на основе правового духа, сложившегося в конкретной стране (4).

В текст проекта Закона была внесена норма, регламентирующая порядок осуществления миссионерской деятельности, а также норма, устанавливающая перечень мест, где миссионерская деятельность недопустима. Среди таких мест большую значимость имеют государственные и муниципальные учреждения дошкольного, начального и среднего образования, а также лечебно-профилактические, больничные учреждения. На наш взгляд, считается недопустимым распространение различных религиозных вероучений

среди детей, подростков и лиц, находящихся на лечении, поскольку это может пагубно сказаться на их психофизическом состоянии.

Считается также нецелесообразным преподавание в начальных классах таких предметов, как «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры». Полагаем, более продуктивным будет объединение всех вышеуказанных дисциплин в одну («Основы религии») либо введение перечисленных дисциплин на факультативных началах. Такой градацией ущемляются права учеников, чье вероисповедание не относится ни к одной из вышеперечисленных религий.

Данное деление впоследствии может привести к возникновению межрелигиозных конфликтов.

Иначе говоря, мы полагаем исключить любую миссионерскую деятельность в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования. Также миссионерство не должно проводиться на объектах и в местах, имеющих государственное, стратегическое значение, поскольку это может привести к подрыву конституционного и общественного строя.

Считается необходимым урегулировать правовое положение миссионеров с подробным указанием их прав и обязанностей. Соответственно, к основным правам возможно отнести распространение своего вероучения путем публичных выступлений, а также посредством СМИ. В свою очередь, к основным обязанностям относится осуществление миссионерской деятельности на основе специальной программы, которая также подлежит государственной религиоведческой экспертизе.

Проведение такой экспертизы должно быть возложено на Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы и его территориальные органы, которые уже существуют, то есть дополнительных средств для создания специализированного органа не потребуется. Программа, предоставляемая Экспертному совету для проведения экспертизы, должна содержать в себе наименование и статус религиозной организации, осуществляющей миссионерскую деятельность; точное место и время осуществления миссионерской деятельности; основные темы для обсуждения с подробным изложением всей литературы, предлагаемой к обсуждению; информация о миссионере, его статусе в религиозной организации.

В ходе рассмотрения и анализа Программы миссионерской деятельности Экспертный совет

выносит заключение, которое может быть либо положительным, либо отрицательным. Если заключение является отрицательным, то миссионерская деятельность данного религиозного объединения согласно Программе запрещается либо откладывается до устранения противоречий в Программе. Религиозное объединение, подвергшееся запрету миссионерской деятельности, вправе обжаловать заключение Экспертного совета в предусмотренном законом судебном либо административном порядке.

Религиозное объединение, получившее положительное заключение, вправе продолжить мероприятия по осуществлению миссионерской деятельности. Если в Программе миссионерской деятельности религиозного объединения произошли внеплановые изменения, то данное объединение либо миссионер, осуществляющий миссионерскую деятельность, обязаны предоставить текст Программы с внесенными изменениями в Экспертный совет в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения миссионерской деятельности. По результатам государственной религиоведческой экспертизы вновь исследуемой Программы Экспертный совет выносит новое заключение.

Данная процедура не является сложной и в связи с этим не потребует больших финансовых затрат.

Если в ходе проведения экспертизы Экспертный совет выявит в тексте Программы миссионерской деятельности признаки экстремизма, то данная программа направляется в Научноконсультативный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма в трехдневный срок. По результатам анализа Программы Научно-консультативным советом выносится заключение о наличии либо об отсутствии в Программе миссионерской деятельности признаков экстремизма. Заключение о наличии в Программе миссионерской деятельности религиозного объединения признаков экстремизма направляется в органы Прокуратуры Российской Федерации. Очевидно, что миссионерская деятельность данного религиозного объединения прекращается до выяснения всех обстоятельств дела.

Помимо вышеупомянутых органов за соблюдением законодательства о миссионерской деятельности будет следить Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, действующий при Президенте Российской Федерации, а также его территориальные органы.

Г. И. Чечель, С. В. Степанян Законодательные основы миссионерской

В состав Совета входят 22 члена, среди которых деятели науки, духовные лидеры самых многочисленных конфессиональных объединений. Упомянутый орган пришел на смену Совету по делам религий, который, по мнению большинства ученых и богословов, не может быть восстановлен ни при каких обстоятельствах, поскольку он практически полностью состоял из представителей РПЦ. Но и в составе нового Совета по взаимодействию с религиозными объединениями есть свои недочеты. «Новый формат Совета значительно расширяет возможности главы РПЦ МП по продвижению своих законопроектов и предложений и по представительству. Так, на тематическое заседание Совета в Туле Патриарх взял с собой целый ряд помощников и архиереев (кроме Климента и Ювеналия): формально ответственного за молодежное движение в РПЦ МП архиепископа Костромского и Г алич-ского Александра, председателя Учебного комитета РПЦ МП архиепископа Верейского Евгения, епископа Бронницкого Феофилакта, а также представителя принимающей стороны - архиепископа Тульского и Белевского Алексия (3).

Говоря же о самом названии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, можно отметить, что согласно российскому законодательству в понятие религиозные объединения входят как религиозные организации, так и религиозные группы.

Мы считаем также возможным наделение совета полномочием по проверке миссионерской деятельности религиозных объединений на основе программы миссионерской деятельности. Определено, что в пределах своих полномочий Совет по взаимодействию с религиозными объединениями вправе учреждать в своем составе комиссии по проведению проверки соблюдения законодательства о миссионерской деятельности и соответствия ее Программе миссионерской деятельности.

Проверка проводится по усмотрению Совета либо по заявлению граждан, юридических лиц, должностных лиц и органов местного самоуправления. Проверка должна проводиться не реже, чем один раз в три месяца, и не чаще двух раз в месяц.

На наш взгляд, эта мера должна стимулировать религиозные объединения осуществлять миссионерскую деятельность на законных условиях. Очевидно, что указанное положение не будет осуществляться в полную силу, как это происходит с исполнением большинства законодательных актов. В связи с этим предлагается наделить граждан правом

деятельности в Российской Федерации.

обращаться в органы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями или в его территориальный орган с обращением о нарушении их законных прав и интересов.

Таким образом, урегулированию подлежит не только сама миссионерская деятельность, но всерьез надо задуматься над усовершенствованием органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и вероисповедания и миссионерской деятельности.

Не оставлен нами без внимания и вопрос о миссионерской деятельности российских религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Так, российские религиозные объединения, осуществляющие миссионерскую деятельность за пределами территории Российской Федерации, действуют на основе Программы миссионерской деятельности, одобренной Экспертным советом. Миссионерская деятельность российских религиозных объединений на территории иностранного государства не должна противоречить законодательству этого государства. Если законодательством иностранного государства миссионерская деятельность запрещена, то российские религиозные объединения также не вправе осуществлять миссионерскую деятельность.

Что касается миссионерской деятельности иностранных религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, то необходимо отметить, что представительства иностранных организаций не могут заниматься миссионерской деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством РФ.

Правовая регламентация миссионерской деятельности в Российской Федерации позволит на легальной основе осуществлять миссионерскую деятельности на территории государства, восполнит образовавшийся пробел в законодательном регулировании свободы совести и вероисповедания, а также составит базу для принятия подобного рода актов в субъектах РФ.

Предложенные нами пути решения не имеют жестких ограничений и не носят противоречивый характер, действуют на основании и во исполнение положений Конституции РФ и федерального законодательства о свободе совести и вероисповедания, регулируют миссионерскую деятельность как религиозных организаций, так и религиозных групп. Данные положения должны иметь социальный эффект и служить интересам общества. В рассматриваемой проблематике

мы попытались отразить правовую сущность миссионерской деятельности, в связи с этим не любая деятельность, связанная с распространением информации о религиозном объединении, является миссионерской.

Полагаем, что принятие разработанных нами мер не вызовет резонанс в обществе, а, напротив, укрепит демократический институт прав и свобод человека и гражданина, и в частности положения, касающиеся свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года: Изд-во ООН, 1949. - 12 с.

2. Шестаков Л. Н. Права человека. Сборник международных документов. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

3. Лукин Р. Широкий формат. Архиерейский Собор РПЦ МП засвидетельствовал готовность говорить с политическими элитами на одном языке. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. portal-credo.ru/site/?act= com-ment&id=1837 (дата обращения:

20.01.2012).

4. Julien Taieb. Freedom of Religion: from France to the United States, a National Conflict of Law // Global Jurist Advances. - 2004. - Vol. 4. I. 3. Article 1. - P. 14.

Об авторах

Чечель Григорий Иванович, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права. ug_pravo11a@mail.ru

Степанян Сусанна Валерьевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирантка кафедры государственного и международного права. susanna555 @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.