Научная статья на тему 'Законодательные основы государственной политики по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности'

Законодательные основы государственной политики по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2045
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селюнина Ольга Александровна

Криминализация экономики Российской Федерации, темпы роста и масштабы теневой экономики представляют одну из главных угроз национальной безопасности. Поэтому существует проблема предупреждения, преодоления и развития криминальной экономической политики. К сожалению, наше государство в своей экономической политике не уделяет достаточно внимания законодательным основам по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE FOUNDATION OF STATE POLICY ON COUNTERACTION OF SHADOW ECONOMY, GUARANTEEING ECONOMIC SECURITY

Topicality of the study is caused by the following fact that criminalization of economy in the Russian Federation, rates of growth and scales of shadow economy has turned to one of main threats of national security. There is a challenge of preventing, overcoming and development of criminal economic policy. Unfortunately, the state in its economic policy does not pay enough attention to legislative foundations on counteraction of shadow economy, guaranteeing economy security.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы государственной политики по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности»

необходимы Российской Федерации для обеспечения задач обороноспособности, безопасности и некоторых других случаев. Большая часть результатов будет находиться в свободном экономическом обороте.

В июне 2007 г. принят Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Для налогоплательщиков, осуществляющих финансирование инновационной деятельности, закон предусматривает дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения. Кроме того, введен коэффициент ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, а также увеличен норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ [4].

Таким образом, анализ созданных и создаваемых институтов развития позволяет сделать вывод о наличии в стране основных элементов поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которые включают в себя как стимулирование инфраструктуры (включая финансовую, в том числе и венчур-

ную) на федеральном и региональном уровне, так и непосредственное участие государства в реализации основных проектов. При этом акценты инновационной политики смещены с задачи создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства в сторону создания особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий, а также кластерных и сетевых фармаций.

Библиографический список

1. Замирович Е. Национальная система управляемого развития: исторический шанс для России / Е. Замирович // Вестник «Россия. Третье тысячелетие». 2006. № 13. С. 31-34.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2007. 981 с.

3. Набиуллина Э. О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации Э. Набиул-лина // Тезисы выступления на заседании Правительства Российской Федерации 11 октября 2007 г. Интернет-ресурс: http://www.economy.gov.ru.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 3991.

+ + +

УДК 33 О.А. Селюнина

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально-экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы раз-

личны. Одной из наиболее общих причин возникновения теневой экономики является наличие неустранимого противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, законодательстве государства [1, с. 8].

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 г. подчеркнул как актуальную задачу необходимость противостоять криминализации, коррупции и теневому бизнесу: «...и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле» [2].

Об этом же говорилось и в послании 2005 года: «Считаю, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам и современный российский вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаться респектабельным. Вряд ли он станет уважаемым, причем не только в мире, но что еще гораздо важнее — внутри своей собственной страны. Ведь многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия к состоятельному классу со стороны подавляющего большинства общества.

Следует также отметить, что коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия

станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и его культуры» [3, с. 3].

Криминализация экономических отношений, темпы роста и масштабы теневой экономики превратились в ведущий фактор угрозы национальной безопасности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [4].

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее — Концепция).

Концепция — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением валового внутреннего продукта (ВВП), снижением инвестиционной, инновационной активности и научнотехнического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [4].

На первый план в области экономической безопасности вышла проблема противодействия роста теневой экономики.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

В Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» от

29.04.1996 г. № 608 охарактеризованы внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Российской Федерации, определены критерии и параметры, характеризующие национальные интересы в области экономики и отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности [5].

Государственная стратегия является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.

3. Устойчивость финансовой системы.

4. Рациональную структуру внешней торговли.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях [5].

Реализация государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация Государственной стратегии, рассчитанной на несколько лет, выявила вопросы правоприменительной практики. Ряд программных положений Государственной стратегии остались реализованными не в полном объеме. Неслучайно Концепцией национальной

безопасности Российской Федерации подъем экономики, проведение социально-ориентированного экономического курса отнесено к основным задачам в области обеспечения национальной безопасности [6, с. 3].

Одним из направлений воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов. В настоящее время действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, который определяет меры, организацию деятельности и международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [7].

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

- обязательные процедуры внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами [7].

Поскольку основополагающей целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а правильное отражение экономических процессов, происходящих в стране, главной задачей для нее остаются адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей с учетом всех необходимых поправок, включая по-

правки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.01.1998 г. № 7 были утверждены «Основные методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики».

Настоящие методологические положения предназначены для определения единого, унифицированного в соответствии с требованиями системы национальных счетов (СНС) подхода к расчету показателей скрытого (неформального) производства в различных отраслях экономики России. Стандартная СНС предусматривает отражение в составе макроэкономических показателей, таких как ВВП, любой деятельности, подпадающей под определение экономической. При этом соответствие указанной деятельности правовым нормам страны и способ получения информации о ее размерах не играют существенной роли [8].

Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП.

Таким образом, деятельность теневой экономики создает реальные угрозы экономической безопасности России, так как изменяет важнейшие качественные характеристики экономической системы.

Библиографический список

1. Экономика и право. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов /

Н.Д. Эриашвили, Е.Л. Логинов, Г.М. Ка-зиахмедов и др.; под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахмедова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2005. 256 с.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 г. // Российская газета. 11.05.2006. № 4063.

3. Артемьев А.М. Криминализация

экономической деятельности: учебное

пособие для слушателей юридических и экономических вузов / А.М. Артемьев, О.А. Потехина, Е.Г. Яковенко. М.: Щит-М, 2006. 376 с.

4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000 г. № 24) // Российская газета. 26.12.1997. № 247.

5. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения): Указ Президента Российской Федерации от

29.04.1996 г. № 608 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2117.

6. Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: монография / Ю.Н. Демидов. М.: Щит-М, 2004. 438 с.

7. О противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от

07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от

27.07.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3418.

8. Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики»: Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 г. № 7 (с изм. и доп. от 25.02.2000 г., 27.06.2005 г.).

+ + +

УДК 631.115.11 Е.А. Пехутова

УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ

Сегодня аграрной наукой широко обсуждается тема устойчивости всего агропромышленного комплекса в целом и отдельных его составляющих. Часто термин «устойчивость» применяется при сравнении различных форм хозяйствования, в особенности элементов их первой классификации: крупного и мелкого

производства. Анализ информации по данной теме говорит об отсутствии однозначности в подходах к данной дефиниции в отношении личных подсобных хозяйств сельского населения [1, 2]. Это выражается в двояком понимании устойчивости ЛПХ с точки зрения формы и содержания.

Устойчивость с точки зрения формы выражается в способности личных подворий в течение длительного периода времени сохранять свои основные признаки и свойства в изменяющихся условиях внешней среды. Несмотря на крайне непоследовательную политику государства по отношению к развитию ЛПХ вплоть до попыток их полного искоренения в период становления коллективного

хозяйствования, они всегда играли значительную роль в жизни сельского населения. Основная причина их устойчивости с точки зрения формы заключается в некой социально-психологической составляющей, которую невозможно измерить количественно и охарактеризовать какими-либо показателями. Она состоит в возможности сельского населения заниматься трудовой деятельностью, направленной на наращивание благосостояния своей семьи, развитие хозяйства, в личной заинтересованности в результатах своего труда, реализации собственных инициатив, идей и творческого потенциала.

В содержательном плане понятие «устойчивость ЛПХ» носит более масштабный характер, который и необходимо принимать во внимание при выборе приоритетов в политике государства по отношению к сельскому хозяйству. Многие семьи в начале 90-х годов были психологически не готовы реализовывать свой частный интерес и творческие амбиции в рамках своего хозяйства в отношении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.