ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Молдажиев А.И.
соискатель Института государства и права Национальной академии наук КР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ И ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Аннотация: сегодня терроризм остается одной из самых серьезных угроз государственной и международной безопасности. Повышения эффективности стратегий борьбы с терроризмом в регионе ближневосточным и североафриканским странам необходимо разработать показатели эффективности, чтобы лучше понимать вклад различных стратегий и практических мер в работу по предотвращению терроризма и противодействию ему на уровне страны.
Ключевые слова: национальная безопасность, терроризм, общественная безопасность, мобилизация общества, государственная власть, СМИ, правовой статус, анализ, нормативные акты, профилактика
Концепция национальной безопасности, законы о национальной безопасности, о противодействии терроризму, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно регулируют правовые отношения в области борьбы с терроризмом и преступностью на высшем уровне. Законодательство учитывает стратегию обеспечения национальной безопасности, особенности терроризма, имеющего международный и организованный характер, его существование как дестабилизирующего фактора в жизни общества. Вместе с тем, нормативная правовая система по противодействия терроризму состоит из законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления. Анализ действующего законодательства в области обеспечения регионального противодействия терроризму позволяет определить пробелы и обозначить основные направления его развития. Дальнейшая корректировка регионального законодательства должна осуществляться в направлении создания единой, целостной системы нормативных актов, позволяющей регулировать весь спектр правоотношений в этой сфере. Конституцией КР обеспечение общественной безопасности отнесено к совместному ведению [1]. Это положение находит своё отражение в принимаемых в законах, указах, постановлениях правительств и администраций регионов, иных правовых актах. Большинство в уставных документах оговаривают проведение собственной политики в сфере общественной безопасности и борьбы с преступностью. Многие положения не получают своего развития в законодательстве, либо определены в усеченном объеме, в основном в форме подготовки и принятия программ по противодействию террористическим и криминальным преступлениям, а некоторые эти направления сведены к программе по борьбе с преступностью. Отдельные законы имеют узконаправленное действие и не охватывают всего правового поля по противодействию терроризму, в основном сводятся к регулированию административной ответственности или мобилизации общества.
Профилактические меры органов местного самоуправления, направленные на предупреждение терроризма и экстремизма, реализуются через организацию деятельности районных комиссий по профилактике преступлений и правонарушений, комиссий по профилактике терроризма муниципальных районов, а также местных программ по профилактике преступлений и правонарушений, в которых отдельными разделами включены меры профилактики экстремизма и терроризма. Однако в законе подробно не раскрывается понятие «профилактика терроризма», органы государственной власти и органы местного самоуправления полномочиями не наделяются, что затрудняет их участие в противодействии терроризму. На практике складывается парадоксальная ситуация, когда органы местного
самоуправления не знают, каким образом они могут реализовать предоставленные им полномочия в указанной сфере, зачастую ограничиваясь принятием формальных решений районных антитеррористических комиссий, которые, как правило, носят рекомендательный характер.
В целях совершенствования взаимодействия органов государственной власти КР, органов местного самоуправления и территориальных органов исполнительной власти представляется необходимым внести изменения в законодательство, предусмотрев обязательность исполнительных органов и глав муниципалитетов принимать нормативные акты и постановления глав администраций муниципалитетов, регулирующих исполнение решений антитеррористических комиссий. Эта норма позволит антитеррористическим комиссиям более эффективно использовать свои полномочия по профилактике терроризма и экстремизма, а также принятые ими рекомендации, приобретут обязательный характер, позволяющий применять меры административной ответственности к нарушителям правопорядка. В законодательстве о принципах организации и деятельности органов государственной власти КР необходимо внести дополнения, определяющие полномочия исполнительных органов в части борьбы с терроризмом, а также определить форму нормативного акта, необходимую и достаточную для регулирования этих отношений. Организация противодействия терроризму является функцией государства, в связи с чем, предусмотреть процедуру передачи этих государственных полномочий органам местного самоуправления и контроль за исполнением полномочий со стороны государственных органов власти.
Опыт работы региональных советов по безопасности и противодействию терроризму свидетельствует, что создание специализированных подразделений органов государственной власти положительно сказывается на противодействии терроризму и обеспечении региональной безопасности. Поэтому целесообразно, на взгляд автора, подобные подразделения создать во всех регионах, провести паспортизацию объектов по противодействию терроризму, подготовить и принять необходимые нормативные акты в регионе и органами местного самоуправления. Фактически решения органов местного самоуправления игнорируются собственниками объектов массового пребывания людей, транспорта, занимающегося перевозками людей и руководителями социально-значимых объектов. Причинами сложившегося положения дел является разрозненность системы субъектов профилактики правонарушений всех уровней, отсутствие комплексности в подходе к проблеме обеспечения безопасности населённых пунктов и неэффективность существующей системы управления. Отмечается также несовершенство и незавершённость формирования нормативной и правовой базы противодействия терроризму и криминальным явлениям на уровне власти и местного самоуправления. Для формирования достаточной нормативной базы противодействия терроризму и укрепления региональной безопасности необходимо:
В целях совершенствования взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления представляется необходимым внести изменения в закон «О борьбе с терроризмом» [3], а также в Указ Президента КР «О Концепции национальной безопасности КР» [4], предусмотрев обязательность исполнительных органов местного самоуправления и глав муниципалитетов принимать нормативные акты - постановления глав администраций муниципалитетов, регулирующих исполнение решений антитеррористических комиссий. Эта норма позволит областным антитеррористическим комиссиям более эффективно использовать свои полномочия по профилактике терроризма и экстремизма, а также по минимизации и ликвидации последствий их проявлений.
Для усиления положительного эффекта обеспечения общественной безопасности и противодействия терроризму необходимы: проработка комплекса организационных мер по повышению бдительности граждан, мер информационного противодействия терроризму,
взаимодействия органов власти с силовыми структурами и органами обеспечения общественной безопасности, определение чёткой системы подчинённости при возникновении и устранении последствий террористических актов.
Основным проблемным вопросом правового характера при проведении мероприятий по противодействию терроризму является определение статуса и полномочий антитеррористических комиссий муниципальных образований. В связи с чем необходимо внести дополнения в закон о местном самоуправлении [2] наделив комиссии соответствующими полномочиями. Необходимо отметить, что для более эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур в сфере борьбы с терроризмом необходимо решить ряд организационных вопросов, основным из которых является финансирование антитеррористических мероприятий.
Правовой институт региональной безопасности и противодействия терроризму включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и противодействия терроризму. Функционирование правового института региональной безопасности и противодействия терроризму возможно при использовании следующих методов правового регулирования: установление определенного порядка действий - предписание действовать в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различными правовыми нормами; запрещение определенных действий; предоставление субъекту рассматриваемых отношений возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами; предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные правовой нормой действия.
Актуальна дифференцированность подходов, связь законодательных актов с особенностями географического, экологического, экономического, индустриального состояния и условий развития региона. Отсутствие правового регулирования подобных экстраординарных ситуаций может сыграть свою негативную роль. Следует также отметить, что в федеральном законодательстве нет такого комплексного системообразующего элемента региональной борьбы по противодействию терроризму. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в области региональной безопасности противодействия терроризму. Вторая неформальная часть общественные организации, к которым относятся и средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики противодействия терроризму. Полномочия же и формы взаимодействия этих органов при применении мер безопасности зависят от двух обстоятельств: от компетенции того или иного субъекта и от характеристики применяемой защитной меры (ее содержания, способа осуществления и сферы применения). Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности и противодействию терроризму в соответствии с законодательством КР, законодательством органов власти, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Системе обеспечения региональной безопасности и противодействия терроризму присущ ряд закономерностей: организационное (структурное) обособление как всей системы в целом, так и каждого составляющего ее элемента; строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов; определенная
самостоятельность каждого из входящих в систему элементов; использование различных комплексов средств активного воздействия на угрозы и опасности со стороны системы в целом и каждого ее элемента в отдельности. Организация работы требует сотрудничества всех заинтересованных сил обеспечения национальной (в том числе региональной) безопасности и противодействия терроризму.
Также следует отметить, что разработка и реализация программ противодействия терроризму обязательно будут наталкиваться на трудности, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования понятий «безопасности» и «терроризм», а в ряде случаев с его отсутствием. Это касается, как в целом отсутствия института региональной безопасности и противодействия терроризму в законодательстве, так и частных вопросов, например, организационных, нормативно-правовых и финансовых вопросов закрытия, перебазирования и перепрофилирования опасных производств, взаимодействия органов, осуществляющих контроль за безопасностью, декларирования безопасности: промышленных объектов, внедрения экономических механизмов до снижения риска возникновения тяжелых аварийных последствий, установления административной ответственности за нарушение требований безопасности и другие.
Литература:
1. Конституция Кыргызской республики. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/112213/edition/1202952/ru (дата обращения: 1.06.2024).
2. О местном самоуправлении. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/203102/edition/1096877/ru (дата обращения: 1.06.2024).
3. О протиодействии терроризму. URL: http//prevention.kg/wp-content/uploads/2019/02/Закон-КР-О-противодействии-терроризму.pdf (дата обращения: 1.06.2024).
4. Утверждена концепция государственной безопасности Кыргызстана. URL: https://www.kginform.com/ru/news/20120613/11160.html (дата обращения: 1.06.2024).
References:
1. Konstituciya Kyrgyzskoj respubliki. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/112213/edition/1202952/ru (data obrashcheniya: 1.06.2024).
2. O mestnom samoupravlenii. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/203102/edition/1096877/ru (data obrashcheniya: 1.06.2024).
3. O protiodejstvii terrorizmu. URL: http//prevention.kg/wp-content/uploads/2019/02/Zakon-KR-O-protivodejstvii-terrorizmu.pdf (data obrashcheniya: 1.06.2024).
4. Utverzhdena koncepciya gosudarstvennoj bezopasnosti Kyrgyzstana. URL: https://www.kginform.com/ru/news/20120613/11160.html (data obrashcheniya: 1.06.2024).
LEGISLATIVE MEASURES AND POLICIES TO COMBAT TERRORISM
Moldazhiev A.I.
applicant at the Institute of State and Law National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
Abstract: Today, terrorism remains one of the most serious threats to state and international security. To improve the effectiveness of counter-terrorism strategies in the region, Middle Eastern and North African countries need to develop performance indicators to better understand the contribution of various policies and practices to preventing and countering terrorism at the country level.
Key words: national security, terrorism, public safety, mobilization of society, state power, media, legal status, analysis, regulations, prevention
Для цитирования: Молдажиев А.И. Законодательные меры и политика борьбы с терроризмом// Архонт, 2024. № 3(42). С. 36-40.