Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОМ,МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОМ,МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / ИМУЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муксинова А.Ф.

В статье на основе анализа российских нормативных актов, международных рекомендаций ФАТФ, норм и судебной практики зарубежного законодательства, а также специальной литературы рассмотрены позиции о правовом статусе цифровой валюты. Автор предлагает рассматривать цифровую валюту в качестве имущества, а также предлагает конкретные изменения норм уголовного законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CRYPTO CURRENCY IN INTERNATIONAL LAW,RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION

Some aspects of the legal status of crypto currency are considered in the article based on the analysis of the Russian regulations, the FATF recommendations, regulations and judicial practice of foreign legislation, as well as special literature on the topic under consideration. The author suggests considering crypto currency as property, and also suggests specific changes to the regulations of criminal legislation of Russia.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОМ,МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 343.2/7

Аделя Фаридовна МУКСИНОВА,

преподаватель кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД России

delish ne@mail.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОМ, МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

LEGAL REGULATION OF CRYPTO CURRENCY IN INTERNATIONAL LAW, RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION

В статье на основе анализа российских нормативных актов, международных рекомендаций ФАТФ, норм и судебной практики зарубежного законодательства, а также специальной литературы рассмотрены позиции о правовом статусе цифровой валюты. Автор предлагает рассматривать цифровую валюту в качестве имущества, а также предлагает конкретные изменения норм уголовного законодательства России.

Some aspects of the legal status of crypto currency are considered in the article based on the analysis of the Russian regulations, the FATF recommendations, regulations and judicial practice of foreign legislation, as well as special literature on the topic under consideration. The author suggests considering crypto currency as property, and also suggests specific changes to the regulations of criminal legislation of Russia.

Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, биткоин, имущество, правовое регулирование, предмет преступления.

Keywords: digital currency, crypto currency, bitcoin, property, legal regulation, subject of crime.

В последнее десятилетие во всем мире участились случаи использования цифровой валюты (криптовалюты)1 для совершения преступлений. По данным правоохранительных органов, уже в 2017 г. факты использования цифровой валюты только при незаконном обороте наркотиков были зарегистрированы абсолютно во всех субъектах Российской Федерации.

О цифровой валюте в России официально заговорили в начале 2014 г. В январе 2014 г. Центральный Банк России проинформировал, что по цифровым валютам отсутствуют обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, поэтому любые операции с такими валютами носят спекулятивный характер, а сами цифровые валюты являются денежным суррогатом2.

1 В данной статье понятия «цифровая валюта» и «криптовалюта» используются как синонимы. Это связано с тем, что до 31 июля 2020 г. в нормативных актах Российской Федерации использовался термин «криптовалюта», однако с принятием Федерального закона N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательно закреплен термин «Цифровая валюта».

2 Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткойн : информация Центрального банка Российской Федерации от 27.01.2014. URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 20.04.2021).

Об использовании криптовалют : информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу : опубликовано 06.02.2014. URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 20.04.2021).

В феврале 2014 г. Росфинмониторинг опубликовал сообщение «Об использовании криптовалют», в котором проинформировал, что использование цифровых валют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, и финансирование терроризма . В информационном сообщении подчеркивалось, что: а) процесс выпуска и обращения криптова-лют децентрализован, б) у государства отсутствует возможность его регулирования, в) использование криптовалют обеспечивает анонимность пользователей, г) криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации, д) имеется возможность бесконтрольного трансграничного перевода крипто-валют и их дальнейшего обналичивания.

Анализ первых принятых в России нормативных актов по вопросам использования цифровых валют показывает, что государственные ведомства в своих документах не определили их фактическую и юридическую природу. Руководитель рабочей группы Госдумы РФ по оценкам риска оборота криптовалют Э.Л. Сидоренко считает, что «как только в нашем законодательстве появится понимание, что из себя представляет криптовалюта, мы сможем говорить о ее незаконном обороте. Пока что любые разговоры об этом с точки зрения права являются юридической фикцией»3. Для того «чтобы закрепить оборот криптовалюты как потенциально криминогенного инструмента, необходимо обозначить зону его легитимности. А определить зону запрета можно только обозначив зону его свободы. Применительно к криптовалюте это означает, что ее правовая идентификация должна осуществляться через закрепление правомерных параметров оборота, а криминологические риски должны быть отражены в запрете на нарушение условий правомерности» [3, с. 152].

Для того чтобы начать говорить о правовом статусе цифровых валют, необходимо разобраться с механизмом ее создания и дальнейшего использования, а также с механизмом получения прибыли и доходов.

Цифровая валюта - децентрализованный цифровой финансовый актив, подвид нефи-атных (частных) электронных денег, создаваемый на основе технологии распределенных реестров, сопряженной со значительными вычислительными затратами. Цифровая валюта создана в 2009 г. человеком или группой людей, скрывающихся под псевдонимом Сатоши Накамото4.

Цифровая валюта, а именно самая известная из них - биткоин, создается посредством технологии, называемой «майнинг» (от англ. Mining - добыча полезных ископаемых). «Добыча» биткоинов заключается в решении задачи, которая осуществляется при помощи мощных серверов и персональных компьютеров методом последовательного перебора данных. Лица, осуществляющие «добычу» биткоинов («майнеры»), соперничают между собой, как бы решая сложные математические головоломки [1, с. 12-13]. Иными словами, майнинг - это производство цифровых валют за счет мощностей оборудования (персонального компьютера или специализированных майнинг-ферм) и поддержка работы сетей, а эмиссия новых биткоинов - это своего рода вознаграждение тому, кто сгенерировал очередной блок в блокчейне, за каждый из которых начисляется вознаграждение.

Для определения правового статуса криптовалют обратимся для начала к международному опыту, а также опыту отдельных зарубежных стран.

В июне 2014 г. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) опубликовала отчет «Виртуальные валюты - ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансирования терроризма)»5, в котором официально

3 Журнал ForkLog. URL: https://forklog.com/elina-sidorenko-zakon-o-regulirovanii-kriptovalyut-v-rf-mozhet-smyagchit-pozitsiyu-tsentrobanka/ (дата обращения: 20.04.2021).

4 Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.04.2021).

5 Virtual Currencies: Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/reports/Virtual-currency-key-definitions-and-potential-aml-cft-risks.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

признала существование виртуальных валют в мировой финансовой сфере. В отчете подчеркивается, что виртуальные валюты представляют риски отмывания денег, финансирования терроризма, а также иных преступлений, которые мировому сообществу необходимо выявлять и снижать. Также в отчете сформирован глоссарий, в котором закреплены основные понятия, связанные с виртуальными валютами. Под виртуальной валютой эксперты ФАТФ понимают средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве средства обмена, расчетной денежной единицы либо средства хранения стоимости, но при этом ни в одной юрисдикции не обладает статусом законного платежного средства, статусом фиатной (национальной) валюты. Виртуальная валюта эмитируется и обеспечивается лишь в рамках сообщества пользователей данной валюты.

Виртуальная валюта отличается от электронных денег, которые являются цифровым средством выражения национальной валюты и законным средством платежа, используемым, как правило, для электронных переводов.

В отчете ФАТФ приводится классификация виртуальных валют. Виртуальная валюта подразделяется по двум основаниям на конвертируемую и неконвертируемую, а также на централизованную и нецентрализованную. Конвертируемая валюта имеет эквивалентную стоимость в национальной валюте и может быть обменена на нее. К конвертируемым валютам ФАТФ относит, например, биткоин (Bitcoin), эфириум (Ethereum), лайткоин (Litecoin). Неконвертируемая виртуальная валюта не имеет стоимости в национальной валюте и существует, как правило, только на определенных интернет-площадках (ВКонтакте.ру, Amazon.com), в онлайн-играх (Minecraft, FIFA, World of Warcraft). В соответствии со следующим основанием виртуальные валюты делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованная виртуальная валюта создается, распределя-

ется и контролируется одним администратором. Децентрализованная виртуальная валюта (криптовалюта) - это валюта, у которой нет единственного источника администрирования, отсутствует контроль, а ее выпуск осуществляется за счет функционирования математических принципов. Контроль правильности операций распределяется среди участников сети, которые с помощью системы «proof-of-work system» («доказательства выполнения работы») проверяют и подтверждают правильность операций.

Таким образом, в отчете ФАТФ 2014 г. эксперты определяют криптовалюту как вид виртуальной валюты, как часть и целое, а не как синонимы. При этом эксперты опять же не дают четкого ответа на вопрос, что же такое криптовалюта по своей сути. Они альтернативно определяют ее как: 1) средство обмена, 2) расчетную денежную единицу, 3) средство хранения стоимости.

В октябре 2018 г. были внесены изменения в Рекомендации ФАТФ. Рекомендация 15 «Новые технологии» была дополнена абзацем следующего содержания: «Для управления и минимизации рисков, возникающих из виртуальных активов, страны должны обеспечить, что провайдеры услуг в сфере виртуальных активов регулируются в целях ПОД/ФТ и лицензируются или регистрируются, а также подлежат эффективным системам мониторинга и обеспечения соблюдения соответствующих мер, к которым призывают Рекомендации ФАТФ»6.

Обращает на себя внимание, что ФАТФ в поправках 2018 г. использует термин «виртуальные активы» (Virtual assets), при этом ни разу не употребляет термин «виртуальные валюты» (Virtual Currencies), как было в 2014 г. Попробуем разобраться. В поправках 2018 г. предлагается дополнить глоссарий Рекомендаций двумя определениями: «виртуальные активы» и «провайдеры услуг в сфере виртуальных активов». Термин «виртуальный актив» используется для обозначения цифрового выражения ценности, которая может цифровым образом обращаться или перево-

6 Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации. URL: http:// www.fedsfm.ru/documents/intemational-fatf (дата обращения: 20.04.2021).

диться и может быть использована в целях платежа или инвестиций, включая цифровое выражение ценности, которое выполняет функции средства обмена, единицы счета и/или хранилища ценности. Напомним, что ранее виртуальная валюта определялась как средство выражения стоимости, которое функционирует в качестве средства обмена, расчетной денежной единицы либо средства хранения стоимости. Таким образом, в 2014 г. цифровая валюта понималась как денежное средство, а уже в 2018 г. - как «цифровое выражение ценности», то есть как имущество. При этом в обоих определениях имеется общая формулировка о том, что цифровая валюта выполняет функции средства обмена, единицы счета, хранилища ценности. Кроме того, ФАТФ особо подчеркивает, что цифровые валюты отличаются от национальных, которые являются законными денежными средствами государств.

Далее рассмотрим позиции зарубежных стран о правовом статусе цифровых валют. Позиции зарубежных государств в отношении цифровых валют исследователи подразделяют на три группы: «1) страны, регулирующие цифровую валюту (США, Япония, Великобритания, Австралия, Сингапур, Гонконг, Канада); 2) страны, находящиеся на пути регулирования цифровых валют (Германия, Франция, Бельгия, Италия, Бразилия, Хорватия, Кипр, Дания, Израиль) 3) страны, запрещающие цифровые валюты (КНР, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Исландия, Венесуэла, Боливия)» [2, с. 202].

В Японии в марте 2016 г. принят ряд законопроектов, призванных помочь финансовым учреждениям расширить свою деятельность в сфере информационных технологий и признать цифровые валюты в качестве средств, аналогичных реальным деньгам, т.е. национальной валюты. В результате нововведений банкам было разрешено признать счета по цифровым валютам в качестве своих активов и использовать их в системе расчетов

при осуществлении платежей и переводов. В соответствии с новым законодательством биткоин-биржи начинают контролироваться государством (Агентством финансовых услуг Японии), а именно биржи должны зарегистрироваться в данном ведомстве, подавать ежегодные финансовые отчеты, а также проводить регулярные аудиторские проверки. Все это, по мнению японского правительства, должно предотвратить отмывание денег, а также повысить защиту пользователей виртуальной валюты7.

Соединенные Штаты Америки, по мнению специалистов, являются одной из наиболее удобных стран для ведения криптовалютного бизнеса. В США легально зарегистрированы и ведут свою деятельность криптовалютные фонды, биржи и другие компании, широко распространены криптовалютные банкоматы, которые позволяют обменять криптова-люту на национальную валюту и обратно, за многие товары и услуги можно расплатиться криптовалютой (цифровой валютой).

Правовое закрепление цифровой валюты в США началось с судебных решений (прецедентов), при этом следует отметить, что в разных штатах отношение к цифровой валюте разное - от признания ее в качестве законного средства платежа на уровне национальной валюты до полного непризнания. Так, 6 августа 2013 г. судья штата Техас вынес решение, в котором определил биткоин в качестве валюты, которая хотя и не обеспечена никакими реальными активами (монетами или драгоценными металлами), однако используется для покупки в Интернете и розничных магазинах, поэтому его необходимо признать валютой или формой денег и применять для его регулирования финансовое законодательство США8. 19 сентября 2016 г. судья штата Нью-Йорк вынес похожее решение, в котором управляющий площадкой обмена криптовалют Coin.mx Энтони Мурджио обвинялся в нарушении федерального законодательства за осуществление нелицензион-

7 Japan OKs recognizing virtual currencies as similar to real money. URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/2016/03/04/business/tech/japan-oks-recognizing-virtual-currencies-similar-real-money/#.Xs5edPkzaM (дата обращения: 20.04.2021).

8 Memorandum opinion regarding the court's subject matter jurisdiction. URL: https://ia800708.us.archive.org/31/ items/gov.uscourts.txed.146063/gov.uscourts.txed.146063.23.0.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

ной финансовой деятельности и отмывание денег. Сторона защиты основывалась на том, что цифровая валюта не является денежным средством, в связи с чем Мурджио не должен привлекаться к уголовной ответственности. Однако в решении судьи говорится: «Словари, решения судов, законодательство - все они свидетельствуют, что биткоины - это денежные средства»9. Стоит отметить, что 27 июня 2017 г. Мурджио был приговорен к 66 месяцам тюремного заключения по обвинению в эксплуатации Coin.mx, через которые он осуществил незаконные операции с биткоинами на сумму более 10 миллионов долларов10.

Однако в США есть и противоположные решения. Так, судья штата Флорида в июле 2016 г. вынесла оправдательное решение в отношении Мишеля Эспинозо, которого обвиняли в отмывании денег, а именно крипто-валюты. В рамках специальных мероприятий, проводимых правоохранительными органами, Эспинозо осуществил обмен криптова-люты на доллары США. В своем решении судья установила, что криптовалюта - это не денежные средства, а имущество. В связи с чем Эспинозо не совершил ничего противоправного, а лишь продал другому гражданину свое имущество11.

Государственные органы власти США также не пришли к единому мнению по поводу правового статуса криптовалют. В марте 2014 г. Налоговая служба США определила криптовалюту как собственность или имуще-

ство, операции с которой, должны облагаться налогами12. В сентябре 2015 г. Комиссия по торговле товарными фьючерсами определила криптовалюту в качестве биржевого товара13. А в июле 2017 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам приравняла криптовалюту к ценным бумагам14.

Таким образом, правовое регулирование цифровой валюты и связанной с ней деятельности в США осуществляется законодательно и на федеральном уровне, и на уровне штатов, судебной практикой и нормативными актами государственных органов. Однако, несмотря на это, единообразного понимания правового и экономического статуса цифровой валюты они еще не достигли.

В Австралии цифровая валюта признается денежной валютой наравне с национальными денежными средствами и валютами иностранных государств, операции с цифровой валютой облагаются подоходным налогом, а некоторые работодатели даже выплачивают работникам зарплату цифровой валютой15. В Великобритании цифровая валюта в целом приветствуется, однако с правовой точки зрения наблюдается некоторая неурегулированность. В соответствии с Законом о платежных услугах16 цифровая валюта не признается ценностью, т.е. имуществом; по заявлению Управления финансового регулирования и надзора (Financial Conduct Authority) становится понятно, что цифровая валюта не признается и денежным средством17. Цифровой валютой в Великобритании называют

9 Judge Rules Bitcoin is Money in Coin.mx cases. URL: https://themerkle.com/judge-rules-bitcoin-is-money-in-coin-mx-cases/ (дата обращения: 20.04.2021).

10 Официальный сайт Департамента юстиции США. URL: https://www.justice.gov/usao-sdny/pr/operator-unlawful-bitcoin-exchange-sentenced-more-5-years-prison-leading-multimillion (дата обращения: 20.04.2021).

11 Order granting defendant's motion to dismiss the information. URL: https://www.documentcloud.org/ documents/2998951-Read-the-Ruling.html (дата обращения: 20.04.2021).

12 Официальный сайт Налоговой службы США. URL: https://www.irs.gov/newsroom/irs-virtual-currency-guidance (дата обращения: 20.04.2021).

13 Официальный сайт Комиссии по торговле товарными фьючерсами США. URL: https://www.cftc.gov/ LawRegulation/Dispositions/index.htm (дата обращения: 20.04.2021).

14 Securities and exchange Commission. Securities exchange act of 1934. Release N 81207. URL: https://www.sec. gov/litigation/investreport/34-81207.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

15 Crypto currency used in business. URL: https://www.ato.gov.au/general/gen/tax-treatment-of-crypto-currencies-in-australia—specifically-bitcoin/?page=3 (дата обращения: 20.04.2021).

16 The Payment Services Regulations 2009. URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2009/209/contents/made (дата обращения: 20.04.2021).

17 Consumer warning about the risks of investing in crypto currency CFDs. URL: https://www.fca.org.uk/news/news-stories/consumer-warning-about-risks-investing-cryptocurrency-cfds (дата обращения: 20.04.2021).

уникальную комбинацию цифр, которая получена в результате сложных математических вычислений и алгоритмов, поэтому данная сфера не может регулироваться финансовым законодательством18. В европейских странах Суд Европейского Союза в 2015 г. вынес решение, в соответствии с которым биткоины и другие цифровые валюты должны рассматриваться как обычные деньги, а не как некий специфический товар19, а уже в июле 2018 г. Пятой Директивой ЕС цифровая валюта приравнена к ценным бумагам20.

Интересным представляется опыт КНР - страны с наиболее быстрорастущим финансово-технологическим рынком в мире. К 2013 г. в Китае заметно возрос интерес инвесторов к цифровой валюте, стоимость биткоина выросла в 89 раз. В связи с этим Народный банк Китая наложил запрет на проведение операций с биткоином финансовыми компаниями. Кроме того, под запрет попала публикация котировок и страхование финансовых продуктов, связанных с цифровой валютой. При этом запрет не распространялся на физических лиц, которые могли свободно использовать биткоин, принимая на себя все риски [2, с. 204]. Следует отметить, что в законодательстве Китая криптова-люта определена не как валюта или денежное средство, а как виртуальный товар, т.е. собственность.

Анализ правового статуса цифровой валюты в зарубежных странах может стать основой для определения сущности и законодательного закрепления в Российской Федерации. Повторим, несмотря на то что в законодательстве отсутствовал прямой запрет использования цифровой валюты, в 2014 г. Центральный банк России указал, что дея-

тельность, связанная с обменом виртуальной валюты, будет признаваться сомнительной и потенциально противоправной. В это же время ЦБ РФ поддержала и Финансовая служба по финансовому мониторингу, заявив, что сделки с криптовалютой будут признаваться сделками, направленными на легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, и финансирование терроризма. Кроме того, оба ведомства обратили внимание на то, что выпуск денежных суррогатов в России запрещается. Генеральная прокуратура РФ также высказала позицию, согласно которой криптовалюта была названа денежным суррогатом и не должна применяться ни гражданами, ни юридическими лицами, так как криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью, а ее обладатели лишены возможности защищать свои интересы в судебном и административном порядке21. Таким образом, в 2014 г. криптовалюта практически единогласно определялась как денежный суррогат.

В октябре 2014 г. Министерство финансов России разместило на своем официальном сайте проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ГО проекта: 00/03-17205/08-14/21-14-4)22. Проектом предлагалось внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления «запрета на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также в части внесения уточнения действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в

18 Великобритания и криптовалюты: регулировать или не регулировать? URL: https://forklog.com/velikobritaniya-i-kriptovalyuty-regulirovat-ili-ne-regulirovat/ (дата обращения: 20.04.2021).

19 The exchange of traditional currencies for units of the 'bitcoin' virtual currency is exempt from VAT. URL: https:// curia.europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

20 Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/financial-supervision-and-risk-management/anti-money-laundering-and-counter-terrorist-financing_en (дата обращения: 20.04.2021).

21 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://www.genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-86432/ (дата обращения: 20.04.2021).

22 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=23139-proekt_federalnogo_zakona_o_vnesenii_izmenenii_v_ otdelnye_zakonodatelnye_akty_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 20.04.2021).

качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием, а также на установление соответствующей административной ответственности».

Таким образом, данным проектом Минфин предлагал: 1) установить правовой статус цифровой валюты, определить ее в качестве денежного суррогата; 2) запретить эмиссию, использование, продажу и иные операции, производимые с цифровой валютой под угрозой административного или уголовного законодательства; 3) запретить распространение какой-либо информации о цифровой валюте. Однако данный проект не получил должной поддержки со стороны Правительства РФ, был отправлен на доработку, но впоследствии так и не был направлен в Государственную Думу РФ.

В продолжение своих действий в марте 2016 г. Минфин опубликовал новый проект федерального закона, касающийся регулирования цифровой валюты в России, «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (ГО проекта: 02/04/03-16/00046853)23. Проект предлагал внести в Уголовный кодекс РФ статью 187.1 «Оборот денежных суррогатов». Диспозиция статьи выглядела следующим образом: «Изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов». В качестве квалифицирующих признаков предлагалось закрепить совершение деяния в составе организованной группы, а также лицом, осуществляющим управленческие функции в финансовой организации. В пояснительной записке к проекту было указано, что «использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, пре-

жде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Благодаря анонимности денежные суррогаты получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем. Использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц. Кроме того, в результате конкурентного вытеснения законных валют денежными суррогатами государство утратит суверенное право (монополию) на денежную эмиссию и лишится сеньоража (дохода от этой деятельности)». Проект Минфина 2016 г., так же как и проект 2014 г., не получил поддержки и не был отправлен в Государственную Думу РФ.

Э.Л. Сидоренко, высказываясь о проектах Министерства финансов России, пишет, что некоторые положения вызывают существенные возражения. В первую очередь это касается рассмотрения денежного суррогата одновременно как противоправного и легитимного финансового инструмента. С одной стороны, в проекте указано на запрет изготовления и использования на территории России денежных суррогатов, с другой стороны, они определяются через легитимное понятие - «объект имущественных прав». Но если суррогат вне закона, то он априори не может быть объектом имущественных прав, так как права возникают только в легитимной сфере - в рамках гражданского оборота. Но самым удивительным является тот факт, что проект был предложен для обсуждения в тот момент, когда большинство авторитетных международных экспертов стали признавать необходимость и неизбежность развития системы блокчейн и криптовалюты как ее основного продукта [3, с. 194-195].

Мы согласны с позицией Э.Л. Сидоренко. Добавим, что 9 мая 2017 г. Указом Президента РФ N 203 принята Стратегия развития информационного общества в Российской

23 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : проект федерального закона от 10.03.2016. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/npa_ projects/?id_4=1815-o_vnesenii_izmenenii_v_ugolovnyi_kodeks_rossiiskoi_federatsii_i_ugolovno-protsessualnyi_kodeks_ rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 20.04.2021).

Федерации на 2017-2030 годы24. И радикальный запрет использования виртуальных валют под угрозой уголовного наказания, на наш взгляд, был слишком невзвешенным, противоречащим политике государства решением. Чуть позже, в октябре 2017 г., В.В. Путин на совещании по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере отметил, что «мы должны использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. При этом важно не нагородить лишних барьеров, а создать необходимые условия для дальнейшего развития и совершенствования национальной финансовой системы»25. По итогам данного совещания Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство изменений об определении статуса цифровых технологий (в том числе цифровой валюты), установлении требований к организациям, осуществляющим «майнинг» криптовалюты, определении порядка их налогообложения, регулировании публичного привлечения денежных средств и криптовалют по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг26.

Во исполнение данных поручений в марте 2018 г. на рассмотрение в Государствен-

ную Думу РФ внесен проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»27. Обсуждение и рассмотрение законопроекта длилось более двух лет. 31 июля 2020 г. принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»28, в котором впервые на законодательном уровне закреплены такие понятия, как «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта», а также понятия, связанные с их выпуском и обращением. В ст. 3 этого Федерального закона цифровая валюта определяется как «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

24 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

25 Совещание по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере (10.10.2017). URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/55813 (дата обращения: 20.04.2021).

26 Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере (21.10.2017). URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 20.04.2021).

27 О цифровых финансовых активах : законопроект N 419059-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 20.04.2021).

28 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ // Российская газета. 2020. N 173.

Библиографический список

1. Ализаде, В.А. Судебная практика применения ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершенных с использованием криптовалюты / В.А. Ализаде, А.Г. Волеводз // Наркоконтроль. - 2017. - N 4(49). - С. 8-14.

2. Подходы к определению правового статуса криптовалют в ведущих странах мира / И.В. Ёлохова, М.И. Ахметова, А.В. Крутова [и др.] // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2019. - N 1. - С. 201-209.

3. Сидоренко, Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты в проблемы ее правовой идентификации / Э.Л. Сидоренко // Библиотека криминалиста. - 2016. - N 3. - С. 148155.

4. Сидоренко, Э.Л. Криптовалюта как новый юридический феномен / Э.Л. Сидоренко // Общество и право. - 2016. - N 3 (57). - С. 193-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.