Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Право
УДК 342.734-053.9(47+57)
Законодательное регулирование права на материальное обеспечение в старости в СССР
Туманов Д.Ю.
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны
Достойное пенсионное обеспечение граждан по возрасту является актуальной проблемой современной России. Статья посвящена анализу положительного опыта в решении этой задачи в относительно недавнем прошлом нашей страны - в советский период. Характеризуется развитие законодательства в сфере материального обеспечения в старости советских граждан.
Ключевые слова: материальное обеспечение, пенсия, Советское государство, общественные фонды потребления, конституционное право.
Одна из наиболее острых проблем современной России - это материальное положение пенсионеров. Несмотря на проводимые в этой сфере реформы, регулярное повышение уровня пенсионных выплат, обеспечение пожилых людей продолжает не соответствовать представлениям о достойной старости, которую они, безусловно, заслужили. Реальные темпы роста пенсии, ее покупательная способность отстают от темпов роста заработной платы и от роста потребительских цен.
Согласно расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 г. сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, практически в 1,4 раза по сравнению с 2005 г. [1].
Вместе с тем наша страна имеет положительный опыт в решении этой непростой задачи, в данном случае речь идет об опыте советской эпохи, в последнее время не всегда объективно критикуемой. Конечно, и в Советском государстве далеко не сразу удалось создать достаточно эффективную систему материального обеспечения людей пенсионного возраста, на это потребовалось несколько десятилетий.
Первое время пенсии по старости были настолько мизерными, что рабочие и служащие предпочитали работать и не выходить на пенсию до последней возможности. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что еще в 1940 г. в народном хозяйстве было занято 34 млн. рабочих и служащих, а пенсию получали лишь 0,2 млн. человек [2, с. 52-53].
162
Главной задачей Советского государства в обеспечении права на материальное обеспечение в старости, равно как и других социально-экономических прав граждан, являлось формирование общественных фондов потребления, которые формировались на основе развития государственной собственности на средства производства и социалистического сектора народного хозяйства. Наличие фондов общественного потребления создавало условия для материальных гарантий пенсионного права. Общественные фонды потребления в СССР неуклонно развивались и в удовлетворении потребностей советских граждан играли все большую роль.
Как известно, основы социализма в СССР были созданы к середине 1930-х гг. К данному времени произошли серьезные изменения в важнейших сферах общественной жизни страны. Удельный вес социалистического хозяйства по СССР в 1936 г., в сравнении с 1928 г., составлял: в народном хозяйстве - 99,1 вместо 44,0 %, валовой продукции всей промышленности - 99,8 и 82,0 %; валовой продукции сельского хозяйства - 97,7 и 3,3 %, розничном обороте торговых предприятий - 100,0 и 76,4 %, производственных фондах - 98,7 и 77,8 % [3, с. 169]. Это позволило закрепить право на материальное обеспечение в старости на уровне Основного Закона.
Положения ст. 120 Конституции СССР 1936 г. [4] впервые закрепляли право советских граждан на материальное обеспечение в старости, поскольку материальная база для этого уже была сформи-
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Право
рована: частная собственность была практически полностью ликвидирована, а экономическую основу составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, что также закреплялось в Конституции (ст. 4). О бесплатном пользовании общественными фондами указывалось в нескольких статьях Конституции: о бесплатной медицинской помощи трудящимся (ст. 120), о бесплатности образования (ст. 121) и др.
Основной гарантией конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости являлось социальное страхование рабочих и служащих за счет государства (ч. 2 ст. 120). Следует, однако, обратить внимание, что это конституционное право до определенного времени не гарантировалось колхозному крестьянству, что являлось следствием проводимой Советским государством политики диктатуры пролетариата.
Фонд социального страхования для рабочих и служащих образовывался в основном из средств государственной собственности и сам являлся при этом государственной собственностью. Все государственные и общественные предприятия и учреждения уплачивали взносы в фонд социального страхования, из этого не делалось никаких исключений.
Фонды материальной помощи нетрудоспособным колхозникам: инвалидам, старикам, а также временно потерявшим трудоспособность, формировались в каждом колхозе самостоятельно в размере не свыше 2-х процентов валовой продукции колхоза (п. «в» ст. 9 Примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 февраля 1935 г. [5]).
Существенная разница между пенсионным обеспечением в порядке социального страхования рабочих и служащих и пенсионным обеспечением колхозников сохранялась до принятия 14 июля 1956 г. Закона СССР «О государственных пенсиях» [6], в соответствии с которым было намечено сближение обеспечения пенсиями за счет колхозных фондов и государственными пенсиями. В ряде колхозов были разработаны положения о пенсионном обеспечении колхозников, в которых основания и нормы обеспечения устанавливались аналогично тому, что предусматривал Закон «О государственных пенсиях». Новое пенсионное законодательство существенно улучшило пенсионное обеспечение граждан, во второй половине 1950-х гг. пенсии получали уже около 18 млн. человек. Существенно был повышен размер пенсий, так, если в 1955 г. население получало от государства пенсий на сумму 30 100 млн. руб., то в 1957 г. - 57 900 млн. руб., т.е. почти в два раза больше [7, с. 39].
В соответствии с указанием новой, третьей Программы КПСС [8], принятой XXII партийным съездом в октябре 1961 г., государственные органы,
профсоюзы, колхозы по мере роста национального дохода в течение двадцатилетия должны были взять на себя материальное обеспечение всех граждан, потерявших трудоспособность по возрасту. Пенсии по старости должны были распространиться и на колхозников.
Законом СССР от 15.07.1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [9] была введена система обеспечения пенсиями всех членов колхозов за счет централизованного фонда, что стало еще одним шагом к сближению с пенсионным обеспечением рабочих и служащих [10, с. 21].
В 1967 г. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС на основе решений XXIII съезда партии принял Постановление «О мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа». Последовавшими за этим постановлением актами для ряда категорий трудящихся был снижен возраст, дающий право на пенсию по старости. Так, для колхозников был установлен такой же пенсионный возраст, как и для рабочих и служащих: 60 лет - мужчинам, 55 - женщинам (до этого члены колхозов получали пенсию по старости соответственно в 65 и 60 лет) [11, с. 61].
3 июня 1971 г. принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения колхозников» [12] на членов колхозов и их семьи был распространен порядок исчисления пенсий, установленный Законом «О государственных пенсиях для рабочих и служащих».
Конституция СССР 1977 г. [13] подтвердила право на материальное обеспечение в старости (ст. 43). По сравнению с Конституцией СССР 1936 г., содержание права на материальное обеспечение стало гораздо шире по кругу субъектов, оно распространялось на всех граждан без каких-либо оговорок о классовом происхождении (в ст. 120 Конституции СССР 1936 г. говорилось о социальном страховании только рабочих и служащих). Также по сравнению с предыдущей союзной Конституцией был расширен перечень гарантий права на материальное обеспечение.
Взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями без каких-либо вычетов из заработной платы работников, при этом неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишала права на материальное обеспечение.
Если в 1941 г. в СССР насчитывалось 4 млн. пенсионеров, из них 0,2 млн. по возрасту, то в 1981 г. пенсионеров было 50,2 млн., в т.ч. по возрасту -34 млн. [14, с. 189], что говорит о реальном росте пенсионного обеспечения. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, в 1981 г. составили 122 млрд. руб. (в расчете на душу населения 456 руб.) [14, с. 169].
При стабильно невысокой стоимости квартирной платы, низких ценах на основные продукты пита-
163
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2
Право
ния, бесплатной медицине советским пенсионерам в период развитого социализма гарантировался прожиточный уровень, не требующий дополнительных источников дохода, и это следует отнести к числу значимых достижений Советского государства в области социальной политики.
Литература:
1. Основные проблемы пенсионной системы России и пути их решения. - URL: http://www.rb.ru/ inform/51477.html (дата обращения 19.04.2012.)
2. Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Междунар. отношения, 1998. - 232 с.
3. Горбачев И.Г., Туманов Д.Ю. Республика Татарстан: становление конституционного законодательства в 1920-1930-е годы. Историко-правовое исследование. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 176 с.
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Утверждена Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК Союза СССР и ВЦИК. - 1936. - № 238.
5. Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Принят Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17.02.1935 г. // СЗ СССР. - 1935. - № 11.
- Ст. 82.
6. О государственных пенсиях. Закон СССР от 14.07.1956 г. // Ведомости ВС СССР. - 1956. -№ 15. - Ст. 313.
7. Горшенин К.П. Беседы о Советской Конституции.
- М.: Изд-во «Советская Россия», 1958. - 77 с.
8. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Госполитиздат, 1961. - 144 с.
9. О пенсиях и пособиях членам колхозов. Закон СССР от 15.07.1964г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1964. - № 29. - Ст. 340.
10. Андреев В.С. Право граждан СССР на материальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности и его юридические гарантии: авто-реф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1966. - 36 с.
11. Права личности в социалистическом обществе / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, М.С. Строгович. - М.: Наука, 1981. - 272 с.
12. О мерах по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения колхозников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3.06.1971 г. // Ведомости ВС СССР. - 1971. - № 23. - Ст. 237.
13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята Внеочередной седьмой сессией Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.
14. СССР в цифрах в 1981 году: Крат. стат. сб. / ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 223 с.
Legislative Regulation of Right to Maintenance in Old Age in the USSR
D. Tumanov
Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye Chelny
Decent pension maintenance is one of the topical problems in modern Russia. The paper deals with the analysis of positive experience of the solution of the problem in the past of our country - in Soviet period. The author characterizes the development of legislation in the sphere of maintenance in old age of Soviet citizens.
Key words: maintenance, pension, Soviet state, social consumption funds, constitutional rights.
164