Научная статья на тему 'Законодательное регулирование передачи религиозным объединениям государственного имущества в постсоветский период'

Законодательное регулирование передачи религиозным объединениям государственного имущества в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евдокимов В. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование передачи религиозным объединениям государственного имущества в постсоветский период»

В. Я. Евдокимов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Успешность социально-ориентированной деятельности религиозных организаций во многом зависит от законодательного регулирования передачи им государством муниципального имущества. Вопрос отношений государства и религиозных организаций и сегодня является очень актуальным. В последнее десятилетие XX в. в России в условиях формирования гражданского общества резко ухудшился уровень жизни населения, слабо финансировалась социокультурная деятельность государства. Создание правового регулирования передачи имущества религиозным организациям в определенной мере могло поспособствовать решению этих проблем. Понимая это, государственная власть делает в этот период первые шаги в урегулировании данной проблемы.

Так, в октябре 1990 г. был принят закон «О свободе вероисповеданий»'. Данный закон регулировал передачу религиозным организациям культовых зданий, способствовал открытию монастырей, учебных религиозных заведений. Указ Президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»2 обеспечивал «особые формы государственной поддержки» и включение их в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации». Эти объекты финансировались «за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации», а также за счет средств, поступающих от творческо-производственной деятельности организаций и продаж на внутреннем валютном рынке. Эти средства оставались в распоряжении религиозных организаций и шли на укрепление их материально-технической базы3.

1 Закон РСФСР N 267-1 «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 г.

2 Указ Президента РФ № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30.11.92 г. (в ред. Указа Президента РФ от 26.11.2001 № 1360).

3 Указ Президента РФ № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», пункты 2, 5, 6 от 30.11.92 г.

34

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 2

Распоряжение Президента РФ № 281-РП «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» регулировало поэтапную передачу религиозным организациям в собственность или пользование «культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий». Необходимо было учитывать по возможности интересы «культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан»4. Первые законодательные акты начала 90-х гг. в области имущественного вопроса явились началом сотрудничества государства и церкви. Проделанная законотворческая работа стала отправной точкой для дальнейшего развития правового регулирования по данному теме.

В 1994 г. при Правительстве РФ была создана Комиссия5, которая собирала информацию от религиозных, общественных и государственных организаций, рассматривала и регулировала насущные проблемы государственно-конфессиональных взаимоотношений, включая вопросы передачи им культовых зданий и иного имущества, находящегося в компетенции Правительства, предоставляющие соответствующие рекомендации, проекты решений и проекты законов6. В свою очередь был разработан и внесен в Госдуму законопроект, регулирующий различные вопросы государственноконфессиональных отношений, в том числе вопрос страхования имущества религиозных организаций7, но данный документ так и не был законодательно утвержден.

Со временем актуальность имущественного вопроса возрастала, что определяло его дальнейшее развитие. Так, Указом «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения»8, предполагалась приватизация этих недвижимых объектов, «расположенных на территориях республик, краев, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного недвижимого имущества религиозного назначения. При этом объекты, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры местного значения, приватизировались с обязательным условием их содержания новыми собственниками»9.

Отметим, что в следующих правовых нормах закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»10 не прописывались

4 Распоряжение Президента РФ N 281-РП «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23.04.1993 г. (По состоянию на ноябрь 2007 г.).

5 Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций создан в соответствии с решением палаты от 17 января 1994 года.

6 A.B. Миронов, Ю.В. Бабинов Основы религиоведения, М., 1998. С. 218.

7 Проект Закона 1994 г. «Об имущественных правах и хозяйственной деятельности религиозных организаций, их предприятий и учреждений в Российской Федерации» статья 24.

8 Указ № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» от 26.11.1994 г.

9 Указ № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» от 26.11.1994 г. (в ред. Указов Президента РФ от 20.02.95 № 176, от 20.01.97 № 15).

10 ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г.

соответствующие требования по безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозным объединениям, при этом объекты культурного наследия оставались не защищенными в связи с отсутствием обязательств по их сохранению. Последнее является важным законодательным упущением, которое было восполнено лишь пять лет спустя, когда закон уже предусматривал право содействия «общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия» и.

Новым этапом в решении имущественного вопроса стал Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»12. В соответствии с данным законом в собственности у религиозных организаций могли «находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурнопросветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры». Религиозным организациям предоставлялось право собственности на имущество, приобретенное различными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации; устанавливался порядок передачи религиозным организациям в собственность «культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Передача находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества осуществлялась безвозмездно. Также религиозным организациям предоставлялось право «использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами». Религиозным организациям передавались в пользование культовые здания и сооружения с прилегающими к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения.

Движимому и недвижимому имуществу богослужебного назначения «не могло быть обращено взыскание по претензиям кредиторов»13, но данная норма не действовала по причине отсутствия перечня обозначенного имущества. Несмотря на то, что имущественный вопрос в данном законе был разносторонне урегулирован, все же налицо и законодательные пробелы.

В целом в первые годы постсоветского периода была законодательно урегулирована передача религиозным организациям многих культовых объектов. Так, например, в Нижегородской области отмечалось значительное количество (153 объекта регионального и федерального значения) церквей, храмов, монастырей, переданных различным религиозным общинам14. Но, несмотря на то, что имущественный вопрос в эти годы был урегулирован с точки зрения права, все же прослеживаются и зако-

11 Федеральный закон № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статья 8 от 25.06.2002 г.

12 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г.

13 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья 22, пункт 5 от 26.09.1997 г.

14 Культовые объекты Нижегородской области передаются своим исконным владельцам // Официальный сайт Правительства Нижегородской области // 1ШЬ: http://www.government-nnov.ru от 21.09.2004 (дата обращения 01.02.2012).

нодательные пробелы. Так, например, в нормах права не давалось четкого определения термина «имущество религиозного назначения». И Постановление «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14.03.1995 г. не восполнило данный пробел. Возникали трудности при передаче религиозным объединениям имущества религиозного назначения, которое принадлежало государству, когда отсутствовали какие-либо договорные формы о безвозмездной передаче15.

Лишь в начале III тысячелетия такой примерный перечень возник в правительственном постановлении «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»1б. В данном Постановлении к движимому имуществу религиозного назначения относятся «предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей», а к недвижимому — «здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования»17. Со временем и здесь обнаружится необходимость внесения дополнений в данный законодательный документ18.

Решило многие вопросы, которые длительное время оставались насущными для религиозных организаций, Распоряжение «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»19. Данное Распоряжение поручало территориальным органам Минимущества России, а также органам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенным правами территориального органа Минимущества России, «рассматривать обращения религиозных организаций о передаче в собственность имущества» и решать вопрос о безвозмездном использовании религиозными организациями федерального имущества религиозного назначения, расположенного на территориях субъектов Российской Федерации в «соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 № 490». В соответствии с данным Распоряжением этим органам надлежало «рассматривать обращения федеральных государственных унитарных предприятий, в хозяйственном ведении которых находится расположенное на территории субъекта Российской Федерации федеральное имущество религиозного назначения, о согласовании передачи указанного имущества религиозным организа-

15 Постановление «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14.03.1995 г.

16 Постановление Правительства РФ. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 30.06.2001 г.

17 Постановление Правительства РФ. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 30.06.2001 г.

18 Редакция Постановлений Правительства РФ «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 03.10.2002 № 731, от 08.08.2003 № 475, от 01.02.2005 № 49.

19 Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 9 ноября 2001 г.

циям»20. На практике имущество религиозного назначения передавалось религиозным организациям главным образом в безвозмездное пользование. Важно отметить, что распоряжением утверждались методические рекомендации по данной передаче, чего не прослеживается в предшествующее десятилетие. Как, например, «сообщил начальник управления учета и разграничения госсобственности областного Минимущества Ольга Куликова, передача осуществлялась несмотря на то, что на законодательном уровне ее порядок был закреплен значительно позже»21.

Все вышеупомянутые правовые акты определяют порядок передачи религиозным организациям в собственность и пользование государственного и муниципального имущества для его функционального религиозного назначения. Однако такое имущество не вправе приобретаться в собственность по причине того, что большинство переданных объектов включены в особую федеральную собственность, то есть входят «в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, государственной части Музейного фонда Российской Федерации или государственной части Архивного фонда Российской Федерации»22, закреплены за унитарными предприятиями государства23 и объектами культурного наследия народов Российской Федерации24. По этой причине религиозные объединения, финансовая база которых испытывает объяснимые трудности некоммерческих организаций, во многом снизили бы уровень активности своей социальной политики в связи с большими денежными издержками собственника.

К серьезным законодательным изъяном в отношении собственника в лице религиозных объединений следует отнести отсутствие правовых оснований на безвозмездную передачу религиозным организациям в собственность имущества религиозного назначения, принадлежащего собственности государства25. Законодательным пробелом являлось и отсутствие разграничения государственной собственности на два вида: собственность субъектов и собственность федеральную, так как между соответствующими государственными органами возникали споры о правомочности при передаче объектов религиозного назначения в собственность религиозным организациям. Но в 2001 г. все же утверждается законопроект, определяющий такой перечень земельных участков к собственности26.

20 Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 9 ноября 2001.

21 Культовые объекты Нижегородской области передаются своим исконным владельцам // Официальный сайт Правительства Нижегородской области // URL: http://www.government-nnov.ru от 21.09.2004 (дата обращения 01.02.2012).

22 Постановление Правительства РФ. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 30.06.2001 г.

23 Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 9 ноября 2001 г.

24 Федеральный закон № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статья 8 от 25.06.2002 г.

25 Чернега O.A. Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций // Некоммерческие организации в России.— № 4.— 2004.

26 Статья 3.1, вступившая в силу 1.07.2006 г. Федерального закона № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г.

Пробелы в правовом регулировании передачи имущества религиозным организациям встречаются и в других законодательных актах, например, в «Земельном кодексе», где «предоставление земельных участков в собственность... юридическим лицам может осуществляться бесплатно в случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»27, на основе которых данное положение предусматриваются ограничено. «Земельный кодекс» также создает дополнительные трудности по оформлению права безвозмездного срочного пользования или переоформлению в собственность земельных участков.

Также и Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» декларирует, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным данным Федеральным законом, необходимо применять нормы гражданского законодательства28, которые не регулируют в полной мере данный вопрос.

В дальнейшем появляются новые законопроекты, связанные с социальным партнерством государства и религиозных организаций, которые также поднимали вопросы имущественного права. В одном из них содержатся положения, определяющие «порядок передачи государством культового имущества религиозной организации» на основе религиозного правопреемства, определяемого нормами этого проекта29. После заседания Госдумы30, где в этот законопроект внесли некоторые коррективы, Министерство имущественных отношений РФ внесло предложение о примерной форме договора об использовании имущества религиозного назначения. В предложенной форме договора определялись основания досрочного прекращения имущественного договора по инициативе территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ. В договоре давалось право соответствующим органам расторгать договор в одностороннем порядке и возлагать на религиозные объединения страховые и коммунальные платежи31. Решение вопроса подобным образом, на наш взгляд, некорректно. После попытки реализации неправомерных договоров (например, постановлением ФАС Уральского округа от 23.10.2003 № Ф09-3011/03 ГК Договор правомерно признан судом недействительным, поскольку решением арбитражного суда соглашение о досрочном прекращении договора признано недействительным; в отношении одного и того же имущества одновременно не могут быть заключены несколько договоров безвозмездного пользования32) в решении имущественного вопроса наступил своеобразный кризис, который можно проследить на протяжении следующих лет. Ярким примером тому может послужить составленное в начале 2005 г. ходатайство евангельских

27 Земельный кодекс Российской Федерации № 136 ФЗ от 25.10.2001 г., статья 28, пункт 2 (ред. от 21.07.2011 г.).

28 ФЗ № 178 и «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 3, пункт 4, от 21.12.2001 г.

29 Проект федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций», статья 7, от 30.12.2002 г.

30 Заседание в Госдуме парламентского клуба «Российский парламентарий» на тему «Социальное партнерство Русской православной церкви и государства. Перспективы взаимодействия», 23.01.2003 г.

31 Чернега О. А. Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций // Некоммерческие организации в России.— № 4.— 2004.

32 http://www.lawmix.ru/ural/83819 (дата обращения 07.02.2012).

христиан-баптистов на имя В. В. Путина, где, в частности, говорится о судебных штрафах и конфискации имущества у этих верующих33.

На протяжении многих лет постсоветского периода решение вопроса передачи имущества религиозным организациям шло в тесной связи с вопросом обложения налогом имущества. В октябре 2004 г. был принят Госдумой РФ законопроект № 667-р «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». В случае принятия данного законопроекта религиозные организации были бы ограничены в финансовых ресурсах, а это привело бы к снижению эффективности их работы в различных общественных сферах. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прокомментировал данный законопроект как создающий определенную сложность для ведения служения в социальной сфере34.

В законопроекте № 667-р35, внесенном в Госдуму в октябре 2004 г., говорилось, что «религиозные организации наряду с организациями инвалидов и общинами коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока освобождаются от налога на землю», также в Архангельской, Воронежской, Курской, Московской и Саратовской областях и в республике Мордовии религиозные организации освобождались от налога на имущество36.

Как известно, «в части принадлежащих земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений» религиозные организации освобождаются от налогообложения37, и религиозным организациям разрешалось не платить налог на все их имущество вне зависимости от его использования38. В тоже время, в 2004 г. религиозные организации лишились освобождения от налога на имущество, не используемое в культовых целях, а земельные участки, предоставленные в собственность религиозным организациям и используемые в сельском хозяйстве и ведении подсобного хозяйства и занятые объектами социального, благотворительного и просветительского назначения, налогом стали облагаться39. Подобный подход

33 Отдел заступничества МСЦ ЕХБ. 7 февраля 2005 г. // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл.: [монография] / [Бабушкин A.B. и др]; [сост. и общ. ред. С. А. Бурьянов, Н. В. Костенко].— М., 2007.

34 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался о новых церкрвно-государственных отношениях // Православное информационное агенство «Русская линия» от 20.11.2003 г. // URL: http://rusk.ru/svod.php?date=2003-ll-20 (дата обращения 01.02.2012).

35 Законопроект № 667-р «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», октябрь 2004 г.

36 Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл.: [монография]/[Бабушкин A.B. и др]; [сост. и общ. ред. С. А. Бурьянов, Н.В. Костенко].— М., 2007.

37 Налоговый кодекс РФ. Глава 31 «Земельный налог», пункт 4, статья 395.

38 До принятия Главы 30 Налогового кодекса введена Федеральным законом № 139-ФЭ от 11.11.2003 г.

39 Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункт 4, статья 10, от 24.07.2002 г.

законопроекта ограничивал бы в финансах религиозные организации, а, следовательно, и их способность к ведению работы в различных сферах общества. Однако спустя год религиозные организации уже освобождались от налогообложения «в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения»40.

В 2007 г. правительство РФ вновь обращается к решению проблемы передачи имущества конфессиям и утверждает соответствующую концепцию41. Утверждение данной концепции было актуальным, так как действующие законы распространялись лишь на федеральное имущество религиозного назначения и не предусматривали передачи этого имущества по определенному обращению религиозных объединений. Поэтому на протяжении нескольких лет новый законопроект разрабатывался Минэкономразвития при поддержке правительственной Комиссии по вопросам религиозных организаций. Законопроект, разработанный с учетом обозначенных правовых пробелов, предусматривал для религиозных организаций новый порядок получения в собственность переданных объектов в безвозмездное пользование и разрешал передачу имущества религиозного назначения по определенному обращению, а также предписывал государственное финансирование ремонтно-реставрационных работ исторических культурных памятников, принадлежащих религиозным объединениям. Разрабатываемый вплоть до 2010 г. текст законопроекта был опубликован42 в Интернете, что вызвало неоднозначную полемику в обществе.

Далее в Госдуме был рассмотрен ряд заявлений различных организаций по законопроекту (например, заявления музейных сотрудников и представителей культуры, заявления представителей органов государственной власти и заявления представителей религиозных организаций), что внесло свои коррективы: действие закона не распространялось на объекты, принадлежащих Музейному, Архивному и Библиотечному фондам РФ.

Таким образом, этот закон не предполагал передачу движимого имущества, против которой активно выступали музейные работники. Одновременно из текста закона исчез список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, не подлежащих передаче религиозным организациям. Переданный на рассмотрение в Общественную палату законопроект спровоцировал конфликт между ее членами в связи с заключением, в котором говорилось, что текст проекта «противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией РФ и международными нормативными актами», например, «к особо ценным объектам культурного наследия отнесено именно учреждение, а не закрепленное за ним имущество. Таким образом, представленный законопроект допускает возможность изъятия из государственной собственности отдельных объектов, фактически являющихся особо ценными объектами культурного наследия, что противоречит действующему законодательству». Экспертная комиссия также заключала, что не все объекты культурного наследия могут быть использованы во время религиозных обрядов без нанесения им ущерба, в связи с чем предполагалось проводить экспертизу состояния объекта, по результатам которой

40 Земельный кодекс, пункт 4, статья 395, от 1.01.2005 г.

41 Согласована концепция законопроекта «О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям», разработка его включена в план Правительства России на сентябрь 2008 г.

42 Сайт Славянского православного центра от 10.02.2010 г. // 1ЖЬ: http://www.sclj.ru (дата обращения 07.02.2012).

предопределялось решение о возможности его передачи 43.Так, оставляя на повестке дня ряд нерешенных вопросов, Госдума приняла законопроект, и Президент РФ подписал его в конце ноября того же года.

В отличие от Постановления № 490 от 2001 г., закон 2010 г., облегчал передачу религиозным объединениям объектов, не использованных для богослужебных целей, к которым нередко причислись здания культуры, что не только не свело проблему передачи госимугцества конфессиям к нулю, но породило новые проблемы. Так, сложная ситуация сложилась в Калининграде и его области, когда РПЦ передавались многие архитектурные памятники, ранее (в историко-культурном образовании) не принадлежавшие ей44, что вызывало всплеск общественного негодования (например, передача калининградского ПТУ № 5, когда его коллектив был готов объявить голодовку, протестуя против передачи здания РПЦ45).

Следующий закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»46 поддерживал на государственном уровне социально ориентированные некоммерческие организации, предоставлял имущество в пользование и владение на льготных условиях, а также в аренду по льготным ставкам арендной платы. К тому же в отличие от закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривающего возможность господдержки деятельности религиозных организаций в реализации их «общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий»47, новый закон декларирует конкретные формы этой поддержки48.

В этом же году был разработан и принят закон, определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности»49. Отметим, что действующее законодательство распространяется только на федеральное имущество и не предусматривает передачи другого имущества религиозного назначения из-за отсутствия соответствующего предписания.

43 Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 391395-5 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.09.2010.

44 Калининградский губернатор о передаче памятников РПЦ: «Этим решением я поддерживаю не церковь, а калининградев» Издание: Knonc.Ru, 04.12.2010 // 1ЖЬ: http://www.klops.ru (дата обращения 2.02.2012).

45 Выползов А. Коллектив ПТУ № 5 готов объявить голодовку, протестуя против передачи здания РПЦ // Издание Клопс.ру от 23.10.2010.

46 Федеральный закон от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5.04.2010.

47 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья 18 от 26.09.1997.

48 Новое в законодательстве: поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций // Патриарх.ру от 12 июня 2010 г.

49 Федеральный закон № 327-ФЭ «О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям» от 30.11.2010.

Примечательно, что государство стало брать на себя обязательство финансирования реставрационных, ремонтных и иных работ объектов культурного наследия, которые передаются в собственность религиозным организациям50.

Таким образом, развитие правовых норм передачи религиозным организациям государственного имущества на протяжении последних двадцати лет обусловлено серьезными изменениями государственно-конфессиональных отношений и проходило путем постепенного осмысления этой проблемы. Правовое регулирование по обозреваемому вопросу развивалось значительное время, поэтому нетрудно уловить благотворную тенденцию данного предприятия по состоянию текущего законодательства. Однако, судя по вышеизложенным данным, вряд ли можно прогнозировать обозначенному выше вопросу скорое разрешение. Ведь даже после определенных достижений законодательства, регулирующего вопрос передачи религиозным организациям государственного имущества, нередко обнаруживались проблемы в правовых положениях, затрудняющих такую передачу: это и отсутствие конкретизации в определенных вопросах, и присутствие неточностей и непредусмотренных моментов закона, и имеющиеся недоработки, от которых не полностью избавилось современное положение норм права. Все это актуализирует дальнейшие разработки в сфере правового регулирования обозначенного вопроса. В целом же создание законодательной базы по имущественному вопросу содействовало намерениям религиозных организаций в реализации благотворительной деятельности и решению многих социокультурных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выползов А. Коллектив ПТУ № 5 готов объявить голодовку, протестуя против передачи здания РПЦ // Издание Клопс.ру от 23.10.2010.

2. Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 391395-5 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.09.2010.

3. Закон РСФСР N 267-1 «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

4. Законопроект № 667-р «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (октябрь 2004 г.).

5. Заседание в Госдуме парламентского клуба «Российский парламентарий» на тему «Социальное партнерство Русской православной церкви и государства. Перспективы взаимодействия» 23.01.2003.

6. Земельный кодекс Российской Федерации № 136 ФЗ от 25.10.2001 (ред. от 21.07.2011 г.).

7. Миронов А. В., Бабинов Ю. В. Основы религиоведения.— М., 1998.

8. Налоговый кодекс РФ. Глава 31 «Земельный налог».

9. Отдел заступничества МСЦ ЕХБ. 7 февраля 2005 г. // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл.: [монография] / [Бабушкин A.B. и др]; [сост. и общ. ред. С. А. Бурьянов, Н.В. Костенко].— М., 2007.

50 Федеральный закон № 327-ФЭ «О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям», пункт 1 статьи 5, от 30.11.2010 г.

10. Постановление Правительства РФ. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 30.06.2001.

11. Проект Закона 1994 г. «Об имущественных правах и хозяйственной деятельности религиозных организаций, их предприятий и учреждений в Российской Федерации».

12. Проект федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» от 30.12.2002.

13. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 9 ноября 2001 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Распоряжение Президента РФ N 281-РП «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23.04.1993.

15. Редакция Постановлений Правительства РФ «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 03.10.2002 N 731, от 08.08.2003 N 475, от 01.02.2005 N 49.

16. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ,-аналит. докл.: [монография] / [Бабушкин А. В. и др]; [сост. и общ. ред. С. А. Бурьянов, Н. В. Костенко].— М., 2007.

17. Указ № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» от 26.11.1994.

18. Указ Президента РФ № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30.11.92 (в ред. Указа Президента РФ от 26.11.2001 № 1360).

19. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997.

20. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997.

21. Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.

22. Федеральный закон № 327-ФЭ «О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям» от 30.11.2010.

23. Федеральный закон № 178 и «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г.

24. Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5.04.2010.

25. Федеральный закон № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002.

26. Чернега О. А. Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций // Некоммерческие организации в России.— № 4.— 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.