Научная статья на тему 'Законодательное регулирование борьбы с экстремизмом: актуальность и тенденции развития'

Законодательное регулирование борьбы с экстремизмом: актуальность и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ / АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / EXTREMIST ACTIVITY / THE FIGHTING EXTREMISM / THE ANTI-EXTREMIST LEGISLATION / PUBLIC SAFETY / CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковенко Олеся Ивановна

В статье рассматривается эффективность и актуальность российского законодательства, регламентирующего борьбу с проявлениями экстремизма, а так же тенденции его дальнейшего развития. Уделяется внимание динамике экстремистских преступлений за период с 2010 по 2014 год, а так же институту уголовной ответственности юридических лиц в части ответственности за финансирование экстремисткой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE CONTROL OF FIGHTING EXTREMISM: ACTUALITY AND DEVELOPMENT TREND

The article discusses the effectiveness and relevance of the Russian legislature governing the fighting extremism, as well as trends in its further development. Attention is paid to the dynamics of extremist crimes during the period from 2010 to 2014, as well as the institution of criminal liability of legal persons in the part of the financing of extremist activity.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование борьбы с экстремизмом: актуальность и тенденции развития»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 4 2015

УДК 343.342.3

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Яковенко Олеся Ивановна

главный специалист Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Ханты-Мансийск

author@apriori-journal. ru

Аннотация. В статье рассматривается эффективность и актуальность российского законодательства, регламентирующего борьбу с проявлениями экстремизма, а так же тенденции его дальнейшего развития. Уделяется внимание динамике экстремистских преступлений за период с 2010 по 2014 год, а так же институту уголовной ответственности юридических лиц в части ответственности за финансирование экстремисткой деятельности.

Ключевые слова: экстремистская деятельность; борьба с экстремизмом; антиэкстремистское законодательство; общественная безопасность; уголовная ответственность юридических лиц.

LEGISLATIVE CONTROL OF FIGHTING EXTREMISM: ACTUALITY AND DEVELOPMENT TREND

lakovenko Olesia Ivanovna

main specialist Prosecution of KhMAO-Ugra, Khanty-Mansiysk

Abstract. The article discusses the effectiveness and relevance of the Russian legislature governing the fighting extremism, as well as trends in its further development. Attention is paid to the dynamics of extremist crimes during the period from 2010 to 2014, as well as the institution of criminal liability of legal persons in the part of the financing of extremist activity.

Key words: extremist activity; the fighting extremism; the anti-extremist legislation; public safety; criminal liability of legal entities.

1

На сегодняшний день особую озабоченность населения России и руководства страны в целом вызывают вопросы борьбы с таким опасным социальным явлением как экстремизм. Существует ряд международно-правовых актов регулирующих отношения в данной сфере, однако, особое внимание следует уделить именно российскому законодательству. За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде. Несмотря на это, остается под вопросом эффективность этой правовой базы, а так же своевременность принятия определенных правовых норм в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Итак, правовую основу борьбы с экстремизмом составляют: Конституция Российской Федерации; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.); Уголовный кодекс РФ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 06.03.2006, № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон РФ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»; Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности»; План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Несмотря на обширность правовых норм, регламентирующих борьбу с экстремизмом, большинство из них повторяет друг друга, не говоря

0 скудности описания в нормативных актах различных форм и проявлений экстремизма и способов борьбы с ними. Кроме того, в Федеральном законе «О противодействии экстремисткой деятельности» содержание понятия «экстремистская деятельность» ограничено простым перечислением составов преступлений, предусмотренных УК РФ.

Говоря об актуальности действующей нормативной базы, следует обратить внимание на то, что в 2014 году в России пресечено 1024 преступления экстремистской направленности, что является наибольшим показателем за последние 10 лет. Две трети из них - это преступления, связан-

л

ные с распространением экстремистских материалов в сети Интернет1. В этой связи следует отметить, что широкое распространение социальных сетей в России началось еще в 2006 году с создания сайта «Вконтакте». Однако, только в 2014 году Федеральным законом № 179-ФЗ от 28.06.2014 введена уголовная ответственность за преступления экстремистского характера с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. Кроме того, данным федеральным законом введена уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации), тогда как со времен крупнейших терактов в России (в школе города Беслан и в здании Театрального центра на Дубровке), которые были организованы чеченскими сепаратистами, прошло более 10 лет.

1 Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/31/ekstremizm-anons.html

3

Для того чтобы понять степень эффективности действующего законодательства по борьбе с экстремизмом, рассмотрим динамику экстре-мисткой преступности на территории Уральского федерального округа и России в целом за период с 2010 по 2014 год (Рис. 1).

Так, начиная с 2010 года число зарегистрированных на территории РФ преступлений экстремистского характера выросло на 86,7 % (с 548 до 1024), на территории УрФО - на 67,6 % (с 74 до 124). При этом резко возрос уровень регистрации преступлений данной категории в 2013 году: с 696 преступлений в 2012 году до 896 в 2013 году по России, и с 49 до 104 по Уральскому федеральному округу соответственно. Исходя из того, что особых изменений российское антиэкстремистское законодательство в этот период не претерпело, можно сделать вывод, что наряду с увеличением зарегистрированных религиозных объединений и притока иностранцев на территории РФ, одной из причин роста регистрации преступлений экстремистского характера в 2013 году стала активизация деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений данной категории, а так же совершенствование системы статистического учета преступлений.

Если рассматривать соотношение экстремисткой преступности в каждом федеральном округе и России в целом, то можно увидеть, что в 2014 году наибольшая доля преступлений экстремистского характера пришлась на Центральный федеральный округ (24 %), затем Приволжский федеральный округ - 20 %, доля Уральского федерального округа в данном соотношении составляет 12 %, наименьшее проявление экстремистской активности отмечено в Южном и Дальневосточном федеральных округах - по 6 % (Рис. 2).

Таким образом, наибольшее количество зарегистрированных преступлений экстремистского характера наблюдается в тех регионах, на которые приходится основная доля притока иностранных граждан.

1000

800

600

400

200

РФ ПУрФО

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 1. Динамика экстремистских преступлений на территории России и УрФО с 2010 по 2014 год

0

Сибирский ФО; 98; 10%

СевероКавказский ФО, 93, 9%

Приволжский ФО, 199, 20%

ДальнеВосточный ФО;

56; 6%

Уральский ФО; 124; 12%

Центральный ФО, 241, 24%

Южный ФО; 62; 6%

СевероЗападный ФО; 127; 13%

Рис. 2. Доли зарегистрированных преступлений экстремисткой направленности в 2014 году по федеральным округам (кроме Крымского ФО, образован 21.03.2014)

Говоря об актуальности и эффективности действующей нормативной базы в сфере противодействия экстремизму, необходимо отметить здоровую тенденцию ее развития. Так, 23.03.2015 заместителем председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александром Ремезковым в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». Проект Закона предусматривает дополнение законодательства Российской Федерации системой правовых норм, образующих в своем единстве институт уголовной ответственности юридических лиц, который включает в себя положения, определяющие основания уголовной ответственности юридических лиц, круг организаций, подлежащих уголовной ответственности, виды наказаний, применяющихся в отношении виновных организаций, основания освобождения их от наказаний, правовые последствия осуждения юридических лиц, а также уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные механизмы реализации соответствующих уголовно-правовых норм2. Одним из обоснований необходимости введения данного института выступает возможность, и даже обязанность правоохранительных органов привлекать юридическое лицо за финансирование терроризма и экстремизма.

Так, обязательства государств ввести санкции для юридических лиц за причастность к преступлениям, направленным на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма, предусмотрены Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999, ратифицирована Федеральным законом от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием террориз-

2 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц».

6

ма»), Европейской конвенцией о пресечении терроризма (подписана от имени Российской Федерации в г. Будапеште 7 мая 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 07.08.2000 № 121-ФЗ)3.

Наличие в национальном законодательстве возможности привлечения юридических лиц к уголовной ответственности создаст необходимые условия для экстерриториального уголовного преследования находящихся за рубежом международных организаций и иностранных юридических лиц за преступления, посягающие на интересы, охраняемые уголовным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для успешного решения задачи противодействия экстремизму, нормативная база должна быть гибкой, адекватно и своевременно реагировать на новые формы и способы проявления экстремистской деятельности, содержать необходимый развернутый понятийный аппарат, учитывать международный опыт борьбы с преступлениями данной категории, а также социально-экономические и политические факторы.

3 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц».

Список используемых источников

1. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/12127578

2. Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg. ru/2015/03/31 /ekstremizm-anons. html

3. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/opendata

4. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.