20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ю. А. Минаков, Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Поро кече,
конференцийын пагалыме участникше-влак!
Добрый день,
уважаемые участники конференции!
Мне приятно от имени Государственного Собрания Республики Марий Эл приветствовать вас сегодня - 24 июня 2015 года, в день двадцатилетия принятия Конституции Республики Марий Эл в этом здании и в этом зале - колыбели марийского парламентаризма!
Именно здесь, в Доме Советов, в этом зале заседаний 26 июля 1938 года, - ровно 76 лет 10 месяцев и 28 дней тому назад в 6 часов вечера начала работу первая сессия Верховного Совета Марийской Автономной Советской Социалистической Республики первого созыва. Девяносто три первых народных депутата Верховного Совета, избранные в соответствии с положениями первой Конституции Марийской АССР 1937 года, приступили к законодательной работе.
26 июля 1938 года - официальная дата начала системной законодательной деятельности в Марийской АССР.
Этому предшествовали два важнейших события у истоков марийской автономии:
10 июля 1918 года - принятие первой Конституции РСФСР;
4 ноября 1920 года - принятие Декрета об автономии марийского народа, образование Марийской автономной области.
Обращаюсь к тексту первой Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года. Цитирую текст преамбулы Конституции:
«Утвержденная III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским Съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Этот Основной Закон должен быть опубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.
V Всероссийский Съезд Советов поручает Народному Комиссариату Просвещения ввести во всех без исключения школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование».
Еще три события, без которых не состоялась бы первая сессия Верховного Совета Марийской АССР:
30 декабря 1922 года - образование СССР: Союза Советских Социалистических Республик;
5 декабря 1936 года - принятие Конституции СССР;
1937 год - принятие первой Конституции Марийской АССР.
И, конечно, - 26 июня 1938 года: первые выборы первых народных депутатов Марийской АССР.
В истории нашей республики - три Конституции.
Первая Конституция была принята чрезвычайным XI съездом Советов 21 июня 1937 года. Ее главное достоинство - значительное повышение статуса автономии марийского народа, конституционное закрепление преобразования Марийской автономной области в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР и в Союзе ССР. Кстати, положение «Об автономных советских социалистических республиках» впервые выделено в самостоятельную главу в первой Конституции Союза ССР, принятой в 1924 году в связи с образованием 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик.
Вторая Конституция была принята X сессией Верховного Совета Марийской АССР 27 мая 1978 года. Она определила движение вперед в области правового регулирования государственных и общественных отношений.
Третья Конституция была принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995
5
20 лет Конституции Республики Марий Эл: итоги, проблемы, перспективы
года. Переоценить значение третьей Конституции в истории республики практически невозможно.
Основной Закон Республики Марий Эл, действующий сегодня, определяет статус Республики Марий Эл: это государство в составе Российской Федерации. И это главное достижение Автономной Республики Союза ССР в составе новой России, что абсолютно соотносится со статьей 5 Конституции Российской Федерации. Главное достоинство Конституции Республики Марий Эл - признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, строительство эффективного государства для человека.
Это - три основополагающих постулата, на которых основана и надежно держится Конституция Республики Марий Эл вот уже двадцать лет.
Исследованиями более трехсот конституций с 1789 года установлено, что средний срок действия конституций составляет семнадцать лет. Поздравляю участников научно-практической конференции, депутатов, общественность республики, институты гражданского общества, избирателей, всех жителей Республики Марий Эл со знаменательным событием -двадцатилетием принятия Конституции Республики Марий Эл, отмечаемым сегодня, 24 июня 2015 года -в год 95-летия автономии марийского народа - образованной 4 ноября 1920 года Марийской автономной области.
Чтобы понять, как это было, предлагаю обратиться к тому времени в жизни нашей страны, предшествовавшему принятию Конституции новой России и новой Конституции Республики Марий Эл, возвратиться к истории событий 90-х гг. ХХ столетия. Важно осмысление политического фона того времени.
Мне как непосредственному участнику тех событий: председателю горисполкома города Йошкар-Олы, Председателю Верховного Совета Марийской АССР, депутату всех шести созывов Государственного Собрания, Председателю законодателей Марий Эл пяти созывов довелось не только видеть и наблюдать эти события, но и ощущать на городе Йошкар-Оле, на Марийской АССР, на жителях нашей республики, быть внутри этих процессов, участвовать в них, управлять, принимать сложнейшие политические, экономические и социальные решения, защищая жителей Йошкар-Олы и республики от беспредела, творившегося в те годы в стране.
Страна на стыке Советского Союза и новой России вошла в сложное ситуационно-общественнополитическое разбалансированное состояние. После романтического подъема 1989-1990 годов, разломно-го 91-го, труднейшего 92-го драматичный и даже трагичный 93-й стал годом принятия новой Конституции Российской Федерации, остановившей конституционный коллапс, через который наша страна прошла
6
дважды - сначала как становой хребет прекратившего существование Союза ССР, а затем и сама, перешедшая за опасную черту за несколько месяцев до декабря 93-го.
В моей научной монографии «Парадигма реорганизации Советов» дана характеристика тому времени - XX веку:
«Два величайших события, свершившие судьбу не только нашего государства, но и судьбу всего мира.
Два выстрела - Две эпохи.
Выстрел «Авроры» в 17-м.
Выстрел танка в 93-м.
Выстрел «Авроры» в октябре 17-го, 25 числа -свидетельствовал миру о советизации Российской Империи.
Выстрел танка в октябре 93-го, 4 числа - ознаменовал десоветизацию России.
Два этих знаковых события изменили не только нашу страну - но и весь мир.»
Закончилась эпоха Советской власти. Наступил Новый мир. Старые правила были отменены, в том числе и такие понятия, как что такое хорошо и что такое плохо, что запрещено и что разрешено, что есть нравственно и что есть антинравственно, что есть правильно и что есть неправильно. А новые правил еще не были выработаны.
В этих условиях неопределенности на политическом фоне переходного периода нужно было устанавливать новые правила, принимать новые законы. И сделать это было можно только на основе Основного Закона - Конституции.
Это был краткий экскурс в историю. Историю нашей страны. Нашу с вами историю.
Особое место в конституционной реформе России 90-х, безусловно, занимает Федеративный договор -договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.
1992 год. Март. 31-е. Москва. Кремль. Георгиевский зал. Представители девятнадцати республик из двадцати одной в составе Российской Федерации. Председатели Верховных Советов и президенты Республик подписали в этот день Федеративный Договор.
Восемь статей Федеративного Договора - семь страниц текста - емко, лаконично, юридически выве-ренно отражают положения будущей Конституции Российской Федерации 93-го года. Эти положения основаны на Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и декларациях о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Минаков Ю. А.
Напомню, что наша республика - в то время Марийская Советская Социалистическая Республика -Республика Марий Эл приняла Декларацию о государственном суверенитете 22 октября 1990 года. Символично, что статья III Федеративного Договора закрепила Положение:
«Республики (государства) в составе Российской Федерации.
Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство».
Мы, участники подписания Федеративного Договора, взяли на себя высокую ответственность за судьбу наших республик, за судьбу России, предотвратили возможность распада Российской Федерации по печальному опыту распада Союза ССР. И сегодня с высоты двадцати трех прошедших лет глубоко убежден в правильности наших действий в 1992 году. Эта правильность подтверждена временем и историей.
Невозможно переоценить значение Федеративного договора в конституционном процессе, в формировании новой Конституции новой России, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. По моему глубокому убеждению, можно смело характеризовать Конституцию Российской Федерации как законодательную базу для идейного объединения всего российского общества.
Как известно, Конституция 93-го года выработана в условиях глубокого политического и экономического кризиса. Принятие Конституции в 1993 году - в XX веке, фантастическом по трагичности и фантастическом по величию, позволило восстановить конституционную законность в стране и создало возможность сохранения единой страны и формирования единого правового пространства. И сегодня мы имеем реально устойчивое государство с огромным внутренним потенциалом развития.
Естественно, историю развития Республики Марий Эл в составе новой России невозможно рассматривать в отрыве от политического процесса всей страны. В рамках современной матрицы я перевел Ваше внимание к истокам российской конституци-альности, так как «чем увереннее мы смотрим в наше прошлое, тем ярче и насыщеннее мы трудимся в настоящем, тем энергичнее устремлены в будущее». Потребность в объективном знании о прошлом и настоящем актуальна всегда. И правда истории востребована всегда.
И еще одна ключевая мысль: альтернативы конституционному пути развития общества нет.
Вдумайтесь в эти слова. Конституция - Основной закон - это не только правовой паспорт государства, в котором отражены основополагающие права и свободы человека, закреплены принципы государственного и общественного устройства. Это еще и стратегиче-
ский ориентир - образ будущего. В этом глобальном мире общество зависит от образа, формируемого Конституцией.
Конституция как стратегический документ высшего уровня содержит формулу миссии и цель общественного развития, предусматривает алгоритм взаимодействия всех участников для того, чтобы цель была достигнута, а миссия реализована. Конституцию нужно рассматривать как живой, постоянно работающий механизм, предназначение которого - развитие общества на основе обеспечения гарантий стабильности основ конституционного строя и общественной системы в целом, создания необходимых условий для разумной свободы общественного и политического творчества. Эти положения содействуют постоянной адаптации практики государственного и общественного управления к новым вызовам современности.
Символично, что важнейшие политические события федерального и республиканского значения сфокусировались в знаковой дате - 12 декабря 1993 года:
Всероссийский референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации;
выборы в Федеральное Собрание России: Совет Федерации и Государственную Думу;
выборы депутатов высшего законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл -Государственного Собрания - Кугыжаныш Погын первого созыва, пришедшего на смену Верховному Совету Марийской АССР.
Важно подчеркнуть особую роль Верховного Совета XII созыва по сохранению в республике в 90-е годы прежде всего политической стабильности. В вакууме власти, а страна жила в те времена по Указам первого Президента России, Верховный Совет Марийской АССР не только сохранил законодательную власть, но и обеспечил плавную передачу законодательной власти Государственному Собранию. Выборы 12 декабря 1993 года подтвердили преемственность законодательной власти нашей республики.
Так распорядилась история - Х11 Верховный Совет Марийской АССР стал последним в системе Советов народных депутатов. Как последний Председатель Верховного Совета Марийской АССР, отмечаю высокий уровень ответственности депутатов XII созыва. Пережив вместе со всей страной вторую в истории России большую смуту 90-х прошлого, XX века (первая великая смута, как известно, - рубеж XVI-XVII веков), мы укрепили на основе опыта работы Верховного Совета Марийской АССР позиции Государственного Собрания Республики Марий Эл в единой системе государственной власти Российской Федерации, в системе законодательной власти России, в которой Государственное Собрание занимает достойное место.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
7
20 лет Конституции Республики Марий Эл: итоги, проблемы, перспективы
Важно отметить, что Верховный Совет, назначив выборы первых депутатов Государственного Собрания на 12 декабря 1993 года, принял выборный Закон, в котором 25 % мест в Государственном Собрании отведено партиям, общественным формированиям и организациям. В результате такого выверенного, взвешенного и верного, важнейшего в той сложнейшей политической ситуации решения Верховного Совета законодательная власть Марий Эл без перерыва продолжила свою деятельность, несмотря на прекращение Указами первого Президента России деятельности Съезда народных депутатов России, Верховного Совета России, краевых и областных Советов, городских, районных, сельских и поселковых Советов народных депутатов. С 26 сентября 1993 года в Республике Марий Эл функционировал только Верховный Совет республики. Он сформировал надежную правовую базу для спокойной (в той неспокойной обстановке) передачи законодательной власти в Республике Марий Эл от Верховного Совета Государственному Собранию, что фактически и произошло 6 января 1994 года.
В этот день - в первый день начала работы Государственного Собрания Республики Марий Эл первого созыва - было принято постановление «О Конституционной комиссии Республики Марий Эл». На Конституционную комиссию, образованную в составе двадцати человек, возлагалась разработка проекта Конституции Республики Марий Эл. 3-го марта 1995 года разработанный Конституционной комиссией проект Конституции согласно постановлению Государственного Собрания Республики Марий Эл «О народном обсуждении проекта новой Конституции Республики Марий Эл» был опубликован для всенародного обсуждения, в результате которого было получено 1 270 замечаний, предложений и рекомендаций.
Особое место в политической жизни Республики Марий Эл было отведено Конституционному Собранию, которое было определено специальным Законом от 22 февраля 1995 года. В двадцати одной статье Закона заложены основные положения принятия Конституции. Статья первая определила Конституционное Собрание Республики Марий Эл как орган, учрежденный для правомочного принятия Конституции Республики Марий Эл. Статья вторая определила состав Конституционного Собрания в количестве 297 полномочных участников: Президент Республики
Марий Эл, депутаты: Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания республики, городских и районных собраний.
В 1995 году Конституционное Собрание провело свое заседание в течение двух дней: 23 и 24 июня. Рассмотрение Конституционным Собранием проекта
8
новой Конституции на заседании началось с заслушивания доклада Конституционной комиссии Республики Марий Эл.
Вопрос о необходимости принятия новой Конституции Республики Марий Эл был решен историей государственности республики и принятой на Всероссийском референдуме новой Конституцией Российской Федерации, в статье пятой которой записано: «Республика (государство) в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство».
Как член Конституционной комиссии республики, отмечу наше горячее стремление создать высокоэффективную Конституцию Республики Марий Эл. Этап всенародного обсуждения проекта Конституции Республики Марий Эл стал особым этапом в разработке и принятии Конституции. Конституционная комиссия сделала все для того, чтобы всесторонне изучить предложения, поступившие в ходе народного обсуждения и в максимальной степени учесть все позитивное. И нам членам, Конституционной комиссии, это удалось.
24 июня 1995 года в 17 часов 32 минуты Конституционным Собранием Республики Марий Эл принята третья Конституция Республики Марий Эл. Из 269 участников Конституционного Собрания за принятие Конституции проголосовали - 263 человека; против -5; воздержалс - 1. На этом же заседании Конституционного Собрания принятую Конституцию Республики Марий Эл подписал Президент Республики Марий Эл. Конституция Республики Марий Эл вступила в силу после ее опубликования 7 июля 1995 года.
6 января 1997 года Закон Республики Марий Эл «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл» от 22 февраля 1995 года признан утратившим силу. Конституционное Собрание, образованное для принятия Конституции Республики Марий Эл, выполнило свою миссию и прекратило свое существование.
Указанным выше Законом на основании части второй статьи 108 Конституции Республики Марий Эл создано второе Конституционное Собрание в форме представительного органа Республики Марий Эл, обладающего полномочиями вносить изменения и дополнения в главы:
Глава I. Основы конституционного строя.
Глава II. Права и свободы человека и гражданина.
Глава VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Конституционное Собрание второго призыва провело одно заседание 20 декабря 2000 года, на котором приняло восемь поправок к Конституции Республики Марий Эл, основанных на приоритете федерального законодательства. В работе Конституционного
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Минаков Ю. А.
Собрания принял участие 121 участник из 144. Все поправки приняты единогласно: 121 - «За».
Как участник Конституционного Собрания (всех его заседаний) и как руководитель заседания Конституционного Собрания 20 декабря 2000 года в должности Председателя Государственного Собрания третьего созыва, отмечаю высочайшую ответственность членов Конституционного Собрания и первого, и второго призывов при рассмотрении и принятии Конституции Республики Марий Эл и поправок к Конституции. Конституционное Собрание второго призыва также выполнило свою миссию и прекратило существование, было упразднено.
Государственному Собранию третьего созыва (2000-2004 гг.) выпала ответственная миссия: перевод законодательной деятельности из века XX в XXI век, из второго тысячелетия в третий Миллениум. И с этой задачей Государственное Собрание Республики Марий Эл успешно справилось. XXI век сменил век XX. Завершилась эра Советов.
Но идеология депутатской деятельности всегда была, есть и остается на будущее: эффективное надежное законодательное обеспечение развития Республики и защита права каждого ее жителя на достойную жизнь. Законодательное регулирование жизни общества продолжается. И продолжает его не менее успешно, чем Верховный Совет, уже двадцать один год Государственное Собрание на основе Конституции Марий Эл.
Конституция как основа всего законодательства играет главенствующую роль в развитии общества, роль, которую невозможно переоценить. Являясь основным, базовым Законом, Конституция обеспечивает и гарантирует права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции).
Государственное Собрание Республики Марий Эл, осуществляя законодательное обеспечение социально-экономического, культурного и духовного развития Республики, принимает в соответствии с Конституцией республиканские законы, непосредственно влияющие на развитие общества.
В развитие статьи 15 Конституции приняты законы Республики Марий Эл «О языках», «О культуре», «О сохранении объектов культурного наследия - памятников истории и культуры». В развитие статьи 13 принят Закон Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания». Таким образом осуществляется законодательное обеспечение норм и положений Конституции.
В Республике Марий Эл действуют 192 республиканских закона. После вступления в силу Конституции принято семнадцать конституционных законов. От выборочного, во многом стихийного принятия
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
законов на первом, начальном этапе работы Государственного Собрания в 1994-2000 годы Государственное Собрание третьего созыва с 28 октября 2000 года перешло на плановую системную работу: к системному законотворчеству, значительно интенсифицировав свою работу.
Все эти двадцать лет в республике сохраняется преемственность лучших традиций законодательной власти Марий Эл, заложенных первыми народными депутатами. Построен вектор доверия: «Избиратели -Депутаты».
Развивая на основе Конституции правовую базу, в республике созданы и эффективно функционируют Конституционный суд, Общественная палата, Государственная счетная палата, институт мировых судей. В качестве значимых компонентов в политическую систему республики инкорпорированы институты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Эффективно функционируют уже третий созыв Молодежный парламент республики и молодежные парламенты в городах и районах. В республике представлены все необходимые для демократического развития общества институты.
Развитие общества - демократическое развитие -это не только вопрос политической организации государства. Это еще и особая система ценностей и принципов. И лишь при глубоком понимании значимости этих ценностей и принципов и при целенаправленном претворении их в жизнь общество может успешно развиваться.
Все эти годы важнейшими принципами высшего законодательного органа государственной власти нашей республики были и остаются гласность и открытость, профессионализм и взаимодействие с избирателями и институтами гражданского общества, с Главой Республики, Правительством, Приволжским федеральным округом, федеральными структурами по Республике Марий Эл. Мы конструктивно взаимодействуем с Федеральным Собранием: Советом Федерации и Государственной Думой, активно работаем в Совете законодателей России и Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа. Всегда неизменными были и остаются наши базовые законодательные приоритеты: законотворчество во имя созидания, законодательное обеспечение социальноэкономического, культурного и духовного развития Республики Марий Эл. Сохраняются историческое наследие и традиции, развивается духовный потенциал.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется восприятием законодательной власти как наиболее демократической системы организации общества. Законодательная власть в этой
9
20 лет Конституции Республики Марий Эл: итоги, проблемы, перспективы
системе выступает как собиратель и выразитель интересов общества. И принимаемые Государственным Собранием законы развивают и совершенствуют республиканское законодательство.
Важным базовым принципом Конституции является демократическая избирательная система: всеобщее, равное и прямое избирательное право, как основные столпы Конституции. В развитие статей 3, 4, 6, 64-66 и 76-78 Конституции Государственным Собранием приняты выборные законы: «О выборах Главы Республики Марий Эл», «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления».
14 сентября 2014 года в Республике прошли выборы всего депутатского корпуса: депутатов Государственного Собрания и местного самоуправления. Избрано 1 410 депутатов. Это были абсолютно честные и чистые выборы, проведенные в строгом соответствии с Конституцией Республики Марий Эл и республиканскими законами. 13 сентября 2015 года пройдут выборы Главы Республики Марий Эл.
Выборы депутатов Государственного Собрания, проведенные уже в три созыва: IV, V, и VI, - доказали правильность выборной пропорционально-мажоритарной избирательной системы. Этим сохранено сбалансированное представительство политических партий и представителей одномандатных избирательных округов.
Все увереннее в политическую жизнь республики входит многопартийность. В стране зарегистрировано 76 партий. 42 из них представлены в Республике Марий Эл. 8 партий приняли участие в выборах 2014 года. Как и в прошлые созывы, в Государственном Собрании Республики Марий Эл шестого созыва представлены депутаты трех фракций: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР.
Конституция Республики Марий Эл образца 95-го года за двадцать лет работы в качестве основного закона не подвергалась кардинальным изменениям. Этим подтверждается надежность и эффективность действующей Конституции, ее сбалансированное влияние на развитие демократии и интересов гражданского общества. Конституция Республики Марий Эл объединила всех нас, жителей Марий Эл, в стремлении соответствовать высокому предназначению -служить интересам Республики и ее многонациональному народу.
Важной задачей законодателей было, есть и будет:
на основе Конституции Республики Марий Эл перевод в новое качество процесса создания надежной, отвечающей требованиям времени и общества правовой базы, создание системы надежного законодательства.
Вообще система законодательства - это безбрежность:
Конституция - законы - муниципальные нормативные акты, подзаконные акты, акты Правительства.
Совершенствование законодательства - это живой динамично изменяющийся процесс. Принимаются новые и корректируются действующие федеральные законы. Да и сама жизнь оказывает существенное влияние на этот процесс, вносит свои коррективы.
Весомый вклад в осуществлении контрольных полномочий комитетов Государственного Собрания, так как архиважно не только принятие качественного закона, но и прямое в полном объеме исполнение закона.
С этой целью все законы республики закреплены по направлениям за каждым Комитетом, осуществляющим мониторинг практического применения законов. Реальной практикой стали мониторинг применения законов, независимая и общественная экспертиза проектов законов, в том числе антикоррупционная. Все это, безусловно, способствовало и способствует повышению эффективности законодательства.
Жизненность Закона определяется ее полезностью в жизни общества. Более социально полезного для общества Основного Закона Республики Марий Эл -Конституции Республики Марий Эл - представить ни практически, ни теоретически невозможно.
Конституции Республики Марий Эл - 20 лет. Нашей Конституции еще только 20 лет или нашей Конституции уже 20 лет. Много это или мало?
Третья Конституция действует уже 20 лет - это на 3 года больше, чем действовала вторая Конституция республики 1978 года. Но главное все-таки заключается в том, что общество функционирует стабильно, общество развивается. Оно развивается на основе действующей уже двадцать лет Конституции Республики Марий Эл.
В завершение доклада пожелаю:
«Да и продолжатся на основе нашей Конституции добрые дела в развитии нашей прекрасной Республики Марий Эл во имя сильной, единой и процветающей Российской Федерации».
В Государственном Гимне Республики Марий Эл есть такие слова:
Тый денет кугешнена, Марий Эл!
Гордимся всегда тобой, Марий Эл!
Лучше и не скажешь.
Спасибо.
Тау.
Пеш кугу тау.
10
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Мякишев Г. Ф.
Г. Ф. Мякишев, Полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Республики Марий Эл
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ В ЕДИНОМ ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемые участники конференции!
В своем выступлении я не ставлю задачу раскрыть сущность таких теоретических понятий, как «правовое поле», «правовое пространство», появившихся в 90-х годах. Речь пойдет о хронологии событий, предшествующих принятию Конституции Республики Марий Эл, и последующем развитии конституционного законодательства Республики Марий Эл. Коротко я бы определил свое выступление как рассказ очевидца.
Начну с начала 90-х. В стране глубочайший кризис. Зашаталось здание под названием «СССР». Страна могла распасться на множество государств, в том числе и Российская Федерация. В этих условиях об особых полномочиях заговорили автономные республики. К этому подтолкнул тезис, выдвинутый Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным, что республики могут взять столько суверенитета, сколько они смогут. Из наименования республик убирается слово «автономная». Ряд автономных областей преобразуется в республики, отдельные области предлагают назвать себя республиками. Начали приниматься декларации о государственном суверенитете республик.
«Декларация» в переводе с латинского означает «заявление, извещение», «суверенитет». Казалось бы, почему? Речь шла об установлении равноправия субъектов, а республики имели ряд преимуществ перед краями и областями. Они принимали конституции, создавали высшие органы государственной власти (края, области - местные органы государственной власти), избирался Президиум Верховного Совета республики с широкими законодательными полномочиями (его председатель был Заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР), формировали Совет Министров, от каждой республики избирались 11 депутатов в Совет национальностей Верховного Совета СССР, чего не было у областей. По существу, РСФСР была федерацией для автономных республик.
Все эти веяния коснулись и Марийской АССР. Я помню, нас собрал Посибеев Григорий Андреевич (тогда он был Председателем Верховного Совета) и сказал: «Будем ли мы принимать декларацию о государственном суверенитете?» Спросили и мое мнение. Я сказал, что как юрист полагаю, что суверенитет
предполагает отдельное государство, субъект международного права, что в таком случае мы выходим из СССР, РСФСР. Меня поддержал профессор
К. Н. Сануков. Но большинство решило этот документ разработать.
Потом Председателем Верховного Совета стал Зо-тин Владислав Максимович. Вот что он сказал на внеочередной сессии Верховного Совета 22 октября 1990 г., когда принимали Декларацию о государственном суверенитете: «Сегодня речь идет о кардинальном переустройстве СССР, придании ему нового облика. Союз ССР - как он сложился к настоящему времени - не устраивает входящие в него национально-государственные структуры. Всем не нравится диктат центра, игнорирование республиканских интересов, отобранные доходы и упущенные выгоды. СССР сложился как строго централизованное государство. Роль республик, в том числе и автономных, сводилась в основном к перенесению на места решений и политики Союза. К чему мы пришли, известно. Экономика в тяжелейшем положении. На этой почве обострились межгосударственные и межнациональные отношения. Естественное стремление народов к национальному самосохранению, развитию, желание стать подлинным хозяином своей земли и судьбы вызывает движение к государственному суверенитету, повышению своего правового статуса перед центром».
Из его слов получалось, что все беды республики от недостатка полномочий и ущемления ее прав. Конечно, проблемы были в другом, вы об этом хорошо знаете. Кстати, не все республики приняли такие декларации. Но в последующем я видел документы, в которых президенты отдельных республик принимали акты о помиловании осужденных судами республики, суды выносили приговоры и решения от имени республики.
Но вернемся к Декларации нашей республики. Здесь присутствуют бывшие депутаты, которые тогда принимали Декларацию и одновременно название республики. Было 5 вариантов наименования республики. Поименным голосованием большинство высказалось за Марийскую Советскую Социалистическую Республику.
Вот что тогда записали в Декларации:
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
11