Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в'

Законодательное обеспечение иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ИНОСТРАННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАНЦЕВ / INVESTMENT / OBLIGATIONS / THE RIGHTS OF FOREIGNERS / LEGAL PROTECTION / FOREIGN BUSINESS / COMMERCIAL ACTIVITY OF FOREIGNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Науменко Д. В.

Анализируется законодательство Российской империи второй половины XIX начала XX в., регламентирующее предпринимательскую деятельность иностранцев. Государство создавало привлекательные условия для зарубежных предпринимателей, особо выделяя из их числа крупных промышленников и инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE MAINTENANCE OF FOREIGN BUSINESS IN RUSSIA IN SECOND HALF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY

The given article is devoted to the analysis of the legislation of the Russian empire of second half of the XIX the beginning of XX centuries regulating the business activity of foreigners. The author comes to a conclusion that the state has created attractive conditions for foreign businessmen, especially singling out them from the whole number of large industrialists and investors.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX в»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX —

НАЧАЛЕ XX В.

Д.В. НАУМЕНКО,

соискатель кафедры истории государства и права, Московский университет МВД России

Аннотация. Анализируется законодательство Российской империи второй половины XIX — начала XX в., регламентирующее предпринимательскую деятельность иностранцев. Государство создавало привлекательные условия для зарубежных предпринимателей, особо выделяя из их числа крупных промышленников и инвесторов.

Ключевые слова: инвестиция, обязательства, права иностранцев, правовая защита, иностранное предпринимательство, коммерческая деятельность иностранцев.

LEGISLATIVE MAINTENANCE OF FOREIGN BUSINESS IN RUSSIA IN SECOND HALF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY

D.V. NAUMENKO,

the competitor of chair of history of state and law, the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. The given article is devoted to the analysis of the legislation of the Russian empire of second half of the XIX — the beginning of XX centuries regulating the business activity of foreigners. The author comes to a conclusion that the state has created attractive conditions for foreign businessmen, especially singling out them from the whole number of large industrialists and investors.

Key words: investment, obligations, the rights of foreigners, legal protection, foreign business, commercial activity of foreigners.

При изучении законодательства Российской империи второй половины XIX — начала XX в., регламентирующего коммерческую деятельность, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование предпринимательства осуществлялось по направлениям, совпадавшим с его отраслевой структурой: торговое, промышленное, банковское, страховое и т.д. К ведущим нормативным правовым актам, регулирующим экономическую деятельность, можно отнести Общий устав российских железных дорог 1885 г., Уставы торговый 1887 г., вексельный 1862 и 1902 г., о промышленности 1892 г., горный 1893 г., кредитный 1903 г. и др. Эти документы содержали нормы, регламентировавшие деятельность иностранных подданных в соответствующих отраслях экономики. Важнейшим принципом, на который опиралось торгово-промышленное законодательство России, являлась правоспособность на признанные законом виды промысловых занятий всех категорий подданных Российской империи, а также иностранцев1.

Специальный раздел о правах иностранцев имелся и в Законе о состояниях 1899 г. В нем содержались нормы, определявшие порядок въезда в страну ино-

странцев, пребывание в ней, осуществление какой-либо деятельности, принятие российского гражданства. Иностранцами признавались все подданные других держав, не вступившие в подданство России (ст. 817). В зависимости от национальности вводились ограничения на проживание для части иностранцев. Примером может служить воспрещение гражданам Кореи и Китая селиться в пограничных районах империи на Дальнем Востоке (ст. 818).

Большое внимание уделяет законодатель «иностранцам из евреев». С 1727 г. эта категория иностранных граждан не допускалась к переселению в Россию или вступление в российское подданство. В 1866 г. были допущены исключения в отношении среднеазиатских евреев, вне зависимости от их гражданства, с условием их вступления в купеческие гильдии с предоставлением им прав для «евреев русских подданных» (ст. 819 Закона о состояниях). Кроме того, существовало указание на допуск иностранных евреев (без уточнения географии их предыдущего места пребывания), «кои приезжать будут с намерением учредить фабрики и заводы, кроме винокуренных». Для этого Законом отводился 3-летний срок. В случае нарушения иностранец мог быть выселен из России,

и наоборот, в случае исполнения обязательства — принят в гражданство. За успешную деятельность отдельных иностранных граждан — «торгующих капиталистов» и «хозяев значительных мануфактурных и фабричных заведений» — дозволялось причислять к почетным гражданам, что соответствовало званию «почетного природного подданного Российской империи» (ст. 826, 827).

В 1910 г. были приняты особые положения Приамурского и Иркутского генерал-губернаторства, Забайкальской области. На этих территориях гражданам, состоявшим в иностранном подданстве, запрещалось получать государственные (казенные) подряды и поставки, причем ограничения относились не только к иностранным предпринимателям, инвесторам, но и к наемным рабочим, которые не имели российского гражданства.

Закон о состояниях уравнивал в правовой защите коммерческую деятельность и частную собственность иностранных граждан и отечественных подданных, закрепляя, что обыск жилищ и нежилых помещений (магазинов), изучение купеческих книг может осуществляться исключительно на основании таких правил, которые предписаны для российских граждан.

Положениями Закона о состояниях государство создавало привлекательные условия для иностранцев, особо выделяя из их числа крупных промышленников и инвесторов. Кроме того, государство привлекало способных предпринимателей на свою территорию с условием организации коммерческой деятельности и последующим приемом в российское подданство.

Устав горный, регулировавший деятельность в сфере поиска, добычи переработки полезных ископаемых от земли и камней до металлов и нефти, имел отдельные положения о частной горной промышленности. С начала XIX в. существовало общее правило в отношении осуществления производства частного горного промысла, которое предписывало свободу на занятие подобной деятельностью для всех лиц вне зависимости от их «состояний». Обязательным и достаточным условием было наличие гражданской правоспособности. Положения Устава указывали, что это правило распространяется как на русских, так и на иностранных подданных (ст. 263).

Ограничения были наложены лишь на евреев, для которых предусмотрен запрет на ведение горного промысла в тех местностях, в которых им согласно существовавшим законам и указам было запрещено постоянное проживание. Эта категория иностранных граждан могла осуществлять деятельность только в тех районах, где им было дозволено селиться. Но это ограничение не распространялось на крупных промышленников, в отношении которых было дозволено делать исключения для осуществления ими деятельности повсеместно (ст. 266 Устава горного).

Основные ограничения на промышленную деятельность, связанную с исследованием, добычей и переработкой полезных ископаемых, вводимые Уставом горным, носили территориальный и отраслевой характер, не устанавливая исключений, связанных с национальными признаками иностранных подданных.

Примером закрытых для иностранных предпринимателей (с 1895 г.), занимавшихся горными промыслами, территорий были Приморская область и остров Сахалин. Для осуществления иностранной компанией, предпринимателем, не состоявшим в русском подданстве, либо российской компанией, имевшей в своем капитале иностранные инвестиции, горнопромышленной деятельности было необходимо получить соглашение от Министра торговли и промышленности по предварительному соглашению с МВД, Минфином и Приамурским генерал-губернаторством. Причем соглашение разрешалось выдавать только в том случае, если деятельность иностранных предприятий и предпринимателей не противоречила общегосударственным интересам (ст. 267 Устава горного).

Аналогичные ограничения были наложены на осуществление золотодобывающей и горной промышленности с 1900 г. в Усинском пограничном округе и Енисейской губернии; с 1902 г. — в Устькаменогор-ском и Зайсанском уездах, Семипалатинской и Алтайской областях, Томской губернии, южных частях Енисейской, Иркутской и Забайкальской губерний, Амурской области. Причем на территории, на которых ограничение деятельности иностранных граждан было введено в 1902 г., действовал особый разрешительный порядок, отличный от согласования. Для производства горного промысла иностранными предпринимателями и компаниями было необходимо получать на каждый случай высочайшее разрешение, испрашиваемое через Совет Министров, по предварительному соглашению Министра Императорского двора, Министра торговли и промышленности с Министрами иностранных дел, внутренних дел и финансов, а также генерал-губернаторами, в подчинении которых находились эти земли.

Введение запретов заметно пошатнуло уверенность в надежности инвестиций в российскую горную промышленность у иностранных предпринимателей и компаний, осуществлявших горнопромышленную деятельность в России, поскольку Устав горный обязывал к прекращению и продаже производств в течение двух лет на территориях, в отношении которых был ведены ограничения (ст. 270). В случае пропуска срока производились принудительные публичные торги, что, конечно, не являлось привлекательной перспективой для лиц, заинтересованных в сохранении производства.

К позитивным веяниям законодательства Российской империи можно отнести положения Устава о

промышленности в части, касающейся авторских прав на изобретения, способы производства и иные «новшества». Этот нормативный правовой акт отдельно защищал права иностранцев, зарегистрировавших свои полномочия на произведение за границей. Если привилегия на изобретения была зарегистрирована в иностранном государстве, то в Российской империи она будет закреплена на тот же срок, что и за рубежом (ст. 198). В остальном принципиальных исключений в порядке образования промышленных предприятий, осуществления предпринимательской деятельности, найму рабочей силы между иностранцами и российскими гражданами не существовало.

В части инвестирования иностранных средств в российскую экономику государство обеспечивало надежную правовую защиту зарубежных вкладчиков, гарантируя возврат денежных средств по государственным бессрочным займам в соответствии с условиями договора. Право вложения средств иностранцами в государственный бессрочный долг было закреплено еще в 1817 г. с последующим его закреплением в положении Устава кредитного. Причем гарантии выплаты дивидендов для инвесторов сохранялись даже при условии начала войны без предъявления критериев принадлежности вкладчика к дружественной или воюющей нации.

Существовали гарантии по наследованию денежных вкладов, совершенных в пользу государственного займа Российской империи. Даже при отсутствии завещания иностранного инвестора Устав кредитный предписывал осуществление наследования в соответствии с правилами, установленными в том государстве, подданство которого носил инвестор (ст. 56—59). Это положение делало государственные займы безопасным и надежным средством инвестирования для иностранных вложений в российскую экономику.

В случае приобретения иностранным гражданином переводной ценной бумаги он имел право осуществлять ее передачу (переуступку прав требования по ценной бумаге) с помощью как совершения передаточной надписи с указанием нового правообладателя, так и «бланковой надписи» без упоминания на ценной бумаге имени нового держателя, а только с засвидетельствованием его имени российским консулом (ст. 80 Устава кредитного). Это положение способствовало повышению ликвидности российских ценных бумаг за рубежом. Они могли быть обращены на денежные средства либо переданы в счет исполнения обязательства между иностранными гражданами за пределами Российской империи.

Для иностранных граждан был упрощен порядок получения доходов по ценным бумагам. Устав кредитный устанавливал, что для получения дивидендов иностранными инвесторами отсутствовала необходимость в предъявлении подлинных билетов, а выплату доходов возможно было осуществлять по

доверенностям либо по переводным письмам генерального консула в Амстердаме, выдаваемых им по предъявлении подлинных билетов. Это положение также несколько облегчало процесс получения доходов на инвестированные средства для иностранных предпринимателей, вкладывавших деньги и иные материальные ценности в российскую экономику.

Устав о векселях в своих положениях четко регламентировал порядок обращения ценных бумаг при условии, что одним из участников правоотношений был иностранный гражданин, взявший на себя гражданские права или обязательства путем выдачи либо получения векселей. Устав отсылал к зарубежному законодательству в вопросах правоспособности иностранного подданного в отношении совершения действий, связанных с оборотом векселей, и закреплял, что правоотношения будут законны, если в национальном законодательстве иностранца нет прямого запрета на осуществление этой деятельности.

Российское законодательство защищало права лиц, выдавших вексель, прямо указывая, что само по себе противоречие иностранному закону не может быть основанием протеста по векселю, если соблюдены все правила его составления, выдачи и передачи в соответствии с положениями Устава о векселях (ст. 82). Это положение укрепляло оборот векселей, в том числе для исполнения обязательств по сделкам, совершенным с иностранными гражданами, так как законом было регламентированы гарантии, направленные на реализацию векселя.

С 1810 г. на территории Российской империи непосредственное обращение иностранной валюты («монеты») было запрещено. Общим уставом счетным был введен запрет на совершение расчетов в любой валюте, кроме рублей. Только в 1846 г. была дозволена прямая передача приобретенной иностранной валюты в натуре в пределах империи либо за ее пределами при условии, что деньги не выступали средством платежа. В 1900 г. были внесены изменения, упрощавшие внешнеэкономические сделки либо сделки, совершенные иностранными предпринимателями, в своей национальной валюте. Устав допускал, что если в договоре были указаны суммы в иностранных денежных знаках, уплата пошлин и налогов должна была быть осуществлена после перерасчета этих объемов денежных средств в русские рубли (ст. 67). То есть прямого запрета на указание и осуществление расчетов в иностранной валюте не было, но для защиты национальных интересов России была предусмотрена их конвертация перед поступлением в казну.

Таким образом, во второй половине XIX — начале XX в. нормы законодательства Российской империи, регламентировавшие деятельность иностранных предпринимателей, компаний с иностранными

долями в капитале, а также зарубежных инвесторов, носили разную юридическую направленность и неоднородный характер. В сферах, ориентированных на производство, добывающую промышленность, государство вводило некоторые ограничения (территориального, отраслевого характера), тем самым покровительствуя отечественному производителю. При этом, однако, правительство заботилось о привлечении крупных иностранных инвесторов и предпринимателей, для которых создавались благопри-

ятные условия хозяйствования. Зато в финансовой и денежно-кредитной сфере положение иностранных инвесторов, независимо от объемов их производства, подкреплялось разными правами и гарантиями.

1 Васильева Л.В. Правовые основы деятельности иностранных предпринимателей в Российской империи в конце XIX — начале XX веков // Налоги. Инвестиции. Капитал. М., 2008. С. 23.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

М.В. ОГНЕВА,

адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России

Научный руководитель начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор

В.П. МАЛАХОВ

Аннотация. Выделены четыре исторических этапа развития представлений о правовом государстве, последний из которых связан с поиском оптимальной модели российского правового государства. Ключевые слова: правовое государство, идея, исторические периоды.

THE HISTORICAL STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF THE RULE OF LAW IN RUSSIAN POLITICAL AND LEGAL THOUGHT

M.V. OGNEVA,

the postgraduate of the theory of state and law chair of the Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. In the article the author has separated four historical periods of the development of ideas about the rule of law, the last of which is connected with the search for an optimal model of Russia's rule of law. Key words: the rule of law, idea, historical.

Развитие представлений о правовом государстве в истории политико-правовой мысли следует рассматривать в конкретных исторических периодах. Становление и развитие идеи правового государства в отечественной политико-правовой мысли условно можно разделить на четыре этапа: 1) со второй половины XIX в. до Октябрьской революции 1917 г.; 2) с 1917 до 1988 г.; 3) с 1988 до 1992 г.; 4) с 1993 г. до настоящего времени. Каждый из этих этапов отражает определенную степень развития российского права и государства и характеризуется особенностями.

Для первого этапа свойственно постепенное распространение идей демократического характера наряду с сохранением сильной самодержавной власти. Доказательством тому служат не только научные разработки, посвященные вопросам устройства правового государства, но и изданные в дореволюционный период нормативные правовые акты, в которых нашли свое отражение идеи правового государства.

Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка (октябрьский манифест) от 17 октября 1905 г. распределил единоличное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.