вестник сюи
УДК 340 Бедняков И. Л.
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Ivan L. Bednyakov
Candidate of Law, Associate Professor, head of the Department of criminal procedure and criminology, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917-1960 гг.)
Аннотация. В статье анализируются положения ряда правовых актов 1917-1960 гг., изменивших организацию досудебного производства по уголовным делам. Изучены особенности формирования органов предварительного расследования в Советском государстве, их трансформации в условиях НЭПа и периода репрессий 30-х гг. XX в. Проанализирована попытка введения коллегиальных начал в предварительное расследование и причины отказа от подобной формы организации досудебного производства. Рассмотрены отличительные черты двух форм предварительного расследования по УПК РСФСР 1923 г.: дознания и предварительного следствия. Изучены полномочия суда в рамках предварительного расследования. Показана роль прокурора в организации предварительного расследования, его полномочия. На основе системного анализа положений уголовно-процессуального законодательства, ведомственных правовых актов сделан вывод о главенствующей роли прокурора при принятии ключевых процессуальных решений следователем. Доказано, что отсутствие четко выраженной уголовной политики, от которой зависела организация уголовного судопроизводства, привело к неустойчивости сформированной системы досудебного производства. Обозначены основные черты организации досудебного производства в рассматриваемый период, повлиявшие на современное состояние уголовно-процессуального законодательства. Выявлены и критически оценены недостатки правовой регламентации предварительного расследования в рассматриваемом историческом периоде.
Ключевые слова: следователь, следственные комиссии, досудебное производство, предварительное расследование, милиция, прокуратура.
LEGISLATIVE REGULATION OF PRE-TRIAL PROCEDURE IN CRIMINAL CASES IN SOVIET PERIOD (1917-1960)
Summary. The article analyzes the provisions of a number of legal acts of 1917-1960 which changed the organization of criminal cases pre-trial procedure. The peculiarities of the formation of preliminary investigation bodies in the Soviet state, their change in terms of NEP as well as the period of the 1930s repression were studied. An attempt to introduce the collegial principles into the preliminary investigation and the reasons for refusing of such a organization form of pre-trial procedure is made. The peculiarities of two forms of preliminary investigation according to the Criminal Procedure Code of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (RSFSR) of 1923: investigation and preliminary investigation are considered. The powers of the court were studied in the framework of the preliminary investigation. The role of the prosecutor in the organization of the preliminary investigation as well as his powers is analyzed. A conclusion about the primary role of the prosecutor in taking key procedural decisions by the investigator based on a system analysis of the provisions of the criminal procedure legislation, departmental legal acts is made. It was proved that the absence of a clearly defined criminal policy which influenced on the criminal procedure organization caused instability of the formed pre-trial procedure system. The main features of the pre-trial procedure organization in a given period have been identified which have affected the current state of the criminal procedure legislation. The shortcomings of the legal regulation of the preliminary investigation in a given historical period have been identified and have taken stock.
Keywords: an investigator, investigation commissions, pre-trial procedure, a preliminary investigation, militia, prosecutor's office.
Сформированный в период судебной реформы Александра II в Российской империи порядок досудебного производства по уголовным делам [1] просуществовал до установления в октябре 1917 г. власти партии большевиков. Новая власть Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. упразднила институт судебных следователей. Расследование преступлений стали осуществлять специальные
© 2018 Бедняков И. Л.
юридические науки
комиссии при городских и районных советах, которые принимали итоговое решение по делу сообразно понятиям революционного правосознания.
Вместе с тем в Декрете о суде № 2 от 7 марта 1918 г. отмечалось: «Судопроизводство...™ уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами ЦИК рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов. В этом последнем случае в решениях и приговорах должны быть указаны мотивы отмены судом устарелых или буржуазных законов» [2, с. 469].
В условиях военного коммунизма допускались изъятия из основ уголовного судопроизводства 1864 г. В частности, участие защиты в стадии предварительного следствия могло быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины (ст. 21 Декрета о суде № 2), обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду (ст. 22 Декрета о суде № 2).
Положением о едином народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. [3] с целью обеспечения более организованной и успешной борьбы с преступностью была введена система следственных органов по участкам. В соответствии с принятым положением определенная территория разбивалась на следственные участки, в которых действовали следственные комиссии. Они состояли из трех человек (председателя и двух членов), которые избирались соответствующими Советами.
Исключительно коллегиально решались такие вопросы, как начало и окончание предварительного расследования, избрание, изменение или отмена меры пресечения. Материалы завершенного предварительного расследования направлялись в народный суд. В случае недостаточной мотивированности постановления следственной комиссии о предании суду или прекращении дела, народный суд отправлял дело «на доследование» (ст. 39).
Результаты дознания, проведенного органами милиции, отправлялись в народный суд, которой был полномочен либо рассмотреть дело по существу, либо направить его для производства предварительного следствия в следственную комиссию. Однако практика коллегиального расследования вскоре показала свою неэффективность из-за необходимости постоянных разъездов всех членов следственной комиссии для принятия ключевых решений, определяющих движение уголовного дела.
Постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 г. принято Положение о прокурорском надзоре, которым в составе Народного комиссариата юстиции создана Государственная прокуратура [4].
П. 13 Положения о прокурорском надзоре возлагал на прокуратуру полномочия в части осуществления функции надзора за деятельностью народных следователей:
- надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;
- разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел, поступающих к нему от органов дознания;
- утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращений дела, в случаях несогласия прокурора с заключением следователя, с направлением таковых в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения.
Несмотря на организационную принадлежность к судебной системе, следователи стали ограничены в процессуальной самостоятельности полномочиями прокуроров.
УПК РСФСР 1923 г. [5] установил детализированный порядок досудебного производства по уголовным делам, основанный на принципах социалистической законности. Досудебное производство по уголовным делам осуществлялось в форме дознания или предварительного следствия. Правом начала уголовно-процессуальной деятельности по сообщению о преступлении обладали:
1) органы дознания, по делам, отнесенным к их компетенции, либо по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия с последующим уведомлением в течение суток следователя и прокурора;
2) прокурор, не обладавший полномочиями по непосредственному участию в производстве расследования, однако имевший право направить дело органу дознания, следователю или суду;
3) следователь, обязанный поставить в известность о начале предварительного следствия прокурора;
вестник сюи
4) суд, обладавший правом передать дело для производства дознания или предварительного следствия либо принять его к своему производству (ст. 96 УПК РСФСР).
УПК (ст. 98) разделял собственно дознание, которое могло завершиться направлением дела прокурору и впоследствии в суд, и производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Производство дознания осуществлялось под надзором прокурора, которому органы дознания обязаны были сообщать обо всех процессуальных действиях (например, опросах подозреваемых и свидетелей, выемках, обысках, осмотрах и освидетельствованиях) и который мог давать органу дознания обязательные для исполнения указания (ст. 107 УПК РСФСР 1923 г.). Следователь ставился в известность о действиях органа дознания по делам, по которым предварительное следствие являлось обязательным (ст. 99 УПК РСФСР 1923 г.).
Прообразом современного института судебного контроля за кратковременным ограничением свободы подозреваемого стала ст. 104 УПК РСФСР. В соответствии с положениями рассматриваемой нормы суд, народный судья или следователь в течение 48 часов после поступления уведомления от органа дознания обязаны были либо подтвердить арест, либо отменить его.
Расследованию в форме предварительного следствия подлежали дела, подсудные губернским судам и трибуналам. По остальным делам предварительное следствие могло проводиться по предложению прокурора или на основании решения судьи (ст. 108 УПК РСФСР 1923 г.). Закон предоставлял следователю право признать произведенное дознание достаточно полным и не производить предварительное следствие. При этом следователь во всяком случае предъявлял лицу обвинение, допрашивал обвиняемого и составлял обвинительное заключение (ст. 109 УПК РСФСР 1923 г.).
УПК РСФСР 1923 г. подвел черту под оформлением порядка досудебного производства по уголовным делам в Советской России. Новый кодекс перенял положения УУС 1864 г. в части деления досудебного производства на дознание и предварительное следствие и более четко разделил две эти формы расследования. Сохранилось организационное отнесение следователей к судебной системе, что повлекло:
1) законодательное закрепление активной роли суда в принятии решений на этапе окончания предварительного следствия;
2) возложение на следователя обязанности полного и всестороннего расследования дела, установления как обвинительных, так и оправдательных обстоятельств;
3) самостоятельность следователя в принятии большинства процессуальных решений, в том числе связанных с заключением лица под стражу;
4) решение о предании обвиняемого суду принимается не представителем обвинительной власти, а судом, который проводит первичную оценку качества предварительного расследования.
Прокуратура приобретает широкие надзорные полномочия как в отношении дознания, так и в отношении предварительного следствия. Начало реализации функции уголовного преследования прокурором смещается на стадию предварительного расследования, где он вправе не только давать обязательные для исполнения указания, но и формулировать обвинение.
Таким образом, организация досудебного производства получила двойственную сущность: с одной стороны, производство дознания административными органами (милицией), с другой -производство предварительного следствия представителями судебной системы (народными следователями под надзором прокуратуры и активной ролью суда на этапе окончания предварительного следствия). Сложившаяся мозаичная система предварительного расследования была обусловлена переходным периодом в истории нашего государства, связанного с кардинальной сменой приоритетов, сложными процессами определения властью дальнейшего направления развития, что повлекло перестройку системы уголовного судопроизводства.
Отсутствие на этом этапе строительства государства четко выраженной уголовной политики, от которой зависела организация уголовного судопроизводства, привело к неустойчивости сформированной системы досудебного производства. В поисках оптимальной для существующей власти модели досудебного производства по уголовным делам стал актуальным вопрос о соотношении полномочий следователя и прокурора.
В результате руководством страны была принята позиция будущего прокурора СССР А. Я. Вышинского о придании следователю роли помощника прокурора в производстве следственных действий [6], которая стала последовательно реализовываться в законодательстве. К 1936 г. органы прокуратуры и следствия вышли из подчинения Народного комиссариата юстиции
юридические науки
и стали подчиняться исключительного прокурору Союза ССР. Таким образом, было завершено формирование системы следственных подразделений в органах прокуратуры.
Одновременно появились следственные подразделения и в системе органов внутренних дел. В 1934 г. был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), а также Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в структуре которого также были созданы следственные подразделения, ставшие активно расследовать дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1а - 58-1г УК РСФСР, появившиеся в том же 1934 г. В дальнейшем при преобразовании структур НКВД/МГБ/МВД сохранялись полномочия по расследованию отдельных категорий уголовных дел.
Следует отметить, что в УПК РСФСР эти изменения не находили отражения, деятельность таких следственных органов регламентировалась ведомственным приказами. Безусловное подчинение следователей непосредственному начальнику, строгая система отчетности перед вышестоящим руководителем достаточно быстро привели к появлению «обвинительного уклона», так прочно укоренившегося в деятельности органов расследования на долгие годы. Предварительное следствие по многим уголовным делам в нарушение требований уголовно-процессуального законодательства упрощалось в угоду политическим интересам, права обвиняемых повсеместно не соблюдались. Например, по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях предписывалось вручать обвинительное заключение обвинения лишь за сутки до начала судебного заседания [7].
В период 1928-1960 гг. досудебное производство по уголовным делам осуществлялось в двух формах: дознание (МВД) и предварительное следствие (органы прокуратуры и органы системы МВД). Отличительными признаками деятельности органов расследования рассматриваемого периода является:
- репрессивный характер уголовной политики государства, нашедший отражение в сворачивании состязательных начал уголовного судопроизводства и, как следствие, формирование законодательства по типу розыскной модели;
- максимальное упрощение и ускорение производства по уголовному делу, нацеленное на постановление обвинительного приговора;
- отсутствие объективной оценки результатов расследования прокурором, что было вызвано законодательным соединением в прокуратуре полномочий по производству предварительного следствия и надзору за его законностью;
- формальный надзор прокуратуры за действиями должностных лиц иных правоохранительных органов, ответственных за производство по уголовному делу;
- производство расследования широким кругом должностных лиц, вызванное ситуативным реагированием на возникающие проблемы в условиях периода политических репрессий, необходимостью ускоренного экономического развития, выполнением указаний руководства государства и событиями Второй мировой войны;
- номинальное участие защитника в производстве по уголовному делу, ограничение прав обвиняемых.
Библиографический список
1. Бедняков И. Л. Реформирование предварительного расследования преступлений по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(25)/2017. С. 9-14.
2. Декреты советской власти. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. 1.
3. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов «О народном суде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (Положение) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 1195-1204.
4. Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1381000 (дата обращения: 24.09.2017).
5. http://www.pravo.by/ImgPravo/pdf/UPK_RSFSR_1923.pdf (дата обращения: 24.09.2017).
6. Смирнов А. В. Следователь в уголовном процессе Советской России в 1922-1928 гг. // 300 лет следственному аппарату России (1713-2013 гг.): сборник статей об истории следственных органов / под общ. ред. А. И. Бастрыкина; науч. ред. Д. О. Серова. М.: СК России, 2014. С. 256-263.
7. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик: Постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4116.htm (дата обращения: 29.09.2017).
becthhk cm
References
1. Bednyakov I. L. Reformirovanie predvaritel'nogo rassledovaniya prestuplenii po Ustavu ugolovnogo sudoproizvodstva 1864 g. [Reforming of preliminary investigation of crimes under the Charter of criminal proceedings of 1864]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of the Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 3(25)/2017, pp. 9-14 [in Russian].
2. Dekrety sovetskoi vlasti [Decrees of the Soviet government]. Moscow: Gos. izd-vo polit. literatury, 1957, vol. 1 [in Russian].
3. Dekret Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta Sovetov «O narodnom sude Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Respubliki» (Polozhenie) [The decree of the all-Russian Central Executive Committee of Soviets "On the people's court of the Russian Soviet Federative Socialist Republic" (Position)]. Sobranie uzakonenii i rasporyazhenii pravitel'stva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR [Meeting of legalizations and orders of the government in 1917-1918, the Management ofthe Affairs of the people's Commissars ofthe USSR]. Moscow, 1942, pp. 1195-1204.
4. Polozhenie o prokurorskom nadzore ot 28 maya 1922 g [Regulations on public Prosecutor's supervision of may 28, 1922]. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1381000 (Accessed: 24.09.2017) [in Russian].
5. URL: http://www.pravo.by/ImgPravo/pdf/UPK_RSFSR_1923.pdf (Accessed: 24.09.2017) [in Russian].
6. Smirnov A. V. Sledovatel' v ugolovnom protsesse Sovetskoi Rossii v 1922-1928 gg. [the Investigator in the criminal process of Soviet Russia in 1922-1928 years]. 300 let sledstvennomu apparatu Rossii (1713-2013 gg.): sbornik statei ob istorii sledstvennykh organov [300 years to the investigation apparatus in Russia (1713-2013).: a collection of articles about the history of the investigating authorities], in A. I. Bastrykin (ed.). Moscow: SK Rossii, 2014, pp. 256-263 [in Russian].
7. O vnesenii izmenenii v deistvuyushchie ugolovno-protsessual'nye kodeksy soyuznykh respublik: Postanovlenie TsIK SSSR ot 14 sentyabrya 1937 g.. [About modification of the existing criminal procedure codes of the Union republics: the resolution of the CEC of the USSR of September 14, 1937]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4116.htm (Accessed: 24.09.2017) [in Russian].