Научная статья на тему 'Законодательная Политика государства в сфере формирования гражданского общества в России'

Законодательная Политика государства в сфере формирования гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПОЛИТИКА / POLICY / ПРАВО / LAW / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW / ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков А.П.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования гражданского общества в России, предлагаются необходимые законодательные преобразования для его эффективного развития и решения возникающих проблем в этой сфере. В статье также обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О гражданском обществе Российской Федерации» и внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation policy of the state in the sphere of civil society formation in Russia

The article reviews the topical problems of forming the civil society in Russia. The ways of its solution and the necessary legislation transformations are also suggested. The paper also substantiates the necessity of adoption of the Federal Law «On the Russian Federations civil society» and amendments to the Constitution of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Законодательная Политика государства в сфере формирования гражданского общества в России»

Пристатейно библиографический список:

1. Соловьев В. Оправдание добра. Собр. Соч. Т.7. С.353-355.

2. Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.

3. Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общейредакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.

4. Гурлеев А.В. Право человека на достойную жизни как основная ценности социального государства // Дисс. к.ю.н. Спб., 2001. С. 116-119;

5. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа, 2003. С. 273.

6. Права человека.: Учебник для вузов /Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 132-170; Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общей редакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.

7. Иваненко В.А. Иваненко В.С. социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты. Спб., 2003. С. 108-117.

А.П. Тресков

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового масштаба непосредственно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга, а проблемы их соотношения, анализ процесса их взаимодействия, становления и развития, сущность, особенности функционирования в различной плоскости прямо зависят от положения каждого из них. Ведь правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом1.

В данной статье предполагается кратко затронуть лишь несколько основополагающих на наш взгляд проблем построения гражданского общества в России, предложить необходимые законодательные преобразования, актуальные для нашего государства на современном политико-правовом этапе развития, для правильного и последовательного формирования гражданского общества в нашем государстве.

В первую очередь необходимо обратить внимание, что для поддержки формирования гражданского общества в России и самоорганизации общества, со стороны государства конструктивным предложением является закрепление его основополагающих начал в Федеральном законе «О гражданском обществе Российской Федерации». Данный законопроект должен закрепить и механизм влияния самого гражданского общества на государственные органы власти. Считаем, что способствование развитию общественных организаций и других субъектов гражданского общества в целом будет положительно влиять на создание последнего. В связи с этим небезосновательным является вопрос,

1 Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. № 8. С.23

возможно ли образование такого феномена как гражданское общество императивными мерами? Однозначно ответить на него нельзя, так как единого мнения в юридической литературе на этот счет нет. Так, А. Мучник считает, что «смысл закона в том, чтобы помочь жителям страны вырасти до субъектов конституционного права говоря образно, гражданское общество - это нечто вроде корсета, который обнимает тело населения, превращая его в достаточно стройный, активный, последовательный субъект политической игры и конституционного права1».

Бесспорен тот факт, что гражданское общество помогает населению защищать права и свободы каждого отдельного человека. Также очевидно, что на сегодняшний день в России без сбоев работают только те нормы Конституции РФ, которые затрагивают интересы власти и властных ведомств. В свою очередь, эти структуры и приводят в действие эти конституционные механизмы . С другой точки зрения, Ю.Пахомов полагает, что с помощью законодательных актов нельзя заставить людей сплотиться. «Это можно сделать лишь с помощью законов, основанных на мотивации. Что же касается гражданского общества, то можно издать хоть гору законодательных актов на эту тему, но ничего реально не изменится. Связано это с тем, что в ходе создания рыночной экономики у нас были затоптаны те слои, которые могли бы стать первичными при формировании гражданского общества, если бы им была обеспечена достойная жизнь. Прежде всего, это интеллигенция, квалифицированные рабочие, работники культуры. Гражданское общество у нас не формируется потому, что не формируется средний класс на основе того, что нам досталось. Все это было деформировано в худшую сторону ». Гражданское общество - это не только общество, которое хорошо и достойно живет. Это еще и общество, где человек чувствует себя полноценным и свободным участником демократии. Гражданское общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс4. По мнению Н.С. Бондаря, «гражданское общество» - это и не юридическая, не государственно-правовая категория. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества5. Вместе с тем, по нашему мнению указанный Федеральный закон будет призван урегулировать общественные отношения лишь в части, не вторгаясь и не ограничивая права и свободы граждан, и способствовать защите субъектов гражданского общества, закрепит механизм и формы воздействия общества на государство, определит меры, упрощающие привлечение государственных органов к реализации интересов общества. Также данный закон будет способствовать соблюдению прав и свобод граждан и всего общества в целом. В случае его принятия более эффективно станут функционировать общепризнанные нормы международного права, таким образом, развитие гражданского общества будет продолжено и на международном уровне. При разработке проекта закона важно уделить внимание законодательному закреплению основополагающих дефиниций для недопущения неопределенности при истолковании положений закона. Так, в первую очередь нужно указать, что гражданское общество - это совокупность систем межличностных общественных отношений, семейных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, интересы, потребности и деятельность которых выражаются через его институты, направленные на

1 Зубарь М. Законотворчество вместо самоорганизации? // День. 2001. № 136. 2 августа 2001 года.

2 Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008.

3 Зубарь М. Указ. Соч.

4 Грудцына Л.Ю. Указ. Соч.

5 Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец, 2004. С. 27-28.

удовлетворение потребностей каждого, развивающиеся в обществе в рамках закона, существующее наряду с государством, но без его прямого вмешательства.

Не менее важной составляющей является законодательное закрепление следующих определений:

• институты гражданского общества - объединения, сформировавшиеся в форме различных ассоциаций, партий, движений, союзов, фондов, общественных организаций, учреждений, советов, благотворительных организаций, центров, клубов, движений, имеющих целью своей деятельности обеспечение духовного, интеллектуального и социального развития человека, защиту его достоинства, экономических, политических, культурных, моральных и других прав и свобод;

• субъекты гражданского общества - индивиды и их объединения, участвующие в деятельности институтов гражданского общества;

• неправительственная организация (НПО) - добровольное объединение граждан, организованное на местном, государственном или международном уровне, не преследующее коммерческой цели своей деятельности, направленное на решение разнообразных задач, выполняющих различные гуманитарные функции, в том числе, доводящие до сведения государственных органов нужды населения, осуществляющие общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов, содействующие активному участию граждан в политической жизни;

• квазинеправительственная организация - фиктивно созданная неправительственная организация, финансируемая правительством, а поэтому подотчетная ему в финансовом отношении, не имеющая целью своей деятельности решение гуманитарных задач, лоббирующая интересы правительства;

• некоммерческая организация (НКО) - организация, создаваемая и действующая в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками, создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ;

• квазинекоммерческая организация - фиктивно созданная некоммерческая организация, не имеющая целью своей деятельности достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих благ.

Использование гражданами всего массива законодательно предоставленных им прав и свобод является немаловажным условием надлежащего функционирования гражданского общества, формирования самоуправленческих основ, развивающихся внутри государственности. Очевидно, что все политические права и свободы граждан тесно связаны в своем единстве с государственной деятельностью1. В основном законе государства - Конституции РФ заложен ряд указанных прав и свобод. Так, каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации; цензура запрещается; каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и

1 Струсь К.А. Механизм контроля гражданского общества за государством: пути совершенствования // Политика и общество. 2005. № 3. С. 15.

через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия1. Однако, в данном списке прав и свобод отсутствует право на осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти, что неоспоримо является важным условием эффективности гражданского общества. В связи с этим необходимо в указанной части внести изменения во вторую главу Конституции РФ, дополнив статью 32 пунктами 6 и 7, изложив их следующей редакции:

Пункт 6. Граждане России имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранным во все выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Пункт 7. Граждане России имеют право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, направлять в палаты ходатайства с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Права и свободы, заложенные в настоящее время в Конституции РФ, имеют декларативный характер, поэтому на практике им необходимо более отчетливое раскрытие, что и должно получить отражение в действующем законодательстве. Именно заложенные на конституционном уровне нормы, наделяющие правами граждан по управлению делами государства, призваны обеспечить подлинное народовластие в стране.

Кроме предложенных преобразований, необходимо также следующее:

- нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны иметь только открытый характер;

- неправительственные организации, имеющие целью своей деятельности обеспечение прав человека и гражданина, должны получать всестороннюю поддержку государства;

- общественные организации в свою очередь должны регулярно проводить мониторинг социальных проблем населения с представлением в органы государственной власти информации о потребностях граждан;

- отдельно необходимо создание системы общественного гражданского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности силовых структур;

- необходимо проведение комплексного анализа действующего законодательства, затрагивающего права и свободы человека и гражданина на предмет их соответствия Конституционным и международно-правовым нормам.

Следует отметить, что в настоящее время в России не развита система ее неправительственных и негосударственных институтов, что приводит к понижению уровня демократии. Одной из причин данного обстоятельства является чрезмерно низкий уровень гражданской активности. Отсутствие гражданской активности порождает невозможность результативного развития гражданского общества. В частности, например

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

Федеральным законом от 11.12.2004 № 159-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1, согласно которым, Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть народ был лишен права избрания глав субъектов Российской Федерации, кроме того, не принимает участия в обсуждении значимых законодательных актов. Считаем необходимым возвратить прямые выборы глав субъектов федерации (в настоящее время данный законопроект уже внесен в Государственную Думу) и мэров городов, закрепив это соответствующим федеральным законом, а также ограничить возможность пребывания на посту президента Российской Федерации, главы субъекта и мэра города до двух сроков, исключив возможность их избрания вновь после перерыва.

Итак, модернизирующееся гражданское общество и правовое государство требуют целенаправленных политико-правовых действий от функционирующей власти, направленных на искоренение фундаментальных проблем их построения, повышения качественного уровня жизни, постоянное развитие, общественный прогресс. Затронутые нами вопросы являются постоянно дискуссионными как в политико-правовой сфере, так и в общественной и хочется надеяться, что предложенные преобразования наряду с существующим планом развития, приведут к совершенной гармонии всех институтов общества и государства.

1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Российская газета», № 206, 19.10.1999.

Пристатейно библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Российская газета», № 206, 19.10.1999.

3. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец, 2004.

4. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008.

5. Зубарь М. Законотворчество вместо самоорганизации? // День. 2001. № 136. 2 августа 2001 года.

6. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. N 8.

7. Струсь К.А. Механизм контроля гражданского общества за государством: пути совершенствования // Политика и общество. 2005. № 3.

А.А. Каримов

О РОЛИ И ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Наряду с основными правами и свободами человека Конституции Российской Федерации (ст. 42) и Республики Башкортостан (ст. 44) закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это положение, закрепленное в основном законе Федерации и ее субъектов, является не только исключительно важным, но и емким. Требование к здоровой окружающей среде и чистому воздуху сегодня воспринимается гражданами одним из основных жизненных прав, поскольку это естественная потребность любого здравомыслящего человека.

Учитывая ухудшающуюся экологическую обстановку на планете Земля и в таком экологически неблагоприятном регионе, как Республика Башкортостан, в особенности, возникает вполне естественный вопрос, кто отвечает за состояние окружающей среды и атмосферного воздуха в частности.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» регламентирует полномочия органов государственной власти РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ и полномочия органов местного самоуправления. Именно полномочия органов местного самоуправления для нас представляют особый интерес, поскольку именно эти органы способны повлиять и изменить ситуацию на местах, именно органы местного самоуправления должны учитывать особенности того или иного региона и определять будущую экологическую и экономическую политику как органов государственной власти субъектов РФ, так и органов государственной власти РФ.

Однако реальная ситуация далека от, казалось бы, должной. Так статья седьмая Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ1. Больше ничего в этом профилирующем в области охраны атмосферного воздуха законе про полномочия органов местного самоуправления не сказано ни слова. Хотя одновременно в законе достаточно подробно расписываются полномочия государственных органов РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (Консультант Плюс, версия Проф.) в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.