42
JURISPRUDENCE / «еЮЦШШШМ-ШУШаИ» 2022
УДК 502.3.330
Степаненко Т.О.
Государственный биотехнологический университет РР1: 10.24412/2520-6990-2022-12135-42-44 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Stepanenko T.O.
State Biotechnological University
LEGISLATIVE FRAMEWORK FOR ECOLOGIZATION OF NATURAL RESOURCES
Аннотация
В статье раскрыты вопросы законодательной базы в сфере экологизации природных ресурсов. Обосновано понятие «экологизации» и его содержания. Проанализированы нормативно-правовые основы экологических отношений в производственно-хозяйственной деятельности и в общей системе хозяйственно-правового регулирования.
Abstract
The article reveals the issues of the legislative framework in the field of ecologization of natural resources. The concept of "greening" and its content is substantiated. The regulatory and legal bases of ecological relations in production and economic activities and the general system of economic and legal regulation are analyzed.
Ключевые слова: экология, природные ресурсы, экологизация, законодательство, окружающая среда,, правовые институты.
Key words: ecology, natural resources, ecologization, legislation, environment, legal institutions.
Современное развитие экономики Украины становится все более экологически ориентированным, одновременно требует сохранения и воспроизводства природных ресурсов и их рационального использования независимо от социально-экономической ситуации в стране и способа производства. Исходя из национальных интересов, государство определяет стратегические цели, создавая благоприятные условия для выполнения задач по экологизации природных ресурсов.
Весомый вклад в решение проблем экологизации и охраны природных ресурсов внесли такие ученые правоведы и экономисты, как: Д. И. Баб-миндра, В. М. Будзяк, А. П. Гетьман [1], А. С. Да-ниленко, Д. С. Добряк, И. А. Игнатьева, А. С. Кол-басов, М. В. Краснова [3], Н. Г. Малышева [4], В. В. Петров [5], А. М. Третьяк, М. М. Федоров, О. В. Ходаковская, Ю. С. Шемшученко [8]. Учитывая многогранность научных мнений относительно экологических постулатов, еще большое количество вопросов согласно нормативно-правовых основ экологизации природопользования остаются открытыми и требуют обширного обоснования.
Во всем мире наблюдается постоянный рост интереса к проблемам внедрения новых технологий и оборудования в целях повышения экономичности и экологической безопасности производств. Сегодня рынок экологических товаров и услуг является одним из наиболее развивающихся в мире (лидирующие позиции занимают США, Япония, страны Западной Европы, в том числе Германия). К сожалению, Украина сегодня стоит на первой ступени перехода к «зеленой экономике». Решения вопросов
экологизации базируются на осуществлении следующих задач: 1) повышения эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и новой инфраструктуры; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение национальной безопасности [7, с. 468]. Эти основные задачи имеют опосредованное отношение к природопользованию.
Под природопользованием понимают область взаимодействия общества с окружающей средой, охватывающей процессы освоения и преобразования предметов и сил природы для удовлетворения потребностей общества [5, с. 15].
Впервые понятие «экологизации хозяйственного законодательства» в научное обращение ввел В. В. Петров, как «воплощение экологических императивов в содержание правовых норм, регулирующих разные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и других объектов. Задача экологизации - «привязать» требования природоохранных норм, обращенные ко всем природопользователям, к конкретным условиям хозяйственной деятельности предприятий и другим производственно-хозяйственным объектам; значение - в практической реализации модели взаимодействия экологических и экономических интересов, заложенной в нормах природоохранного законодательства, в условиях хозяйственной деятельности» [5, с. 70-71]. Более обобщенное понимание экологизации относительно осознания роли при-
«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #121131), 2022 / ШШБРЯГОБЖЕ
43
роды в жизни человека как нового этапа экологической культуры предоставляет М. Ф. Реймерс. Он определил экологизацию как общий процесс внедрения управленческих и технологических решений, позволяющих повысить эффективность использования природных ресурсов [6, с. 591]. Именно из этого института следует прямая зависимость человека и природы.
Достижение существенного баланса между человеческой деятельностью и защитой окружающей среды должно отвечать экологическим требованиям на каждом административном уровне. По мнению А. П. Гетьмана, следует выработать систему научно-обоснованных мероприятий, направленных на взаимодействие государственных структур, корпоративных объединений и общественных организаций по созданию экологически безопасной экономики, формированию нового экологического мышления всего населения страны и сохранению биологического разнообразия на основе устойчивого развития [1, с. 61].
С точки зрения нормативно-правовых основ выделяют отдельную категорию «экологизация права» и «экологизации законодательства», которые сопоставляются между собой от общего к конкретному. По утверждению Ю. С. Шемшученка и В. И. Олещенка «усиление внимания к обеспечению реальной «экологизации» всех отраслей права и соответствующего законодательства (налогового, бюджетного, хозяйственного и др.) следует определить одной из наиболее актуальных задач государственной политики Украины» [8, с. 10]. А вот распространение эколого-правовых норм в неэкологических отраслях позволяет конкретизировать и необходимым образом интерпретировать те или иные нормы по отдельным видам деятельности, специфическим условиям и субъектам.
В словаре юридических терминов А. К. Голи-ченкова понятие «экологизация законодательства» преподноситься как внедрение норм экологического права в акты отраслей законодательства, которые регулируют управленческую, хозяйственную, рекреационную и иную деятельность, которая в той или иной степени влияет на окружающую природную среду [2, с. 194]. По нашему мнению, экологизация законодательства, кроме норм экологического права, должна устанавливаться с учетом принципа обеспечения экологической безопасности, сохранения и восстановления биоразнообразия, экологической сбалансированности природопользования.
Успешность решения экологических проблем природопользования и природоустройства, которые возникают перед Украиной, в значительной степени зависит от активизации инвестиционной деятельности, установления стратегических приоритетов и инвестиционной привлекательности проектов природоохранного назначения внутреннего и внешнего капитала. Заложение предпосылок перехода к устойчивому развитию страны и достижения экологосбалансированного природопользования, с учетом экологизации и органического земледелия,
обусловлено созданием условий активизации инвестиционных процессов на многовекторных началах по привлечению и использованию отечественных и иностранных инвестиций. Усиление остроты и сложности экологических проблем в стране обуславливают необходимость применения инновационных технологических, технических, организационно-экономических решений в природопользовании на основе привлечения инвестиций, применения высоких технологий. Важное значение в современных условиях в этом вопросе уделяется внедрению наукоемких инновационных идей, природосберегающих технологий, организационных и управленческих новшеств.
Вопросы экологии природных ресурсов в нашем государстве регулируются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 22), Законом Украины «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 32), Законом Украины «О животном мире» (ст. 55), Законом Украины «О растительном мире» (ст. 39), Законом Украины «Об охране земель» (ст. 54), Законом Украины «Об отходах» (ст. 29), Законом Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (ст. 39), Водным кодексом Украины (ст. 21), Лесным кодексом Украины (ст. 55), Постановлением КМУ от 20.08.1993 г. № 661 «Об утверждении Положения о мониторинге земель» (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 21 августа 2019 г. № 760), Постановлением КМУ от 14.08.2019 г. №9 827 «Некоторые вопросы осуществления государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха», Распоряжением КМУ от 31.12.2004 г. № 992-р «Об одобрении Концепции Государственной программы проведения мониторинга среды от 05.12.2007 г. № 1376 «Об утверждении Государственной целевой экологической программы проведения мониторинга окружающей природной среды», Постановлением КМУ от 30.03.1998 г. № 391 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды» и многими другими законными и подзаконными документами. Все они устанавливают список требований людей к хозяйственной деятельности. И среди них можно выделить те, которые касаются необходимости осуществления хозяйственной деятельности способами, не причиняющими вреда природной среде.
Законодательство о природной среде в общем смысле нельзя отождествлять с экологическим законодательством. С социально-экономическим развитием и инновационными технологиями процессы целенаправленного использования природных ресурсов и их эксплуатация несколько доминируют над экологическим направлением. Эти тенденции приводят к тому, что экологическая составляющая природопользования уступает хозяйственно-экономической составляющей. По мнению Н. Р Малышева, «в Украине, как и в большинстве постсоветских государств, наряду с созданием широкой палитры нормативно-правовых актов экологической направленности, все еще сохраняется автономность, обособленность регулирования отношений в
•ШШБРШОБЖЕ / «еЮШШУУМ-ШУШаИ» #12(131), 2022
44
этой сфере от регламентации экономических и социальных процессов. Часто положительное влияние норм экологического законодательства нивелируется законодательством других отраслей, в первую очередь хозяйственного» [4, с. 34].
С научной точки зрения именно экологический общественный интерес должен лежать в основе правового регулирования отношений природопользования, а необходимость экологизации законодательства, как раз и регулирующего использования природных ресурсов, достаточно обоснована и необходима. В природном ресурсном праве, по мнению М. В. Красновой, в наибольшей степени должны отражаться экологические атрибуты природы, обусловленные ограничением использования природных ресурсов [3, с. 7].
Поэтому решение ряда проблем сводится к экологизации природопользования, которая имеет важное значение для экономики Украины. Экологическая политика направлена на применение системы мер, направленных на обеспечение качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов и создание надлежащих экологических условий для проживания. Поэтому решение ряда проблем сводится к экологизации природопользования, которая имеет важное значение для экономики Украины. Экологическая политика направлена на применение системы мер, направленных на обеспечение качества окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов и создание надлежащих экологических условий проживания.
На сегодняшний день чрезвычайно актуален вопрос охраны природы, составляющий процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих, юридических и других решений, организации производства, что позволит повышать эффективность использования природных ресурсов.
Для получения достоверной информации о влиянии производственных процессов на состояние окружающей среды и выявлении изменений, происходящих в окружающей среде под влиянием природных и антропогенных факторов, возникает потребность в организации экологического мониторинга, который осуществляется на четырех уровнях, а именно: локальном, региональном, государственном и глобальном.
Экологизация законодательства имеет всеобъемлющее значение и предполагает экологизацию сознания, как индивидуальную и общественную,
УДК: 342.9
различных видов практической деятельности, связанной с влиянием на природу, экологизацию нормативно-правовой системы, а также непосредственное внедрение эколого-правовых предписаний во все области законодательства. Основной целью экологизации законодательства в сфере природных ресурсов должно стать формирование эко-логогобезопасного хозяйственного использования природных ресурсов на базе соответствующих нормативно-правовых основ.
Список литературы
1. Гетьман А. П., Соколова А. К., Анисимова Г. В. Правовая охрана окружающей среды: современное состояние и перспективы развития: монография. - Х.: Право. 2014. - 784 с.
2. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский дом «Горо-дец», 2008. - 448 с.
3. Краснова М. В. Методологические основы современного экологического права: Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко: Юридические науки. 2012. - С. 5 - 8.
4. Малышева Н. Г. Разработка Экологического кодекса Украины - закономерный этап законотворческих работ в области охраны окружающей природной среды / Современные проблемы систематизации экологического, земельного и аграрного законодательства Украины: сборник научных трудов Круглого стола (18 марта 2011 г.). - К.: ВГЛ «Горизонты». 2011. - С. 33 - 39.
5. Петров В. В. Экология и право. - М.: Юрид. лит. 1981. - 224 с.
6. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Думка, 637 с.
7. Степаненко Т.О. Учет показателей экологизации при природоустройстве. Экономические чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летнему юбилею профессора В.И. Ши-яна, 19 фев. 2021 г. / Харьков. нац. аграр. ун-т им. В.В. Докучаева. - Х.: ХНАУ. 2021. С. 468 - 471.
8. Шемшученко Ю. С., Олещенко В. И. Проблемы развития экологического права и законодательства на современном этапе / Актуальные проблемы правового обеспечения экологической безопасности, использования и охраны природных ресурсов : материалы международной научно-практической конференции, 9 - 10 октября 2009 г. - Х.: Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого, 2009. - С. 10 - 13.
Ярцев Валентин Дмитриевич
Студент
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Пономарев Александр Валерьевич Кандидат юридических наук, доцент кафедры, административного и финансового права РР1: 10.24412/2520-6990-2022-12135-44-47 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ