УДК 347.1
ЗАКОН В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В.В. Оксамытный
Статья посвящена закону как исходной формы внешнего выражения права. В силу своего значения закон рассматривается важнейшим компонентом системы источников права современных государств, возглавляя их иерархию и классификацию. Ключевые слова: право; закон; законодательство; источник права; государство; легиспруденция.
Закон и законодательство были и остаются сердцевиной, стержневым элементом правовой системы во всяком государственно-организованном обществе. Знаменательно, что первому в мире официальному учебнику права (533 г.) было предпосвящено обращение императора Юстиниана со словами «Cupidae legum juventuti» («Юношеству, желающему изучать законы»). А ранний из опубликованных первым российским профессором права С.Е. Десницким курсов лекций имел название «О пользе знания отечественного законоискусства» (1778 г.). Не менее существенным предстает сегодняшнее обращение к той части правового наследия различных народов, что отражается в законодательном массиве их государств, в теоретических обобщениях законоведов.
Развитие законодательства, отражающее прогресс общества, приводит к существенному изменению понятия закона. В традиционно-религиозных правовых системах Востока божественный закон в силу синкретичности его содержания был однозначной основой общества, государства, и в целом мироздания.
Со временем происходит разъединение понятия закона на ряд его разновидностей - божественный закон, естественный закон, человеческий (собственно юридический) закон. Одним из важнейших аспектов этого процесса становится существенное изменение правопонимания: вместо явления несотворимого в праве видят теперь продукт деятельности людей.
С появлением конституционных или парламентарных государств, строящихся на принципе разделения властей, создание законов признается единоличной функцией народного собрания, которое лишь в особых случаях может временно делегировать отдельные свои законотворческие полномочия исполнительной власти. Закрепившиеся тенденции отражаются и в определении самого законодательного акта, который рассматривается как важнейшее правило поведения в обществе, принимаемое и утверждаемое носителем первичной воли народа.
Если же воспринимать закон в качестве базового элемента современных источников права, то на сегодня закон предстает обладающим высшей юридической силой нормативным правовым актом, принятым в особом порядке непосредственно народом путем референдума или его представительным (законодательным) органом и создающим важнейшие (в том числе первичные) нормы государства.
Закон, определяя суть нормативно-правовой системы государства, трактуется традиционно в нескольких основных значениях:
• как нормативный правовой акт, принимаемый носителем законодательной власти в государстве;
• как любая правовая норма абстрактного и общего характера;
• как позитивное право, установленное и исходящее от государственной власти.
Последняя трактовка закона требует осмысления и аргументации. Для государства как особого института общества, призванного им управлять, возникает необходимость оперативного реагирования на реальные жизненные ситуации и обстоятельства. Чему далеко не всегда служат нормы обычаев, ритуалов или обрядов как привычные в исполнении правила поведения, которые складываются исторически в результате частого повторения и сохраняются в течение длительного времени.
Помимо собственного понятийного значения, закон становится первоосновой для многочисленных производных понятий и терминов современного российского юридического языка [4, 316-318]. Наиболее востребованными в настоящее время являются следующие из них:
• законность - принцип (требование), а также состояние, характеризующиеся процессом и результатом неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми субъектами права, т.е. органами публичной власти, чиновниками, гражданами и их объединениями; положение, при котором жизнь общества упорядочена и охраняется законом в широком понимании;
• законный, т.е. соответствующий закону, признанный или допускаемый законом; действующий на основе закона в его широком понимании;
• законные интересы - правомерные стремления субъекта к достижению определенных благ, защищенных правом;
• законодательная власть - первичная ветвь государственной власти, которой народ делегирует право его верховного представительства и принятия важнейших актов государства;
• законодательная инициатива - право официального внесения законопроекта в парламент в соответствии с установленной процедурой; она влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своих заседаниях;
• законодательный орган - государственная организация, на которую основным законом страны в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти;
• законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по рассмотрению законопроекта, принятию и промульгации (подписания, обнародования и введения в юридическую силу) закона;
• законодательство - совокупность законодательных актов государства (в узком, научном значении); совокупность источников права общегосударственного значения (в широком, практическом значении). Также выделяют национальное (внутригосударственное) и международное законодательство, отраслевое и региональное (субъектов федерации) законодательство;
• законопослушание (законопослушное поведение) - действия, основанные на согласовании с законом; поведение, соответствующее правовым предписаниям в целом;
• законосовещательный орган - учреждение, создаваемое для рассмотрения законопроектов без права их принятия. Характерно для исторически ушедших форм правления, однако и сейчас имеет место в ряде ближневосточных монархий;
• законотворчество - процесс создания законов путем прямого волеизъявления народа или посредством деятельности
242
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2)
законодательного органа государств, предполагающей определенный порядок (стадии) их принятия и введения в действие.
Не менее распространенными юридическими понятиями являются производные от римского термина lex (leges, legalis). Приведем наиболее известные из них:
• легиспруденция - последовательно складывающаяся в рамках юриспруденции наука о законах (законоведение)13;
• легальность - признание какой-либо организации, процедуры, должности или общественного отношения, которые осуществляются на законных основаниях;
• легитимность - политико-правовое понятие, означающее позитивное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти;
• легализация - узаконение, т.е. придание законной силы определенным действиям субъектов права или явлениям, имеющим юридическое значение; подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц;
• легислатура - синоним понятия «законодательный орган»; синоним применяемого в конституционном праве понятия «созыв», т.е. срока полномочий или фактического периода, в течение которого парламент (или его палаты) действовали в данном избранном составе;
• легисты - средневековые юристы, способствовавшие рецепции римского права в Западной Европе.
Закон последовательно начинает занимать ведущее место в системе источников права государств и в настоящее время отвечает следующим характеристикам:
• юридический закон появляется как феномен государственно-правового развития, создаваемый на основе права и для реализации его возможностей;
• закон занимает особое место в иерархии источников права;
• законодательная власть осуществляется совместно парламентом и главой государства;
• законодательные компетенции эксклюзивны и могут быть лишь в исключительных случаях и в специальном порядке делегированы определенным органам власти;
• закон проявляет себя двояко, как в материальном смысле (акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера), так и в формальном качестве (акт, изданный законодательным органом безотносительно содержащихся в нем юридических норм);
• закон утверждается как руководящее начало правового государства в качестве идей законности и верховенства закона;
• основные отрасли права закрепляются посредством принятия законодательным органом кодифицированных актов;
• в рамках национальной юриспруденции оформляется совокупность знаний, обобщаемая проблемами законотворчества, законодательной техники, законодательства и его толкования;
• со временем актуализируется и обращение к проблемам применения законов и их эффективности.
В то же время наметилась тенденция к объединению усилий юристов различных стран в разработках теоретических основ законотворчества и законодательства, чему способствовали:
• осознание необходимости учета накопившегося опыта государств в законотворческом процессе;
• развитие систем универсальных, региональных и локальных международных организаций с собственным законодательством;
• процессы сближения правовых систем различных стран в рамках современных интеграционных процессов в мире;
• необходимость этой связи гармонизации и унификации национальных законодательств;
• появление проблем «модельных законодательных актов» и «самоисполняющихся» законов международных организаций.
Следствием подобной тенденции выступает создание специальных национальных и международных объединений
юристов в этом направлении. В частности, образование в конце прошлого века Европейской ассоциации содействия законодательству, в которую ныне входит законодатели и ученые из более чем 50 стран, а также десятки национальных ассоциаций содействия законодательству.
Предыдущие характеристики констатируют преимущество закона, ставящего его по всем показателям выше других источников права. Закон фиксирует себя как письменный, прямой, официальный и предписанный источник.
В качестве неизменной составной части закон присутствует во всех современных системах источников права и чаще всего возглавляет последние. Их реальное положение и роль в правовом регулировании определяются сложившейся иерархией, которую можно представить как обусловленное совокупностью факторов, выраженное в правовой форме и проявившееся во взаимных связях, расположение источников права на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства [6, 37-45].
Иерархию источников права определяет:
• степень непосредственного выражения согласованной воли государственно-организованного общества;
• степень общности (абстрактности) норм права;
• значимость (важность) регулируемых общественных отношений;
• комплексный характер актов (кодифицированные акты имеют преимущество перед иными, менее сложными актами);
• непосредственность или делегированность нормотворческих полномочий органов, принимавших те или иные акты;
• надведомственный характер компетенции.
Перечисленное также констатирует преимущество закона, ставящего его по всем показателям выше других источников права. В качестве неизменной составной части закон присутствует в подавляющем числе систем источников современных государств и чаще всего, возглавляет их. Своими специфическими особенностями закон отличается от иных форм внешнего закрепления права:
• по степени выражения интересов общества и государства, поскольку нормативно выражает волю народа как результат согласования различных социальных интересов;
• по форме, являясь базовым, первичным нормативным правовым актом (в отличие, например, от подзаконного акта — производного специализированного регулятора);
13 Русский философ и политический деятель Я.П.Козельский (1728-1793) писал в «Философских предложениях»: «Философы называют знание употребительных на свете законов юриспруденцией несправедливо, а лучше такое знание называть легиспруденцией, т.е. знанием законов, не юриспруденцией, т.е. знанием прав» [5, 236].
• по юридической силе как акт высшей юридической силы (все остальные акты должны издаваться на основе закона, исходить из закона, не противоречить закону);
• по органу принятия, которым должен быть народ или представляющий его законодательный орган, т.е. принимается непосредственным или опосредованным волеизъявлением граждан;
• по процедуре принятия, которая обычно обусловлена конституцией страны и/или специальными законами, а также регламентами палат законодательного органа и предусматривает обязательные процедуры законотворческого процесса;
• по сфере действия, которая охватывает все население страны и ее территорию;
• по длительности действия, поскольку характеризуется наибольшей стабильностью своих положений;
• по предмету регулирования, отражающему наиболее значимые сферы государственной и общественной жизни, которые зачастую оговариваются в конституции и/или специальных законах.
Так, к вопросам, которые могут быть урегулированы только законом, а следовательно, не должны быть предметом указов, постановлений и иных подзаконных нормативных актов, в российской Конституции отнесены [1; 3, 370]:
• правовой статус граждан, включая основные права и свободы, способы их охраны, юридическую ответственность и применение мер принуждения по отношению к гражданам;
• условия создания и деятельность партий и общественных объединений;
• порядок формирования и работы органов представительной, исполнительной и судебной власти;
• вопросы конституционного порядка;
• установление, отмена и изменение всех видов налогов;
• юрисдикционное законодательство (уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданско-процессуальное и административное законодательство, законодательство о судоустройстве, прокуратуре, адвокатуре, других правоохранительных органов);
• семейное законодательство;
• правовой статус средств массовой информации.
Аналогично определяются сферы, подлежащие исключительно законодательному урегулированию в зарубежных конституционных актах.
К примеру, ст. 164 Конституции Швейцарии устанавливает, что «все важные законотворческие акты издаются в форме федеральных законов» [2; 3, 370-371]. К ним относятся, в частности, основополагающие акты о:
• реализации политических прав;
• ограничениях конституционных прав;
• правах и обязанностях лиц;
• круге налогооблагаемых лиц, а также предметах и размерах налогов;
• задачах и деятельности Конфедерации;
• обязанностях кантонов по применению и исполнению норм федерального права;
• организации и деятельности федеральных органов власти.
Конечно же, как показывает сравнительный экскурс, системы источников права в современных государствах строятся с учетом их цивилизационных связей, принадлежности к определенной группе правовых семей, формы правления и государственного устройства, исторических особенностей и традиций, места религии в официальной структуре государства.
На место закона могут претендовать религиозные каноны, племенные традиции и сложившиеся обычаи, если речь идет о правовых системах стран, признающих их нормативность и общеобязательность.
В так называемых социалистических странах в праве главенствуют не законы, а партийно-административные решения.
В государствах англо-американского права исторически на ведущих позициях в системе источников закреплялся судебный прецедент как результат правотворчества судей.
В то же время закон определяет иерархию источников права большинства стран современного мира, отвечая своей сущности - быть выразителем воли народа непосредственно или путем принятия органом, представляющим его интересы посредством законодательных процедур.
The article is devoted to the law as the original form of legal external expression. Because of their importance the law is considered an essential component of the sources of law of modern states, leading their hierarchy and classification. Keywords: law; the law; legislation; source of law; the state; legisprudence.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 4398.
2. Конституция Швейцарской Конфедерации /Вступ. ст. и пер. с нем. С.Л.Авраменко. М., 2001
3. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
4. Оксамытный В.В. Юридическая компаративистика: Учебный курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
5. Правовая мысль: Антология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
6. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Н.Новгород: Изд-во НА МВД РФ, 2002.
Об авторе
Оксамытный В.В. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, руководитель Научного центра сравнительного правоведения Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова