Научная статья на тему 'Закон, совесть и покаяние Бориса Березовского'

Закон, совесть и покаяние Бориса Березовского Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / СКОРОБОГАЧИ / ВОРОБОГАЧИ / БЕРЕЗОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич

Теперь как никогда требуется научное исследование личностных особенностей скоробогачей (олигархов). Это очень нужно, нужно для противодействия и освобождения. Обращает на себя внимание то, что в отличие от них, у даровитых промышленников-миллионщиков Российской империи, продвинувших страну в конце XIX – начале XX вв. в хозяйственно передовую, чувство долга, похоже, всё же имелось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон, совесть и покаяние Бориса Березовского»

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.А. Шестаков*

ЗАКОН, СОВЕСТЬ И ПОКАЯНИЕ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО

Выжимка: Теперь как никогда требуется научное исследование личностных особенностей скоробогачей (олигархов). Это очень нужно, нужно для противодействия и освобождения. Обращает на себя внимание то, что в отличие от них, у даровитых промышленников-миллионщиков Российской империи, продвинувших страну в конце XIX — начале XX вв. в хозяйственно передовую, чувство долга, похоже, всё же имелось.

Ключевые слова: совесть; скоробогачи; воробогачи; Березовский.

D.A. Shestakov

LAW, CONSCIENCE AND BORIS BEREZOVSKY’S REPENTANCE

Summary: Now, more than ever, scientific research of the personal characteristics of oligarchs is needed. This is strongly required for prevention and liberation. The most important is that, in contrast to such oligarchs, gifted manufacturers-millionaires of the Russian Empire advancing and promoting the country at the end of XIX — beginning XX century in the economic leader seemed to be guided by their sense of duty.

Key words: conscience; oligarchs; thieves; Berezovsky

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Русская пословица

Совесть. Заявленная В.Г. Шарыгиным в очередной раз нравственно-правовая тема,1 на этот раз тема закона и совести, побудила меня обратиться к народной мудрости. Мне попалась в руки блестящая статья, посвящённая анализу русских пословиц и поговорок о совести. Её автором, Райсой Мауткалиевной Хайдаровой, обнаружены в кратких изречениях, веками переходивших из уст в уста, все необходимые науке о преступности грани представлений о совести.2

* Дмитрий Анатольевич Шестаков — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, соучредитель, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: shestadi@mail.ru.

© Д.А. Шестаков, 2013

1 Шарыгин В.Г. Феномен предательства в новой и новейшей истории России (криминологический взгляд) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2008. — № 2 (15). — С. 190—199.

2 См.: Хайдарова Р.М. Концепт «совесть» в

русских пословицах и поговорках. URL: http:// festival.1september.ru/articles/415189/. (дата обращения: 01.05.2013).

Муки совести, как расплата за преступление: «Злая совесть стоит палача», «Совесть спать не даёт», «Чёрной совести и кочерга виселицей кажется».

Усыпление собственной совести как психологическая самозащита: «Заскорузлой совести не проймешь», «У него совесть

— дырявое решето», «У тебя совесть что розвальни: садись да катись», «С его совестью жить хорошо, да умирать плохо».

Противопоставление совести и имущественного процветания: «Рубаха черна, да совесть бела», «Хоть мошна пуста, да совесть чиста».

Высокая оценка народным сознанием совестливости, связь совести со стыдливостью и верой в Бога: «Добрая совесть не боится клевет», «В ком стыд, в том и совесть», «За совесть да за честь — хоть голову снесть», «Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука».

Совесть выше справедливости, которая тяготеет к равенству содеянного и кары. На Руси говорилось: «Нет чуда, если праведника спасти, но преславно грешника помиловать, в разум истинный привести» (Иван Неронов, религиозный деятель XVII в.).3

3 Мудрость Древней Руси / Сост. Ю.И. Смирнов. — СПб.: Паритет, 2009. — С. 119.

38 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

Представление о совести требуется науке о преступности не только для осмысления личности преступника либо, напротив, человека, преодолевшего соблазн преступления, но и для оценки закона. В нынешних условиях совесть криминолога, по моему мнению, предполагает откровенное осуждение законодателя, если тот служит не Родине, а кучке воробогачей, сосредоточивших в своих руках богатство и власть.

Покаяние. Пока готовится в печать очередной номер нашего журнала с отчётом о прошедшей в Клубе беседе, посвящённой закону и совести, средства распространения сведений сообщили о том, что совесть вдруг проснулась у особо опасного преступника, Бориса Абрамовича Березовского. Воробогач («олигарх»), нашкодивше заискивая и совестливо каясь в «ошибках», обратился к президенту России В.В. Путину с просьбой принять провинившегося обратно на Родину. Березовский ностальгически затосковал и вскоре умер, впрочем, при пока не выясненных обстоятельствах.

По этому случаю Владимир Жириновский, как почти всегда в точку, подметил внешнее сходство Березовского не то с Мефистофелем, не то с Троцким. Схвачено верно, похожи они вместе также на Ульянова-Ленина. У всех четверых в лице есть нечто дьявольски-нечистое, лукавое и злобное. Если приглядеться, то что-то общее обнаружится в обличии и остальных нынешних воробогачей от А (Абрамовича) до Х (Ходорковского). К троцкистско-ленинской физиогномике применимы слова Гёте о Мефистофеле:

Es steht ihm an der Stirn geschrieben,

Dafl er nicht mag eine Seele lieben.

Johann Wolfgang von Goethe. Faust4

Радио и телевидение затрезвонили... Ах, он, возможно, покончил с собой! Ох, он затосковал вдруг по русской Родине! Или же, ещё того хуже, не получил ли он ответ-

4 Лежит печать на злом его челе, что никого-то он не любит на Земле. (И.-В. Гёте. Фауст. В переводе Н. Холодковского).

Криминология

ную дозу полония за убиенного таким же способом Литвиненко? А может быть, обедневшее сердце не вынесло потери денег? И каких денег! Ведь сколько наворовано? Сколько куплено на краденное?! Поместья! Одной лишь виллы на Лазурном берегу «Шато де ла Гаруп» разве не жаль? А бразильский футбольный куб «Корин-тиас», а 50-метровая яхта «Шато де ла Гаруп»!.. Сколько женщин за всё это чудо его любили!

Средства распространения сведений с восхищением подсчитывают миллиарды (что-то около трёхсот, кажется), ловко вытянутые Абрамычем из российского кошелька и частично прилипшие к рукам его вдовушек. Странный восторг. Это ведь оценка ущерба, причинённого преступлениями, примерно то же самое, что азартный пересчёт жертв серийных убийц, таких как Пичушкин или Чикатило.

Скажу, что для криминологии не столь уж любопытно, скончался ли Березовский от разрыва сердца или от полония, сам ли он наложил на себя руки. Вообще не суть важно, умер ли тот или иной во-робогач или жив, Борис Абрамович ли он или Роман Абрамович. (Разница между этими двумя воробогачами — разве что в названиях объектов недвижимости, яхт и футбольных команд, использованных, по всей видимости, для отмывания денег, да в ударении на разные слоги отчества или фамилии.)

Значимо другое. А именно, вернутся ли украденные упомянутыми и другими воробогачами деньги российскому государству? Будут ли собратья по антидуху и дальше выкачивать из страны алюминий, нефть, лес... — да ещё не платя налоги, через офшоры? Станут ли некоторые из них по-прежнему заказывать убийства и укрывать террористов от правосудия?

Любовь. Теперь вопрос криминологокриминалистический. Обратим внимание на то, что в официальных сообщениях пока не озвучены сведения, указывающие на самоповешение Бориса Абрамовича, в том числе о самозатягивающейся петле. Пока было сказано о шарфе, обнаруженном в злосчастной ванной комнате. Удушил себя, а потом положил кашне рядом с собственным трупом? Картина получается

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

не очень убедительная.

Если же предположить убийство и задуматься о возможном мотиве, то в данном случае нельзя исключить его корыстносемейную обусловленность. Не тянущиеся ли к богачу и богатству ласковые ручки затянули шарфик-то? Или хотя бы только всплескнули, подавая знак к исполнению приговора?.. В отношении Бориса Абрамовича расследуются шесть уголовных дел. На его имущество наложен арест. Физическое устранение Березовского могло преследовать цель прекращения уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого. Затем можно было бы добиваться снятия ареста на имущество преступника, и возвращения его, таким образом, в наследственную массу. Понятно, что это только одна из версий.

Что у них общего? Для чистой же криминологии, точнее даже для её отрасли — политической криминологии — Березовский представляет определённый интерес как выраженный современный воробогач (если хотите, «олигарх»). В нём сосредоточены едва ли не все отличительные влечения неширокого круга этих наивреднейших для России людей. К чему всеми силами души рвался покойный?

Березовский устремлялся к захвату налаженного до него крупного производства, обеспеченного сбытом (АО «ЛогоВАЗ»

— дилер АвтоВАЗа), к внедрению в добывающую промышленность («Сибнефть»), к подчинению себе средств распространения сведений и установлению в них своей цензуры (Борис Абрамович — учредитель и акционер телевизионной компании ОРТ, МНВК «ТВ-6», спонсор «Независимой га-

зеты»). В конечном счёте, он вместе с сообществом наших воробогачей под видом борьбы за «либеральные ценности» пытался подмять под себя саму государственную власть, залезть в её сердцевину (при президенте Ельцине Абрамыч был даже заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, и на этом посту, надо признать, ему действительно удалось немало навредить упорядочению положения в Чечне). Как и другие воробогачи Березовский был связан с противороссийскими силами (поддержка направленных против нашей страны «цветных революций»). Согласно сообщениям прессы, среди употреблявшихся им преступных средств — обман, присвоение чужого, уклонение от уплаты налогов, выведение доходов из России, обработка общественного мнения, а также, о чём неоднократно сообщалось, организация расправ над неугодными людьми.

Что ещё присуще большинству свалившихся нам на голову воробогачей? Теперь как никогда требуется научное исследование их личностных особенностей. Это очень нужно, нужно для противодействия и освобождения. Обращает на себя внимание то, что в отличие от них, у даровитых промышленников-миллионщиков Российской империи, продвинувших страну в конце XIX — начале XX вв. в хозяйственно передовую, чувство долга, похоже, всё же имелось.

Березовский вроде бы умер, а причинённый им России вред не возмещён. Вот, что плохо. А запомнится он, хотя — по словам председателя ЛДПР — и смахивающим на беса, но в общем, смешным в своей тяге к деньгам и власти, суетным и бессовестным мошенником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.