Научная статья на тему 'Закон Об образовании 2012 г. И система подготовки профессиональных кадров'

Закон Об образовании 2012 г. И система подготовки профессиональных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОН РФ / НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION LAW OF RUSSIAN FEDERATION / CONTINUOUS SYSTEM OF LIBRARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Елена Валериевна

Рассмотрены общие вопросы влияния Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на сложившуюся систему непрерывной подготовки библиотечных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law on education of 2012 and the system of professional training

Discusses the General issues of influence of the Federal Law «On education in the Russian Federation» (2012) in the existing system of continuous training of library specialists.

Текст научной работы на тему «Закон Об образовании 2012 г. И система подготовки профессиональных кадров»

УДК 37.014.15: 378.2

Е.В. Панкова

Закон об образовании 2012 г. и система подготовки профессиональных кадров

Рассмотрены общие вопросы влияния Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на сложившуюся систему непрерывной подготовки библиотечных кадров.

Ключевые слова: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», непрерывная система библиотечного образования.

E.V. Pankova

The law on education of 2012 and the system of professional training

Discusses the General issues of influence of the Federal Law «On education in the Russian Federation» (2012) in the existing system of continuous training of library specialists.

Keywords: Law of the Russian Federation, «On education in the Russian Federation», continuous system of library education.

В современных условиях профессионализм сотрудника, способного решать вновь возникающие задачи, требует высокого уровня подготовки, которая занимает достаточно много времени и не заканчивается дипломом об образовании. Идея ЮНЕСКО «Образование через жизнь» активно реализуется в системе повышения квалификации и самообразования. Тем не менее, самообразование и повышение квалификации наиболее эффективны как надстройка над базовым уровнем полученных знаний, умений и навыков.

Формирование базовых профессиональных компетенций, способность видеть проблему и принимать решение формируются в системе образовательных учреждений по четко созданным и проработанным методикам.

Профессиональное образование трактуется как «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности». Это «одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни. В России базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности» [1, с. 223-224].

Учебные заведения среднего и высшего библиотечного образования очень внимательно реагируют на изменения, происходящие в образовательном процессе. Введение новых стандартов, принятие законов и нормативных актов требуют принятия новых управленческих решений. При этом всегда существует боязнь потерять тщательно сформированные связи и разграничения при подготовке библиотечных специалистов на разных ступенях профессионального образования.

Библиотечное образование не имеет начального профессионального звена, так что современное объединение в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) учреждений начального профессионального и среднего профессионального на одном уровне - среднего профессионального образования (правда, с разным уровнем профессиональной подготовки: квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена) - не вносит изменений в существующую систему подготовки специалистов среднего звена. А может, в современных условиях задуматься о подготовке рабочих кадров (клерков) для библиотек, которые могли бы выполнять техническую работу: подбор литературы в закрытом доступе по шифру книги, сканирование документов, регистрация выдачи и возврата литературы средствами автоматизированных систем и т.п.? Отметим, что в новом Законе (2012 г.) не нашла отражение подготовка прикладных бакалавров, проводимая в настоящее время в рамках эксперимента (2009 - 2014 г.). Таким образом, можно ожидать внесения изменений в Закон или признания результатов эксперимента противоречащими формируемой системе подготовки кадров (поскольку первоначально ставилась задача подготовки прикладных бакалавров на уровне среднего профессионального образования).

Высшее профессиональное образование представлено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) тремя уровнями - бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). Эта градация соответствует международной практике, закрепленной в Болонской декларации о Зоне европейского высшего образования (1999 г.), к которой Российская Федерация присоединилась в 2003 г.

Взаимодействие учебных заведений среднего и высшего профессионального образования переживало разные этапы: от полной независимости до сотрудничества.

Первоначально система «техникум (колледж) - вуз» создавалась по инициативе руководителей учебных заведений на основе договоров о сотрудничестве (1990-е гг.). Преимущества такой системы очевидны: вуз получает подготовленного и мотивированного студента, с которым можно продолжать научно-исследовательскую работу, не размениваясь на формирование базовых знаний, умений и навыков; техникум (колледж) предоставляет своим выпускникам перспективу профессионального рос-

та. Эффективность функционирования такой системы достигается за счет координации и взаимного согласования учебных планов и программ.

Закон «Об образовании» (1992 г.) и государственный образовательный стандарт (ГОС) второго поколения (2003 г.) ввели возможность учета в учебных планах высшего и среднего звена дисциплин общепрофессионального и специального циклов за счет их одинаковых названий в высших и средних специальных учебных заведениях. В структуре среднего библиотечного образования выделили два уровня подготовки: базовый и повышенный, обеспечивающий углубленную подготовку специалистов среднего уровня (именно на базе повышенного уровня было предложено сформировать систему «Прикладного бакалавриата» [2]). В свете вновь формируемой системы профессиональной подготовки кадров дополнительный год обучения ничем не оправдан ни с точки зрения работодателя, ни с точки зрения высшего учебного заведения.

Введение нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закрепило те изменения, которые сложились к настоящему времени в образовательной сфере и отражены в т.ч. в ФГОС 3-го поколения (2010 г.). Отметим, что в новом Законе закреплено право специалиста со средним профессиональным образованием на обучение в образовательной организации высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (ст. 24). Ст. 34 регламентирует возможность создания порядка зачета учебных предметов, освоенных в других организациях. Эта законодательная норма возвращает порядок согласования учебных планов среднего и высшего профессионального уровней с целью формирования непрерывной индивидуальной траектории обучаемого.

Стоит отметить закрепление в Законе сетевых (с использованием различных организаций) и электронных дистанционных форм обучения. Формирование данного направления стало возможным лишь в последнее время. Оно предполагает широкое использование мобильных форм получения доступа к образованию каждого, а, следовательно, наличие хорошей материально-технической, юридической и методической базы для его реализации как у образовательной организации, так и у обучаемого. Переход современной системы образования от информационной (знание-вой) к компетентностно-ориентированной требует от обучаемого активного участия в практической деятельности уже в момент освоения профессиональной программы. Предложенные формы обучения использовались и ранее (практики, стажировки, участие студентов в научноисследовательской и проектной деятельности). К сожалению, лишь небольшая часть студентов могла принимать участие в исследовательской деятельности вуза, или «жертвовать» образовательным процессом для участия в исследовательской деятельности иного учреждения (особенно, если оно расположено в другом городе или стране). Использование дис-

танционных форм обучения позволит студентам, участвуя в исследовательской деятельности, в т.ч. международной, не прерывать процесс обучения. Тем более, что ФГОС подготовки бакалавра отводит на аудиторную работу не более 50% учебного времени, а остальное время относит к самостоятельной работе студента. Есть надежда, что эти формы обучения получат свое подробное юридическое, методическое и материальнотехническое обеспечение (без потери качества образования).

В целом, принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) не изменил практику, сложившуюся в системе «техникум (колледж) - вуз», хотя и создал определенные коллизии в разграничении профессиональных компетенций специалистов средних профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Примечания

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.: ил.

2. О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования: пост. Правительства РФ от 19.08.2009 № 667 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 35. Ст. 4232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.